Конспект урока русского языка Типы текстов 3 класс

Реализация ФГОС на уроках русского языка в 3 классе

Разработала урок: Скрябина Маргарита Валерьевна, учитель начальных классов МБОУ г. Иркутска СОШ № 24

Урок русского языка, 3 класс
Тема урока: Типы текстов

1.Краткая аннотация.
Тип урока: открытие нового знания. Использование проблемно-диалогической технологии.
2.Учебник «Русский язык», 3 класс, Л.Я.Желтовская, О.Б.Калинина
3.Уровень обученности школьников: высокий – 19%, средний – 61%, низкий – 20%
4.Форма организации учебной работы: фронтальная и групповая.
5.Полное описание разработки.

Цель урока:
Формировать представление учащихся с дифференциацией текстов по их значению (речевой задаче); организовать наблюдение над особенностями текстов разных типов, их структурой.

Планируемые результаты:
предметные: учащиеся научатся различать основные типы текстов: описание, рассуждение, повествование.
личностные: проявят учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; получат возможность расширить границы знаний по теме «Текст», научатся давать самооценку своей деятельности на уроке.
Универсальные учебные действия:
регулятивные: совместно с учителем определят тему и задачи урока; будут учиться работать по предложенному плану.
познавательные: в ходе наблюдений научатся отличать тексты по их речевой задаче; научатся различать особенности разных типов текстов, их структуру.
коммуникативные: будут учиться умению слушать и слышать учителя, мнение других учащихся; сотрудничать в ходе совместной работы; грамотно и четко выражать свои мысли по теме урока.

Оборудование: УМК «Планета знаний» учебник «Русский язык», 3 класс, Л.Я.Желтовская, О.Б.Калинина, карточки с заданием; листы самооценки, схема «Типы текстов».


Этапы урока
Цель
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

Организационный момент
Проверит готовность учащихся к уроку
Мотивировать учащихся на работу на уроке, побуждать к получению нового знания
Приветствие:
Прозвенел опять звонок.
Начинается урок.

Я тетрадочку открою
И как надо положу.
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь!

Проверяют свою готовность к уроку;
Занимают правильную посадку за столом;
Настраиваются на предстоящую работу.

Актуализация знаний
Повторить изученный материал, необходимый для открытия нового знания.



Развитие внимания, мышления, повторение правил проверки орфограмм в корне слова, знаний частей речи.




Отработка свободного выполнения соединений букв









Повторить знания о предложении и тексте, подготовить к определению темы урока.
Работа в тетради.
-Откройте тетради, запишите число, классная работа
1.Минутка чистописания
На доске написаны слова:
ст..рик
лнивый
всит

- Прочитайте слова. Определите, что в них общего? Чем различаются?
- Докажите сою точку зрения.

- Цепочку для минутки чистописания составим из 3-х букв. Первая – обозначает мягкий согласный звук в имени существительном. Вторая – твердый согласный звук в глаголе. Третья – безударный гласный в имени прилагательном.
- Что это за буквы?

На доске: Рте Тер Ерт

Запишите цепочку в тетрадь, соблюдая закономерность

ФИЗМИНУТКА (пальчиковая гимнастика)

2. Работа с предложениями.
На доске появляется запись:

Вечером поднялась_______. Засвистал в соснах________. Сухой _____ закружился по земле. С неба повалили белые ______.

- Прочитайте. Что затрудняет понимание смысла прочитанного? Какого члена предложения не хватает?
Предлагаются подлежащие: метель, ветер, хлопья, снег
-Добавьте подходящие подлежащие. Запишите предложения. Подчеркните главные члены.
- Определите, какие предложения по цели высказывания у вас получились? По интонации?
Приступают к оформлению работы в тетради.

Читают слова, определяют, что пропущена орфограмма безударная гласная в корне слов. Доказывают, подбирая проверочные слова, записывают у доски.
старик – стар, ленивый – лень, висит-виснет
Отмечают, что записаны слова разных частей речи:
старик (кто?) – имя существительное ленивый (какой?) – имя прилагательное висит (что делает?) - глагол


Ученики определяют, что это буквы р,т,е



Ученики выявляют закономерность, красиво и аккуратно прописывают буквы








Ученики отмечают, что не понятно о ком и о чем говорится в предложениях. Определяют, что не хватает подлежащих.
Записывают получившиеся предложения. Разбирают, указывая главные члены.



Анализируя предложения, приходят к выводу, что все предложения по цели высказывания повествовательные, по интонации невосклицательные.

Определение темы урока
Мотивация учащихся к определению темы урока на основе имеющихся знаний
- Можем ли назвать записанные нами предложения текстом? Докажите свою точку зрения.
- Какова тема данного текста?

- Определите тему нашего урока? Чему будем учиться?
Учитель обобщает. Открывает тему урока:
«Типы текста».
Определяет учебные задачи.
- Сегодня продолжим работу с текстом.
- Научимся различать разные типы текста по их речевой задаче.

ФИЗМИНУТКА (подвижные упражнения)
Ученики высказывают разные точки зрения. Приходят к выводу, что записан текст (несколько предложений связанных между собой по смыслу, все предложения объединены одной темой)



- предположения учащихся (будем работать с текстом)

Основной этап урока.
Открытие «нового» знания
Наблюдение над разными речевыми задачами текстов; учить различать тексты: повествование, рассуждение, описание.









Учащиеся учатся наблюдать, рассуждать, выделять главное, делать выводы.
Работа в парах.
Учащиеся получают листки с заданиями, на которых написаны три разных текста.
Выполняют задания.
1.Прочитайте текст.
2.Что общего в этих рассказах?
3.Чем отличаются?

- Прочитайте еще раз первый текст.

1.Мне купили новый большой мяч. Мы с папой встали рано утром и пошли в универмаг за мячом. В универмаге мы сразу нашли нужный отдел. Продавщица дала посмотреть сначала один мяч, потом другой. Мы выбрали самый большой и красивый.

-Что мы из него узнали?
Этот рассказ даёт ответ на вопрос: «Что произошло?» Это текст повествование.
(схема на доске)

- Прочитайте второй текст. О чем он?

2.Купили мне большой мяч. Купили потому, что старый лопнул, когда мы с ребятами играли в футбол. Вот и пришлось купить новый.

-Чем этот текст отличается от первого?
В этом тексте дается ответ на вопрос: «Почему?». Это текст рассуждение.
(схема на доске)

- Прочитайте третий текст. Что вы можете о нем сказать?

3.Купили мне новый большой мяч. Он сине-красный с жёлтой полоской посредине. Красивый мяч.

В нем много имён прилагательных, описывается новый мяч, даётся ответ на вопрос: «Какой?». Это текст описание.

На доске схема:











Проверьте правильность ваших выводов, прочитав правило в учебнике на стр.78

-Пользуясь схемой, составьте алгоритм, как определить тип текста?
Алгоритм.
1.прочитай текст.
2.определить, на какой вопрос дается ответ в тексте.
3. по вопросу и содержанию определить тип текста

- Попробуйте определить тип текста, который мы записали в самом начале урока.




Ученики читают тексты. Выслушивают мнение разных групп.
Определяют, что все они о мяче.
Рассказывается по-разному.





Работая в парах, учащиеся определяют, что узнали как папа и сын покупали мяч. В тексте сообщается об этом событии.









Работая в парах, определяют, что в данном тексте объясняется, почему купили мяч, раскрываются причины этого действия.








Работая в парах, отмечают. Что в тесте описывается новый мяч, отмечают имена прилагательные.


















Ученики читают и заучивают правило.



Работая в парах, ученики предлагают порядок выполнения действий по определению типа текста. Ответы анализируются, выбирают самый подходящий. Результат фиксируется на доске.

Определяют, что это текст повествование, так как рассказывается о том, что произошло вечером.

Закрепление
Учить определять различные типы текста, применять полученные знания.
Работа с учебником: стр.78-79
- Сейчас постараемся применить свои знания и определить тип текста, работая с упражнениями учебника..
Упр.123 – 1) повествование
2)описание
3) рассуждение (дается ответ на вопрос: «Почему красный сигнал светофора запрещающий?»)
Упр.124 – Прочитайте. Определите, какой перед вами текст? Докажите.
- Спишите, подчеркивая волнистой линией имена прилагательные.
Подведём первый итог нашей работы:
- Как отличить текст повествование?
Описание? Рассуждение?





Читают задание. Определяют тип текста.



Читают задание. Определяют тип текста.
Доказывают, что это текст-описание, так как используется много имен прилагательных, обозначающих признак предметов, описывающих их свойства.

Повторяют правило.

Итог урока.
Рефлексия.
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка

Оцените свою работу на уроке, закончив следующие предложения.
Сегодня на уроке :
Я узнал.
Я научился
Мне понравилось..
Мне показалось важным..
Я могу использовать эти знания



Домашнее задание:
упр.125 стр.79, выучить правило стр.78


Учащиеся дают ответ на предложенные вопросы (устно или письменно на листах самооценки)







Записывают задание в дневник.


текст

Описание
Какой?

Рассуждение
Почему?



Повествование
Что произошло?



15