Составление рассказа по серии сюжетных картинок
Тема: «Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Заяц и снеговик».
Цель: учить детей составлять рассказ с наглядной опорой на серию сюжетных картинок, отображающих последовательность событий и являющихся зрительным планом изложения.
Образовательные задачи: закреплять представления о весне и ее приметах; уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Весна»; Развивающие задачи: закреплять умение определять состав серии картинок; продолжить работу по обучению составлению рассказа о конкретном объекте; упражнять в образовании и употреблении прилагательных, согласовании их с существительными; учить произносить двухсложные слова из открытых слогов; упражнять в простейшем слоговом синтезе; упражнять в употреблении предложений с союзом потому что. развивать внимание, память, творческое мышление; продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи; Воспитательные задачи: воспитывать умение сопереживать герою картины, понимать его чувства. Словарная работа: существительные: весна, заяц, снеговик; прилагательные: ласковое, теплое, яркое, липкий, мокрый, грязный, зернистый, звонкие, быстрые, разговорчивые, торопливые; глаголы: лепить, подпрыгивать, подставить, пригорюнился, пригревать, растаять. Оборудование: серия сюжетных картинок «Заяц и снеговик»; круг из картона желтого цвета, полоски из картона желтого и голубого цвета, бумажные снежинки; письмо от Незнайки, мяч.
Ход занятия:
Оргмомент. Введение в тему. - Прислушайтесь. Кто это так тихо прошагал за окном? Кто пришел так тихо-тихо? Ну, конечно не слониха, И, конечно бегемот Тихо так пройти не мог. И никто из вас не слышал, Как листок из почки вышел, И услышать не могли вы, Как зеленые травинки, Сняв зеленые ботинки, Тихо вышли из земли. И подснежник тихо вышел. И повсюду тишина. Это значит, это значит Тише всех пришла весна. - Вы уже догадались, что сегодня мы с вами будем говорить о весне.
1. Дидактическая игра «Подбери слово». - Посмотрите, наше солнышко без лучиков. Чтобы солнышко засияло, надо сказать ему, какое оно. Вы будете выкладывать по одному лучику, называя признак солнца. - Солнце какое? яркое, теплое, ласковое…. (На полу лежит круг, дети, говоря слово-признак, кладут около круга «лучик»). - Посмотрите, какое красивое солнышко у нас получилось, оно улыбается нам. - Пригрело солнышко, снег начал таять. Снег какой? липкий, рыхлый, мокрый, грязный, зернистый. (Из снежинок выкладывают сугроб). - Тает снег, побежали ручьи. - Ручьи какие? звонкие, быстрые, разговорчивые, торопливые. (Из голубых полосок дети выкладывают ручеёк).
3. — Ребята, я получила письмо от Незнайки. Что он здесь пишет? “Здравствуйте ребята! Я очень люблю весну и знаю все её признаки. Давайте послушаем, что пишет Незнайка о весне. Если он написал правильный признак весны, то давайте хлопнем 1 раз в ладоши, а если неправильно, то просто исправим его ошибки. Наступила весна. Снег тает. Затрещали сильные морозы. Прилетели перелётные птицы. На реке начался ледоход. Дети надели теплые шубы, валенки. Побежали ручьи. Началась метель, вьюга. С сосулек капает. Начался листопад. Созрели ягоды.
4. Элементы логоритмики без музыкального сопровождения. - Дети, мы говорили о том, что весной с крыш капает растаявший снег. А откуда ещё он может капать? – конечно, с сосулек. Давайте покажем сосульку! «Сосулька» Вниз головой висит сосулька Кисти свисают вниз От солнца насморк у неё Показываем на нос То от тепла она заплачет Кулачки у глаз То платьице ушьёт своё От подмышек движение рук вниз Придёт мороз и закалеет Руки в замок перед грудью Немного за ночь подрастёт Вытянуться, руки выпрямить вверх Окрепнет телом, потолстеет, Руки на пояс, Тяжёлой станет, упадёт. Присесть на корточки.
5. Работа по серии картинок «Заяц и снеговик». В конверте еще какие-то картинки, Незнайка просит у вас помощи. Он пишет: «Ребята, мой друг заяц Коська прислал мне картинки, хочет мне рассказать какую-то историю, но у меня не получается собрать эти картинки по порядку. Помогите мне!» - Рассмотрите картинки и расставьте по порядку. Установление картин в правильной последовательности. Далее беседа по вопросам с опорой на серию картин. - Вы правильно разложили картинки, а теперь давайте расскажем, что нарисовано на каждой из них. Кого мы видим на первой картинке? «Почему прыгает зайчик? — Потому что хочет достать морковку. Почему он хочет достать морковь? — Потому что он любит морковку. Почему зайка не смог достать морковь и с лестницей? — Потому что она коротка, потому что снеговик высокий. Почему зайка пригорюнился? Потому что не достал морковь. Почему снеговик становится все ниже и ниже? Потому что он тает. — Почему зайчику удалось полакомиться морковкой? — Потому что снеговик растаял. — Почему растаял снеговик? — Потому что припекло солнышко. — Почему солнышко так сильно пригрело? — Потому что дело происходило весной». - А теперь послушайте весь рассказ целиком. Вы будете рассматривать картинки, а я буду рассказывать. Если вы хотите, можете рассказывать вместе со мной. Увидел заяц снеговика, вместо носа у него была морковка. Захотел заяц съесть ее. Стал он подпрыгивать, не может достать морковку. Подставил лесенку, не достал, сел и пригорюнился. В это время солнышко стало пригревать, снеговик растаял. Обрадовался зайчик, взял морковку и съел ее. - Вот как хорошо все закончилось. Правда? А теперь давайте поиграем.
6. Физкультминутка. Был большой снеговик, (встают на носки, руки вверх) А теперь он невелик, (приседают) Зайка прыгал ловко, ловко и достал свою морковку. (прыгают)
7. Повторение рассказа по серии картинок детьми. - Но мы должны написать Незнайке ответ. Кто расскажет рассказ про зайца Коську, а я запишу и пошлю Незнайке? - Молодцы, хорошее письмо получилось! Выходите, поиграем в игру.
8. Игра «Конец слова за тобой» - Я буду бросать мяч и произносить первый слог, а вы будете возвращать мне мяч, и говорить второй слог, затем называть слово полностью. Логопед: Ребенок: Лу лужа Не небо Зи зима Ле лето Му муха Ка Катя Ма Маша - Молодцы!
9. Подвижная игра «Веснянка». - Давайте позовем солнышко к нам в гости. Пусть оно скорее приходит и радует нас! Солнышко, солнышко, (идут по кругу, взявшись за руки) Золотое донышко. Гори. Гори ясно, Чтобы не погасло. Побежал в саду ручей, (бегут по кругу на носочках) Прилетело сто грачей, (бегут, взмахивая руками как крыльями) А сугробы тают, тают, (медленно приседают) А цветочки подрастают. (тянутся вверх, встав на носочки, подняв руки) Итог занятия.