Занятие по развитию речи в подготовительной группе на тему: «В гостях у сказки «Золушка»
МАДОУ «Детский сад № 44 Золушка»
Занятие по развитию речи
в подготовительной группе
на тему: «В гостях у сказки «Золушка»
Составлен:
воспитателем высшей квалификационной категории Имамиевой Венерой Камилевной
г. Набережные Челны
2012год.
Обучающие задачи:
-способствовать формированию у детей умения составлять творческие сказки, используя морфологическую дорожку.
-содействовать формированию умения давать сравнительную характеристику образу, используя предметы.
Развивающие задачи:
-развивать у детей связную речь и творческое воображение.
Воспитывающие задачи:
-воспитывать доброжелательность, умение сопереживать героям сказки.
Словарная работа: раскрыть понятие слова «зола».
Индивидуальная работа: оказывать помощь при необходимости, активизировать пассивных детей.
Материал к занятию: макет книги, портрет «Золушки», толковый словарь Ожегова, хрустальные туфельки, аудиозапись песни «Добрый жук», озвучивание «голоса» книги, персонажи из сказки «Золушка» и из других сказок: Баба-Яга, Дед Мороз, Серый волк, предметы на трех подносах: колокольчик, ниточка, бусинки, цветок, вата, воздушный шарик, мишура, снежинка, солнце, бусы, перышко, камешки, звездочка, стекло, салфетка, елочная игрушка, картинки для игры « Раньше - позже», указка.
Литература: « Программа воспитания и обучения в детском саду» М. А. Васильевой. Книга « Развитие речевой активности детей 6-7 лет» Л. В. Красильникова.
Ход занятия.
Дети заходят в группу и становятся полукругом.
Организационный момент:
-Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Меня зовут Венера Камилевна. Я проведу сегодня с вами занятие по развитию речи. К вам пришли гости. Чтобы настроение у вас и у гостей было хорошее, подарите улыбку друг другу, подарите улыбку гостям.
Основная часть:
-Ребята, сегодня у вас в гостях волшебная книга. (озвучивание «голоса» книги)
Книга: Здравствуйте, ребята! Я - книга. Я ваш друг и помощник. Я знаю, что все дети любят сказки. Угадайте, как называется эта сказка? Если вы угадаете, тогда двери моей книги откроются и вы узнаете много нового и интересного. (читает отрывок из сказки «Золушка»)
«Бедную девушку, заставляли делать всю самую грязную и тяжелую работу в доме: она чистила котлы и кастрюли, мыла лестницы, убирала комнаты мачехи и обеих сестриц». («Золушка»)
-Молодцы, ребята! Воспитатель открывает книгу перед детьми (внутри на ковролине размещены герои сказки: Золушка, мачеха, сестры, принц, Фея).
- Кто написал сказку «Золушка»? (Шарль Перро)
-Посмотрите и назовите героев из сказки. ( Золушка, мачеха, сестры, принц, Фея)
- Какая одежда была на Золушке? (грязная, испачканная, в заплатках)
-Почему бедную девушку прозвали Золушкой? (много трудилась, испачкалась золой)
-Золушка, окончив работу, сидела возле камина на ящике с золой, поэтому сестры прозвали ее «Золушкой».
- Ребята, что такое «зола»?
- Что обозначает это слово, можно узнать из словаря. ( читает определение слова)
«зола» - остаток от сжигания чего-нибудь, в виде серо-черной пыли». Показывает золу и просит повторить детей это слово.
- А все-таки Золушка в своем стареньком платьице, перепачканном золою была милой. А еще какой? ( доброй, красивой, трудолюбивой и т. д.)
-А какие были мачеха и сестрицы? (злые, ворчливые)
Гимнастика для глаз.
- А теперь ребята посмотрите вверх–вниз, вверх-вниз, влево-вправо, влево-вправо, зажмурьте глаза и откройте. Посмотрите на героев из сказки и угадайте кто это? Добрая волшебница, чудесница. (Фея)
- Что сделала Фея для Золушки? ( помогла попасть на бал).
- Ребята, злая мачеха опять дала задание для Золушки: распределить старинные и современные предметы. Поможем Золушке? Поиграем в игру: « Раньше - позже».
Воспитатель просит детей взять картинки, которые лежат на столе, а потом встать в круг (у воспитателя картинки с изображением старинных предметов, а у детей – современные предметы)
- Ребята, я буду называть старинные предметы, а вы будете находить им пару, то есть называть современные предметы.
- Например: Воспитатель говорит:«Раньше писали пером, а сейчас пишут авторучкой»
-« Раньше убирались веником, ( а сейчас пылесосом).
-« Раньше освещали комнату свечи, (а сейчас освещают комнату лампочки).
-« Раньше ездили на карете, (а сейчас ездят на машине).
-« Раньше готовили еду в печке, (а сейчас готовят на газовой плите)
-« Раньше шили с иголкой, ( а сейчас шьют швейной машинкой».
- Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием.
- А сейчас я предлагаю вам составить портрет Золушки, сравнивая с предметами.
- Например: Колокольчик какой? (звонкий, громкий)
Сравниваем голос с предметом: Голос у Золушки был звонкий, как колокольчик.
- Например: Бусинки какие? (круглые, маленькие)
Сравниваем глаза с предметом: Глаза у Золушки были круглые, как бусинки.
- А сейчас вы, ребята, будете сравнивать образ Золушки с предметами. Разделимся на три подгруппы (каждая группа встает около своего стола, на каждом столе лежат подносы с предметами)
- Первая подгруппа сравнивает платье Золушки с шариком, цветком и т.д.
- Третья подгруппа сравнивает туфельки Золушки с мишурой, снежинкой и т.д.
Дети сравнивают: - Платье у Золушки воздушное, как шарик.
- Платье у Золушки красивое, как цветок.
- Волосы золотистые, как солнце.
- Волосы мягкие, как вата.
- Туфли блестящие, как мишура.
- Туфли маленькие, как снежинки.
- Какой портрет получился у Золушки? (дети повторяют)
- Куда хотела попасть Золушка в таком красивом наряде? ( на бал).
Физминутка:
- А сейчас я приглашаю всех потанцевать. Девочки у нас сегодня будут принцессами, а мальчики принцами. ( Включаем запись песни «Добрый жук» и дети под музыку выполняют свободные танцевальные движения).
- Ребята, сегодня я предлагаю сочинить новую сказку о Золушке. Посмотрите и назовите с кем встретится Золушка в новой сказке? (Серый волк, Баба-Яга, Дед Мороз).
- Не забудьте, что сказка состоит из трех частей и все части взаимосвязаны.
1 часть: Рассказываем о том, где и когда происходило событие, как называется главный герой.
2 часть: Что делали герои, с кем встретились, что произошло.
3 часть: Чем закончилась сказка.
- Обязательно сравните образ Золушки с предметами, о которых мы говорили.
- Назовите сказочные слова, которые встречаются во всех сказках? (жили-были, в некотором царстве, в некотором государстве, давным-давно, долго ли, коротко ли)
(детям дается время на сочинение сказок)
Ребята рассказывают свои новые сказки.
Заключительная часть:
- Спасибо, ребята, вы сочинили интересные сказки. Наше занятие подходит к концу. Мы прощаемся с героями сказки ( книга закрывается).
- Ребята, сегодня вам интересно было на занятии?
- Что нового вы узнали?
- О чем бы вы хотели рассказать своим родителям?
- Молодцы, ребята, сегодня вы были активными, думали, фантазировали. На память я подарю вам книгу со сказками.