Сценарий игровой программы Сказка стучится в дверь
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Дмитровского района Орловской области
«Домаховская средняя общеобразовательная школа»
303251 Россия, Орловская область, Дмитровский район, село ДомахаНоминация: «Сказочный лес полон чудес»
Название игровой программы: «Сказка стучится в дверь»
Возрастной адресат: обучающиеся начальных классов, 7 – 10 лет
Автор: Авилкина Наталья Алексеевна; учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория
Пояснительная записка
Книги окружают человека с самого раннего детства. Вначале это книжки - картинки, потом весёлые стихи, потешки, сказки, шутки, а затем и детские журналы. Чаще это истории, рассказы, которые мама или бабушка перед сном читают ребёнку, а порой – увлекательное путешествие в волшебный мир сказки. И всегда за этим стоит умная, добрая, светлая книга, воспоминания о которой человек пронесёт через всю жизнь: рядом с книжными картинками в его памяти постоянно будут возникать близкие сердцу картинки детства, милые образы родных людей.
Проблема сохранения интереса к книге, к чтению, как процессу и ведущей деятельности человека, сегодня особенно актуальна. Техника (аудио-, видео-, компьютерная), дающая готовые слуховые и зрительные образы, ослабила интерес к книге и желание работать с ней. Уже сегодня видим, что у детей низкий уровень развития речи, техники чтения, воображения, восприятия и нравственных устоев.
Поддержание активного тяготения учащихся к книге, развитие интереса к ней, желания рассмотреть её, прочитать - вот важная задача школьного обучения и воспитания.
Цель: привитие интереса к сказкам и книгам вообще, расширение читательского кругозора, развитие у учащихся эстетического восприятия, воображения, внимания, мышления, способствующих успешному формированию гармоничной личности младшего школьника.
Задачи:
- Пробуждать в детях интерес к сказке, книге;
- Воспитывать бережное отношение к книге;
- Воспитывать доброту, трудолюбие, отзывчивость;
- Воспитывать любовь к природе, к своим близким, к своей родине;- Развивать прикладные умения и навыки, мелкую моторику;
- Развивать устную речь, навыки общения.
Условия и особенности ее реализации: программа составлена для обучающихся начальной школы, 1 – 4 классы, возраст детей 7-10 лет. Игровая программа разработана с учетом возрастных особенностей обучающихся данной категории. Данная игровая программа проводится как командная игра, минимальное количество участников 26 человек.
Методические рекомендации: перед проведением игровой программы желательно выявить читательские предпочтения обучающихся, с целью корректировки заданий.
Предполагаемым результатом игровой программы является формирование у обучающихся навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Это необходимо учащимся при переходе на уровень основного общего образования. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.
Литературный сценарий
(Весь текст произносит ведущий/организатор игры)
Дорогие друзья! Сегодня мы совершим с вами увлекательное путешествие в замечательную страну. О ней можно сказать словами А.С. Пушкина:
…Там чудеса, там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит.
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей,
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей…
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредёт сама собой.
Конечно, вы уже догадались, о какой стране идёт речь. Это страна сказок!
Наша игра будет посвящена самым разнообразным сказкам: и народным, и литературным.
Но для начала, ребята, нам с вами нужно разбиться на две команды. В этом нам поможет Волшебный сундучок, в котором находятся карточки с номерами команд. Каждый из вас должен взять из сундучка одну карточку и пройти к столу с соответствующим номером. Каждая команда должна придумать себе название, исходя из темы нашей игры.
(Далее участники распределяются по командам, занимают места за игровыми столами, выбирают название своей команде)
Ну, что же, команды готовы, настало время представить вам наше уважаемое жюри.
(В качестве членов жюри – учителя, педагоги-организаторы, родители, обучающиеся старших классов)
Я желаю вам успехов и начинаю игру!
(Звучит музыкальная заставка из телепередачи «В гостях у сказки» («Приходи, сказка» музыка и слова В. Дашкевич)Наш первый конкурс называется «Узнай сказку», за каждый правильный ответ команда получает один балл.
(Ведущий задаёт команде по четыре загадки)
Сказки просят:
А сейчас вы, друзья,
Узнайте нас!
Загадки для первой команды:
Я от бабушки ушёл,
Я от дедушки ушёл…
Отгадайте без подсказки
Из какой, друзья, я сказки!
(«Колобок»)
У отца был мальчик странный:
Необычный, деревянный,
Но любил папаша сына,
Шалунишку …
(«Буратино»)
Ах, ты, Петя-простота!
Сплоховал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко!
(«Кот и петух»)
Нет ни речки, ни пруда –
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца!
(«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
Загадки для второй команды:
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
Он известен, знаменит,
Добрый доктор – …
(«Айболит»)
А дорога далека,
А корзинка нелегка,
Сесть бы на пенёк,
Съесть бы пирожок!
(«Маша и медведь»)
Появилась девочка в чашечке цветка,
А была та девочка не больше ноготка!
Кто читал такую книжку,
Знает девочку-малышку!
(«Дюймовочка»)
Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке,
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки,
Угадайте без подсказки,
Из какой, друзья, мы сказки?
(«Три медведя»)
Все большие молодцы, ребята! Отлично справились с заданиями!
(Члены жюри подводят итоги первого конкурса)
А мы переходим ко второму конкурсу, который называется «Угадай мелодию». Многие герои наших любимых сказок умеют петь, сейчас мы проверим, насколько хорошо вам известны их песенки. Для каждой команды по очереди прозвучат музыкальные композиции из известных сказок. Верно угаданная мелодия принесёт команде один балл.
Песенка Крокодила Гены (муз. В. Шаинский, сл. А. Тимофеевский)Бу-ра-ти-но (муз. А. Рыбников, сл. Ю. Энтин)Частушки Бабок-Ёжек (муз. М. Дунаевский, сл. Ю. Энтин)Песенка Красной Шапочки (муз. А. Рыбников, сл. Ю. Ким)Песня Зайца и Волка на карнавале (муз. Г. Гладков, сл. Ю. Энтин)Песенка Бременских музыкантов (муз. Г. Гладков, сл. Ю. Энтин)Неприятность эту мы переживём (муз. Б. Савельев, сл. А. Хайт)Песенка Львёнка и черепахи (муз. Г. Гладков, сл. Козлов С.)
И с этим заданием вы справились «на ура!» Вы не только любите читать, но и прекрасно знаете мультфильмы и кинофильмы, созданные по мотивам наших любимых сказок! Попросим жюри подвести итоги конкурса и огласить результаты за два конкурса.
Третий конкурс «Сказочное дефиле». Сейчас каждая команда получит по два комплекта сказочных нарядов. Команде необходимо выбрать двух участников, которые облачатся в образы знаменитых сказочных персонажей, продемонстрировать все достоинства своего костюма, не забывая про артистизм, и назвать имя сказочного персонажа.
(Команды получают костюмы Мальвины, Буратино, Незнайки и Айболита)
А пока команды готовятся к сказочному дефиле, мы проведём игру с болельщиками! Сейчас я загадаю вам загадки. Каждый правильный ответ может принести дополнительные баллы команде, за которую вы болеете.
Мастер я колоть дрова,
Рыбок уважаю,
Хоть и дурья голова,
Печь меня катает! (Емеля)
Я богатый, всемогущий,
Очень стройный, страшно злющий,
Но я смерти не боюсь,
Угадайте, как зовусь? (Кощей Бессмертный)
Я царевна молодая,
Красотой, умом блистаю,
Но с одним лишь я изъяном:
Я Царевна-… (Несмеяна)
Я красив, силён, могуч,
Я грознее грозных туч,
И умнее всех, нет слов!
Много у меня голов! (Змей Горыныч)
Я в семействе не один,
Третий – неудачный сын.
Каждый, кто со мной знаком,
Называет дураком!
Не согласен я никак –
Не дурак я, а добряк! (Иван-дурак)
Спасибо болельщикам! А мы возвращаемся к нашим командам! Настало время сказочного дефиле!
(Звучит музыкальная композиция «Маленькая страна» (музыка и слова И. Николаев), участники демонстрируют сказочные костюмы и называют своего персонажа)
Уважаемое жюри, просим подвести итоги наших конкурсов, учитывая баллы, заработанные болельщиками для своих команд.
А мы двигаемся дальше! На очереди четвёртый конкурс «Волшебный ларец».
Вот волшебный сундучок,
Правда, заперт на крючок.Чтоб открыть его засов,
Будет мой совет таков:
Надо вам посовещаться
И всем вместе догадаться,
Что же там внутри хранится
Да от времени пылиться!
Сейчас каждая команда, отгадав загадки, должна будет узнать, о каком сказочном предмете идет речь, если ответ будет верным, этот предмет мы найдём в нашем сундучке. За правильный ответ команда получает один балл.
Загадки первой команде:
Это нужный всем предмет.
Он избавит вас от бед:
Завтрак, ужин и обед –
Голода в помине нет!
Расстелите на полянке
Чудо-скатерть – (Самобранку)
Этот маленький предмет
Сможет дать любой совет:
Кто на свете всех милее,
Кто румяней, кто белее,
Ну, а кто, наверняка,
Даже злее паука! (Зеркальце)
Загадки для второй команды:
С этим предметом опасно шутить:
Стоит его только раз откусить,
Сразу уснёшь ты на много веков,
Принц лишь избавит тебя от оков! (Яблоко)
Вот подарок так подарок!
Ароматен он и ярок.
Только дочери купца
Выручать пришлось отца. (Аленький цветочек)
И с этим заданием вы справились! Но итоги подводить мы не спешим, потому что впереди финальный конкурс!
Итак, пятый конкурс «Художники-иллюстраторы». Дорогие игроки, вы получите наборы кубиков, из которых нужно будет собрать иллюстрации к следующим сказкам: «Царевна-лягушка», «Руслан и Людмила».
Посмотрите на них внимательно. Сейчас я перемешаю кубики каждой команды. За 2 минуты вам следует восстановить данные иллюстрации. За правильность и за скорость команда может заработать два балла.
(Под музыкальную заставку «Маленькая страна» (музыка и слова И. Николаев) команды восстанавливают иллюстрации)
Финальный конкурс позади! Настало время подвести итоги нашей игры, предоставляем слово нашему уважаемому жюри.
(По результатам игры идет награждение команд)
И в самом конце мне хотелось бы вам пожелать, что бы сказка да и книга, вообще, оставались вашим другом и спутником многие и многие годы. А поможет вам в этом большой и светлый дом:
Снаружи смотришь – дом, как дом.
Но нет жильцов обычных в нём.
В нём книги интересные
Стоят рядами тесными:
И Черномор, и царь Гвидон,
И добрый дед Мазай.
А как зовётся этот дом?
Попробуй угадай! (Библиотека)
Ну, что же, спасибо всем за участие! До свидания! До новых встреч!
Список литературы, используемой для написания сценария
Афанасьев С., Коморин С. Веселые конкурсы для больших и маленьких. – М.: «АСТ-ПРЕСС», 2007.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010.
Жукова И.Л. Сказки такие разные… Меня влечёт сказка.: зарубежная литературная сказка/ Жукова И.Л.//Начальная школа, - 2006 .- №6
Русский фольклор: Хрестоматия, М., 1998.
Русские народные сказки. - М.: Институт инноваций в образовании им. Л. В. Занкова: Издательство Оникс, 2008. - 160 с.: ил. - (Библиотека младшего школьника).
Фомина Н.В. Работа кружка «В гостях у сказки» /Фомина Н.В.// Начальная школа.-2005.- №2 с. 34 - 39.