Деление на двузначное число, когда в записи частного есть нули.
3 Класс
Тема: Деление на двузначное число, когда в записи частного есть нули.
Цели.
1) Рассмотреть случаи деления на двузначное число, когда в записи частного есть нули;
2) Совершенствовать навыки деления и умножения на двузначные числа; учить решать задачи;
3) Развивать творческое воображение и логическое мышление;
4) Воспитывать интерес к изучению достижений в покорении космоса.
Оборудование: Таблицы с геометрическими фигурами; индивидуальные наборы «Волшебное яйцо»; 16 квадратов; фотография Ю.А. Гагарина; составные части ракеты; схема к задаче.Ход урока.
I Организационный момент.II Устные упражнения.Учитель: Давайте сыграем в игру «Кто быстрее?». Поставьте скобки так, чтобы ответы были верными. Выиграет тот ученик, который первым правильно выполнит задание. У доски работают 2 ученика.
На доске. 5 * 8 + 9 * 2 = 170
71 – 41 : 5 = 6
65 – 27 – 12 = 50
64 : 7 + 1 * 9 = 72
Учитель: А теперь игра «Составь квадрат». (На магнитной доске 16 квадратов). Составьте из квадратов большой квадрат.
Дети выполняют задание.
Учитель: Сторона каждого квадрата 1 дм. Найдите площадь большого квадрата.
Дети: 16 дм2.
Учитель: В каких единицах измеряется площадь?
Дети: В сантиметрах квадратных, дециметрах квадратных, метрах квадратных.
Учитель: Найдите периметр большого квадрата.
Дети: периметр равен 16 дм.
Учитель: Сравни площадь и периметр большого квадрата.
Дети: Они равны.
III Математический диктант.
Сумму чисел 110 и 130 уменьшить в 6 раз.
Разность чисел 360 и 160 увеличить в 5 раз.
Первое слагаемое 50, второе слагаемое в 3 раза больше. Найти сумму.
Первый множитель 2, второй – в 9 раз больше. Найти произведение.
Произведение чисел 15 и 4 увеличить на 140.
Произведение чисел 18 и 4 уменьшить в 9 раз.
Найти 2/3 числа 36.
Два ученика работают на индивидуальных досках, а остальные решают самостоятельно в тетрадях.
IV Объявление темы урока.Учитель: Ребята, сегодня на уроке вы познакомитесь с делением на двузначное число, когда в частном получаются нули. Прочитайте примеры, ответом на которые является число 0.
На доске: 1 * 7 (2 + 32) * 0
0 : 2 (7 + 17) : 0
0 * 5 18 * 0
10 : 0 0 : (14 - 7).
Учитель: Почему нельзя назвать примеры: 10 : 0 и (7 + 17) : 0?
Дети: На 0 делить нельзя.
V Изучение нового материала.
Один ученик у доски решает пример двумя способами.
: 8 = (800 + 72) : 8 = 100 + 9 = 109
3740152800350083121518859500831215571500 8
46545524765000109
46545521526500 72
55689518288000 72
0
Решение на доске примеров двумя способами:
4623 : 23 46023 : 23
Решение примера с развернутым объяснением:
34860 : 42
Далее дети решают примеры с кратким объяснением:
3060 : 15 18240 : 32
239384 : 46.
VI Игра «Конструктор».
Учитель: В космос летают на космическом корабле, а корабль уносит в космос ракета. Но почему именно ракета?
Прежде чем попасть в космос, необходимо пересечь воздушный «океан», который толстым слоем окутывает нашу планету, достичь безвоздушного пространства… А для ракеты пустота – родная стихия: она летит быстрее, чем в воздухе, ее двигатель в космическом пространстве работает еще лучше, потому что там нет сопротивления воздуха.
Однако в космос попасть не так просто. Недостаточно только пересечь воздушный «океан». Ракета должна взлететь настолько быстро, чтобы Земля не успела вернуть ее назад. Ни автомобиль, ни самолет так быстро передвигаться не могут. И только у ракеты есть двигатель,, который может разогнать ее до такой скорости.
Кто тот первый человек, который покорил космос? В каком году это произошло?
Дети: Юрий Гагарин. Произошло это событие 12 апреля 1961 года.
Учитель показывает фотографию первого космонавта.
Учитель: Мы будем строить ракету. А чтобы ее построить, необходимо решить примеры, которые записаны на доске.
1036 : 7 (148) 745 * 14 (10430) 15444 : 54 (286)
209 * 37 (7733) 9315 : 23 (405) 508 * 26 (13208)
Ответы к примерам даны на деталях ракеты. Ученик, первым решивший пример правильно, выходит к доске и выбирает деталь ракеты, на которой записан соответствующий ответ.
Учитель называет лучших «конструкторов».
VII Решение задач.
Учитель: Составьте задачу по схеме, записанной на доске. Пользуясь условие задачи, объясните, что показывают выражения:
На доске: 70 * 3 70 + 65
65 * 3 (70 + 65) * 3
28428952895600021113752895600073977528956000 70 км/ч 65 км/ч73977574295003482975742950073977516573500 3 ч 3 ч
Дети выполняют задание.
Учитель: Самолет пролетел 1400 км, что составило 1/3 пути его беспосадочного полета. Какой путь должен преодолеть самолет без посадки?
Учитель вместе с детьми разбирает задачу и делает краткую запись. Далее дети решают самостоятельно.
Затем следует взаимопроверка.
VIII Геометрический материал.
Учитель: Отгадайте загадки.
Кто два раза родился:
В первый раз гладкий,
Во второй раз мягкий?
Дети: Птица.
Учитель: Верст не считала,
По дорогам не ездила,
А за морем бывала.
Дети: Птица.
Учитель: На партах у вас лежат наборы «Волшебное яйцо». Рассмотрите картинки, на которых сконструированы птицы. Подумайте и сделайте свою птицу. Кто затрудняется, выполните задание по одному из образцов.
Те, кто придумал птицу, выходят к магнитной доске и прикрепляют ее.
Учитель подводит итог.
IX Итог урока.
Учитель выставляет ученикам оценки.
Учитель: Какие задания вызывали у вас затруднения?
Какие задания были наиболее интересны?
Что вы изучали на уроке?
Что нового узнали?
X Домашнее задание.