Этнические традиции как условие сохранения семейно – родовых ценностей хакасов

Субракова Жанна Григорьевна
учитель математики, МБОУ Есинская СОШ Аскизский район Республики Хакасия
Этнические традиции как условие сохранения семейно – родовых ценностей хакасов
Этничность есть объективная данность, изначальная характеристика человека. Иными словами, это нечто, с чем человек рождается и чего не может выбирать. Она неизменна, как пол или раса. Этничность является органичным образованием – вещью, которая запечатлена в человеке и от которой он не может избавиться. основным фактором, определяющим этничность ребенка, является семья и семейные ценности.
Согласно ст. 26 Конституции РФ, человек может «сам определять» свою этническую принадлежность и, в связи с работой государственных программ переселения соотечественников и поддержки малых народов, предполагающих привилегии и льготы, участились случаи обращения в суд для юридического подтверждения принадлежности к тому или иному этносу. Важно разграничить понятия национальность и этничность, используемые сегодня как синонимы.
Юридически подтвердить национальность не всегда возможно, а способов установления истинной этничности человека вообще не существует. Тем не менее, и государство, и сами люди заинтересованы в том, чтобы найти возможность научно достоверного установления этнической принадлежности.
В республике Хакасия на 1 января 2015 года проживает 535796 человек разной национальности. Коренного населения республики хакасов по последней переписи 2010 года насчитывается 63643 человек.
Хакасы - народ, издревле населяющий таежные территории Южной Сибири в долине Среднего Енисея близ городов Абакан, Ачинск и Минусинск. В царской России хакасы, как и ряд других тюркских народов, именовались минусинскими, ачинскими и абаканскими татарами. Они восходят в своем происхождении к жителям Киргизского государства, которое просуществовало в долине Енисея более семи столетий и пало в XIII в. под ударами монгольских завоевателей.
В процессе исторического и социального развития у хакасов сформировались такие национально-психологические особенности, как стойкость в достижении поставленных целей, неприхотливость, умеренность и выносливость, уважение к достоинству представителей других этнических общностей, стремление строить с ними взаимовыгодные отношения. Вместе с тем хакасы могут быть и достаточно неуступчивыми, резкими в суждениях и поступках. При помощи языка ребенок входит в мир прошлого, настоящего и будущего своего народа, ведь образное сравнение, что «Язык – это почва под древом нации».
Язык живет только тогда, когда его питают традиции, обычаи, верования и этическое самосознание. Значит, школа сможет стать национальной тогда, когда введет ребенка в духовный мир своего народа, посредством народной педагогики легче приобщить детей к их национальной культуре, к заветам их предков, и тем самым вызвать интерес к родному языку, и тогда язык действительно станет родным, а точнее говоря, материнским..
Здоровая семья – основа прочности любого общества.
Считалось что дети – это богатство человека, его счастье. Об этом гласит и хакасская пословица «Нет детей – нет счастья».
У тюркских народов уважение к родителям определяется именно их многодетностью. Мнение многодетного мужчины считалось самым авторитетным. Назвать мужчину бездетным считалось оскорбительным ругательством. Уважением пользовалась многодетная женщина, а бездетность считалось большим бедствием. Принципиальной стороной семейного воспитания было уважение к ребенку. В народе говорили: «Кто не любит детей, тот никого не любит». В хакасских семьях дети никогда не наказывались физически, с ними наоборот советовались, какого бы они возраста не были. По детям судили о самих родителях. Существует хакасская пословица «Какое мясо – таков и суп», «Плохой сын – на весь улус позор».
С теми семьями, где плохо воспитаны дети не общались, не роднились. Считается, что у тех иссякает жизненная сила, слабеет родовая кровь.
Современную общественность глубоко волнует одна из самых ощутимых потерь нашей социальной жизни – это потеря высоких нравственных идеалов и ценностей. В понятие «настоящий человек» вкладываются глубокие по нравственному смыслу категории. Среди них: доброта, честность, благородство, трудолюбие, уважение к старшим.
В хакасской семье старшие требовали от детей знать своих сородичей до седьмого колена. Не знать этого – считалось позором.
 В большинстве тюркских семей рассказы о прадедах передавались по наследству. Считалось, что нет ничего губительнее для воспитания, чем дурной пример родителей. Это накладывало особую ответственность на поступки, действия, весь жизненный уклад родителей и близких. Гласит хакасская пословица «Жеребенок по следу матери ступает». Особое место в формировании идеальных качеств подрастающей смены принадлежит воспитанию патриотических чувств. С древних времен у хакасов и других тюркских народов было принято обожествлять горы, реки и долины. Исполняли члены родной земли. Терминологическое понятие «Родина», у хакасов передается фразой: «отца – матери земля» или «наших отцов земля». Главное в патриотическом проявлении человека – помочь другому человеку, своему родичу, своему народу.
Именно в сказках, притчах, баснях, пословицах, поговорках, рассказах-наставлениях, афоризмах и т.п. сохраняется народная мудрость в плане отбора нравственных, ценностных ориентаций: честности, доброты, порядочности, доброты ума, справедливости, мужества и т.д.
В пословицах и поговорках хакасского народа отразилось философское видение мира, жизни, взаимоотношения между людьми.
Кто хорошо работает, у того губы в сале, а у лентяя - голова в грязи.
Работа, сделанная вовремя, полезной бывает.
Грамотный человек подобен солнцу, неграмотный человек подобен темной ночи.
Старших будешь слушать, долгими будут дни твои.
У хакасского народа есть одна мудрая пословица, которая написана в форме тахпаха. А в форму тахпаха народ облекал только самые сокровенные мысли. Приведем небольшой фрагмент из этого тахпаха:
Всему свое время,
А упустишь время, пользы никакой!
Всему своя мера,
А не выдержишь меры, толку никакого!
Смысл этой пословицы хакасы объясняют так: человек на Земле наполнил временные поля своим смыслом, дающим ему выгоду, моральную удовлетворенность и чувство единения и гармонии с Природой и Космосом.
накормить, раздетого – одеть» - было первым заветом и делом чести у хакасов. На основе такой строгой и бескомпромиссной этической требовательности к человеку с глубины времен у хакасского народа выработался и сохранился свой  нравственный кодекс:
- «До смертного одра не делай зла и не береги добра».
- «Ты не оставь униженных без милости, сиротам не давай в сиротстве вырасти».
- «Не заставляй слезы лить сосунка и сетовать в печали старика».
- «Старшим место уступай, младшим помощь подавай».
- «По болоту не ходи, дружбу с подлым не води».
- «Вместе голодай, вместе мерзни, но друга не бросай».
- «Ум крепко, а язык коротко держи».
Эти поучения, подобно заповедям Иисуса Христа, несут в себе глубокий, общечеловеческий смысл и имеют огромное значение в педагогической предназначенности.
Еще с древних времен хакасы славились как умелые ремесленники, способные мастера и скотоводы. Труд в произведениях хакасского фольклора всегда выступает критерием духовного и нравственного совершенствования личности. Пословица это подтверждает: «Хорошего коня делает путь, хорошего человека – работа». Было в обычае с малого возраста привлекать детей к посильному труду. Ставилась задача – воспитать ребенка в труде и для труда. Сначала труд начинался с игры, а далее все усложнялось. Считалось, что во время игры дети научились преодолевать трудности, вырабатывать волю и хозяйственные задатки.
Особенно ценилось семейное сотрудничество, т. к. ребенок рано учится подчинять свои интересы и действия общей цели, разделять с родителями радость и заботы.
Трудовая деятельность детей способствовала их раннему жизненному созреванию, полноценному физическому и умственному развитию, легкой самостоятельности. У хакасов, как и у других жителей Сибири, дети в 13 лет считались уже взрослыми и заменяли родителей в случае их смерти.
В наше время возникают новые условия экономической жизни, которые, безусловно, потребуют от человека и трудолюбия, и хозяйственной смекалки.
Сейчас в нашей республике, да и в других регионах РФ идет активный поиск путей к возрождению национальной культуры.
Тот факт, что семья – это общность людей, для которых одинаково значима определенная ценность, позволяет говорить о том, что в каждой семье есть свои «семейные» ценности, наполненные одинаковым потребностным содержанием.
Семья у хакасов обозначалась терминами yйа-cцп, cцбipe, тцл, кцс. Уйа - переводится как «гнездо, поколение»; cцп - «поросль, дети»; cцбipe -«маленькие дети, семейная ячейка»; тцл - «поколение, потомство, родственная группа, клан», кцс - «кочевка, кочевье»[БутанаевВ.Я.,1999].Такие определения свидетельствует о том, что хакасы понимали семью как средство продолжения рода. Семьей называли такую ячейку общества, которая состояла из мужа, жены и обязательно детей. Считалось, что чем многодетное семья, тем счастливее родители, которым удалось достичь главных целей создания семьи в традиционной системе ценностей - продолжить свой род, оставить и обеспечить потомство. Без детей нет семьи, нет своего «гнезда».
Дети в традиционной системе ценностей занимали особое место и считались главным богатством человека. Как гласила одна из пословиц: «У вырастившего скот сыт желудок, у вырастившего детей сыта душа»  [Бутанаев В.Я., 1988. С. 206]..
Семья предполагала наличие своего имущества, хозяйства, материальных ценностей, которые создавались и передавались по наследству, также на основе обычного права. То, что семья была основной хозяйственной ячейкой хакасского общества, не требует доказательств. И гораздо сложнее вопрос, какова ее роль в общественной жизни, была ли она подобно современной, так называемой малой семьей или, включая в свой состав значительный круг людей, связанных близкими родственными отношениями, являлась большой семьей.
Семья в обычно-правовой системе хакасов, безусловно, является самостоятельным субъектом, обладающим определенным объемом прав и обязанностей. Она осуществляла хозяйственную и общественную функции. Другой, не менее важной задачей семьи, являлось продолжение рода и воспитание детей. В рамках этой многофункциональной группы в значительной степени происходила социализация личности.
Семейные отношения хакасов строятся по принципу полного подчинения младших старшему.
Родители имеют большое влияние на детей. Дети обязаны повиноваться и уважать родителей до конца дней своих - таково требование обычного права. И это правило неукоснительно соблюдается в быту.
Народом в продолжение своей долгой истории выработаны сложные, подчас тончайшие правила, регулирующие взаимоотношения "отцов и детей" и основанные на принципе, который знали еще носители древневосточных цивилизаций: "Горе и боль народу, у которого младшие перестают почитать старших".
Родительская власть, как право, заключается в том, что отец и мать могут требовать от детей повиновения, а также наставлять их, руководить ими, пользоваться их трудами и взыскивать за всякое ослушание.
Наиболее распространенная форма пословиц - наставления. С педагогической точки зрения интересны наставления трех категорий: поучения, наставляющие детей и молодежь в добрых нравах, в том числе и правила хорошего тона; поучения, призывающие взрослых к благопристойному поведению, и, наконец, наставления особого рода, содержащие педагогические советы, констатирующие результаты воспитания, что является своеобразной формой обобщения педагогического опыта. В них содержится огромный образовательно-воспитательный материал по вопросам воспитания.
Семья имеет воздействие на человека на протяжении всей жизни. От семьи исходит нравственная атмосфера, которой регулируется общение, поведение, отношения членов семьи. Моральная ценность семьи складывается из этических традиционных ценностей. Особую роль играют родители в развитии взаимного уважения и положительного отношения детей к образованию. Н.Ф.Катанов говорил: «Начинайте изучать свой край со своего гнезда».










Литература:
1. Анжиганова, JI. В. Эволюция мировоззрения этноса (на примере хакасского народа)
2. Бутанаев В.Я. Культура и быт хакасов. Абакан. 1986.
3. Бутанаев В.Я. Хакасско-русский историко-этнографический словарь. - Абакан, 1999. - 305 с.
4. Бутанаев В.Я. Воспитание маленьких детей у хакасов Традиционное воспитание детей у народов Сибири. - Л., 1988. - С. 206 - 221.
5. Хакасские пословицы, поговорки и загадки. Сост. и пер. У.Н. Ирбижекова. / Ред. А.Г. Кызласова. Абакан, 1960. .