Урок в технологиях критического мышления на тему Особенности психологического портрета героя романа М.Ю.Лермонтова Герой нашего времени

Особенности психологического портрета
героя романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

Ростовцева Марина Таукельевна
учитель русского языка и литературы
средняя школа № 29
с.Бесагаш Талгарский район
Алматинская область

Этот урок является первым в ряду уроков, посвященных изучению бессмертного романа.
Проблемы приятия и неприятия социальной группой, «загадочность» любви и нелюбви; насыщенность романа парадоксальными поступками героя, его неукротимое стремление подвергнуть беспощадному анализу малейшие оттенки чувств и мыслей – все это делает изучение романа чрезвычайно актуальным для подростков. Ведь именно в этом возрасте человек особенно остро переживает процессы социализации, когда на первый план выходят вопросы самоопределения: кто я? Какой я? Какие они? Как жить?
Подросток строит свою личность, утверждаясь в социальном окружении, оценивая собственные поступки в зеркале взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Наверное, школа должна помочь школьникам осознанно «присвоить» способы и образцы разрешения конфликтных ситуаций, принимаемые обществом и регулируемые культурными традициями, а не законы асоциальных сообществ.
Таким образом, целью моей работы над романом становится не столько показ Печорина как представителя «потерянного» поколения, сколько стремление помочь учащимся сделать собственный выбор в пользу созидательного отношения к жизни, желания и умения ставить цели, не ограничивающиеся потребительскими инстинктами.
План урока
Цель: Вхождение в художественный мир романа М.Ю.Лермонтова «герой нашего времени»
Задачи:
Учащиеся смогут получить представление о некоторых сторонах психологического портрета Печорина.
Учащиеся смогут развивать навыки мышления в исследовательском процессе через умения: задавать разноуровневые вопросы, анализировать и обобщать, привлекать свой жизненный опыт для сравнения и оценки.
Учащиеся смогут работать в группах и парах для развития навыков коммуникативного взаимодействия.
Материалы:
Текст отрывка из романа, ручки, тетради, иллюстрации.
Ожидания:
Я ожидаю, что учащиеся будут заинтересованы романом, смогут соотнести свой опыт и проблемы, волнующие его героев, станут читать этот роман как заинтересованные и компетентные читатели, задумаются о собственном стиле поведения с окружающими, будут развивать умения формулировать свою точку зрения и выслушивать других.
Ход урока:
Этап побуждения: групповое прогнозирование.
Реализация смысла: групповое исследование.
Рефлексия: пятистишие.
Домашнее задание: 10-минутное эссе.
Для того, чтобы сделать мир Печорина наиболее близким подростковому мироощущению, для первого урока я выбрала отрывок из романа, начинающийся словами: «А что? – спросил я у Максим Максимыча, - в самом ли деле он приучил ее к себе, или она зачахла в неволе, с тоски по родине?» и заканчивающий словами: «Штабс-капитан замолчал.
- Да, признаюсь, - сказал он потом, теребя усы, - мне стало досадно, что никогда ни одна женщина меня так не любила».
Работая на уроке с ограниченным объемом информации, я добиваюсь того, чтобы те читатели, которые обычно несутся по тексту «во весь опор» в погоне за сюжетом, были бы вынуждены более внимательно относиться к каждому слову художественного текста, «выжимая» из него все, что вложил автор. А те, для кого чтение обычно вообще непосильный труд, имея в руках лишь 1-1,5 печатных листа, легко делают над собой такое усилие, чтобы принять участие в обсуждении. Дома почти все читают положенное задание, так как уроки, построенные в технологиях критического мышления, позволяют каждому соотнести изучаемое произведение со своим уникальным личностным опытом и, что особенно важно, - поделиться этим опытом с аудиторией.
Итак, этот урок был построен в обязательной для уроков RWCT трехфазной структуре.
Начался он с предложения посмотреть в окно и подумать о том хорошем, что можно увидеть там. А за окном стоит чудесное весеннее утро.
Предлагаю подобрать ассоциации к слову «весна». Записываем их на доске. Ребята читают эти слова как можно более эмоционально и разбиваются на группы в соответствии с тем, кто какое слово произносил. Таким образом у нас получились команды с прекрасными названиями «Любовь», «Цветы», «Обновление», «Трава» и «Радость».
Переходим к первой фазе – вызов интереса, примененная стратегия – групповое прогнозирование.
Пока ребята рассаживаются вновь образованными группами, я прошу их вспомнить уже известное им творчество Лермонтова и возраст, в котором оборвалась его жизнь.
- Итак, мы знаем, что Лермонтов погиб, будучи совсем молодым человеком. Какие проблемы обычно волнуют молодых людей? Вас самих что особенно возмущает или радует?
Ответы учеников: Молодых людей, конечно, волнуют любовь, дружба, выбор профессии, спорт, проблема отсутствия подходящих объектов для дружбы и любви. И я задаю классу вопрос: «Как вы думаете, почему так происходит, что мешает людям в таких случаях?»
После ответов учеников:- Наверное, сейчас мы с вами не найдем ответа на этот вопрос. Давайте посмотрим, как решались эти и многие другие проблемы в 19 веке. Особенно насчет «технологии знакомиться» вы узнаете кое-что интересное. Когда будете читать это произведение, обратите внимание, какие технологии применил Печорин, чтобы стать незабываемым мужчиной в жизни княжны Мэри. Сегодня мы с вами начнем изучать роман Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени». Он появился в петербургских книжных магазинах как раз в то время, когда его автор отправлялся во вторую ссылку на Кавказ. Царь Николай 1 отправил его туда ос зловещими словами:»Счастливого пути, господин Лермонтов, пусть он очистит себе голову, если это может произойти». Слова эти были сказаны после знакомства с романом «Герой нашего времени». Вот что император написал об этой книге в письме к своей жене: «Это то же самое преувеличенное изображение презренных характеров, которое имеет быть в нынешних и иностранных романах. Такие романы портят характер По моему убеждению, это жалкая книга, обнаруживающая большую испорченность ее автора».
Вот такая оценка. Когда мы познакомимся с романом поближе, вы сможете составить собственное мнение, насколько жалкая эта книга и насколько презренны характеры ее героев.
Пишу на доске ключевые слова: Гордость, плакать, неволя, подарки, смеяться, любовь.
Прошу учеников сформулировать возможную проблему и поделиться ею сначала в парах, а затем группой. Несколько ответов, по одному от каждой группы, озвучиваем. Группа «Цветы»: «Наверное, проблема может быть в том, что к
·то-то кого-то не любит, скорее всего, девушка, а получив хорошие подарки, уже любит». Группа «Обновление»: «Да, проблема в том, как заставить полюбить. Почему заставить? Потому что тут есть слово «неволя».
Прошу учащихся за 5 минут составить небольшой рассказ по этой проблеме. Точно так же обсуждаем в парах, потом группой. Таким образом, мнение каждого ученика было услышано, пусть и не всеми. По одному рассказу, представленному группой, зачитываем вслух.
Некоторые рассказы трактовали неволю как запрещение родителей встречаться с любимым человеком, которое компенсируется подарками, но гордость и любовь все равно заставляют страдалиц плакать. Подарки не могут заменить любимого человека. Один рассказ содержал историю о щенке, который боялся хозяина и не хотел сидеть взаперти, скулил и лаял, но, получив хорошие подарки, например, вкусную косточку, полюбил хозяина, и они были счастливы. Но в большинстве оказались рассказы о краже невесты, так как в силу этнокультурных особенностей населения в нашей местности этот обычай еще не умер. Группа «Обновление»: «Одну девушку украл один парень. Она все время плакала, потому что он ей не нравился. Ее родители были самые богатые в селе, и поэтому он украл ее, из-за денег. Она это знала, и вообще ей никто не нравился, она вообще хотела учиться на врача, а замуж не хотела. И вот она сильно плакала, и потом, несмотря на позор, она вернулась к родителям. И они ее приняли и подарили ей много подарков, потому что ведь они любят своего ребенка».
Таким образом, здесь мы наблюдаем совершенно индивидуализированное преломление уникального личностного опыта каждого ученика, что, конечно, помогает каждому «эмоционально связаться» с изучаемым текстом.
Переходим ко второму этапу – реализация смысла, примененная стратегия – групповое исследование.
Каждый ученик получает текст отрывка из романа, где Максим Максимыч рассказывает о взаимоотношениях Печорина и Бэлы до того момента, как «завоевание» ее свершилось. Я прошу учеников внимательно, очень внимательно, прочитать этот отрывок и сравнить с ним свой прогноз. Что было похожего, а что различно? Учащимся очень нравится, когда их прогнозы подтверждаются, это способствует активному присвоению авторского материала.
Раздаю иллюстрации к главе «Бэла».
А затем мы переходим собственно к исследованию. В этом исследовании у каждого члена команды свои функции: 1 – задает вопросы, 2 – дает характеристику персонажам, 3 – ищет цитаты, которые подтверждают все, о чем говорят другие, 4 – обобщает работу группы и 5 – устанавливает связи с реальной действительностью, то есть приводит примеры «из жизни». Все это нужно для того, чтобы в результате многократного возвращения к тексту, тщательного отыскания в нем аргументов, обсуждения и исправления, помощи друг другу ученики наиболее эффективно освоили авторский текст, развивали свои умения не только узнавания и понимания, но анализа-синтеза и оценки.
Этот этап работы кажется мне наиболее важным и результативным как для учеников, так и для меня как учителя. Теперь особенно выпукло видно, кто как работает: кто стремится навязать свое мнение другим, кто со всеми соглашается, кто азартно ищет новые подходы, а кто старательно объясняет равнодушным, что имеет в виду автор. Также я могу «оживить» забуксовавшую группу, задав какой-нибудь неожиданный вопрос ее членам.
Результатом работы группы становятся 2-3 предложения – резюме.
Далее группы обмениваются своими вопросами, характеристиками, цитатами и резюме.
«Любовь» - «Цветам»:»Кто такой Григорий Александрович? – Это русский офицер, служащий на Кавказе – Откуда вы это узнали? – А тут написано: «из крепости были видны те же горы, что из аула» и еще:»-Вы черкешенок не знаете это совсем не то, что грузинки или закавказские татарки». «Трава» добавляет: «И еще вот тут: «Разве ты любишь какого-нибудь чеченца?» И так далее.
Конечно, первые вопросы всегда бывают «тонкими», ответы на них можно найти прямо в тексте. Но иногда задаются и достаточно «толстые» вопросы, например: «Почему Григорий Александрович считал себя вправе своевольно распоряжаться судьбой другого человека, а если бы Бэла не смогла полюбить его?»
Почти единодушное решение звучало так: «Григорий Александрович – избалованный эгоист. Хотя он культурный и образованный человек, но он очень черствый: как можно спорить, что женщина будет принадлежать ему?! Люди – не игрушки». Хотя было и такое мнение:»Григорий Александрович полюбил Бэлу по-настоящему, и он пошел на все, чтобы сделать ее счастливой. Он поступил как мужчина».
Переходим к третьей фазе – рефлексии, примененная стратегия – пятистишие. В чем заключается настоящая любовь? Всегда ли она приносит радость? Что значит любить?
Любовь Любовь
Щедрая, теплая Страстная, непонятная
Окрыляет, волнует, поднимает Разрушает, убивает, мучает
Как жаль, что любовь не всем дается Насильно мил не будешь
Счастливый полет Наказание
В качестве домашнего задания прошу ребят внимательно прочитать главу «Бэла» с самого начала и дать ответ на вопрос, заданный героем: «глупец я или злодей», а, может, ни то и ни другое?
Сначала следует, разделив лист надвое по вертикали, внести на одну сторону все аргументы, подтверждающие, что Печорин – черствый эгоист, а на другую – аргументы, опровергающие это утверждение:
ДА НЕТ



Затем напишите 10-минутное эссе, подтверждающее вашу личную точку зрения.
Следующий урок начнется со стратегии авторское кресло, в ходе которой будут заслушаны и обсуждены несколько мнений по этой проблеме.
В результате изучения этого романа мы так и не пришли к единому мнению, что же мешало Печорину быть счастливым и добрым, отчего он приносил горе всем, к кому приближался; но зато это произведение стало для моих учеников особенно близким и родным, и многие решили, что человек должен быть добрее к окружающим, не должен быть таким беспощадным. Мне хочется надеяться, что это в чем-то изменит их личный опыт в общении с окружающими.


Алматинская область
с. Бесагаш
сш № 29

































13PAGE 15


13PAGE 14615




Стратегии критического мышления
на уроках
русской литературыОсобенности психологического портрета
героя романа М.Ю.Лермонтова
"Герой нашего времени"Times New Roman