Программа элективного курса Практическая грамматика английского языка (8 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №11»
программа
элективного курса
«Практическая грамматика
английского языка»
( для учащихся 8 класса)
Автор: Людмила Анатольевна Балаба,
учитель английского языка
высшей квалификационной категории
Бийск
2014
Пояснительная записка.
В нашем современном, интегративном, поликультурном мире изучению иностранного языка придается большое значение. Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года одной из ключевых компетенций будущих выпускников является умение жить в поликультурном обществе, с возрастающей информацией, поэтому качественное изучение иностранного языка является одним из приоритетных направлений современного образования. Одна из главных целей изучения иностранного языка - это снятие языкового барьера, что предполагает уверенность в своих знаниях, свободное применение их на практике. Для современных школьников это представляет определенную трудность, так как ребенок мыслит на родном языке и выcтраивает свою речь соответственно, а значит стремится переносить в иностранную речь конструкции, свойственные русскому языку, поэтому одним из самых важных аспектов изучения иностранного языка является изучение грамматического строя языка. Для того, чтобы правильно говорить на иностранном языке, понимать прочитанное и воспринимать правильно живую иностранную речь необходимо знание грамматики английского языка.
Изучение грамматики английского языка необходимо для успешного овладения всеми видами речевой деятельности (чтение, говорение, письмо). Овладевая грамотной правильной речью на английском языке, ученик приобретает возможность принять и передать информацию, развивая свой кругозор. Научить учащихся правильно употреблять в речи английские слова и выражения, которые бы соответствовали нормам грамматического строя изучаемого языка не простая задача, решить которую помогут дополнительные занятия. Содержание таких занятий отличается от базового курса, так как они помогают учащимся более прочно усвоить и расширить грамматический материал, активизировать грамматические структуры, а целенаправленная работа, которая направлена на снятие дальнейших трудностей в изучении предмета увлекает учащихся, погружает их в атмосферу изучаемого языка, повышает интерес к предмету, развивает способности к самостоятельному изучению иностранного языка.
Один из принципов личностно-ориентированного похода гласит, что иностранному языку нельзя научить, ему можно только научиться! Базовыми положениями данного подхода являются направленность на развитие личности обучаемого как активного субъекта учебной деятельности. Для повышения роли самостоятельной работы, контроля и самоконтроля за ходом и результатом овладения иностранным языком, прежде всего, грамматики, актуальной и инновационной становится проблема использования модульной технологии, которая направлена на развитие и воспитание способности и готовности школьников к самостоятельному изучению иностранного языка, поэтому элективный курс построен с учетом следующих технологий:
информационно- коммуникационной и модульной.
Актуальность данного курса заключается в том, что правильное использование грамматических структур является важной стороной в изучении иностранного языка, а базовые грамматические понятия, которые представлены, в основном, в таблицах и схемах, способствуют быстрому усвоению материала.
Цель курса - овладение навыками перевода, устной и письменной английской речи.
Задачи курса:
- стимулирование мотивации детей к изучению иностранного языка
-обучение учащихся грамматике чрез схемы и таблицы
- развитие внимания, наблюдательности, умения слушать и делать выводы и обобщения
- углубление и расширение языковых знаний учащихся
- создание доброжелательной обстановки располагающей к общению и позволяющей детям испытывать чувство успеха
Элективный курс «Практическая грамматика английского языка» рассчитан на учащихся 8 класса (35 часов) в рамках предпрофильной подготовки. Он предназначен для учащихся, которые стремятся расширить свои знания по грамматике английского языка.
Основные принципы отбора и структурирования материала:
Материал, который предлагается освоить учащимся, соответствует уровню базовой программы по английскому языку. Курс состоит из четырёх основных разделов (Глагол, Имя существительное, Имя Прилагательное, Имя Числительное), каждый из которых делится на определенные темы. После изучения каждого из разделов учащимся предлагается выполнить итоговый тест, в период работы над каждым из разделов также проводятся устные опросы, самостоятельные работы. Особенность курса заключается в том, что начинается он не как обычный стандартный курс по грамматике, хотя и составлен на основе государственных стандартов. Он начинается с введения видовременных форм глагола. Это связано с тем, что употребление времен английского глагола представляет для учащихся определенную трудность и вызывает у них чувство «я ничего не понимаю в грамматике», поэтому, в данном курсе предполагается снять прежде всего одну из самых главных трудностей при изучении английской грамматики. Характеризуя значимость курса, хочется отметить, что даже те учащиеся, которые на следующий год уже не будут посещать данный элективный курс, получат ценный багаж знаний по английской грамматике и познакомятся с модульной технологией, которая позволит изучать иностранный язык самостоятельно.
Методы, формы обучения, режим занятий
Все изучаемые аспекты предлагаются учащимся в виде модулей, что способствует быстрому усвоению изучаемого материала.
Поскольку учащийся мыслит на родном языке, то тесное взаимодействие родного и иностранного языков в процессе обучения играет исключительную роль, поэтому при предъявлении материала следует отмечать как различие между грамматическими явлениями в обоих языках, как и их сходство. Учитывая, что учащиеся стремятся переносить в иностранную речь конструкции, свойственные русскому языку, в ряде разделов следует делать соответствующие предупреждения, чтобы предотвратить возникающие на этой почве типичные ошибки.
Виды контроля
Для определения степени достижения целей обучения, уровня сформированности знаний умений и навыков учащихся проводится текущий, периодический, итоговый контроль Выполнение учащимися практической работы на текущих занятиях позволяет проверить и оценить результаты каждого урока. Периодический контроль помогает установить степень усвоения материала по определенному уроку. Итоговый контроль проводится по окончании занятий курса. В контексте использования в рамках данного курса модульной технологии также на уроках осуществляется «мягкий» контроль (самоконтроль по ключам) и итоговый «выходной» контроль (итоговый контрольный тест по всему пройденному материалу модуля).
Учебно-тематический план
№
тема
Количество часов
1.
Знакомство с видовременными формами английского глагола
1
2.
Группа времен «Present»
Простое настоящее время (The Present Simple Tense)
Настоящее длительное время (The Present Progressive Tense)
Сравнительный анализ времен настоящего простого и настоящего длительного.
Настоящее совершенное время. (The Present Perfect Tense)
Настоящее совершенно - длительное время(The Present Perfect Progressive Tense)
4
3.
Сравнительно- сопоставительный анализ четырех английских временных форм и русской временной формы «Настоящее время».
2
4.
Прошедшее простое (The Past Simple Tense)
Прошедшее длительное(The Past Progressive Tense)
Прошедшее совершенное (The Past Perfect Tense)
Прошедшее совершенно-длительное(The Past Perfect Progressive Tense)
4
5.
Сравнительный анализ настоящего совершенного и прошедшего простого(The Present Perfect Tense and The Past Simple Tense).
1
6.
Сопоставительный анализ прошедших времен
2
7.
Будущее простое время(The Future Simple Tense)
Будущее продолженное время(The Future Progressive Tense)
Будущее совершенное время(The Future Perfect Tense)
Будущее совершенно-длительное время. (The Future Perfect Progressive Tense)
4
8.
Сравнительный анализ группы будущих времен
2
9.
Сравнительный анализ всех видовременных форм
2
10
Понятие об имени существительном (The Noun). Словообразование
Притяжательный падеж (The Possessive Case)
2
11
Образование множественного числа имен существительных.
1
12
Имя прилагательное (The Adjective). Структура, функции. Особенности словообразования.
1
13
Степени сравнения простых прилагательных.
1
14
Степени сравнения сложных прилагательных.
1
15
Числительные (The Numeral).
3
16
Обобщающее повторение курса
2
Итого
35
Содержание изучаемого курса:
Исходя из поставленных целей и задач и ориентируясь на конечный результат обучения, в содержание обучения курса практической грамматики
включаются следующие разделы: Глагол, Имя При
·лагательное, Имя Существительное, Имя Числительное. Во время занятий учащиеся подробно знакомятся с каждой грамматической категорией. Они изучают особенности орфографии, случаи употребления данной формы, связь с другими грамматическими явлениями. При изучении каждой темы учащиеся используют схемы и таблицы. В упражнениях на закрепление большое внимание уделяется устной практике.
Тема 1
Знакомство с видовременными формами английского глагола
Учащимся предлагается общая характеристика видовременных форм английского глагола в виде схемы, которую они составляют вместе с учителем.
Тема 2
1 .Простое настоящее время (The Present Simple Tense)
Правила орфографии при употреблении и написании окончаний –S,-ES в глаголах данной формы. Виды вопросов. Вспомогательные глаголы. Особенности употребления. Знакомство с формулой времени.
3.Настоящее длительное время (The Present Progressive Tense).
Формула времени, особенности употребления и написания. Виды вопросов.
4. Сравнительный анализ времен.
5. Настоящее простое и настоящее длительное. Особенности употребления форм. Тренировочные упражнения на закрепление материала.
6.Настоящее совершенное время. (The Present Perfect Tense)
Формула времени, особенности употребления и написания. Виды вопросов.
7.Настоящее совершенно - длительное время(The Present Perfect Progressive Tense)
8.Настоящее совершенно - длительное время(The Present Perfect Progressive Tense)
Тема 3
Учащимся предлагается учебный модуль «Сравнительно- сопоставительный анализ четырех английских временных форм и русской временной формы «Настоящее время».
Сопоставить все формы, проанализировать случаи употребления.
Презентация
Тема 4
1.Простое настоящее время (The Past Simple Tense)
Правила орфографии при употреблении и написании окончаний -ED в глаголах данной формы. Виды вопросов. Вспомогательные глаголы. Особенности употребления. Знакомство с формулой времени
2.Простое настоящее время (The Past Perfect Tense)
Правила орфографии при употреблении и написании окончаний -ED в глаголах данной формы. Виды вопросов. Вспомогательные глаголы. Особенности употребления. Знакомство с формулой времени.
3.Простое настоящее время (The Past Progressive Tense)
Правила орфографии при употреблении и написании окончаний -ED в глаголах данной формы. Виды вопросов. Вспомогательные глаголы. Особенности употребления. Знакомство с формулой времени.
4. Прошедшее совершенно-длительное (The Past Perfect Progressive Tense)
Тема 5
Сравнительный анализ настоящего совершенного и прошедшего простого(The Present Perfect Tense and The Past Simple Tense).
Для работы по данной теме используется учебный модуль. Учащиеся сами должны понять и сделать выводы о том, чем отличается употребление данных времен
Тема 6
Учащимся предлагается учебный модуль «Сопоставительный анализ прошедших времен». Учащиеся сами должны понять и сделать выводы о том, чем отличается употребление данных времен. Сопоставить все формы, проанализировать случаи употребления.
Презентация
Тема 7
1.Простое настоящее время (The Future Simple Tense). Виды вопросов. Вспомогательные глаголы. Особенности употребления. Знакомство с формулой времени .Устная практика
2.Простое настоящее время (The Future Perfect Tense)
Правила орфографии. Виды вопросов. Вспомогательные глаголы. Особенности употребления. Знакомство с формулой времени. Устная практика
3.Простое настоящее время (The Future Progressive Tense)
Виды вопросов. Вспомогательные глаголы. Особенности употребления. Знакомство с формулой времени. Устная практика.
4. Прошедшее совершенно-длительное (The Future Perfect Progressive Tense)
Вспомогательные глаголы. Особенности употребления. Знакомство с формулой времени. Устная практика.
Тема 8
Работа по учебному модулю. Сопоставление четырех английских временных форм (Future Simple, Future Progressive, Future perfect, Future Perfect Progressive) и русской временной формы «Будущее время». Презентация.
Тема 9
Сравнительный анализ всех видовременных форм.
Работа по учебному модулю. Тренировочные упражнения на закрепление навыков употребления времени. Учащиеся сами должны понять и сделать выводы о том, чем отличается употребление данных времен. Сопоставить все формы, проанализировать случаи употребления.
Тема 10
1.Понятие об имени существительном (The Noun). Число и падеж.
2. Особенности словообразования.
3. Притяжательный падеж (The Possessive Case).Особенности образования и чтения форм падежа.
Тема 11
1.Образование множественного числа имен существительных.
2.Исключения
3. Особые случаи образования множественного числа существительных (заимствования; существительные, обозначающие денежные знаки; существительные, которые употребляются только в единственном числе; существительные, употребляющиеся только во множественном числе)
Тема 12
1.Имя прилагательное (The Adjective). Структура, функции.
2. Особенности словообразования.
Тема 13
1.Степени сравнения простых прилагательных.
2.Исключения
Тема 14.
1. Степени сравнения сложных прилагательных.
2. Особенности употребления. Союзы сравнения.
Наречия для усиления сравнения.
Тема 15
Числительные (The Numeral).
Количественные числительные
Порядковые числительные.
Даты и время.
Тема 16
Обобщающее повторение курса. Можно еще раз обратить внимание на те моменты курса, которые вызвали трудность у учащихся. Итоговый тест.
Литература:
1.Числова А.С., Татарчук Г.М. Тесты по английскому языку.-М.:Март,2003
2. Блинова С.И., Чарекова Е.П. Практика английского языка.-С.-П.:Союз,1998
3.. Николенко Е.Г.Тесты по грамматике английского языка. М.:Айрис Рольф. 1997
4. Клементьева Т.Б. Повторение времен английского глагола. М.:Дрофа, 2002
5. Клементьева. Т.Б. Повторение времен английского глагола. М.,Дрофа, 2002
6. Голицынский ЮН.. Голицынский. Г.Н .Грамматика. Сборник упражнений. С.-П.:Каро, 2006
Test (the 8th form)
(I variant)
I. Fill in the correct tense:
1. My father .in his room now. (work)
2. The childrenwhen we came. (eat)
3. The man. There since four o’clock.(stay)
4. By the time the policemen arrived the thief.. (disappear)
5. A girl.to school tomorrow. (go)
6. Every year we.to the seaside for a holiday. (go)
7. Maria was cleaning the apartment while her husband.(sleep)
8. When I arrived the lecture.already. (start)
9. Weto you for two hours yesterday. (listen)
10. Tomorrow at 5 o’clock they..a test. (write).
II. Put the questions to the sentence:
They study English.
1. Yes/No
2. Why? What?
3 or..
4. Tag question
III. Change the sentence :
Sam (play) the guitar.
Every day
Now
Already
For two hours
Yesterday
Yesterday at 5 o’clock
Before he came
For two hours yesterday
Tomorrow
Tomorrow at 6 o’clock
Tomorrow by 6 o’clock
Tomorrow for two hours
IV. Read the beginning of a story entitled “The Accident”, then complete the story using the key words. Finally, write the story.
It was raining heavily and I was glad I was sitting in my warm flat. Suddenly, I heard car brakes screeching.
Key words:Rain/heavy, sit/warm flat, hear/screeching, look/window, see/car, man and woman/get out, woman/shout, hear/doorbell. Afraid/answer, hear/bang/door, hear/car engine start, slowly/open/door, see/dog, dog/injured, take/indoors/call/vet/dog/get better, decide/kee
Test (the 8th form)
(II variant)
I. Fill in the correct tense:
1. My father .in his room now. (work)
2. The childrenwhen we came. (eat)
3. The man. There since four o’clock.(stay)
4. By the time the policemen arrived the thief.. (disappear)
5. A girl.to school tomorrow. (go)
6. Every year we.to the seaside for a holiday. (go)
7. Maria was cleaning the apartment while her husband.(sleep)
8. When I arrived the lecture.already. (start)
9. Weto you for two hours yesterday. (listen)
10. Tomorrow at 5 o’clock they..a test. (write).
II. Put the questions to the sentence:
They study English.
1. Yes/No
2. Why? What?
3 or..
4. Tag question
III. Change the sentence :
Sam (play) the guitar.
Every day
Now
Already
For two hours
Yesterday
Yesterday at 5 o’clock
Before he came
For two hours yesterday
Tomorrow
Tomorrow at 6 o’clock
Tomorrow by 6 o’clock
Tomorrow for two hours
IV. Read the beginning of a story entitled “The Accident”, then complete the story using the key words. Finally, write the story.
It was raining heavily and I was glad I was sitting in my warm flat. Suddenly, I heard car brakes screeching.
Key words:Rain/heavy, sit/warm flat, hear/screeching, look/window, see/car, man and woman/get out, woman/shout, hear/doorbell. Afraid/answer, hear/bang/door, hear/car engine start, slowly/open/door, see/dog, dog/injured, take/indoors/call/vet/dog/get better, decide/keep
15