Программа внеурочной деятельности СТРАНА ФАНТАЗИЯ Направление: общеинтеллектуальное 1 класс (1–4 классы)


ГБОУ Школа №2109
ЮЗОУО ДО г.МосквыПрограмма внеурочной деятельности
Страна Фантазия
Направление: общеинтеллектуальное
1 класс (1–4 классы)
Составитель: учитель начальных классов
Корнеева Е.А.
2014 – 2015 Пояснительная записка
Программа разработана на основе:
 федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
 Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования;
 авторской программы курса информатики Тур С. Н., Бокучавы Т. П. для учащихся 1–4 классов (СПб.: БХВ-Петербург, 2009).
Для реализации программы использован учебник-тетрадь «Первые шаги в мире информатики» для 1, 2, 3, 4 классов Тур С. Н., Бокучавы Т. П. (СПб.: БХВ-Петербург, 2010).
Актуальность и практическая значимость для обучающихся.
Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, становятся все более интеллектоемкими. Иными словами, информационные технологии предъявляют все более высокие требования к интеллекту работников. Если навыки работы с конкретной техникой или оборудованием можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, таковым и останется. Психологи утверждают, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5–11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями, часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы.
Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способность к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей и принципов организации) и синтезу (созданию новых моделей). Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности значимых признаков, описать алгоритмы типичных действий улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении.
Курс информатики в начальной школе вносит значимый вклад в формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков, выработка которых является одним из приоритетов общего образования. Более того, информатика как учебный предмет, на котором целенаправленно формируются умения и навыки работы с информацией, может быть одним из ведущих предметов, служащих приобретению учащимися информационного компонента общеучебных умений и навыков.
Цели изучения основ информатики в начальной школе:
1. Освоение знаний, составляющих начала представлений об информационной картине мира и информационных процессах, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и формированию алгоритмического и логического мышления.
2. Овладение умением использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни.
3. Развитие первоначальных способностей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира и применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни.
4. Воспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности, этическим нормам работы с информацией; воспитание бережного отношения к техническим устройствам.
Задачи обучения информатике в начальной школе:
1. Формирование общеучебных умений: логического и алгоритмического мышления, развитие внимания и памяти, привитие навыков самообучения, коммуникативных умений и элементов информационной культуры, умений работать с информацией (осуществлять передачу, хранение, преобразование и поиск).
2. Формирование умения представлять информацию различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы, схемы), упорядочивать информацию по алфавиту и числовым значениям (возрастанию и убыванию), строить простейшие логические выражения с использованием связок «и», «или», «не», «найдется», «для всех».
3. Формирование понятий «команда», «исполнитель», «алгоритм» и умений составлять алгоритмы для учебных исполнителей.
4. Привитие ученикам необходимых навыков использования современных компьютерных и информационных технологий для решения учебных и практических задач.
Организация учебного процесса.
Для проведения занятий планируется свободный набор в группы в начале учебного года. Состав группы – постоянный. Количество детей в группе 8–10 человек. Изучение курса в 1 классе составляет 33 часа, 1 ч в неделю; во 2–4 классах – по 34 ч в год, 1 ч в неделю.
Ценностные ориентиры курса связаны:
 с развитием логического, алгоритмического и системного мышления, созданием предпосылок формирования компетентности в областях, связанных с информатикой, ориентацией учащихся на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к окружающим;
 нравственно-этическим поведением и оцениванием, предполагающими, что обучающийся знает и применяет правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с информацией коллективного пользования и личной информацией, выделяет нравственный аспект поведения при работе с информацией;
 возможностью понимания ценности, значимости информации в современном мире и ее целесообразного использования, роли информационно-коммуникативных технологий в развитии личности и общества.
Формы обучения.
Основной формой обучения по данной программе является учебно-практическая деятельность обучающихся. Приоритетными методами её организации служат практические, поисково-творческие работы. Все виды практической деятельности в программе направлены на освоение различных технологий работы с информацией и компьютером как инструментом обработки информации.
На каждом этапе обучения курса выбирается такой объект (или тема работы) для обучающихся, который позволяет обеспечивать охват всей совокупности рекомендуемых в программе практических умений и навыков. При этом учитывается посильность выполнения работы для обучающихся соответствующего возраста, общественная и личностная ценность работы, возможность выполнения работы при имеющейся материально-технической базе обучения.
Большое внимание обращается на обеспечение безопасности труда обучающихся при выполнении различных работ, в том числе по соблюдению правил электробезопасности.
Личностно ориентированный характер обеспечивается посредством предоставления учащимся в процессе освоения программы возможности выбора личностно или общественно значимых объектов труда. При этом обучение осуществляется на объектах различной сложности и трудоёмкости с согласованием их с возрастными особенностями обучающихся и уровнем их общего образования, возможностями выполнения правил безопасного труда и требований охраны здоровья детей.
Формы работы.
Программа предусматривает использование следующих форм работы:
 фронтальной – подача учебного материала всему коллективу учеников;
 индивидуальной – самостоятельная работа обучающихся с оказанием учителем помощи учащимся при возникновении затруднения, не уменьшая активности учеников и содействуя выработке навыков самостоятельной работы;
 групповой – учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Особым приёмом при организации групповой формы работы является ориентирование учеников на создание так называемых мини-групп или подгрупп с учётом их возраста и опыта работы.
Содержание курса.
Построено на следующих дидактических принципах:
 отбор и адаптация к начальной школе материала для формирования предварительных знаний, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и информационных технологий в соответствии с возрастными особенностями школьников, уровнем их знаний в соответствующем классе и междисциплинарной интеграцией;
 формирование логического мышления в оптимальном возрасте, развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка;
 индивидуально-личностный подход к обучению школьников;
 овладение поисковыми, проблемными, исследовательскими и репродуктивными типами деятельности во время индивидуальной и коллективной работы на уроке, дополнительная мотивация через игру;
 соответствие санитарно-гигиеническим нормам работы за компьютером.
1 класс (33 ч).
Правила поведения и техника безопасности в компьютерном классе. Что умеет делать компьютер? (1 час.)
Знакомство с кабинетом, правилами поведения в кабинете (по картинкам). Сказка «Компьютерная школа». Знакомство с компьютером. Демонстрация возможностей персональных компьютеров.
Развитие внимания. Понятия «вверх», «вниз», «вправо», «влево». Курсор. (15 часов.)
Развитие внимания. Понятия «вверх», «вниз», «вправо», «влево». Курсор.
Введение в логику. (17 часов.)
Решение задач на развитие внимания. Понятие множества. Вложенность множеств. Общий признак для группы предметов. Поиск «лишнего» предмета в группе предметов. Выделение существенного признака предмета. Выделение существенного признака группы предметов. Выявление закономерностей в расположении предметов. Решение логических задач. Логика и конструирование.
2 класс (34 ч).
Повторение изученного материала. (1 час.)
Правила поведения и техника безопасности в компьютерном классе. Устройства компьютера. Возможности персональных компьютеров. Решение задач на развитие внимания. Решение логических задач.
Введение в логику. (33 часа.)
Логика и русский язык. Подготовка к введению понятия «симметрия». Игра «Путешествие в Зазеркалье». Симметрия. Паркеты. Логические концовки. Пропедевтика отрицания. Введение понятия отрицания. Логика и математика. Понятие «массив». Работа с массивами. Введение понятия присваивания.
3 класс (34 ч).
Повторение изученного материала. (3 часа.)
Техника безопасности. Краткая история развития вычислительной техники. Назначение основных устройств компьютера. Сферы применения компьютеров в жизни человека. Повторение темы «Введение в логику».
Понятие информации. Виды работы с информацией. Логика и информация. (31 час.)
Что такое информация? Виды информации. Способы передачи информации. Способы получения информации. Свойства информации. Передача информации. Хранение информации. Организация хранения информации. Базы знаний. Кодирование и декодирование информации: с помощью алфавита, пронумерованного по порядку; с помощью алфавита, пронумерованного в обратном порядке; с помощью слоговой таблицы; с помощью криптограмм. Решение задач с неполной информацией. Ведение в формальную логику.
4 класс (34 ч).
Повторение изученного материала. (2 часа.)
Техника безопасности. Понятие «информация», свойства информации. Базы знаний. Кодирование и декодирование информации.
Алгоритмы и исполнители. (32 часа.)
Понятие алгоритма, исполнителя. Примеры алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы в математике. Алгоритмы и русский язык. Способы записи алгоритмов. Счет по блок-схемам. Игра «Фокусы с числами». Алгоритмический язык стрелок. Линейные алгоритмы. Пропедевтика понятия цикла, пропедевтика вложенных циклов. Исполнитель «Колобок» на линейке. Понятие о координатной плоскости. Игра-диктант «Расположи предмет». Алгоритмы работы на координатной плоскости.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса выпускником начальной школы.
Личностные результаты.
У учащихся будут сформированы:
 внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе;
 установка на образ «хороший ученик»;
 положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса «Первые шаги в мире информатики»;
 способность к самооценке;
 начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
У учащихся могут быть сформированы:
 стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать.
Метапредметные результаты.
Познавательные:
учащиеся научатся:
 собирать информацию;
 обрабатывать информацию (с помощью ИКТ);
 анализировать информацию;
 передавать информацию (устным, письменным, цифровым способами);
 самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
 использовать общие приёмы решения задач;
 контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
 моделировать, то есть выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач;
учащиеся получат возможность научиться:
 подвводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
 классифицировать по заданным критериям;
 строить рассуждения.
Регулятивные:
учащиеся научатся:
 формулировать и удерживать учебную задачу;
 преобразовывать практическую задачу в познавательную;
 ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
 выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
 использовать речь для регуляции своего действия;
учащиеся получат возможность научиться:
 сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
 выделять и формулировать то, что уже усвоено, и то, что еще нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения.
Коммуникативные:
учащиеся научатся:
 работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
 ставить вопросы;
 обращаться за помощью;
 формулировать свои затруднения;
 договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
 слушать собеседника;
 формулировать собственное мнение и позицию;
 осуществлять взаимный контроль;
 адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
учащиеся получат возможность научиться:
 проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;
 уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтные ситуации при сотрудничестве, стараясь найти варианты их разрешения ради общего дела.
Предметные результаты.
В результате изучения курса «Компьютерная грамотность» выпускник начальной школы научится:
 называть вид информации в зависимости от органа чувств, воспринимающего информацию (зрительная, звуковая и т. д.);
 называть вид информации в зависимости от способа представления информации на материальном носителе (числовая, текстовая, графическая, табличная);
 приводить примеры количественной и качественной информации;
 определять в конкретном множестве количество объектов, определять порядковый номер указанного объекта;
 ориентироваться в справочниках и словарях, в которых информация хранится в алфавитном порядке;
 соблюдать правила поведения в компьютерном классе;
 осуществлять элементарные действия с компьютером (включать, выключать, сохранять информацию на диске, выводить информацию на печать);
 называть составные части компьютера (монитор, клавиатура, мышь, системный блок и пр.);
 представлять текстовую, числовую и графическую информацию на экране компьютера с помощью клавиатуры и мыши: печатать заданный простой текст (в текстовом редакторе), изображать заданные геометрические фигуры в цвете (в графическом редакторе);
учащиеся получат возможность научиться:
 самостоятельно использовать в учебной деятельности информационные источники, в том числе ресурсы школьной библиотеки и медиатеки;
 применять знания о способах представления, хранения и передачи информации (текст, числа, знаки, флажковая азбука и азбука Морзе, закодированное письмо и пр.) в учебной и игровой деятельности.
Планируемые результаты изучения учебного курса.
1 класс.
В результате обучения учащиеся должны:
– знать правила поведения в компьютерном классе;
– знать основные сферы применения компьютеров;
– уметь ориентироваться на клетчатом поле в направлениях «вверх», «вниз», «вправо», «влево»;
– уметь точно выполнять действия под диктовку учителя;
– уметь проводить анализ при решении логических задач;
– иметь понятие о множестве;
– уметь приводить примеры множества предметов и располагать их в порядке расширения или в порядке сужения объема понятий;
– уметь находить общий признак для группы предметов;
– знать понятие существенного признака предмета;
– уметь выделять существенный признак предмета и группы предметов;
– уметь выявлять закономерности в расположении предметов и продолжать последовательности с учетом выявленных закономерностей;
– уметь предлагать несколько вариантов «лишнего» предмета в группе однородных предметов;
– уметь конструировать фигуру из ее частей по представлению;
– уметь разделять фигуру на заданные части по представлению;
– уметь использовать повороты при решении логических задач и при работе с прикладными программами;
– иметь представление о различных формах курсора;
– знать назначение клавиш Enter, BackSpace, пробел;
– использовать клавиатуру и мышь при работе с прикладными программами из ППП «Страна Фантазия» – 1-й год обучения;
– уметь управлять объектами на экране монитора.
2 класс.
– знать и уметь рассказывать правила поведения в компьютерном классе;
– знать основные сферы применения компьютеров;
– знать основные устройства компьютера;
– уметь решать задачи, связанные с анализом исходных данных;
– уметь выделять признак, по которому произведена классификация предметов;
– уметь находить закономерности в ряде предметов и продолжать этот ряд с учетом выявленной закономерности;
– уметь давать полные ответы и аргументировать свои выводы;
– иметь представление о понятии симметрии и видах осей симметрии;
– уметь строить симметричные изображения простых геометрических фигур относительно горизонтальной и вертикальной осей симметрии;
– уметь получать вариативные решения;
– уметь строить несложные паркеты;
– уметь делать правильные умозаключения и аргументировать свои выводы;
– уметь выявлять причинно-следственные связи;
– уметь решать задачи с неопределенным ответом;
– знать понятие отрицания и уметь использовать математическую запись отрицания;
– знать понятие «массив», уметь приводить примеры массивов;
– знать операцию присваивания;
– уметь заполнять массивы с использованием операции присваивания;
– уметь работать с несколькими массивами;
– уметь делать выбор в режиме «меню» и управлять объектами на экране монитора;
– уметь использовать клавиатуру и мышь при работе с прикладными программами из ППП «Страна Фантазия» – 2-й год обучения.
3 класс.
– знать правила поведения в компьютерном классе;
– знать назначение основных устройств компьютера и основные сферы применения компьютеров;
– знать понятие «информация»;
– знать виды информации, способы передачи и получения информации, свойства информации;
– уметь приводить примеры, отражающие свойства информации;
– знать способы хранения информации и организацию хранения информации;
– знать понятие «информационный носитель»;
– знать назначение баз знаний, уметь заполнять и вносить изменения в базы знаний;
– уметь кодировать и декодировать информацию: с помощью алфавита, пронумерованного по порядку; с помощью алфавита, пронумерованного в обратном порядке; с помощью слоговой таблицы; с помощью криптограмм;
– иметь представление о способах решения задач с неполной информацией;
– уметь выделять истинные и ложные высказывания;
– уметь делать выводы из пары посылок; выделять элементарные и сложные высказывания;
– использовать слова-связки для построения сложных высказываний;
– уметь использовать повороты при работе с прикладными программами;
– уметь вводить информацию с клавиатуры при работе с ППП «Страна Фантазия» – 3-й год обучения.
4 класс.
– знать правила поведения в компьютерном классе;
– знать понятия: «алгоритм», «исполнитель», «блок-схема»;
– уметь производить вычисления по блок-схеме алгоритма;
– знать систему команд алгоритмического языка стрелок;
– уметь получать различные варианты решения для одной и той же задачи;
– уметь выполнять и составлять линейные алгоритмы, алгоритмы с повторяющимися действиями для исполнителя «Колобок»;
– уметь выполнять и составлять алгоритмы для исполнителя «Колобок» на линейке;
– иметь представление о координате точки и координатной плоскости;
– уметь работать на координатной плоскости с положительными и отрицательными числами;
– уметь использовать клавиатуру и мышь при работе с ППП «Страна Фантазия» – 4-й год обучения.
Материально-техническое обеспечение курса.
Литература:
1. Тур, С. Н. Программы курса информатики для учащихся 1–4 классов общеобразовательных учреждений / С. Н. Тур, Т. П. Бокучава. – СПб. : БХВ-Петербург, 2009.
2. Тур, С. Н. Первые шаги в мире информатики : методическое пособие для учителей 1–4 классов / С. Н. Тур, Т. П. Бокучава. – СПб. : БХВ-Петербург, 2010.
Технические средства обучения:
– Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
– Магнитная доска.
– Персональный компьютер.
– Мультимедийный проектор.
– Принтер.
Учебно-тематический план
1 класс
№урока Наименование разделов и тем Количество часов
Введение. В гостях у сказки 1
1 Знакомство с техникой безопасности в компьютерном классе. Знакомство с компьютером 1
Развитие внимания. Понятия «вверх», «вниз», «вправо», «влево» 15
2–7 Понятия «вверх», «вниз», «вправо», «влево» 6
8–16 Развитие внимания 9
Введение в логику 17
17 Выделение существенных признаков предмета 1
18–19 Выделение существенных признаков группы предметов 2
20–21 Выявление закономерностей в расположении предметов 2
22–24 Решение логических задач. Выявление закономерностей в расположении предметов 3
25 Урок загадок 1
26–28 Логика и конструирование 3
29 Подготовка к итоговой контрольной работе 1
30 Итоговая контрольная работа 1
31 Анализ контрольной работы. Диагностика внимания и памяти 1
32–33 Резерв 2
Итого 33