Анализ воспитательной работы 10 класс за 2014-2015 учебный год.

Анализ воспитательной работы с 10б классом
за 2014/15 учебный год.
Ф.И.О. классного руководителя Федорова А.М.
1. Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного процесса в классе в минувшем году.
Основной целью воспитательной работы в 2014/15 учебном году было продолжить воспитание социально успешной личности, формирование её социальной и гражданской активности.
Исходя из основной цели были поставлены следующие задачи:
внедрение технологии возрастно-сообразного индивидуального психолого педагогического сопровождения;
актуализация гражданско-патриотического воспитания школьников в рамках реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан»;
разработка и внедрение социальных проектов в рамках целевых программ;
расширение ролевого диапазона на основании методики социальных проб;
способствовать сознательному выбору профессии.
Внедрение технологии возрастно-сообразного индивидуального психолого-педагогического сопровождения осуществлялось с помощью развития и укрепления межличностных и межгрупповых отношений на всех уровнях (ученик– ученик; ученик– учитель; учитель–учитель; учитель– родители; родители– дети); создания в классном коллективе психологического климата, позволяющего обеспечить условия для успешного обучения и личного развития детей.
Актуализация гражданско-патриотического воспитания школьников в рамках реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан» осуществлялось на ЧКР «Учителями славится Россия», «День матери», «День Героев Отечества», «Оренбургский пуховый платок», «День защитника Отечества», «Они сражались за Родину», при создании Галереи памяти «Мы помним, мы гордимся!», при участии в акциях «Ковер Победы» и «Алфавит Победы», при неоднократном посещении школьного музея.
Разработка и внедрение социальных проектов в рамках целевых программ осуществлялась
при реализации проекта «Школьный дворик» по благоустройству школьного двора в рамках муниципальной программы «Устойчивое развитие сельских территорий Оренбургского района Оренбургской области на 2014 – 2017 годы и на период до 2020 года»,
при участии во всех мероприятиях, посвященных 70летию Победы в рамках МП «Военно-патриотическое воспитание молодежи»
Расширение ролевого диапазона на основании методики социальных проб было выполнено частично, когда учащиеся искали и собирали информацию о своих прадедах при создании Галереи памяти «Мы помним, мы гордимся!».
Способствование сознательному выбору профессии происходило при Диагностики интересов и личной направленности учащихся», на ЧКР «Как определиться в дальнейшем жизненном пути» (профориентационный практикум), «Кем в дальнейшем нам бы стать?» (дискуссионный профориентационный практикум), родительских собраниях «Роль семьи на этапе самоопределения старшего школьника», «Жизненные сценарии наших детей. Профессиональная ориентация старшеклассников»

Из вышесказанного делаю вывод, что воспитательные задачи , поставленные мною, были определены верно. В будущем году можно расширить и углубить эту работу.

2. Анализ динамики социальной ситуации развития учащихся.
А) Социальный паспорт:
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Учебный год
Служащие
Рабочие
Предпри-ниматели
Безработные
(домохозяйки)
Пенсионеры

2014/15
65%
12%
8%
15%
0%


Социологический паспорт:
Учебный год
Статус семьи
Ф.И. ребенка
Дополнительная информация

2014/2015
Неполные семьи
Миннибаева Надя
Шуршукова Лера
Хабибулин Азат
В разводе
В разводе
В разводе



Многодетные семьи
Кшнякина Вика
Синева Юля
Файзуллин Артур
3
3
3


Семьи риска




Учебный год
Полные семьи
Неполные семьи
Многодетные семьи
Семьи риска

2012/13
85%
15%
15%
0%

Исходя из этих данных мы видим, что социальная ситуация в классе достаточно благополучная.

Б) Занятость в кружках:

Ф.И. ребенка
Название кружка
Местонахождение кружка

1.
Агеев Кирилл Дмитриевич
Армейский рукопашный бой

МАОУ «Нежинсий лицей»

2.
Актемиров Рамиль
Булатович
Лыжи

ДЮСШ


3.
Байлиписова Лилия Муратовна
Хореография

ДШИ

4.
Джуламанов Талгат Умутжанович
Дзюдо

Д/к «Газовик»

5.
Лебедев
Илья Викторович
Настольный теннис

МАОУ «Нежинсий лицей»

6.
Миронова Ольга Александровна
Газета «Лицеисты»

МАОУ «Нежинсий лицей»

7.
Паршина Светлана Вячеславовна

Художественно-творческое
Журналистика Газ. «Лицеисты»
МАОУ «Нежинсий лицей»

8.
Файзуллин Артур Рафаэлович
Лыжи
ДЮСШ

19.
Шуршукова Валерия Викторовна
Фитнес

СДК


10.
Щербаков Никита Олегович
Армейский рукопашный бой
МАОУ «Нежинсий лицей»


Многие родители уделяют достаточно внимания своим детям, пытаются развить их творческие и физические способности.
В классе также сложилась благоприятная творческая обстановка. Девочки (Изюмская Е., Савина А., Паршина С., Биктеева Е.) придумывают свои номера, ведут развлекательные программы в классе, участвуют в школьных мероприятиях.

3. Анализ развития коллектива класса.
А) Актив класса:
Широков А. - староста класса
Агеев К.- зам. старосты
Шуршукова В.- редколлегия
Джуламанов Т.- трудовой сектор
Лебедев И. - учебный сектор
Биктеева Е.- культмассовый сектор
Щербаков Н.- спорт. сектор
Широков А. как староста класса, себя оправдал, очень скромный и порядочный юноша, но немного не хватает жесткости.
Социометрическая структура класса:
Лидеры
Принятые
Отверженные

Биктеева Е.
Шовалиева К.
Агеев К.
Байлиписова Л.

Миннибаева Н.


Взаимность между детьми 80%. Во внеклассные мероприятия старалась вовлекать всех детей, но это не всегда удавалось, в силу нежелания или закомплексованности некоторых ребят.
Ребята открыты к окружающим, доброжелательны, умеют сопереживать и сочувствовать. Могут взаимодействовать как с одноклассниками, так и с учителями. В классе хорошо развито самоуправление, и ребята чувствуют свою сопричастность к любому делу. Ребята активно участвуют в лицейских, сельских и районных мероприятиях. Они самостоятельно ставят перед собой цели своей деятельности. Развита взаимовыручка, ребята помогают друг другу в достижении цели.
В классе были небольшие конфликты, но вспышек агрессии, ненависти, явного антогонизма нам удалось избежать.

Б) Нравственно-психологический климат в классе на среднем уровне. Учащиеся не всегда бывают тактичны и вежливы друг с другом. Но у них достаточно развито чувство коллективизма и ответственности. Они никого из класса не дают в обиду, всегда защищают друг друга.
К учителям относятся уважительно. Эмоциональный настрой класса положительный.

В) Участие учащихся в жизнедеятельности класса.

Ф.И. ребенка
Название мероприятия
Уровень
Дата

1
Агеев К.
Урок мира «Нежинка, село мое родное»
День учителя
Ведущий

Участник
30.08.14

03.10.14

2
Актемиров Р.
Турслет

Команда
06.09.14

3
Байлиписиова Л.
День учителя
Мы играем в Хеллоуин
КВН по физике
Газета
Участница
Команда
03.10.14
31.10.14
11.02.15

4
Биктеева Е.
День учителя
КТД «Голос»
День Святого Валентина
Ведущая
Участница
Ведущая
03.10.14
13.02.15
13.02.15

5
Джуламанов Т.
Урок мира «Нежинка, село мое родное»
Турслет
Кросс наций
КВН по физике
Ведущий

Команда
Призер
Команда
30.08.14

06.09.14
19.09.14
11.02.15

6
Изюмская Е.
День учителя
Мы играем в Хеллоуин
КВН по физике
Газета «Выпуск 2015»
Участница
Участница
Команда
Участница
03.10.14
30.10.14
11.02.15
22.05.15

7
Кшнякина В.
День Святого Валентина
Ведущая
13.02.15


8
Лебедев И.
Урок мира «Нежинка, село мое родное»
Алфавит Победы
КВН по физике
День православной книги
Ведущий

Участник
Команда
Ведущий
08.09.14

16.01.15
11.02.15
13.03.15

9
Миннибаева Н.
Мы играем в Хеллоуин
Ярмарка
Участница
Продавец
30.10.14
20.02.15

10
Миронова О.
Урок мира «Нежинка, село мое родное»
Турслет
Зональная конференция «Первые шаги в науку»
Мы играем в Хеллоуин
КВН по физике
Галерея памяти «Мы помним, мы гордимся»
Ведущая

Команда
Участница

Участница
Команда
Участница
30.08.14

06.09.14
30.10.14

30.10.14
11.02.15
05.04.14

11
Паршина С.
Урок мира «Нежинка, село мое родное»
Турслет
КТД «Мокоша»
Ковер мира
КТД «Голос»
Газета «Выпуск 2015»
Ведущая

Команда
Участница
Участница
Участница
Участница
30.08.14

06.09.14
20.10.14
20.01.15
13.02.15
22.05.15

12
Савина А.
Турслет
Мы играем в Хеллоуин
Ярмарка
Галерея памяти «Мы помним, мы гордимся»
Команда
Участница
Продавец
Участница

06.09.14
30.10.14
20.02.15
05.04.14

13
Синева Ю.
День Английского языка

Мы играем в Хеллоуин
Участие в викторине
газета
13.02.15

13.02.15

14
Сучкова А.
КВН по физике
Газета «Выпуск 2015»
Команда
Участница
11.02.15
22.05.15

15
Файзуллин А.
День учителя
Турслет
Алфавит Победы
Праздник к 23 февраля
Участник
Команда
Участник
Участник
03.10.14
06.09.14
16.01.15
21.02.15

16
Хабибуллин А.
Мы играем в Хеллоуин
КВН по физике
Участник
Команда
30.10.14
11.02.15

17
Широков А.
Турслет
Зональная конференция «Первые шаги в науку»
КВН по физике
День Святого Валентина
Праздник к 23 февраля
Команда
Призер

Команда
Ведущий
Участник
06.09.14
30.10.14
11.02.15
11.02.15
13.02.15
21.02.15

18
Шовалиева К.
КВН по физике
Газета «Выпуск 2015»
Команда Участница
11.02.15
22.05.15

19
Шуршукова В.
Мы играем в Хеллоуин
КТД «Мокоша»
КВН по физике
Ковер мира
Газета «Выпуск 2015»
Участница
Участница
Команда
Участница
Участница
30.10.14
20.10.14
11.02.15
20.01.15
22.05.15

20
Щербаков Н.
Урок мира «Нежинка, село мое родное»
Турслет
День учителя
КВН по физике
Ведущий

Команда
Ведущий
Команда
30.08.14

06.09.14
03.10.14
11.02.15


Мотивы участия школьников в деятельности класса: похвала со стороны учителей и родителей, желание проявить себя, желание добиться успеха в любом начинании.

Г) Общественная активность развита хорошо. Все мероприятия в классе дети организовывали сами, я лишь корректировала некоторые моменты. Творчески активные деятели класса – это Биктева Е., Кшнякина В., Изюмская Е., Савина А., Шуршукова В.. Идеи у них всегда бьют ключом. Они принимают участие не только в жизни класса, но и лицея, а также села.
Активное участие в самоуправлении класса принимали Изюмская Е., Широков А., Савина А.
Развитию самоуправления, создает условия для социального становления учащихся. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе.
Педагогической целью ученического самоуправления является демократизация жизни класса и формирование у школьников готовности к участию в управлении обществом. Наряду с постоянными органами самоуправления в ученическом коллективе создаются различные временные органы, роль которых усиливается с развитием самостоятельности и инициативы учащихся. Итоги работы в развитии самоуправления достаточно высокие: класс дружный, сплоченный, каждый за время обучения побывал в роли руководителя, организатора и в роли подчиненного, в коллективе взаимопонимание и сотрудничество. Каждый ребенок в системе самоуправления имеет возможность самореализации. Многие ребята являются лидерами, хорошими организаторами не только в классе, но и в лицее.
4. Анализ участия учащихся класса в жизнедеятельности школы.
А)
Название мероприятия

Время проведения
Ф.И. учащихся, принявших участие
Результат

Турслет
06.09.14
Актемиров Р.
Джуламанов Т.
Миронова О.
Паршина С.
Савина А.
Файзуллин А.
Широков А.
3 место

Кросс Наций
19.09.14
Джуламанов Т.
3 место

День учителя
03.10.14

Биктеева Е.
Щербаков Н.


КТД «Мокоша»
20.10.14
Паршина С.
Шуршукова В.


Новогодний карнавал
25.12.14
Весь класс


Алфавит Победы
16.01.15
Лебедев И.
Файзуллин А.


Ковер мира
20.01.15
Миронова О.
Шуршукова В.


КВН по физике
11.02.15
Байлиписова Л.
Джуламанов Т.
Изюмская Е.
Лебедев И.
Миронова О.
Сучкова А.
Хабибуллин А.
Широков А.
Шовалиева К.
Шуршукова В.
Щербаков Н.
1 место

КТД «Голос»
13.02.15
Биктеева Е.
Паршина С.
Призер

День Святого Валентина
13.02.15
Биктеева Е.
Кшнякина В.
Паршина С.
Широков А.


Смотр строя и песни
март, 2015
Весь класс
1 место

Спартакиада школьников
май, 2015
Биктеева Е.
Кшнякина В.
Миронова О.
Синева Ю
Паршина С.
Шуршукова В.
Агеев К.
Джуламанов Т.
Лебедев И.
Файзуллин А.
Широков А.
Щербаков Н.
3 место

Митинг ко Дню Победы
09.05.12
Весь класс
Митинг ко Дню Победы

Лицейская конференция
11.05.15
Весь класс


Из таблицы видно, что практически все учащиеся класса участвовали в школьных мероприятиях. Основные мотивы: общественно полезная значимость, интерес к общению, значимость для коллектива, интерес к содержанию деятельности.
Б) Широков А. и Паршина С. принимали участие в школьных органах самоуправления. Ребята с интересом участвуют во всех школьных мероприятиях. Лебедев И. занимается в секции по настольному теннису, Агеев К. и Щербаков Н. - в секции ркопашного боя, а Актемиров Р. И Файзуллин А. – в лыжной секции. Они защищают честь лицея на соревнованиях различного уровня.
5. Анализ развития учащихся класса.
А) Уровень воспитанности:
Года

Компоненты ВР
20014/15
2015/16


нравственный
Ср. 50%


эстетический
Ср. 55%


экологический
Ср. 55%


трудовой
В.ср. 60%


экономический
Ср. 50%


Исследование проведено по методике Л.Д. Столяренко «Индекс воспитанности школьников» для 7- 11 классов.
Уровень воспитанности почти по всем направлениям находится также на среднем уровне. Думаю это напрямую связано с воспитанием в семье. В классе, чтобы повысить нравственно-эстетичесткое развитие учащихся проводились беседы на ЧКР о правилах поведения дома и в обществе, дресскоде в различных местах.

Б) Уровень сферы интересов учащихся
Года

Компоненты
20014/15
2015/16


По широте интересов
17 (достат.)


По активным видам деятельности
9 (средний)


По области «Общение»
4 (достат.)


По области «Развлечение»
3 (средний)


По области «Творческая деятельность»
4 (достат.)


Коллектив группы
4 (достат.)


Организуемый взрослыми труд
10 (достат.)


Самовоспитание
5 (достат.)


Исследования проводились по методике О.И.Маткова «Сфера интересов». Из таблицы видно, что широта интересов, то есть познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) находится на самом высоком уровне.

В) Успеваемость учащихся:
Учебный год
Отличники
Хорошисты
Имеют одну «3»
Неуспевающие

2014/15
1 Байлиписова
2 Изюмская Е.
3 Лебедев И.
4 Широков А.


1 Джуламанов Т.
2 Миронова О.
3 Паршина С.
4 Савина А.
5 Сучкова А.
6 Хабибулин А.
7 Шовалиева К..
8 Шуршукова В.




20%
40%
0%
0%




20014/15
2015/16


% успеваемости
100%


% качества
60%


% СОУ
64%



Успехи и результаты учащихся класса.

Ф.И. ребенка
Название мероприятия
Уровень
Результат

Байлиписова Л. Изюмская Е. Лебедев И.
Савина А.
Синева Ю.
Широков А.
Шовалиева
Предметные олимпиады
Лицейский
Личные достижения

Актемиров Р.
Лицейская научно-практическая конференция педагогов и учащихся «Первые шаги в науку»
Лицейский
3 место

Лебедев И.

Предметные олимпиады по обществоведению
физике
православной культуре
Муниципальный


1 место
3 место
1 место

Хабибулин А.
Предметная олимпиада по информатике
Муниципальный
1 место


Широков А.
Зональная научно-практическая конференция «Шаг в будущее науки»
Муниципальный
1 место


Лебедев И.
Широков А.
Конкурс исследовательских работ, проводимых ассоциацией «Оренбургский университетский (учебный) округ»
Региональный
Лауреат
Лауреат

Байлиписова Л.
Шуршукова В.
Международный проект videouruki.net «Дистанционная олимпиада по английскому языку», осень 2014
Международный

3 место


Занятость в кружках:
Учебный год
Количество учащихся
Название кружка
Местонахождение кружка

20014/15
10




Г) Развитие общей и информационной культуры повышается при посещении музеев, походов, экскурсий:

Мероприятие
Цель
Кол-во уч-ся
Результат

1
Экскурсия в школьный музей
Познакомить с ветеранами, тружениками тыла
20
Знакомство известными людьми села, ветеранами ВОВ

2
Турслет
Повышение физической и экологической культуры
20
Знакомство с туристическими навыками, правилами поведения в походе

3
Поездка в театр
Повышение культурного уровня
20
Практика поведения в общественных местах



Для развития общей и правовой культуры, культуры общения были проведены ЧКР «Как уберечь себя от неприятностей», «Поведение в общественных местах», «Так ли безобидно хулиганство несовершен- нолетних?» (ситуативно-правовой практикум), «Нормы права и морали в обществе», «Права подростка», «Они сражались за Родину».
Д) Наиболее ярко себя проявили на творческом поприще Биктеева Е., Паршина С., Шуршукова В..
Е) Самовоспитанием ребята занимаются на достаточно уровне, но еще не все чувствуют меру ответственности за свои поступки.
Ж) Состав класса :
Количество учащихся в классе:
Начало года 20
Конец года 20
Возрастной состав:

1998 год
1999 год

Девочки
8
4

Мальчики
8
0

Итого
16
4


З) Анализ индивидуальной работы с учащимися:

Причина
Ф.И. ученика
Что сделано
Результат

Снизилась успеваемость
Агеев К.
Приглашала обоих родителей.

Год закончил без двоек.

Снизилась успеваемость
Актемиров Р.
Встречалась с обоими родителями.
Год закончил без двоек.

Снизилась успеваемость.
Биктеева Е.
Созванивалась и встречалась с мамой.
Год закончила без двоек.

Снизилась успеваемость.
Кшнякина В.
Созванивалась и встречалась с мамой.
Год закончила без двоек.

Снизилась успеваемость.
Лебедев И.
Созванивалась и встречалась с мамой.
Год закончил на отлично.

Снизилась успеваемость.
Миннибаева Н.
Встречалась с мамой.
Год закончила без двоек.

Снизилась успеваемость.
Файзуллин А.
Встречалась с мамой постоянно.
Стал посещать дополнительные занятия по математике, год
закончил без двоек.

Снизилась успеваемость.
Широков А.
Встречалась с папой.
Год закончил на отлично.

Снизилась успеваемость.
Шовалиева К.
Встречалась с мамой.
Год закончила без троек.

Снизилась успеваемость.
Щербаков Н.
Созванивалась и встречалась с мамой.
Год закончил без двоек.



6. Анализ педагогического взаимодействия с семьями и организации педагогического взаимодействия взрослых, работающих с учащимися класса.
Главная цель работы с родителями - гуманизация семейных отношений, укрепление психологического здоровья учащегося. Работа с родителями включает вопросы диагностики, просвещения, профилактики, коррекции детско-родительских отношений. Содержание сотрудничества с родителями включает три основных направления: психолого-педагогическое просвещение родителей; вовлечение родителей в воспитательный процесс; участие родителей в управлении лицеем, классом.
В работе с родителями используются следующие виды и формы работы: родительские собрания, организация встреч родителей с учителями-предметниками, индивидуальная работа с привлечением психологической службы лицея, привлечение родителей к организации и подготовке КТД, совместная досуговая деятельность. Многие родители учащихся класса бывшие выпускники лицея. Это позволяет активно вовлекать их в традиционные дела класса и лицея.

А) Темы и цель родительских собраний:

Тема собрания
Цель
Количество родителей (%)

1
Психологические особенности развития личности старшеклассника
Познакомить родителей с психологическими особенностями развития личности старшеклассника и значимости общения с родителями.
75%

2
Ценностные ориентиры современных старшеклассников
Показать родителям методы и приемы решения конфликтов.
65%%

3
Роль семьи на этапе самоопределения старшего школьника
Обсудить с родителями пути организации сотрудни чества с детьми на этапе самоопределения.
50%

4
Жизненные сценарии наших детей. Профессиональная ориентация старшеклассников
Обсудить с родителями круг интересов детей и спрогнозировать возможный выбор профессий.
50%

5
Стили и методы воспитания старшеклассника в семье
Ознакомить родителей с различными моделями воспитания в семье.
50%

6
Ориентация школьников на ценности семьи
Стимулирование полноценного общения родителей с их детьми;
повышение уровня знаний родителей о формах, методах и средствах полноценного общения с детьми.
57%

7
Как уберечь ребенка от соблазнов
Обсудить с родителями возможные проблемы снижения успеваемости и пути их преодоления.
70%

8
Стратегии успеха
Познакомить родителей с важнейшей задачей системы образования и способами ее достижения.
54%

9
Об организованном окончании учебного года.
Проинформировать родителей об итогах успеваемости за год и обсудить летний отдых детей.
50%


Многие родители оказывают положительное влияние на воспитательную деятельность класса, постоянно интересуются успехами не только своих детей, но и других (Биктеева А.А.,Изюмская Л.А., Файзуллина Л.Х., Срипникова Т.В., Синева О.А., Широков Ю.Р., Щербакова Н.), оказывают посильную помощь.
Индивидуальные встречи с родителями учащихся:
Ф.И. ученика
Причина
Результат

Агеев К.
Снизилась успеваемость
Год закончил без двоек.

Актемиров Р.
Снизилась успеваемость
Год закончил без двоек.

Биктеева Е.
Снизилась успеваемость.
Год закончила без двоек.

Кшнякина В.
Снизилась успеваемость.
Год закончила без двоек.

Лебедев И.
Снизилась успеваемость.
Год закончил на отлично.

Миннибаева Н.
Снизилась успеваемость.
Год закончила без двоек.

Файзуллин А.
Снизилась успеваемость.
Стал посещать дополнительные занятия по математике, год
закончил без двоек.

Широков А.
Снизилась успеваемость.
Год закончил на отлично.

Шовалиева К.
Снизилась успеваемость.
Год закончила без троек.

Щербаков Н.
Снизилась успеваемость.
Год закончил без двоек.


Б) При опросе родителей выяснилось, что не все родители ведут дома беседы по подготовке к семейной жизни. Это видно и в школе по взаимоотношениям между мальчиками и девочками, по отношению к дежурству в классе, работе на субботниках.

В) Воспитательное взаимодействие осуществлялось также с руководителем школьного музея Шкуридиной А.А., работником Сельской библиотеки Лаврентьевой Л.А.
Совместно с с клубом «Поиск» был проведен ЧКР «Они сражались за Родину», посетили музей и прослушали интересную информацию о ветеранах ВОВ и тружениках тыла, потерянных селах.
Наиболее эффективным методом педагогического взаимодействия взрослых была совместная беседа.

7. Анализ организации воспитательного процесса в классе и эффективности воспитательной работы классного руководителя.
А) Наиболее охотно ребята участвовали в классных и школьных мероприятиях, где можно было проявить свое творчество и полную самостоятельность и показать свои личные достижения (День Святого Влентина, концерты, Новогодний карнавал, различные конкурсы).

Б) Считаю, что последовательность мероприятий, как ЧКР, так и внеклассных, была удачной. В конце года было видно как ребята повзрослели, стали более самостоятельными, расширили свой кругозор.

В) Наиболее положительно на развитие учащихся повлияло следующее:
методы
1. убеждение (беседа, личный пример);
2. упражнения и приучения в полезной деятельности ;
3. обучение (объяснительно-иллюстративный метод (лекция, рассказ, работа с литературой и т. п.); частично-поисковый (или эвристический) метод; исследовательский метод);
4. стимулирование (соревнование, поощрение);
5. контроль и оценка.
формы организации педагогического воздействия:
1. учебный процесс;
2. внеаудиторная, внеклассная работа;
3. семейное воспитание;
4. воспитательная деятельность детских и молодежных организаций;
5. воспитательная деятельность учреждений культуры, искусства и средств массовой информации (в той мере, в какой она доступна воспитанникам).

Г) На формирование сознательной дисциплины и ответственного отношения к труду положительно повлияли индивидуальные беседы, организация и проведение субботников, личный пример.

Д) Сплочению классного коллектива способствовали поездка в театр, проведение КТД, поход в лес.

8. Выводы:
В новом учебном году необходимо улучшить работу с родителями, добиваться стопроцентного посещения родителями родительских собраний.
Вести строгий учёт пропусков учащимися учебных занятий. По каждому пропуску беседовать с родителями, искоренить пропуски уроков без уважительной причины.
Считаю необходимым продолжить реализацию целей и задач, поставленных перед коллективом учащихся в прошлом учебном году.
Продолжить работу по сплочению классного коллектива.
Развивать нравственную самооценку учащихся, готовить их к самовоспитанию и самоанализу.
Конечная цель воспитательной работы: «Формирование личности, усвоившей духовные ценности истории и культуры родного края, имеющей сознательную и нравственную позиции».

Цель: продолжить воспитание социально успешной личности, формирование её социальной и гражданской активности.

Задачи:
1. способствовать стремлению учащихся к самообразованию и к самовоспитанию;  2. содействовать воспитанию демократической культуры и граждан-ственности;  3. стимулировать воспитанников к социальному творчеству, умению действовать в интересах совершенствования своей личности;  4. способствовать формированию самостоятельности, готовности брать ответственность за себя и свои поступки;  5. способствовать сознательному выбору профессии. 
15