Анализ воспитательной работы Роль семьи в формировании духовно-нравственной личности подростка
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Республики Крым «Крымская гимназия-интернат для одаренных детей»
Обобщение опыта работы воспитателя 9-б класса Аметовой Л. Ш.
по методической теме:
«Роль семьи в формировании духовно-нравственной личности подростка»
С. Танковое 2015 год.
«Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды
отражается солнце, так в детях отражается
нравственная чистота матери и отца».
В. А. Сухомлинский
Древнейшим институтом воспитания и развития ребёнка является семья. То, что малыш приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Семья — это колыбель духовного развития ребёнка. Семья — это коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Она является одним из традиционных институтов, в котором происходит самопознание и удовлетворение потребности ребёнка в любви, заботе, ласке, уважении и общении.
То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится, как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.)
Первыми наставниками в жизни каждого молодого человека являются родители — самые дорогие и самые близкие ему люди. Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели — отец и мать. Давно установлено, что для ребёнка общие семейные повседневные радости и огорчения, успехи и неудачи — это источник, рождающий доброту и чуткость, заботливое отношение к людям. Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о правила общежития, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека.
Поэтому любое пренебрежительное отношение к семье ведет не только к снижению ее престижа, но и, как следствие того, потере духовно-нравственных традиций, формированию эгоистического сознания, потребительского отношения к миру.
Естественно, что придя в основную школу, мы принимаем детей, уже сформированных в плане духовно-нравственном. И от того, какая атмосфера царит в семье ребенка, зависит его внутреннее состояние и готовность доверять, сотрудничать, совершенствоваться и взаимодействовать с окружающими. Поэтому первой и главной задачей воспитателя и классного руководителя является установка контакта с родителями ребенка. В ходе работы с отдельно взятым учеником следует уделить внимание изучению особенностей семьи ребенка, условий жизни, микроклимата в отдельно взятой семье, взаимоотношений между родителями и детьми, форм и методов воспитания. Для того, чтобы между родителями и педагогами, работающими с их детьми установились доверительные отношения, родители должны понимать политику, проводимую школой и участвовать в ее реализации.
Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Обе стороны предъявляют свои, порой справедливые претензии. Так учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, порой плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность. Родители же в свою очередь недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием педагога, взаимоотношениями в детском коллективе. Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации
сотрудничества гимназии и семьи играют воспитатели и классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагогов создаст благоприятные условия для развития ребенка.
В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Поскольку семья является одним из важных социальных институтов, родители особенно нуждаются в знаниях о воспитании детей. Они должны определить для себя цели воспитания, уяснить процесс развития ребенка, выбрать методы воспитания. Следовательно, работа классного руководителя должна быть направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка, повышение ее ответственности за воспитание подрастающего поколения, на широкое вовлечение родителей в воспитательную работу со школьниками, формирование общих подходов к воспитанию.
Следовательно, необходимо внедрять такие формы работы с родителями, которые наиболее эффективно будут влиять на воспитательный процесс.
В своей работе я использую различные формы и методы работы с родителями, которые за столь непродолжительный срок (1, 5 года) уже принесли положительные результаты.
Основные формы работы с родителями:
- совместные классные собрания;
- совместная подготовка к праздникам;
- участие родителей в конкурсах;
- совместный отдых с родителями;
- организация экскурсий и пикников;
- привлечение родителей к оформительской и спонсорской деят-сти;
- мероприятия с участием родителей;
- посещение родителями уроков;
- проведение родительских собраний в форме тренингов;
- проведение коррекционных занятий с участием родителей;
- привлечение родителей к беседам по профориентации;
-индивидуальная работа с родителями
Несомненно, каждая из перечисленных форм по-своему оказывает положительное влияние на формирование личности подростка, а также на становление дружного и сплоченного коллектива.
Когда я пришла в 8-Б класс, в прошлом году, ситуация в классе была очень сложной: класс был разбит на отдельные группы, в каждой из которых был свой неформальный лидер. В классе были девочки, которые изначально были настроены против меня и всего, что я делала. С их стороны чувствовалась агрессия и негативное отношение, что очень мешало моей работе. В общих чертах я поняла, в чем дело и сразу решила постараться изменить ситуацию с помощью родителей. Тем более, что родители сами осознавали, что в классе неблагоприятная обстановка, которая негативно сказывалась и на академической успешности девочек.
К моей большой радости родители, которые с самого начала отнеслись ко мне достаточно настороженно, очень быстро встали на мою сторону и стали всячески помогать мне в стабилизации обстановки в классе.
Родители стали активно посещать уроки, анализировать поведение девочек, посещать классные часы, коррекционные занятия, часы общения.
Помимо этого первое время часто проводились родительские собрания, иногда с присутствием администрации, на которых родители имели возможность услышать о том, как ведут себя девочки во время уроков и во внеурочное время. На родительских собраниях выступали те родители, которые имели возможность наблюдать учебно-воспитательный процесс своими глазами. Некоторые факты и манера поведения девочек возмущали родителей, поэтому на собраниях принимались определенные решения с целью коррекции поведения и повышения уровня успеваемости девочек. Все проблемы, возникающие в классе, мы решали совместно с родителями. Ведь у классного руководителя и родителей одна цель: помочь девочкам разобраться в себе и научиться быть самодостаточной и востребованной личностью.
На родительских собраниях регулярно проводятся различные беседы, касающиеся духовно- нравственного развития подростков. В частности, одна из таких бесед так и называлась: « Роль семьи в формировании духовно-нравственной личности».
Еще одно собрание проводилось совместно с нашим психологом, Сухининой Э. Р., в форме тренинга, и назывался этот тренинг «Воспитание девочек». (Приложение 1)
Во время тренинга возникали спорные моменты, и родители начинали активно высказывать свое мнение по данному вопросу, так как взгляды на одни и те же вопросы были разные. Во время тренинга и последующей беседы с родителями важно было, чтобы родители понимали, что успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Формирование сотрудничества между учащимися, родителями и педагогами зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Ведь родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда педагоги и родители станут союзниками. В основе этого союза – единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, выработанные общие цели и воспитательные задачи, а также пути достижения намеченных результатов.
По своему статусу классный руководитель в школе - основной субъект воспитательной работы с родителями учащихся. Он вырабатывает основную стратегию и тактику взаимодействия школы и семьи в воспитании личности школьника; будучи специалистом в области педагогики и психологии, помогает родителям в разрешении противоречий семейного воспитания, в корректировке воспитательных воздействий окружающей социальной среды. Классный руководитель должен выступать в роли советчика, консультанта-специалиста, непосредственного представителя учебно-воспитательного процесса, осуществляемого школой.
Суть взаимопонимания классного руководителя и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении и развитии в подростке лучших качеств и свойств. Это помогло мне и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у девочек тех качеств и свойств, которые необходимы для самоопределения и самореализации подростка, для преодоления трудностей и самореабилитации в случае неудачи.
В своей работе я стараюсь следовать следующим методическим правилам взаимодействия школы и семьи:
- выражение позитивного отношения к ученику, классу, группе детей, с родителями которых происходит общение;
- выражение тревоги и беспокойства за ребёнка (класс, группу детей);
- совместное и разностороннее выявление и анализ причин возникшей негативной ситуации и проблем в развитии ребёнка;
- разработка совместно с родителями стратегии и тактики в отношении разрешения возникших проблем;
- выработка единого стиля и тона взаимоотношений с ребёнком.
На своем опыте я поняла, что любые проблемы с ребенком берут свои корни в его семье. Девочки, в семьях которых родители с пониманием и уважением относятся к педагогам и другим родителям и учащимся класса, ведут себя очень корректно, уважительно, сдержанно. Но, к сожалению, есть родители, которые не разделяют взглядов и методов работы с их детьми, тем самым настраивая своих детей против педагогов и других родителей. С этими родителями приходится проводить индивидуальную работу в форме анкетирования и консультаций психолога, а также личных встреч.
Одной из эффективных форм работы с родителями является совместный отдых, организация экскурсий и пикников. Во время таких мероприятий происходит невероятное сближение между учащимися, между родителями, между педагогами и учащимися, а также между педагогами и родителями. Не секрет, что во время поездок и походов дети раскрываются с совершенно другой стороны. Я стараюсь по мере возможности почаще устраивать девочкам походы и поездки. В частности, за эти 1, 5 года мы уже побывали в Бахчисарайском «Парке миниатюр», Симферопольском этнографическом музее, развлекательном центре ФМ в г. Симферополе, в г. Севастополе на Памятнике защитникам 365-й зенитной батареи, в развлекательном центре «Меганом» в г. Симферополе, выезжали на Мангуп-Кале, ходили в походы на реку Бельбек. Большую роль в организации этих поездок и походов играют родители, которые берут на себя все финансовые затраты и сами принимают участие в этих мероприятиях. (Приложение 2)
Еще одна из интересных и действенных форм – совместная подготовка и проведение праздников. В нашем классе в прошлом году прошел великолепный Праздник Мам, который был подготовлен к Международному Женскому Дню. В подготовке праздника были задействованы родители и бабушки девочек. Праздник проводился в гимназии, в нем приняли участие не только девочки и родители нашего класса, но и педагогический коллектив гимназии. Была и торжественная часть, и концерт, и посвящение учителям, и игры с мамами, и угощение для всех присутствующих. (Приложение 3)
Веселый праздник девочкам мы с родителями устроили и в честь встречи Нового 2015 года. Был накрыт праздничный стол, после чего с девочками была проведена конкурсная программа с призами, о чем также позаботились родители, которые также присутствовали на этом празднике.(Приложение 4)
Не обходятся без участия родителей и презентации различных кафедр, конкурсы букетов ко Дню Учителя, а также все мероприятия, проводимые в гимназии. (Приложение 5)
Есть идея провести в нашем классе выпускной вечер после окончания 9-го класса и сдачи ГИА.
Необходимо отметить особо активных родителей 9-Б класса, которые помогают не только в решении финансовых вопросов, но и в организации мероприятий, а также в оформительской деятельности и учебно-воспитательном процессе: Багаева М. М. и Новиков В. Г. (бабушка и дедушка Огнивовой А.), Аметова И. М. и Аметов З. Р. (мама и папа Аметовой Л.), Мумджи А. А. (мама Мумджи Т.), Двожак Р. П. (папа Двожак Т.), Оганесян К. Э. (мама Оганесян Р.).
Особое внимание хочется уделить поддержке и помощи Багаевой М. М., которая оказывает помощь не только в масштабах класса, но и гимназии, выступая в качестве художника-оформителя на различных мероприятиях и презентациях кафедр. (Приложение 6)
Еще одна форма работы с родителями – привлечение их к учебно-воспитательному процессу. Помимо посещений уроков, которое осуществляется родителями нашего класса, были проведены совместные классные часы с участием родителей. В частности, с девочками была проведена дискуссия на тему: «Как стать успешным?» при участии мамы Франчук Ксении, Франчук Н. В., что вызвало большой интерес у воспитанниц. На нескольких классных часах и собраниях присутствовали Багаева М. М., Аметова И. М., Оганесян К. Э., что также оказало положительное влияние на учебно-воспитательный процесс в нашем классе.
С участием родителей проходило и итоговое коррекционное занятие в 8-м классе. На этом занятии присутствовали родители Франчук К., Огнивовой А., Семеновой А.(выбыла). Дело в том, что родители не только присутствовали на этом занятии. Багаева М. М. (бабушка Огнивовой А.) заранее готовилась к этому занятию, так как ей необходимо было научить девочек изготавливать своими руками оберег из лоскутков ткани, при этом рассказав предысторию этого оберега под названием Северная Берегиня. Девочки были увлечены процессом, а в конце подарили друг другу эти обереги, что оказало большое влияние на сплочение коллектива. (Приложение 7)
Нельзя не отметить и тот факт, что родители включаются не только в вопросы, касающиеся сплочения коллектива, эстетического воспитания девочек, учебно-воспитательного процесса, но в вопросы гражданско-патриотического воспитания. Так, например, при помощи родителей нашего класса в гимназии была организована встреча с поисковиками из отрядов «Память» и «Долг», которые занимаются раскопками бывших мест боевой славы времен Великой Отечественной войны. Одним из поисковиков оказался А. П. Запорожко, который на протяжении многих лет занимается этим сложным, но важным делом. Он даже написал книгу «Моя Севастопольская страда», где рассказывает о трудностях и радостях, связанных с его деятельностью. (Приложение 8)
Еще одно мероприятие, которое вызвало бурю эмоций у девочек – поездка на Памятник защитникам 365-й зенитной батареи, которая была организована при поддержке родителей нашего класса. Побывав на месте расположения батареи в годы Великой Отечественной войны, услышав о подвиге воинов, погибших в этом месте, девочки были поражены услышанным и еще долго находились под впечатлением от увиденного и услышанного. Я думаю, что эта поездка запомнится им надолго. Ведь помимо того, что мы посетили это место, мы с девочками возложили цветы на могилы солдат, которые были перезахоронены здесь, благодаря поисковым работам, которые проводятся там по сегодняшний день. Когда девочки возлагали цветы на могилы солдат, на их лицах прослеживался и ужас, и сожаление, и гордость за своих предков. Это был существенный вклад в развитие патриотических чувств девочек. (Приложение 9)
Можно еще много говорить о различных ситуациях, когда роль родителей была ощутимой, из чего можно сделать соответствующие выводы.
Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей наряду с другими стала одной из основных причин демографических проблем. Поэтому одной из важных и насущных проблем является сотрудничество школы и семьи. Взаимодействие школы и семьи – это взаимосвязь педагогов и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются обе стороны. Следовательно, взаимодействие школы и семьи - источник и важный механизм их развития. Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». Как пишет великий русский педагог В. Сухомлинский: «В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семьи строится педагогическая мудрость школы». В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают ребенку новые образцы поведения, с их помощью он познает окружающий мир, им он подражает во всех своих действиях. Эта тенденция все более усиливается благодаря позитивным эмоциональным связям ребенка с родителями и его стремлением быть похожим на мать или отца, бабушку или дедушку и т.д. Когда родители осознают эту закономерность и понимают, что от них во многом зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль за своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию личности. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ним, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Педагогу необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы. Следует начинать работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни класса, поддерживает педагогов, даже если таких родителей будет меньшинство. Постепенно, тактично педагог вовлекает остальных родителей, опираясь на родителей-единомышленников, учитывая интересы каждого ребенка и его семьи. В настоящее время семейное воспитание находится в стадии кризиса. Причинами кризиса современной семьи и семейного воспитания является рекламирование СМИ образцов низкопробной культуры, разгул бескультурья, распущенности, эгоизма и насилия; материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о милосердии, великодушии, доброте, справедливости, патриотизме, гражданственности.
Время само диктует актуальные проблемы, возникающие в обществе. Духовно- нравственная составляющая нашего общества упала так низко, что в современном образовании и воспитании главным приоритетом становится духовно-нравственная сфера личности. Среди проблем, которые практически волнуют всех, на первый план выступил круг вопросов, связанных с безнравственностью, бездуховностью. Вот именно в этих условиях возрастает роль семьи в духовно – нравственном воспитании личности подростка.
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 2.
Приложение 3
Приложение 4.
Приложение 5.
Приложение 5.
Приложение 6.
Приложение 7.
Приложение 8.
Приложение 9.