«Многострадальность» Матрены Тимофеевны. (Поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»)


«Многострадальность» Матрены Тимофеевны.
(Поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»)
Ход урока.
1. Эпиграф к уроку:
Молва идет всесветная,
Что ты вольготно, счастливо
Живешь…Скажи по-божески,
В чем счастие твое?
« Кому на Руси жить хорошо»
Вступительное слово учителя. Постановка цели урока и определение задач.
- Поэма Некрасова, ставшая вехой в литературе 19 века, открыла новые пути, новые приемы, новых героев. Какое место в творчестве Некрасова занимала эта поэма? (14 лет писал Некрасов поэму, собирая материал, по его словам, «по словечку». 1863-1877)
- В каком году рассчитывай. В какой земле – угадывай,На столбовой дороженькеСошлись семь мужиков.
Но не трудно понять, о каком периоде говорит Некрасов? (О реформе 1861 года, по которой освободили крестьян.)
- Лучше ли стала жизнь крестьян, богаче, свободнее? (И перед нами проходят правдивые картины русской действительности. Крестьянская жизнь волнует, Некрасова, крестьянские проблемы… Много тоски и грусти в поэме, много в ней человеческих слез и горя.)
- Вернемся к содержанию и вспомним, какой вопрос волновал мужичков?
(Чтобы узнать:Кому живется весело,Вольготно на Руси…,)- А сейчас давайте определим, что нам нужно сделать сегодня на уроке:
1. Продолжать … (искать ответ вместе со странниками , кто на Руси счастлив)
2. Определить … ( счастлива ли Матрена Тимофеевна, как утверждают жители соседней деревни)
3. Рассмотреть … (какие испытания судьба приготовила М.Т.)
4. Раскрыть в себе … ( )2. Вступительное слово учителя:
Некрасов справедливо считается первым певцом русской крестьянки, изобразившим трагизм ее положения и воспевавшим борьбу за ее освобождение.
Для Некрасова - она символ жизни и ее национального содержания. Назвав свою Музу «родной сестрой», поэт создает идеальные образы потрясающей силы.
( выступление Мельниковой В«Мороз, Красный нос», Сапроновой Е «Русские женщины», Геворгян – «Вчерашний день часу в шестом…» )
( 1863 г. – «Мороз, Красный нос»;  1864 г. – «Орина, мать солдатская»; 1872 – «Русские женщины» и множество стихотворений ) 
Тяжелые русые косы
Упали на смуглую грудь,
Покрыли ей ноженьки босы,
Мешают крестьянке взглянуть.
Она отвела их руками,
На парня сердито глядит.
Лицо величаво, как в раме…
Сразу вспоминаются русские мадонны на полотнах Венецианова, Васнецова и др. ( проецируется картина Венецианова « На жатве» и др.) Но героини живописцев, поражающие грацией, спокойствием, одухотворенностью все-таки молчат о тех скорбных песнях, что поет их женская душа. А вот Дарьюшка в поэме « Мороз, Красный нос» и Матрена Тимофеевна открываются нам изнутри.
3. Учитель:
В поэме « Кому на Руси жить хорошо» судьба женщины развернута в целую повесть, которую по праву можно назвать « Житие святой Матренушки».
С глубокой симпатией создан Некрасовым образ Матрены Тимофеевны Корчагиной. Ей посвящена большая часть поэмы, получившая название «Крестьянка». В создании образа «Beличавой славянки» находит выражение некрасовский идеал русской женщины.
Ее жизнь — типичная жизнь крестьянки той поры.
Выступления учащихся: История её жизни? – зачитать текст – выразительно. (Сначала похоронила радость детских лет, потом быстро промелькнуло девичество, затем замужество, а далее — горькая участь невестки, рабыни в мужниной семье.)
Некрасов показывает читателю, как жила Матрена Тимофеевна в семье мужа, показывает отношение его родных к молодой жене. Кроме адской работы на нее обрушились другие бедствия:(ужасная смерть первенца сына, голодный год, гроза, дважды пожар, сибирская язва).
Вопрос классу Как вы заметили, “Крестьянка” - единственная часть поэмы, написанная от 1-го лица. Как вы думаете, почему Некрасов использует в этой части 1 лицо в повествовании, от лица самой героини?
(Поэт не случайно избрал в «Крестьянке форму повествования от первого лица, которая придает всему рассказу Матрены Тимофеевны непосредственность и искренность. В ее исповеди раскрывается печальная история русской женщины, которая покоряет странников своей душевной красотой, самоотверженностью, трудолюбием, трогательной любовью к детям.)Вопросы классу: 1)Случайно ли ,что Матрена предстает перед нами как мать?
2)Важно ли это для автора?
3)Каких событий в жизни Матрены Тимофеевны больше-
радостных или драматических?
4) Почему она « губернаторша»?
5) Счастлива ли она? В чем ее счастье?
6) Какие особенности речи Матрены Тимофеевны?
4. Характеристика образа Матрены Тимофеевны (можно строчками из текста):
определяя черты, которыми наделена наша героиня, мы невольно обращаем внимание на средства художественной выразительности, используемые Некрасовым. Какие? -
Эпитет– художественное, образное определение, используемое с целью выделения характерных, существенных черт предмета или явления. и приложение.
Сравнение – уподобление одного предмета другому на основании общего у них признака.
Метафора – употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком либо отношении двух предметов или явлений.
(вспомним эти термины)
Работа с текстом (глава по объему самая большая, поэтому возьмем небольшие эпизоды, чтобы найти примеры тропов – оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей выразительности) – задание по рядам:
- стр.294 (любовь к дитя)
- стр. 303 (богатыри русские)
- стр. 312 или 339 - 340 (вывод)
внешняя красота
трудолюбивая
решительная
волевая
самостоятельная
сильная духом
умная
талантливая
сильная и стойкая женщина, чувство собственного достоинства, гордость, черты богатырского характера русского крестьянства, многострадальная, многокручинная, покоряет своей душевной красотой, самоотверженностью, трудолюбием, трогательной любовью к детям,
(Одной из главных черт характера некрасовской крестьянки является глубокое чувство человеческого достоинства, умение постоять за себя и близких. готовая в поисках правды дойти до царя, она обращается с жалобой на старосту к губернатору и добивается справедливости. Не покорность судьбе и обстоятельствам, а боль и гнeв движут ее поступками. )Матрена Тимофеевна не только сильная духом, она очень одаренная, талантливая женщина (Песни, плачи, причитания (фольклорные танцы) усиливают эмоции, впечатление; помогают выразить боль, тоску, ярче показать, как судьба ее горька. – звучит песня о тяжелой доле женщины-крестьянки)
Песни, которые она поет, воспринимаются как общеизвестные, их знают и “подхватывают” странники.
Подведение итога:
7) Почему жизненные испытания не сломили героиню? Что помогает ей вынести и травлю родных в доме мужа, и трагедию Дёмушки, и унижение, принятое за Филиппушку, и бесконечную тяжёлую работу в доме и в поле? Что, наконец, помогает победить в борьбе за мужа?
Учитель: О незыблемых основах народной нравственности, целомудрии первого чувства, любви и брака как единственного на всю жизнь, о скромности и достоинстве
(проецируется особенности образа Матрены и вывод).
ОСОБЕННОСТИ ИЗОБРАЖЕНИЯ ОБРАЗА:
рассказ о судьбе героини идет от 1-го лица, что способствует интонации исповедальности;
поэт погружает нас в ритм человеческой жизни – от младенчество до смерти; жизнь предстает как одно из проявлений божественной природы;
обилие народных обрядовых песен в качестве иллюстрации жизни Матрены Тимофеевны как одной судьбы из многих судеб помогает создать обобщенный портрет русской женщины.
Учитель. вывод
Работой над образом Матрёны Тимофеевны завершил Некрасов своё поэтическое исследование русского женского характера.
Не только выносливость и способность к неустанному труду, твёрдость и воля в борьбе с препятствиями, но и сохраняемое в испытаниях “золото сердца” - неотъемлемые качества его героя. Богатство и щедрость души, которой хватает и на любовь к мужу и детям, и на ласку к старикам-родителям и дедушке, чуткая отзывчивость к красоте природы, христианское самопожертвование и великое умение прощать, не помнить зла, а также способность быть благодарной – замечательные национальные свойства, сконцентрированные поэтом в образе Матрёны Тимофеевны.
Образ Матрёны получил особый обобщающий смысл благодаря тому, что жизненные впечатления и знания о крестьянах своего времени Некрасов соединил с поэтическим творчеством народа, запечатлевшем исторические традиции и свойства национальной жизни.
5. Читаешь произведение и понимаешь, как несуетно прекрасно прожита жизнь Матреной Тимофеевной – в постоянном труде, радостях и скорбях материнства и борьбе за семью, дом мужа и согласишься с Чуковским, что поэма эта « дышит беспредельной радостью о русском народе, силе и правде, о несокрушимых основах его бытия». Это – о Матрене великомученице.
(проецируется образ святой)
Учитель : Чувство собственного достоинства, духовная сила, способность к самопожертвованию, терпение и кротость – вот те черты характера, которые помогают героине преодолеть житейские беды, заслужить уважение окружающих и казаться со стороны счастливым человеком, женщиной.
И все же мы понимаем, что спасает Матрену Тимофеевну лишь собственная душевная сила. Да, беспросветным казалось будущее женщины на Руси. С каждым годом все трудней было жить и содержать семью. И не случайно рассказМатрены Тимофеевны заканчивается притчей о потерянных ключах от женского счастья:
Ключи отсчастья женского,
От нашейвольной волюшки
Заброшены,потеряны
У Богасамого!
Едва ли предвидели женщины времен Некрасова, что кончатся наконец все муки истрадания и появится возможность шагать в ногу с мужчинами. Установленноеравноправие и свобода женщин создают еще более яркий контраст между женским образом Некрасова и образом женщины наших лет.
6. Творческая работа ( составить текст-вывод к сегодняшнему уроку, используя данные слова. 5-8 предл.):
- Некрасов, судьба женщины, «Крестьянка», покоряет своей душевной красотой, жизнь Матрены Тимофеевны, христианское самопожертвование, живописцы, многострадальность, обобщающий смысл, несокрушимость.( Зачитать несколько работ. Собрать рабочие листы.) Тема тяжелой женской доли волнует и других писателей 19 века , да и во все времена, (слово предоставляется ученице – Тимец К. Достоевский «Преступление и наказание», Островский «Гроза» и др.)
7. Рефлексия.
Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?
1. Продолжать … (искать ответ вместе со странниками , кто на Руси счастлив)
2. Определить … ( счастлива ли Матрена Тимофеевна, как утверждают жители соседней деревни)
3. Рассмотреть … (какие испытания судьба приготовила М.Т.)
4. Раскрыть в себе … ( )1. на уроке я определил(а), что…
2. для себя открыл(а) …
3. почувствовал(а) …
4. хочу на следующем уроке …
8. Спасибо вам ребята за урок. Выставление оценок.
Доля ты! – русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать.
Не надо мне ни серебра,
Ни золота, а дай Господь,
Чтоб землякам моим
И каждому крестьянину
Жилось вольготно, весело
На всей святой Руси!
9. Домашнее задание. Постановка проблемного задания:
- Почему мужичкам не удалось найти того, кому « … жилось вольготно, весело на всей святой Руси!»
- глава «Пир на весь мир»
Все будет хорошо! Ты только в это верь!
Ведь Счастье, что ушло, опять стучится в дверь!
Все будет хорошо! Прости и не грусти!
Обиды – это зло, их тяжело нести.
Всё будет хорошо! Все к радости пути!
Старайся всей Душой не плакать, а цвести!
В окошко посмотри: то снег, то дождь пошёл.
Прекрасен этот Мир! Всё будет хорошо!