Урок на тему: Творчество Н.А Некрасова. Поэма Кому на Руси жить хорошо
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ
ПО ТЕМЕ:
« ПРОБЛЕМА СЧАСТЬЯ, ДОЛГА, СМЫСЛА ЖИЗНИ В
ПОЭМЕ Н.А. НЕКРАСОВА « КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО»
УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ
ЧЕСТНЫХ ВАЛЕНТИНА ЮРЬЕВНА
МИЧУРИНСК
ПЛАН УРОКА
Тема: « Проблема счастья, долга, смысла жизни в поэме Н.А Некрасова
« Кому на Руси жить хорошо».
Цели:
добиться понимания решения вопроса о путях выхода к свободе и счастью, раскрытия богатства, сложности, противоречивости русского крестьянства;
развивать навыки анализа художественного произведения, работы с книгой, умение подбирать яркие цитаты, характеризующие героев поэмы;
воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, интереса к предмету, умение общаться в группе.
Тип урока: комбинированный.
Межпредметные связи: История « Реформа 1861 года».
Учебно-материальное оснащение: поэма Н.А.Некрасова « Кому на Руси жить хорошо», видеосюжет « Биография Н.А.Некрасова», аудиозаписи песен Г.Добросклонова ( «Доля народа», «Средь мира дольнего», «Русь»), записи на кадоскопе о счастье, сборники стихотворений Некрасова, иллюстрации, рисунки, портреты главных героев поэмы.
Ход урока.
1.Организационный момент ( приветствие обучающихся, проверка списочного состава, психологический настрой).
2. Проверка знаний по ранее изученному материалу.
Вопросы по видеосюжету:
Какие стихи прозвучали в этом видеосюжете?
Для чего покупает поэт имение Карабиха?
Кому отдает Некрасов свой дом?
С какими передовыми журналами того времени сотрудничает Н.А.Некрасов?
Как отзываются крестьяне о поэте?
Какие стихи и поэмы были написаны во время охотничьих странствий?
О какой поэме идет речь?
Объяснение новой темы.
Продолжая изучение поэмы Н.А.Некрасова « Кому на Руси жить хорошо», называю вам тему сегодняшнего урока.
Но прежде чем приступить к ее изучению, предлагаю вам ответить на вопрос: как вы понимаете, что такое счастье?
Итак, на сегодняшнем уроке мы должны выяснить, как решается проблема счастья, долга, смысла жизни в поэме Н.А.Некрасова « Кому на Руси жить хорошо». Для проведения урока групп делится на микрогруппы. Деятельность микрогрупп будет осуществлять эксперт.
План:
1.Словарная работа.
2.Задание обучающимся.
3.Историческая справка (выступления обучающихся).
4.Работа с текстом произведения в микрогруппах.
5.Комментирование песен Гриши Добросклонова.
Сегодня мы открываем новую страницу в словаре. Обратите внимание. На доске записаны слова, встречающиеся в тексте поэмы, правописание которых вам надо запомнить.
В словарь- Русь, Россия, заступник, обездоленный, странники, спасенный.
2. Задание обучающимся: по ходу изложения нового материала каждая микрогруппа должна составить план по теме урока.
3. Историческая справка.
а/ 19 февраля 1861 года Александр П издал Манифест и Положение, отменявшие крепостное право. Что же получили мужики от господ? Крестьянам обещали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Земля признавалась собственностью помещиков. Помещикам вменялось в обязанность выделить крестьянам приусадебный участок и полевой надел.
Крестьяне должны были выкупать у помещика землю. Переход к выкупу земельного надела зависел не от желания крестьян, а от воли помещика. Крестьяне, перешедшие с его разрешения к выкупу земельных наделов, назывались собственниками, а не перешедшие на выкуп – временно-обязанными. За право пользоваться полученным от помещика наделом земли до перехода на выкуп они должны были исполнять обязательные повинности ( платить оброк или отрабатывать барщину ).
б/ Установление временнообязанных отношений сохраняют феодальную систему эксплуатации на неопределенный срок. Стоимость надела определялась не действительной рыночной стоимостью на землю, а доходами, получаемыми помещиком с имения при крепостном праве. При выкупе земли крестьяне платили за нее вдвое и втрое выше действительной стоимости. Помещикам же выкупная операция давала возможность сохранить в полном размере тот доход, который они получали до реформы.
Нищенский надел не мог прокормить крестьянина и ему приходилось идти к тому же господину с просьбой принять на испольщину: обрабатывать господскую землю своими орудиями и получать за труд половину урожая. Закончилось это массовое закабаление крестьян массовым разорением старой деревни.
в/ Ни в одной стране мира крестьянство не переживало и после « освобождения» такого разорения, такой нищеты, таких унижений и такого надругательства, как в России. Вот почему первой реакцией на Манифест и Положение стало открытое сопротивление основной массы крестьянства, выразившиеся в отказе принять эти документы.
Как же воспринял Н.А.Некрасов реформу, которая не дала народу желаемого освобождения? Поэт переживал события тех лет трагически, о чем свидетельствуют воспоминания Н.Г.Чернышевского: « В день объявления воли я пришел к нему и застал его в кровати. Он был крайне подавлен; кругом на кровати лежали разные части « Положения о крестьянах». « Да разве это настоящая воля! – говорил Некрасов. – Нет, это чистый обман, издевательство над крестьянами». Так что мне пришлось успокаивать его». Н.А.Некрасов еще в день опубликования Манифеста понял, что народ обманут.
Начало поэмы « Кому на Руси жить хорошо» - с знаменательными названиями губернии, уезда, деревень приковывает наше внимание к бедственному положению народа.
« В каком году рассчитывай
В какой земле угадывай
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков
Семь временнообязанных
Подтянутой губернии
Уезда Терпигорева
Пустопорожней волости
Из смежных деревень
Заплатово, Дырявино,
Разутово, Знобилино,
Горелово, Неслово,
Неурожайка тож...
Поэма – путешествие по родной стране позволила автору ввести в поэму самый разнообразный материал: встречи, расспросы, подробные рассказы, описания, биографии героев. Перед нами движущая панорама жизни. В центре поэмы не судьба отдельной личности, а широкий охват народной жизни. И вопрос по которому разгорается спор – самый главный в жизни всего крестьянства. Проблема поиска счастья выступает как центральный мотив, которому подчинено все. Горькая доля встретившихся на столбовой дороженьке крестьян оказывается исходной причиной возникшего спора о счастье как о материальном благополучии.
Вопрос о счастье, который будут решать странники – не личный, а общественный и обсуждение его обусловлено не частными интересами, а общественным положением крестьянства.
А теперь проследим по тексту поэмы, как автор передает динамику нарастания спора, чтобы сделать выводы по теме урока.
Задание для микрогрупп: Найдите строки в поэме, в которых говорится о понимании счастья различными героями.
Счастье в понимании попа. ( Глава « Поп») Чтение цитат из текста.
Какое же дворянское понимание счастья? ( Глава « Помещик») ( Богатство, владение собственностью, всеобщая покорность, неограниченная власть над людьми)
Помещик Оболт - Обалдуев считал труд крестьян надежным источником своего изобилия и благополучия.
Чтение цитат из текста.
- Когда по-новому определили цель своих поисков странники? Чем это вызвано?
( Глава « Счастливые»)
Выслушав эти рассказы « Счастливых» странники отвергают мужицкие представления о счастье « дырявом с заплатами», « горбатом с мозолями».
Ермила Гирин ( Чтение цитат из текста)
- Как же удалось простому крестьянину завоевать доверие людей? Судьба этого героя заставляет почувствовать неразделимость понятий « счастливо». « вольготно», « счастье», «воля»,»свобода».
4. Матрена Тимофеевна. ( Чтение цитат из текста)
Рассказ Матрены Тимофеевны о своей жизни – это рассказ о судьбе любой крестьянки, многострадальной русской женщины-матери. Счастье Матрены – не стать солдаткой, найти силы молчать, терпеть и растить детей.
5.Савелий – богатырь святорусский. ( Чтение цитат из текста).
Постепенно у странников складывается единое понятие о счастье и о счастливом человеке. Не стоит искать благополучия в личной жизни, нет его там: к такой мысли приводит нас Некрасов. Рассказы о жизни этих героев убеждают, что в народном представлении о счастье главным является не богатство. Народный идеал счастья предполагает человеколюбие, сострадание, братство, добро, честь, правду и свободу. Народное счастье оказывается органически связанным с вопросом о путях его достижения. Н.А.Некрасов считал, что « наше счастье невозможно без счастья других». « В каких бы условиях ни стоял человек, он не может быть вполне счастливым, если его окружают несчастливые». Так преобразовывалась идея поэмы. Ввод в поэму Гриши Добросклонова связан прежде всего с новым решением заглавного вопроса.
6. Гриша Добросклонов . ( Чтение цитат из текста).
В чем его счастье?
Его счастье в том, что он пишет песни для народа.
Комментирование песен Гриши Добросклонова.
1 микрогруппа - « Доля народа» (прослушивание грамзаписи)
2.микрогруппа - « Средь мира дольнего».
3 микрогруппа - « Русь».
Итак, поэт создает « народную книгу». Гриша, по оценке автора, счастливый человек. За время путешествия странники духовно выросли. Их голос сливается с мнением автора. Они единодушно называют счастливым Гришу Добросклонова, в образе которого хорошо просматриваются черты русских демократов: Чернышевского, Белинского, Добролюбова.
Счастье Гриши не в богатстве, довольстве, покое, а в уважении народа, который видит в Грише своего заступника. В борьбе за народное счастье Гриша Добросклонов находит смысл жизни. Только в бескорыстном служении народу поэт видел смысл жизни и истинное назначение человека.
Закрепление.
а/ Как же решается проблема счастья в поэме?
б/ Чьи образы положил в основу Некрасов, рисуя Гришу Добросклонова?
в/ Чтение составленных планов по теме урока.
Итог урока, комментирование оценок.
Произведение Некрасова « Кому на Руси жить хорошо» актуально и в наши дни. Проходят годы, сменяются времена, летят месяцы, недели, дни. А человек, живущий на земле, стремится к счастью, хочет его найти.
В начале урока мы пытались ответить на вопрос, что такое счастье?
Вы говорили, что это умение найти свое место в жизни, заниматься любимым и интересным делом, жить насыщенной жизнью и осознавать себя частичкой нашего мира, находящейся в гармонии с окружающей природой.
А мне хочется закончить сегодняшний урок стихотворением Э.Асадова «Что такое счастье?»
Что же такое счастье?
Одни говорят страсти:
Карты, вино, увлеченье –
Все острые ощущенья.
Другие верят, что счастье –
В окладе большом и власти
В глазах секретарш увлеченных
И в трепете подчиненных.
Третьи считают, что счастье –
Это большое участье:
Забота, тепло, внимание
И общность переживанья.
По мненью четвертых – это
С милой сидеть до рассвета,
Однажды в любви признаться
И больше не расставаться.
Еще есть какое мненье,
Что счастье – это горенье,
Поиск, мечта, работа
И дерзкие крылья взлета.
А счастье, по-моему, просто,
Бывает разного роста
От кочки и до Казбека
В зависимости от человека.
Эксперт объявляет оценки, учитель комментирует их.
На доске проецируются высказывания о счастье.
Самый счастливый человек тот, кто дает счастье наибольшему числу людей.
Д. Дидро.
Человек не может быть счастлив, когда страдает весь мир.
Л.Н.Толстой.
Счастье – это когда тебя понимают.
П. Васильев.
Счастье – это не только иметь, брать, получать, счастье и в том, чтобы отдавать, помогать другим, делиться с ними радостью.
В. Чивилихин.
Домашнее задание:
Стр. 157-159. Лебедев.
Песню « Русь» наизусть.
Сочинение-миниатюру « Мое понимание счастья».
Литература.
М. М. Гин. О своеобразии реализма Н. А. Некрасова – М, - 1996.
Н. Скатов.
Г. И. Успенский «Кому на Руси жить хорошо». Письмо в редакцию.
О. Федотов. Поэзия II пол. XIX века – М, - 2010.
И. В. Грачева. Тайнопись поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». – М, 2011.
Розанова Л. А. Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: Комментарий. – Л, 1980
7. Грачева И. В. Притча, ставшая песней. – Россия молодая, 2014
15