«Делу – время, потехе – час. Искусство вокруг нас. Рукодельницы и мастера»
Конспект урока ИЗО в 5-м классе.
Тема: «Делу – время, потехе – час. Искусство вокруг нас. Рукодельницы и мастера».
ЦЕЛЬ: Становление и развитие личности на национальной основе. Знать народные традиции и обычаи русской молодежи.
ЗАДАЧИ
1. Продолжать осуществлять знакомство с традиционной культурой и искусством России. Дать представление о русском национальном костюме. Учить рисовать русский народный пояс.
2. Развивать творческое воображение, художественный вкус и художественные способности, чувство цвета, ритма.
3. Воспитывать интерес к русской истории, культуре, быту; чувство национального достоинства; любовь к своему народу, стране.
ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ РЯД
1. Картинки с изображением людей в национальных костюмах.
2.Презентация «Разнообразие поясов в русском народном костюме»
ЛИТЕРАТУРНЫЙ РЯД
1. Стихотворение-приветствие.
2. Отрывок из народной песни.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЯД: Записи русских народных песен.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:
Мультимидийный проектор, компьютер.
Альбом, краски, кисти, салфетки, баночка с водой, простой карандаш.
Формирование универсальных учебных действий (УУД).
Личностные УУД:
повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;
ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы,
на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями
искусства;
духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого
отношения к миру искусств— источнику красоты и вдохновения.
Регулятивные УУД:
развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои
действия в соответствии с ней;
вырабатывать способность различать способ и результат действия;
в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.
Познавательные УУД:
развивать способность смыслового восприятия художественного текста;
осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения
различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой
коммуникации;
задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в
том числе, в ситуации столкновения интересов;
ПЛАН УРОКА
1.Организационный момент.
2. Сообщение темы и задач урока.
3.Сообщение нового материала.
4.Объяснение способов работы. Физкультминутка. Практическая творческая деятельность учащихся.
6.Анализ работ. Подведение итогов урока.
Ход урока
1. Организационный момент
Добрый день, дорогие друзья!
Вас снова рада видеть я.
Постарайтесь меня внимательно слушать, все запоминать
И полученные знания в своей работе применять.
А сейчас подумайте, пожалуйста, о чем-нибудь приятном, улыбнитесь друг другу. Хочется, чтобы во время урока у вас было хорошее настроение. Именно оно поможет вам в работе, а еще вера в свои силы, в свои возможности.
2 Сообщение темы урока.
«Делу – время, потехе – час. Искусство вокруг нас. Рукодельницы и мастера».
IV. Повторение изученного материала
На первом уроке мы с вами познакомились с народными традициями молодежи во время посиделок . Ответы на вопросы:
Давайте вспомним, что означает народная пословица «Делу – время, потехе – час»? (это значит, время работать, но время и отдыхать)Что такое посиделки? (обычай крестьянской молодежи собираться по осенним и зимним вечерам в какой-либо избе для работы и развлечений)
Чем занимались девушки и юноши во время посиделок? ( пели, веселились, но и трудились. Юноши резали деревянные игрушки, прялки, ложки, плели лапти, девушки пряли, вязали, вышивали, делали украшения для своей одежды).Как вы думаете, сейчас соблюдаются ли народные традиции русской молодежи?
Назовите цель нашего урока? ( Знать народные традиции и обычаи русской молодежи).
3. Сообщение нового материала
Многих художников привлекал образ женщины в русском народном костюме. (показ иллюстраций художников)
Русский национальный костюм – своеобразная летопись исторического развития и художественного творчества народа. У русской национальной одежды – многовековая история. Вековые традиции и мастерство ярко проявляются в народном костюме. Он является синтезом различных видов декоративного творчества: искусство вышивки, народного ткачества, кружевоплетения, бисероплетения и так далее. А еще надо быть художником, что бы так умело подобрать цвета, составить композицию из орнамента.
Показ модели русского народного «Тульской Губернии»
Стихотворение:
В дивном наряде крестьянской одежды, где весь узор о мечте и надежде:
Красным расшиты запон и рубаха
(Черное – скорбь, что на родине свято),
По подолу, как на вспаханном поле,
Ромбы узорной легли полосою,
Символы солнца и знаки земли.
Матери – жизни и птицы любви,
Так испокон сохранен на Руси
Женский костюм небывалой красы!!!!
Учитель: Народный костюм – это система, отражающая миропонимание человека. Смысловыми элементами этой системы являются части костюма: головной убор, рубаха, пояс, передник, понева, кацавейка, обувь, украшения. Форма этих частей и их украшение (символы) и есть средство общения с Миром.
И сейчас мы с вами остановимся конкретно на русском народном поясе.
Пояс – как ствол дерева соединяет в человеке верх и низ. Пояс – это лестница между мирами. По народным поверьям он имел магическую силу: выполнял роль оберега, защищая человека от злых духов. Потерять пояс означало навлечь беду. Самыми распространенными были плетенные и тканные пояса. (показ презентации «Разнообразие поясов в русском народном костюме»)
Физкультминутка.
Практическая творческая деятельность учащихся
Объяснение способов работы
Сегодня мы нарисуем пояс «Косичкой»
Материалы: альбом, линейка, простой карандаш, кисти, краски.
Еще раз улыбнитесь, помните, что хорошее настроение – это залог успеха. Удачи вам в работе. А помогут вам справиться с заданием записи русских народных песен.
5. Анализ работ, подведение итогов урока
Ребята, что вам понравились больше всего? Правильно ли мы передали элементы костюма? Чей орнамент на костюме вам понравился? Что же нового вы узнали сегодня на уроке, чему научились? Что запомнилось больше всего?
Достигли мы поставленной цели?
Молодцы, ребята! Спасибо за работу.