Итоговое занятие по геометрии Математический экспресс (7 класс)
В конце учебного года традиционно проводятся уроки повторения пройденного материала в виде смотров знаний. Но иногда и после этого остается 1 - 2 урока до последнего звонка. Готовить и проводить сложные, объемные мероприятия не всегда есть время и силы, да и дети устали. Поэтому выручают конкурсы, которые рассчитаны на экспромт и по силам ученикам с низким и средним уровнем знаний, это создает ситуацию успеха и хорошее настроение в классе. Для проведения используем ту наглядность, которая есть. Более сильных ребят привлекаем к ведению конкурсов и участию в работе жюри.
Примером таких уроков-мероприятий может быть предложенный сценарий для 7 класса «Математический экспресс»
.
Петрикова Наталья Ивановна
учитель математики,
высшая категория «Старший учитель»
«Математический экспресс» (конец 7 класса).
Мероприятие проводилось в 7 кл. (четыре команды). Станции расположили в разных кабинетах и выполнив задание, команда узнавала номер следующей станции-кабинета. Можно проводить и в одном кабинете, путешествуя вместе или по командам.
СТАНЦИЯ КРОССВОРДНАЯ.
2.О
Д
7.П
Н
Р
1.У
О
3.А
4.С
6.К
Я
Р
Ч
Р
Т
О
М
А
Л
Г
Е
5.Б
Р
А
В
Е
У
П
О
Е
Я
Н
Н
М
Е
Л
Н
Е
Е
Н
Ь
Ь
Н
Н
Ь
Ш
И
Т
Е
Е
1. Равенство, содержащее неизвестную.
2. Произведение числа, переменных и степеней.
3. Независимая переменная.
4. Произведение n множителей, каждый из которых равен а.
5. Знак неравенства.
6. Значение неизвестной, при которой уравнение обращается в верное равенство.
7. Что является графиком линейной функции?
Номер следующей станции: 22 минус количество гласных букв в ключевом слове (22-3=19).
СТАНЦИЯ «ИСТОРИЧЕСКАЯ».
1. Необходимо «опознать» портреты ученых, оказавших весомый вклад в развитие математики. Предлагается ряд портретов. Ребята рассказывают, что они знают о жизни каждого и чем этот ученый знаменит (в рамках школьного курса).
2. Французский математик Француа Виет ввел следующую символику: N - неизвестное число; Q – квадрат числа; С - куб числа; «aequ» - равно.
Уравнение 2х3 + х2 - 5х = 56 будет записано так: 2C+Q-5N aequ 56.
Представьте, что вы современник Виета, запишите уравнения в старой символике:
х3 - 2х2 + 7х = 6 (1С – 2Q + 7N aequ 6 );
5х6 = 5(х3)2 = 5(х2)3 ( 5(C)Q = 5(Q)C ).
3. А теперь представьте, что вы в римской школе и вам необходимо вычислить следующий пример:
XXV - XIX + IX = XV
· (25-19+9=15, номер следующей станции №15).
СТАНЦИЯ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ».
Необходимо за несколько минут нарисовать математическую газету.
СТАНЦИЯ «АРХИТЕКТУРНАЯ».
1. Из данных фигур сложите древний замок. Перечислите свойства фигур, которые вы использовали (цветные трафареты).
2. Проведя 2 прямые, разделить треугольник на:
а) два треугольника и один четырехугольник;
б) на два треугольника, один четырехугольник и один пятиугольник.
Номер следующей станции можно узнать, выполнив задание.
Заполни пустые клетки и отгадай ключевое слово:
1. Часть плоскости ограниченной окружностью.
К
Р
У
Г
1
2
2. Единица длины.
М
Е
Т
Р
3
4
5
3.Что находят, перемножив длину, ширину и высоту прямоугольного параллелепипеда?
О
Б
Ъ
Е
М
6
4. Четырехугольник, две стороны которого параллельны.
Т
Р
А
П
Е
Ц
И
Я
7
8
Ключевое слово:
Г
Е
О
М
Е
Т
Р
И
Я
2
4
6
3
4
5
1
7
8
Номер следующей станции равен количеству гласных букв в ключевом слове (№ 5 )
СТAНЦИЯ «МУЗЫКАЛЬНАЯ».
Необходимо пропеть песни, в словах которых присутствуют числа.
Задание, чтобы определить номер следующей станции.
Числа 1 ;2;3;4;5;6;7;8;9 требуется разместить в клетках нарисованного здесь квадрата (магического квадрата) и притом так, чтобы суммы чисел по любой его горизонтали, вертикали и диагонали были одинаковы.
2*
9
4*
7
5*
3
6*
1
8*
Номер станции равен сумме цифр, записанных в клетках с *.
СТАНЦИЯ «ВЫБИРАЙ-КА».
1. 1. Вставьте вместо точек нужное по смыслу слово:
число имеет более двух натуральных делителей (четное, простое, составное. натуральное).
Чтобы найти дробь от числа, нужно число ... на эту дробь (разделить, увеличить, умножить. уменьшить).
имеет бесконечно много осей симметрии (квадрат, луч, отрезок, окружность).
Треугольник можно построить по трем данным сторонам, если длина ... стороны меньше суммы длин двух других сторон (одной, большей, меньшей, боковой).
2. Исключите лишнюю пару чисел:
«Область определения выражения» 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
3. «Степень с натуральным показателем».
Представьте число 10000 в виде степени с основанием:
а) -10; б) 100; в) -100; г) какой случай пропущен?
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
ИТОГИ. НАГРАЖДЕНИЕ.
. Награждение.
(2;4)
(3;-5)
(-2;7)
(4;-2)
___4__
а + 2 в
10000
(-10)4
1002
(-100)2
104