Образовательная программа педагога дополнительного образования.Школьная газета


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
Пояснительная записка . Перед детьми – широкая и длинная дорога жизни. В ней будет все: успехи и неудачи, победы и поражения, радости и горести, любовь и разочарования – словом, все то, что и составляет полнокровную человеческую судьбу. И, конечно, каждому хочется, чтобы в жизни было больше успешности, побед, любви, хочется прожить жизнь счастливо и ярко. Это зависит от многих обстоятельств, но главное – от самих ребят, от их желания, старания, способностей, от умения правильно выбрать решения, осо бенно в переломные моменты жизни. Они должны не просто иметь багаж знаний, а уметь применять его, уметь работать в коллективе. В XXI веке формирование гражданского общества немыслимо без информации. Ее влияние на человека начинается с первых м гновений появления на свет и к 15 - 16 годам приводит к окончательному формированию его интеллектуальных возможностей и осознанию своего места в обществе. В этом возрасте можно с определенностью судить о гражданской состоятельности молодого поколения. Откуда и как подростки черпают информацию? Газеты, журналы и другие средства массовой информации сопровождают ребенка все школьные годы. Чем стали средства массовой коммуникации для нынешних подростков - добрым или злым, развивающим или подавляющим началом? Зада ча школьной газеты научить детей выбирать полезную информацию и научить подавать ее. Журналистике нельзя научить «в теории». Юный журналист должен научиться выстраивать текст не только на правилах написания репортажа. Он должен его прочувствовать, пережить и обдумать - а будет ли его информация интересна читателю. Детско - молодежная пресса стала массовым явлением. Редкая школа, гимназия, лицей, Дом творчества не издают собственную газету, журнал, альманах. Так и в нашей школе действует кружок «Шк ольная газета», в состав которого входят представители СМИ 5 – 11 классов. Занимаясь журналистикой, ребѐнок развивает в себе определѐнный набор качеств: объективность, беспристрастность, принципиальность, толерантность, коммуникабельность, оперативность. К ружок «Школьная газета» действует первый год. Есть актив юнкоров, которые вовлекают новых ребят, помогают им при написании статей. Кружок «Школьная газета» создает условия для включения школьников в социально - значимую деятельность. Изменения, происходящие в социально - экономической среде, поставило общество перед решением многих важных проблем. Изменения, происходящие в социально - экономической среде, поставило общество перед решением многих важных проблем. Одной из них является развитие социальной активно сти, формирование самостоятельности мышления и деятельности личности. Россия в наше время нуждаются в новом поколении активистов, людей обладающих стратегическим мышлением, неординарным видением ситуации, уверенностью в успехе. В рамках государственной про граммы по профильному обучению , данная образовательная программа помогает воспитанникам определиться в выборе будущей профессии. Приобретая навык организационной работы, каждый ребенок получит не только уверенность в своих силах, но и возможность иметь доп олнительную профессию (журналист, актер, диктор, историк - краевед), что немаловажно для самостоятельной взрослой жизни. Кружок по журналистике является частью органа самоуправления школьной детской организации, которая действует на основе демократических принципов: законности, равноправия, гласности, выборности руководящих органов, разделения полномочий органов самоуправлен ия и их тесного взаимодействия, ответственности всех органов самоуправления, каждого члена коллектива, представительства, первичных коллективов, формируя гражданскую позицию школьника. Газета является одним из основных элементов школьного самоуправления. Ш кольная газета интересна и красочна, ведь любая информация скорее найдёт своего адресата. Ребята будут собирать необходимый материал (информацию) для газеты на заданную тему номера. Программа кружка ознакомит ребят с профессиями журналиста, редактора, корр еспондента и др. Ребята будут придумывать формат газеты, титульный лист, заголовки, разделы газеты, добывать информацию о школьных мероприятиях, учиться набирать текст на компьютере, что будет стимулировать их познавательную активность, воспитывать здоровы й дух в коллективе, способствовать сплочению. В соответствии с санитарными нормами и требованиями к образовательным программам в системе дополнительного образования детей учитывается учебная нагрузка для детей среднего школьного возраста. Это возраст пер ехода от детства к юности. Критериями среднего школьного возраста являются: а) Осознание телесности: желание физического риска. б) Психомоторное развитие: способность контроля экспрессии и умение экспрессивно выражать свои чувства, действия. в) Социализация: чувство взрослости, личностное общение со сверстниками, группировки, внеучебная деятельность. г) Эмоциональная сфера: формирование социальных чувств (дружбы, верности) и самоотношения. д) Мотивация: перес тройка и самопознание: «Кто я?». е) Воля: дисциплинированность, ответственность, стремление к сопротивлению, напряжению, волевому преодолению. ж) Познавательная сфера: интерес к собственной личности, самопознание. з) Речевая деятельность: подростковый сленг, вязкость, ригидность дискуссий, с поров, подражание взрослым. и) Я - образ: Я → сверстник (самопознание себя путем сравнения себя и сверстника). к) Деятельность: личностно - эмоциональное общение со сверстниками. Правильно организованное воспитание формирует нравственный опыт, который влияет на развитие личности. Поэтому в процессе обучения активно используется культурологический материал, направленный на формирование нравственности и патриотичности воспитанников. Содержание программы дает возможность развиваться личности ребенка в практичес кой деятельности – воспитанники приобретают конкретные организаторские умения и навыки. Программа кружка «Ш кольная газета» преследует цель: содействовать созданию благоприятных условий для развития и нравственного формирования личности учащихся, способствовать развитию общения. Задачи программы:  воспитательные – обеспечить уровень усвоения содержания программы; воспитывать пози тивную атмосферу среди учащихся, умение работать в коллективе; активизировать участие родите лей в подготовке выпусков газ ет;  образовательные - обучать правильной работе с разным материалом; обучать умениям и навыкам профессии, касающиеся при создании газеты; обучение поиска необходимого материала, выделять главное, манере общения с окружающими (во время интервью, опроса) пр и освещении жизни школы;  развивающие – развивать у учащихся следующие качества: мышление, внимание, память, фантазию и т. д.; развитие быстроты реакции, способностей у учащихся при работе с созданием газеты. С помощью этого кружка можно вести, в отличие от других кружков школы, активную пропаганду по вопросам нравственного и патриотического воспитания, создавая условия, способствующие развитию личностных качеств учащихся. Кружку «Школьная газета» присуще больше поисковой работы и умение мыслить и сочинять, а также общаться с окружающими нас людьми при интервью или опросе. Уметь выделить главное из имеющейся информации. Новизна программы в том, что происходит совершенствование в ознакомлении с профессиям и и их значениями, знакомство с современными словами и приёмами работы для журналиста. В кружке занимаются учащиеся 11 - 17 лет (5 - 11 классы ). Программа реализуется за 1 год обучения. Занят ия проходят 2 раза в неделю по 4,5 часа каждый в форме урока – теория и практика. В структуре урока выделяю следующие эт апы: 1. организационный момент 2. новизна информации 3. обсуждение нового материала 4. поисковая работа 5. практическая работа 6. подведение итогов 7. задания индивидуальные на дом Ожидаемые результаты и способы их проверки Учащиеся должны уметь:  набирать текст на компьютере;  подбирать вопросы при интервью и т. д ;  писать правильно и красиво статьи, заметки в газету;  находить нужный материал выбранной темы;  редактировать статьи . Учащиеся должны знать:  основные профессии в редакции;  манеры поведения в коллективе и вне его;  правильность написания заметки, опроса, интервью и т. д.  правила проведения опроса, интервью  правила обработки полученного материала Результаты учащихся проверяются в разных формах: опрос учащихся по изученной теме, проверка написанных статей, сдача редак тированных статей, подбор вопросов для интервью по заданной теме, проверка взятых интервью на определённую тему. Итоги реализации программы проводятся в форме распространения газет, а затем их выставка, либо научной конференции по интересующим вопросам. . Основное содержание программы 1. Вводное занятие включает знакомство с коллективом, с правилами техники безопасности (в компьютерном классе), обсуждение плана работы на год , обсуждение занятий. 2. Профессии газеты, их история, включает знакомство с профессиями необходимые при создании газеты, такие как журналист, корреспондент, редактор, оператор компьютерного набора, оформитель. Каждый из учащихся пробует на практике ту или иную профессию, распределяем ответственных для реализации газет. 3. Разделы школьной газеты , включает знакомство с темами «Статья», «Интервью», Заметка». Знакомство с понятиями данных тем, использование их на практике, при индивидуальной работе, либо групповой. Распределение ответственных ребят за каждую колонку в газете. 4. Этапы издания школьной газеты, включает знакомство с этапами, по которым издаётся газета. Знакомятся с правилами поиска необходимой информации для статьи, умение выбрать человека, у которого берём интервью, правилами опроса людей, находившиеся на школьном мероприятии. Выбор титу льного листа. Распределяют, что необходимо сначала печатать, а что после. Чем сделать газету привлекательной и интересной, например, поздравления учеников и учителей, т. е. публикация имен и фамилий именинников; добавления конкурсов, кроссвордов, тестов и др. 5. Культура русской речи, включает знакомство с понятием «речь» и её виды (плохая и хорошая), знакомство со стилями русского языка, работа над тезисами, высказываниями учёных, цитат и т. д. Повторение некоторых правил русского языка. Знакомство со словаре м – справочником русской речи 6. Подготовка к выставке изданных газет, либо к конференции, включает подготовку к выставке газет, либо проведение конференции на тему «Необходимо ли для школы издание газет?» В программе данного кружка использую следующие приёмы и методы работы:  словесный (беседы, дискуссии),  наглядный (демонстрация),  практический (практическая работа) Формы проведения учебных занятий подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов и индивидуальных возможностей воспитанников, специ фики содержания данной образовательной программы и возраста воспитанников:  Деловые и ролевые игры.  Упражнения на взаимодействия в группе.  Тренинги.  Творческие задания.  Дискуссии.  Встречи со специалистами и интересными людьми.  Экспресс тесты и опросы.  Беседы.  Встречи  Интервью. Занятия оснащены канцелярией, компьютером, журналами, газетами. Итоги подводятся в виде обсуждения (дискуссии) об изданной газете (что удалось, чего не хватало, наши ошибки и т. д.) . Методы и приемы: словесный, наглядный, игров ой, беседа. Тематический план программы дополнительного образования «Школьная газета» ( 1 год обучения ) № Темы занятий Кол - во часов Всего В том числе Теория Практика Сентябрь. 1 Вводное занятие. Знакомство. Заполнение документации. Распределение обязанностей. Ознакомление с программой. Проба пера. 4,5 2 2,5 2 Стиль нашей газеты. Планирование сентябрьского номера газеты. Обсуждение вопросов для соц. опроса 4,5 2 2,5 3 Практическая деятельность: сбор информации к выпуску, разработка цветового решения газеты, творческая работа «Первые шаги», рубрики школьной газеты. Проба пера. Работа с газетными статьями для 2 выпуска. 4,5 1 3,5 4 Самостоятельная работа юнкоров. Редактирование очерков. Работа над ошибками. Устранение недочетов. 4,5 1 3,5 Октябрь 5 Анализ подобранного материала для 2 выпуска. Учимся писать заметку. Набор готового материала. Работа с компьютером. 4,5 1 3,5 6 Школьная стенгазета, Оформительская деятельность. Творческая лаборатория. 4,5 1 3,5 7 Коллективно - творческое дело: методика организации и проведение. Ролевая игра «Издательство». Подбор информации. 4,5 1 3,5 8 Основы публичного выступления. Работа с газетными статьями для 3 выпуска. 4,5 1 3,5 Ноябрь 9 Анализ подобранного материала для 3 выпуска. Детская пресса. Понятие «детская пресса». Особенности периодических изданий для детей. Краткая характеристика. Современные детские СМИ. Школьные издания. 4,5 2 2,5 10 Классификация СМИ: радио, ТВ, Интернет, газетно - журнальная периодика. Работа с газетными статьями для 4 выпуска. 4,5 2 2,5 11 Встреча и беседа с главным редактором газеты «Октябрьские вести». 4,5 2 2,5 Декабрь 12 Анализ подобранного материала для 4выпуска. Информация. Что такое информация и ее основные черты. Собирание школьной информации 4,5 2 2,5 13 Работа с газетными статьями для 5 выпуска. Интервью , его признаки. Типы и виды интервью. Этапы работы над интервью. Разработать план работы с интервью: выбор темы, выбор собеседника, сбор информации, беседа, написание материала. 4,5 2 2,5 14 Набор готового материала. Работа с компьютером. 4,5 1 3,5 15 Культура речи Знакомство с термином «газетный язык». Требования к языку СМИ. Газетные штампы. 4,5 1 3,5 Январь 16 Анализ подобранного материала для5 выпуска. Выразительные средства газетного языка. Ошибки в тексте. Формы устной и письменной речи: повествование, рассуждение, описание, размышление. 4,5 2 2,5 17 Работа с газетными статьями для 6 выпуска. Заголовки иллюстрация. Роль и функция фотоиллюстраций. Заголовок и его основные функции. Работа цветом. 4,5 2 2,5 18 Практикум. Фотокласс, экскурсия в салон «25 кадр», работа с изданиями. Работа с газетными статьями для 6 выпуска. 4,5 1 3,5 Февраль 19 Анализ подобранного материала для 6 выпуска. Делаем газету Знакомство с понятием «фотография» и основные правила ее размещения. Виды фотографий. Шрифт и его значение. 4,5 1 3,5 20 Познакомить детей на практике, какую роль несут фотографии в газете, и как правильно их оформлять. 4,5 1 3,5 21 Работа с газетными статьями для 7 выпуска. Газета – молния, боевой листок. 4,5 1 3,5 22 Юнкоровские узелки на память. 4,5 2 2,5 М арт 23 Анализ подобранного материала для 7 выпуска 4,5 2 2,5 24 Оформление праздничной газеты. 4,5 1 3,5 25 Работа с газетными статьями для 8 выпуска. 4,5 1 3,5 А прель 26 Анализ подобранного материала для 8 выпуска. Пресс – бюллетень. 4,5 1 3,5 27 Литературное приложение. 4,5 1 3,5 28 Работа с газетными статьями для 9 выпуска. 4,5 1 3,5 29 Подведение итогов конкурсов газеты. 4,5 1 3,5 М ай 30 Анализ подобранного материала для 9 выпуска Живая газета. Особенности её подготовки. 4,5 2 2,5 31 Работа с газетными статьями для 10 выпуска. 4,5 1 3,5 32 Отчёты юнкоров о работе. Анализ и планирование работы кружка «Школьная газета» на 2013 - 2014 г.г. 4,5 2 2,5 Всего: 144часа ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА 1. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М., 1989. 2.В.Ученова «Беседы о журналистике». Москва «Молодая гвардия» 3.С.А. Киперман «Периодическая печать в школе и дома», Москва «просвещение», 1999 . 4.Библиотека САМО «Школьные СМИ - основа медиаобразования», Томск 2007 . 5.Библиотека элективных курсов «Азбу ка журналистики», Москва «Вентана - Граф»,2005 . ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ 1. Дерябо С., Ясвин В. Гроссмейстер общения. Иллюстрированный самоучитель психологического мастерства. – М., 2005. 2. Снайдер Д. Курс выживания для подростков. – М., 2005. 3. Селевко Г.К. Найди се бя. - М., 2003. 4. Каган М.С. Мир общения. - М., 2005. 5. Тетровский А.П. Быть личностью. - М., 2009. 6. Прошитская М.П. Правильно выбери профессию. - М., 2008. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 1. Климов Е.А. Как выбрать профессию. - М., 2006. 2. Фролов В.Т. Перспективы человека. - М.,2007. 3. Коломенский О.Р. Гражданином быть обязан. - М., 2006. 4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 2009. Расписание занятий объединения «Школьная газета» ( руководитель Демиденко Мария Сергеевна). Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница 15.00 – 15.40 (каб.№202) 15.50 – 16.30 ( каб.№202) 15.00 – 15.40 (каб.№202) 15.50 – 16.30 (каб.№202) 16.40 – 17.00 (каб.№202)