Программа кружка Мир через объектив
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы»
Усть-Майского улуса (района) Республики Саха (Якутия)
ПРИНЯТОУТВЕРЖДАЮ
На заседании Педагогического Совета
Протокол №____ от
«__»_________________
«Мир в объективе»
Срок реализации: 1 год
Возраст участников: 12-17
Преподаватель: Атакова П.Е
н. Кюпцы, 2015
пояснительная записка
В жизни современного человека информация играет огромную роль, даже поверхностный анализ человеческой деятельности позволяет с полной уверенностью утверждать: наиболее эффективным и удобным для восприятия видом информации была, есть и в обозримом будущем будет информация графическая.
Цифровая графика (фотография, видеосъемка) очень актуальна в настоящий момент и пользуется большой популярностью у учащихся начальных классов. Умение работать с различными графическими редакторами является важной частью информационной компетентности ученика.
Цифровая графика, как одна из значимых тем школьного курса информатики, активизирует процессы формирования самостоятельности школьников, поскольку связана с обучением творческой информационной технологии, где существенна доля элементов креативности, высокой мотивации обучения. Создание художественных образов, их оформление средствами компьютерной графики, разработка компьютерных моделей требует от учащихся проявления личной инициативы, творческой самостоятельности, исследовательских умений. Данная тема позволяет наиболее полно раскрыться учащимся, проявить себя в различных видах деятельности (проектировочной, конструктивной, оценочной, творческой, связанной с самовыражением и т.д.).
Данный курс способствует развитию познавательных интересов учащихся; творческого мышления; повышению интереса к фотографии, имеет практическую направленность, так как получение учащимися знаний в области информационных технологий и практических навыков работы с графической информацией является составным элементом общей информационной культуры современного человека, служит основой для дальнейшего роста профессионального мастерства.
В кружок принимаются учащиеся с 6 по 11 класс, желающие научиться самостоятельно, пользоваться современной цифровой фототехникой. Фотокружок прививает учащихся любовь к технике, развивает наблюдательность, способствует эстетическому воспитанию. Настоящая программа рассчитана на 35 часов и является начальной ступенью овладения комплексом минимума знаний и практических навыков, последующих для последующей самостоятельной работы. Работа кружка проводится в течении одного года по 2 часа в неделю.
При выполнении работ следует максимально использовать личную инициативу учащихся, с тем, чтобы поощрять творческую мысль, самостоятельные поиски интересных и современных тем.
Данный курс способствует развитию познавательной активности учащихся; творческого мышления; повышению интереса к информатике, и самое главное, профориентации в мире профессий.
Специфика кружка позволяет развивать такие черты характера, как усидчивость, собранность, целеустремленность, коммуникабельность. Ребенок тренируется в решении проблемных ситуаций, идет становление его характера. Особенно это заметно на застенчивых детях. Занятие фотографией помогает им обрести уверенность, почувствовать свою ценность, найти свое место.
Знания и умения, приобретенные в результате освоения курса, учащиеся могут применить в различных областях знаний, а также они являются фундаментом для дальнейшего совершенствования мастерства в области трехмерного моделирования, анимации, видеомонтажа.
Основной целью изучения курса является формирование навыков и умений в использовании фотоаппарата, видеокамеры, построении композиции, изучение основ фотографии; профориентация учащихся.
С этой целью целесообразно проводить, походы, экскурсии на природу, на предприятия, где фоторепортажная съемка не только расширит кругозор, представление о нашей действительности, но и позволит из всей массы впечатлений отбирать самое главное, достойное быть запечатленным на снимках.
Общественно-полезная работа членов кружка проводится на протяжении всей деятельности кружка.
Цели и задачи курса:
Образовательные:
Привлечь детей к занятию фотографией.
Повышать уровень мастерства учащихся.
Подготовка учащихся к выставкам и конкурсам.
Укрепление дружбы между учащимися.
Развивающие:
Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности средствами ИКТ
Развивать алгоритмическое мышление, способности к формализации
Развивать у детей усидчивости, умения самореализовываться, развитие чувства долга, и выполнения возложенных обязательств
Воспитывающие:
Воспитывать чувство ответственности за результаты своего труда;
Формировать установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимости действий нарушающих правовые, этические нормы работы с информацией
Воспитывать стремление к самоутверждению через освоение цифровой техники, компьютера и созидательную деятельность с его помощью;
Воспитывать личную ответственность за результаты своей работы, за возможные свои ошибки;
Воспитывать потребность и умение работать в коллективе при решении сложных задач
Воспитывать скромность, заботу о пользователе продуктов своего труда
Условия реализации программы
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 12-17 лет.
Продолжительность образовательного процесса - 1 год.
Количество часов – 4 учебных часа в неделю (2 занятия)
За год (34 недель) - 68 занятий.
Работа с особыми категориями детей
Одаренные Слабоуспевающие «Группа риска»
Психологическое тестирование, выявление уровня развития познавательной мотивационной сфер учащихся, степени одаренности учащихся Консультация с социальным педагогом, психологом и классными руководителями об учащихся состоящих в «группе риска».
Проведение мониторинга общеучебных умений учащихся
Проведение мониторинга уровня интеллектуальных способностей учащихся на основе тестирования
Использование вариативных домашних заданий повышенного уровня сложности, творческих заданий Обучение работе со справочной, дополнительной литературой, интернет-ресурсамиОрганизация участия детей в школьных, районных олимпиадах по биологии Обеспечение индивидуализации, дифференциации учебной нагрузки учащихся в зависимости от уровня развития их познавательной сферы, мыслительных процессов.
Организация участия детей во Всероссийских олимпиадах, конкурсах по биологии Использование занимательного материала по биологии с целью повышения интереса к изучаемому предмету.
Организация научно-исследовательской работы учащихся Выявление пробелов в знаниях и организация индивидуальной работы по их ликвидации. Формирование групп учащихся для дополнительных занятий.
Подготовка учащихся к работе в школьных, районных и республиканских НПК Организация консультаций, дополнительных и индивидуальных занятий.
Создание условий для реализации творческих способностей одаренных детей:
проведение творческих конкурсов,
викторин,
выставок,
организация развлекательно-познавательных игр Организация контроля, за выполнением домашних заданий совместно с классными руководителями.
Формирование мотивации, интереса к изучению биологии путем использования разных методов и форм организации деятельности учащихся
Организация участия во внеклассных школьных, районных мероприятиях, в школьных олимпиадах по биологии
Формы организации деятельности обучающихся на занятиях
Групповая
Индивидуальная
В результате обучения учащиеся смогут получить опыт
проектной деятельности, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных цифровых средств;
коллективной реализации информационных проектов, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда;
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
эффективной организации индивидуального информационного пространства;
Образовательные результаты
В рамках данного курса учащиеся должны овладеть основами компьютерной графики, а именно должны знать:
как сделать отличную фотографию;
какие режимы фотосъемки существуют, какой они дают эффект;
что такое светочувствительность, баланс белого, диафрагма и т.д. методы;
способы получения цветовых оттенков на экране и принтере;
способы хранения изображений в файлах растрового и векторного формата;
назначение и функции различных графических программ.
В результате освоения практической части курса учащиеся должны уметь:
Редактировать изображения в растровом графическом редакторе:
выделять фрагменты изображений с использованием различных инструментов
перемещать, дублировать, вращать выделенные области;
редактировать фотографии с использованием различных средств художественного оформления;
сохранять выделенные области для последующего использования.
В конце изучаемого курса учащиеся могут:
защитить реферат, доклад;
представить свои портфолио;
представить обработанные фотографии;
оформить школьную газету с помощью импортированных изображений в документ издательской системы.
Основной результат обучения - понимание учащимися современных технологий создания компьютерного изображения в цифровых программах, раскрытие основ фотосъемки, закрепление материала на практике, получение секреты фотографов-репортажников. Постоянное участие всех учеников в учебном процессе.
Учебно-тематический план.
№ Наименование темы Количество
часов
Всего Теория Практика
I Вводное занятие 4 4 II История фотографии 10 10 III Работа с фотоаппаратом 24 10 14
IV Выразительные средства 18 6 12
V Фотожанры16 2 14
VI Работа с программами по обработке фотографий 16 6 10
VII Программы для создания видеоклипов (применительно к фотографиям) 16 6 10
VIII Расширение и применение знаний и умений. 22 22
IX Подведение итогов кружка 10 4 6
Всего:68 занятий 136 Содержание программы.
Вводное занятие (4ч).
Цели и задачи, план работы кружка
История фотографии (10ч).
Свойства света. Камера-обскура. История открытия фотографии. Фотография сегодня. Цифровая фотография.
Работа с фотоаппаратом (24ч).
Основные части фотоаппарата. Сенсоры цифровых фотоаппаратов. Устройство цифрового фотоаппарата. Жидкокристаллические дисплеи и система управления фотоаппарата. Фотооптика. Экспозиционная автоматика. Фотовспышки. Установка цвета и света. Память цифрового фотоаппарата. Электропитание цифрового фотоаппарата. Первая съемка.
Выразительные средства (18ч).
Композиция. Перспектива. Ракурс. Светотень. Смысловой центр. Колорит. Контрасты. Точка и момент съемки. Освещение.
Фотожанры (16)ч.
Пейзаж и архитектура. Репортаж. Портрет. Спортивный. Фотонатюрморт. Фотоэтюд. Специальные виды съемки. Обсуждение, просмотр снимков, выявление характерных черт жанра.конкурс снимков по жанрам, отбор работ для выставки.
Работа с программами по обработке фотографий (16)ч.
Основы компьютерной графики. Обзор других программ по обработке фотографий. Программа Adobe Photoshop. Обсуждение, просмотр снимков. Изучение программ. Изучение программы, создание коллажей. Конкурс снимков, отбор работ после компьютерной обработки для выставки.
Программы для создания видеоклипов (применительно к фотографиям) (16ч).
Основы цифрового видео. Программа Windows Movie Maker. Программа Pinnacle Studio. Изучение программы, создание роликов.
Расширение и применение знаний и умений (22ч).
Посещение фотовыставок. Подготовка работ к выставке. Работа для школы, класса.
Подведение итогов кружка (10ч).
Анализ работы.
Литература, использованная при разработке образовательной программы и используемая педагогом в работе: