Рабочая программа по внеурочной деятельности Школьная газета для 7-8 классов

Муниципальное казённое образовательное учреждение Рамонская средняя общеобразовательная школа № 2
Рамонского муниципального района Воронежской области

Рассмотрено на заседании МО
учителей гуманитарного цикла
Протокол № 1 от г.
Руководитель МО
Шепеленко Т. А
Согласовано
Зам. директора
Гришанова Н. Г.
Утверждаю
Директор школы
Г.Н.Зубова
приказ от №

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности
«Школьная газета».
7 -8 класс
Направление общекультурное

Разработчик: Строкова Юлия Васильевна
учитель истории и обществознания
первая квалификационная категория.



2015- 2016 учебный год

1. Пояснительная записка.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета. Необходимо одновременно помогать юным в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. Даная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку.
Программа дополнительного образования «Школьная газета» предназначена для детей 13-14 лет, интересующихся журналистикой.
Актуальность программы. 
Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка.
Новизна данной программы состоит в том, что она даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, рекомендуемое структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для составления тематического планирования курса, содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся
Программа ориентируется на реализацию в курсе истории многофакторного подхода. Наряду с обозначенным подходом, реализующим содержание программы по истории, наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС также являются:
- деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и её способностей, компетентностей через активную познавательную деятельость самого школьника;
- компетентностный подход, рассматривающий приоритетным в процессе усвоения программы формирование комплекса общеучебных (универсальных, надпредметных) умений, развитие способностей, различных видов деятельности и личных качеств и отношений у учащихся основной школы;
- дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учёта возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов и.т.д.
- личностно ориентированный подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельное инициируемое, направленное на освоение смыслов как элементов личностного опыта. Задачи учителя в контексте этого подхода – мотивация и стимулирование осмысленного учения;
- проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний ( по основным закономерностям) в процессе решения проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер. Под проблемой ситуацией понимается интеллектуальное задание, в результате выполнения которого учащийся должен раскрыть некоторое искомое отношение, действие. Подход предусматривает мотивацию, а высоком уровне активности и самостоятельности мышления учащихся. Проблемный подход рассматривается как ведущий (хотя и не исчерпывающий) принцип развивающего обучения.

Цели: создание условий для формирования и развития у учащихся:
Интеллектуальных и практических умений в области стилистики и журналистики;
Интереса к изучению гуманитарных дисциплин (русский язык, литература, история,
обществознание, право);
Умения самостоятельно приобретать и применять знания;
Творческого мышления, познавательной активности;
Способности к словотворчеству, индивидуальных особенностей языкового стиля;
Коммуникативных навыков.

Задачи:
Развитие образного и логического мышления;
Развитие творческих способностей подростков;
Развитие умения устного и письменного выступления;
Формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;
Овладение основными навыками журналистского мастерства;
Формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства;
Формирование нравственных основ личности будущего журналиста.


Тематика и характер курса предопределяют следующие особенности его изучения:
проблемное изложение и изучение материала (выделение ключевых вопросов, проблемный, эвристический характер их рассмотрения);
создание открытых, проблемных, познавательных ситуаций;
большая часть времени отводится для самостоятельной поисковой, творческой работы учащихся;
в ходе изучения курса актуализируется ранее изученный материал.
Ориентация на проблемное изложение, на удовлетворение и поощрение любознательности старших школьников, закрепление уже сформировавшегося интереса к журналистике, способствует выработке у школьников критического подхода к информации, умению аргументировать свою точку зрения, знания, полученные в одной ситуации использовать в другой, развивая творческие способности.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:
создавать сочинения разных жанров;
соблюдать языковые нормы (орфографические, орфоэпические, лексические,
грамматические, стилистические, пунктуационные) в устных и письменных
высказываниях;
работать с дополнительной литературой (словари, энциклопедии, справочники), с
использованием ИКТ;
участвовать в дискуссии, пресс-конференции.

Занятия с учащимися имеют различные формы:
теоретические занятия;
творческий практикум (сочинения разных жанров);
работа с прессой (обзор, анализ, рецензирование, сбор материала, редактирование,
исследование);работа со справочной литературой (словарями, библиографическими указателями и
каталогами, энциклопедиями и т.п.);
анкетирование;
социологический опрос;
экскурсии;
творческие командировки;
встречи с журналистами;
участие в школьных и окружных мероприятиях, конкурсах сочинений, авторских
стихотворений;
выпуск школьной газеты;
публикации в местной прессе.


По источнику знаний применяются следующие методы: на основе логических операций – индуктивный (от фактов – к теоретическим выводам), аналитический и др.; по дидактическим целям – методы изучения материала, закрепления, проверки знаний; в обучении – словесные, наглядные, практические.
По характеру познавательной деятельности преобладают; объяснительно-иллюстрационный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый и исследовательский.
Сроки реализации Рабочей программы:2015-2016 уч.г.
Структура Программы является формой представления учебного предмета, курса как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие структурные элементы:
1) пояснительную записку;
2) общую характеристику учебного предмета, курса;
3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане школы;
4) описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
5) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса
6) содержание учебного предмета, курса;
7) календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
8) перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения.
2. Общая характеристика курса.
Структура и специфика курса:
Программа дополнительного образования «Школьная газета» имеет модульную структуру и состоит из следующих модулей:

Профессия журналиста (интервью, репортаж и др. жанры).
Виды средств массовой информации.
Особенности взаимодействия журналиста с аудиторией.
Этико-правовые основы журналистики.
Структура редакции и распределение функций в ней.
Основные жанры журналистики.
Особенности работы журналиста в печатных изданиях.
Урок- зачет «Выпуск школьной газеты».




Модуль 1 –Профессия журналиста (интервью, репортаж и др. жанры)– направлен на изучение формирования и развитие печати; исторические типы журналистики, СМИ в современном мире.
Модуль 2 – Виды средств массовой информации. Развитие СМИ (техника радиовещания, путь к цифровому ТВ).
Модуль 3 – Особенности взаимодействия журналиста с аудиторией- изучение особенности написания разных жанров.
Модуль 4 – Этико-правовые основы журналистики. Виды редактирования. Правка – обработка, правка – переделка, правка – сокращение, правка-вычитка, идейная направленность.
Модуль 5 – Структура редакции и распределение функций в ней написанного. Взыскательность и требовательность к словесному оформлению мысли.
Модуль 6- Основные жанры журналистиким. Знакомство с важнейшими элементами справочного аппарата книги: выходными данными, библиографией и аннотацией.
Модуль 7- Особенности работы журналиста в печатных изданиях. Понятие жанра в публицистике, виды жанров (аббревиатура, абзац,, альманах, верстка, афишка, брошюра, буклет.
Модуль 8- Урок- зачет «Выпуск школьной газеты». Рассмотрение не только вопросов соблюдения языковых норм, но и умение употребления выразительных средств языка в речи в зависимости от разных условий общения людей.
Данные модули программы дополнительного образования «Школьная газета» могут реализовываться вариативно, в зависимости от запроса учащихся и особенностей годового учебного плана образовательного учреждения. Распределение модулей программы отражено в общем учебном плане.
Обучение по данной программе должно опираться на следующие принципы:
1.Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач.
2. Диагностический принцип.
3. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей.
4. Принцип комплексности методов воздействия.
5. Принцип возрастания сложности.
6. Принцип учета эмоциональной сложности материала.
7.Принцип открытости и позитивной направленности образовательного процесса.
Реализация вышеперечисленных принципов обучения в практике преподавания курса решается двумя способами:
1. Через содержание. Информация, составляющая теоретическую часть курса должна быть краткой, доступной, стимулирующей развитие логического мышления учащихся.
2. Через методы. Использование разнообразных техник не только способствует сохранению внимания и работоспособности учащихся и животных, но и во многом влияет на устойчивость эффекта обучения после его совершения. В связи с этим в обучении должны быть использованы следующие приемы и методы
а) методы словесного обучения (рассказ, беседа, объяснение), позволяющие в устной форме кратко представить конкретную тему или ее часть;
б) метод демонстрации, позволяющий проиллюстрировать учащимся наилучший способ решения задачи, учитывающий индивидуальные особенности конкретного животного;
в) игровые методы, позволяющие учащимся увидеть разнообразие подходов (способов) к решению проблемных задач;
г) рефлексивный тренинг, позволяющий учащимся анализировать собственные успехи, ошибки и пути их преодоления.
Целевые установки для класса:
Ожидаемые результаты реализации программы
Развитие познавательной активности подростка.
Высокий уровень: у воспитанника присутствует устойчивая познавательная мотивация, креативность мышления, способность к созданию новых идей, ребенок легко увлекается новыми идеями.
Средний уровень: ребенок испытывает потребность получения новых знаний, открытий для себя, новых способов деятельности, для решения поставленных задач необходима помощь, способен придумывать интересные идеи, но не всегда способен их оценить и выполнить.
Низкий уровень: у воспитанника отсутствует креативность мышления, не испытывает радость открытия, отсутствует воображение, нет навыка самостоятельного решения проблем.
Уровень усвоения исторических знаний.
Высокий уровень: воспитанник свободно владеет исторической терминологией, хорошо знает основные факты, явления, процессы, понятия, персоналии, связанные с проблематикой курса, умеет находить, систематизировать и анализировать информацию; выявлять историческую и методологическую обусловленность различных версий и оценок; определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам; владеть словом и логикой, представлять результаты индивидуальной и историко-познавательной групповой деятельности в форме конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации.
Средний уровень: ориентируется в исторических терминах, знает основные факты, явления, процессы, понятия, персоналии, но затрудняется их анализировать.
Низкий уровень: слабо ориентируется в терминах, в назывном порядке знает отдельные факты, процессы и явления, с трудом ориентируется в анализе информации.
3.Уровень сформированности навыков самостоятельного поиска информации по предложенной тематике, ее критический анализ и отбор необходимых фактов и мнений; представление в виде выступлений на семинарах, эссе, презентаций результатов исследований;
Высокий уровень: воспитанник в полной мере владеет навыками самостоятельного поиска информации по предложенной тематике, ее критический анализ и отбор необходимых фактов и мнений; представление в виде выступлений на семинарах, эссе, презентаций результатов исследований;
Средний уровень: воспитанник недостаточно владеет всеми навыками самостоятельного поиска информации по предложенной тематике, ее критический анализ и отбор необходимых фактов и мнений; представление в виде выступлений на семинарах, эссе, презентаций результатов исследований. Нуждается в помощи руководителя.
Низкий уровень: воспитанник недостаточно владеет навыками самостоятельного поиска информации по предложенной тематике, ее критический анализ и отбор необходимых фактов и мнений; представление в виде выступлений на семинарах, эссе, презентаций результатов исследований., нуждается в постоянной помощи руководителя.
Уровень воспитанности
Высокий уровень: воспитанник умеет уважать чужую точку зрения, умеет слушать, не задевает интересов других людей, умеет прийти на помощь, проявляет инициативу.
Средний уровень: не всегда проявляет стремление помочь, забота о других часто на словах, не всегда проявляет инициативу, не умеет радоваться чужим успехам, не всегда добросовестно выполняет поручения.
Низкий уровень: не умеет слушать других, бывает, груб, не уважает чужого мнения.
3. Описание места курса в плане внеурочной деятельности.
Курс «Школьная газета» рассчитан на 8 часов изучения в 7- 8 классе ( по 1 часу в неделю) в зависимости от продолжения четверти и предполагает знакомство с журналистикой как профессией и областью литературного творчества.

4. Описание ценностных ориентиров содержания курса.
Программа дополнительного образования «Школьная газета» предназначена для детей 13-14 лет, интересующихся журналистикой, и носит обучающий характер. Настоящая программа « Школьная газета » построена в соответствии с основной поставленной целью – овладением навыками журналистского мастерства. Для достижения цели и выполнения задач программой используются современные методики обучения основам журналистики. Данная программа способствует созданию условий для социального, культурного и профессионального самоопределения детей. Обеспечению их эмоционального благополучия, а также способствует формированию активной гражданской позиции и патриотической культуры.
Личностно-деятельностное усвоение учебного материала в соответствии с программой обеспечит сформированность таких нравственных свойств и качеств у школьников, как целеполагание, интерес к познанию, готовность к новому, дисциплинированность, ответственность, коммуникативность, социальная активность.
Сегодня востребован активный, деятельный, творческий, коммуникативный человек, нацеленный на раскрытие индивидуальности.
Для этого учителю необходимо помочь учащимся:
научиться пользоваться информацией;
научиться общаться;
научиться создавать завершённый продукт деятельности.
Таким образом, данная программа имеет ценностно-ориентированное и общекультурное значение, играет существенную роль в процессе самоидентификации младших подростков основной школы. Социокультурная составляющая курса, включающая доступно изложенные сведения о взаимопроникновении религий, культур, об основах гражданского общества, обеспечит условия для идентификации учащихся с современным обществом.

5. Личностные и метапредметные результаты освоения курса.

Личностные результаты
гармонизация гуманных взаимоотношений в системе «человек – природа»;
повышение собственной конкурентоспособности на рынке труда.


Метапредметные результаты 
способность сознательно организовывать свою деятельность учебную, общественную и др.;
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией , использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками.
В результате изучения курса выпускник должен
знать/понимать:
Понимать события прошлого и настоящего, определять свое отношение к ним.
Владеть навыками работы с документами, источниками, хрестоматийным материалом.
Иметь опыт исследовательской работы.

уметь:
Построить устное и письменное сообщение.
Работать в различных жанрах публицистического стиля.
Общаться с отдельным человеком и аудиторией.
Самостоятельная подготовка и публикация материалов для школьной и районной газеты.
Анализировать и сопоставлять факты.
Работать с учебной, научно-популярной и художественной литературой.
Оформлять сообщения, рефераты и доклады по теме, в т.ч. на основе различных источников.
Уметь увидеть и сформулировать проблему, составить план ее решения.
Уметь выдвинуть гипотезу и делать обобщения.
Уметь систематизировать материал.
Уметь составлять схемы, таблицы, диаграммы.
Уметь планировать и анализировать свою деятельность (составлять план, ставить цели, сравнивать результат и цели, вычленить плюсы и минусы своей деятельности).
Уметь оценивать свою и чужую деятельность.
Контрольно-измерительные материалы:
В течение учебного года проводится контроль знаний, как по программе в целом, так и по блокам с помощью игровых итоговых занятий, которые проводятся при помощи различных форм.
1.Вводный контроль: знаний анкетирование и тестирование по учёту имеющихся знаний и умений.
2.Промежуточный контроль: тестирование, викторины, решение ситуативных задач.
3.Итоговый контроль: газета.
Показатели освоения курса
Критерии эффективности реализации
- уровень освоения программного материала;
- уровень социальной адаптации и профессиональной ориентации обучающихся;
- участие воспитанников в городских и всероссийских конкурсах и олимпиадах.
6. Содержание курса.
Таблица тематического распределения количества часов

№ п/п
Разделы, темы
Количество часов

1
Профессия журналиста (интервью, репортаж и др. жанры)
1

2
Виды средств массовой информации
1

3
Особенности взаимодействия журналиста с аудиторией
1

4
Этико-правовые основы журналистики
1

5
Структура редакции и распределение функций в ней
1

6
Основные жанры журналистики
1

7
Особенности работы журналиста в печатных изданиях
1

8
Урок- зачет «Выпуск школьной газеты»

1

9
Резерв
1

10
Резерв
1

Итого:

10

7. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов деятельности.



урока
Содержание темы
Характеристика основных видов деятельности учащихся

Планируемые результаты (УУД)
Дата проведения
Примечание





I
четверть
II
четверть
III
четверть
IV
четверть


1.
Профессия журналиста (интервью, репортаж и др. жанры)
Учатся   планированию, контролю, формулированию проблемы

Р: самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; планировать пути достижения целей;
уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
К: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения совместной деятельности; устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор;аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образам;
Л: умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты; готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
П:
знать/понимать:
определение журналистики;
основные факты, явления, процессы, понятия, персоналии, связанные с проблематикой курса;
уметь:
находить, систематизировать и анализировать информацию; выявлять методологическую обусловленность различных версий и оценок; определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам; владеть словом и логикой, представлять результаты индивидуальной и историко-познавательной групповой деятельности в форме конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации.
01.09
09.11
19.01
05.04


2.
Виды средств массовой информации
Ищут информацию, слушают товарищей и вступают в диалог

08.09
16.11
26.01
12.04


3.
Особенности взаимодействия журналиста с аудиторией
Учатся целеполаганию, учатся полно выражать свои мысли

15.09
23.11
02.02
19.04


4.
Этико-правовые основы журналистики
Учатся выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

22.09
30.11
09.02
26.04


5.
Структура редакции и распределение функций в ней
Овладевают следующими приёмами работы  с неструктурированной информацией: собирать, обрабатывать, анализировать, интерпретировать

29.09
07.12
16.02
10.05


6.
Основные жанры журналистики
Смысловое чтение; понимание и адекватная Оценка языка средств массовой информации; овладевают следующими приёмами работы  с неструктурированной информацией (собирать, обрабатывать, анализировать, интерпретировать)

06.10
14.12
01.03
17.05


7.
Особенности работы журналиста в печатных изданиях
Учатся выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации





13.10
21.12
15.03
24.05


8
Урок- зачет «Выпуск школьной газеты»

Выпуск газеты
Л: потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;
Р: целеполаганию, включая постановку новых целей, при образовании практической задачи в познавательную;
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
К: устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор;
аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образам;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
П:знать/понимать:
основные факты, явления, процессы, понятия, персоналии, связанные с проблематикой курса;
уметь:
находить, систематизировать и анализировать информацию; методологическую обусловленность различных версий и оценок; определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам; владеть словом и логикой, представлять результаты индивидуальной и историко-познавательной групповой деятельности в форме конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации.

20.10
28.12
22.03
31.05


9
Резерв


27.10





10
Резерв








8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.

- средства обучения:

N*a п/п
Наименование
Количество

1
ПК
1

2
Принтер
1

3
Сканер
1

4
Экран проекционный
1

5
Проектор
1

6
Аудиоколонки
1

- список рекомендуемой учебно-методической литературы
1. Азбука журналистики: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений/ Авт.: О.И. Лепилкина и др.-М.:Вентана-Граф,2006.
2. Паринова И.В. Рецепты газетных полос. Воронеж, 2008 3. Спирина Н.А. Журналистика в школе.8-11 классы: программа, материалы к занятиям. - Волгоград: -Учитель, 2011.

Список литературы для учителя
Ахметова И., Т. Иванова и др. Мой выбор. Учебно-методическое пособие для учителей. – М.- 2003.
Ворошилов В.В. Журналистика. Курс лекций.- СПб, из – во Михайлова, 2004.
Горбачевич К.С.. Нормы современного русского языка.- М. Просвещение – 1989.
Панов Б.Г. Внеклассная работа по русскому языку. Пособие для учителей.- М. Просвещение – 1980.
Методические указания к факультативному курсу (теория и практика сочинений разных жанров) – М. Просвещение – 1980.
Селивко Г.Н., А.Г. Селивко. Социально – воспитательные технологии. – М.-Народное образование.- 2002.

Список литературы для учащихся
Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка. М.,1993.
Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М., 1989
Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. М., 1986
Вишнякова О.В. Словарь паронимов русского языка. М., 1984
Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М., 2004.
Лазутина Г. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2004.
Мильчин А.Э. Методика редактирования текста. М., 2004.
Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. М., 2004.
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., 1990.
Орфографический словарь русского языка. М., 1991.
Пособие по обучению профессиональной речи. М., 1991.
Рихтер А.Г. Правовые основы журналистики. М., 2002.
Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1998.
Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М., 1997.
Сенкевич М. П. Практическая стилистика русского языка и литературное редактирование. М., 1980.
Сенкевич М.П. Функциональные стили научной речи. М., 1983.
Смелкова З.С. Риторические основы журналистики. Работа над жанром газеты. М,. 2004.
Справочная книга редактора и корректора/ Сост. и общ. ред. А.Э. Мильчина. М., 1974.
Филимоновых Е.Н. Время работать на радио. М., 2002.
Толковый словарь русского языка/ Под ред. Д.Н. Ушакова: в 4 т. М., 1985-1990

-перечень ЦОРов и ЭОРов;
http://bonjournal.ru/?cat=3 Сайт о журналистике и для журналистов
http://imho.aspu.ru/?p=769 Сайт для начинающих журналистов
http://vybory.org/articles/379.html Как научиться писать и быть журналистом
http://laralux.narod.ru/journalism.html Полезные ссылки журналистам
http://www.medien.ru/zhurnalistika Полезные ресурсы рунета для журналистов и авторов
http://flashka.ucoz.com/publ/1-1-0-17 10 правил для журналистов на пресс-конференции
http://www.democracy.ru/media/comment/article.php?id=129 Практические рекомендации для журналистов

- перечень обучающих справочно-информационных, контролирующих и прочих компьютерных программ, используемых в образовательном процессе: Word, Excel, Power Point, Audit Expert, Projekt Expert, ABC








13PAGE 15






Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 415