Конкурсная работа: «ПИД (поисково-исследовательская деятельность)»
Актуальность темы
В Концепции модернизации российского образования говорится, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. А это во многом зависит от педагогов, работающих с дошкольниками, то есть у истоков становления личности. Педагоги должны переориентировать содержание образовательного процесса на создание условий для саморазвития личности ребенка. Саморазвитие личности возможно лишь в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность ребенка, но и внутреннюю психологическую основу. Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно - деятельной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического воздействия, сотрудничества, сотворчества.Ребёнок прирожденный исследователь, благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может - глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже маленькому открытию. Неутомимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное сведение о мире, традиционна, рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно- исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой - начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочивание опыта: причинно - следственными, родо - видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира. При формировании основ естественно - научных понятий экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному.
Экспериментирование является основным видом ориентировочно - исследовательской (поисковой) деятельности. И неслучайно в работах многих отечественных педагогов Н.Н. Поддьякова (1995 год), А.П. Усовой, Е.Л. Панько говорится, что именно экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
А с введением федеральных государственных требований в систему дошкольного образования меняются требования и к самому воспитателю, к методам обучения и воспитания дошкольников. К моменту поступления в первый класс ребенок должен уметь решать такие сложные задачи как:
- уметь видеть проблему и ставить вопросы;
- уметь доказывать;
- делать выводы;
- высказывать предположения и строить планы по их проверке.
Почему же у большинства ребят с возрастом интерес к исследованиям пропадает? Может быть, в этом виноваты мы взрослые? Не редко на стремления ребенка познакомиться с окружающим миром мы реагируем так: «Отойди от лужи немедленно, ты уже испачкала платье! Не трогай песок руками, он грязный! Возьми савок! Отряхни руки». Проходит время, и ребенок уже сам говорит другим детям: нельзя трогать песок руками, он грязный и ему уже совсем не интересно, почему с деревьев опадают листья. Может быть, сами утратили детскую способность наблюдать, видеть? Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремления исследовать все и вся. Исчезнувший интерес к окружающему миру не возможно с годами восстановить. К счастью, все в последнее время в дошкольных учреждениях все больше внимание уделяется исследовательской деятельности детей. При этом зачастую у педагогов возникают вопросы: как создать предметную среду для экспериментирования? Какие именно опыты и наблюдения с детьми разного возраста проводить? Как увязать результаты опытов с повседневной жизнью?
Я считаю, что в познавательно - исследовательской деятельности дошкольников получает возможность напрямую удовлетворить присуще ему любознательность, расширить свои представления о мире. Поэтому учить необходимо не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке, вести целенаправленную работу по усилию развивающей функции обучения, организовывать учебный процесс по модели личностно - ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования. Вышеизложенное и предопределяет актуальность проблемы, заключающеюся в необходимости развития поисково - исследовательской деятельности направленной на «открытие» нового, которое развивает продуктивные формы мышления.
Теоретическая значимость
Сущность опыта: Познавательно - исследовательская деятельность детей способствует развитию собственной познавательной активности и саморазвитию. Мышления детей является наглядно - действенным и наглядно - образным. Следовательно, педагогический процесс работы должен строиться на наглядных методах и практической работе. Для эффективной работы с детьми необходимо уделять большое внимание развитию поисковой деятельности; проведение экспериментов с объектами живой и неживой природы, наблюдения все это помогает стать знаниям детей осознанным.
Условия формирования опыта: Экспериментирование может быть организовано в трех основных формах: занятие, совместная деятельность, самостоятельная деятельность детей. Важно помнить, что занятия являются итоговой формой работы, по какой - то исследуемой проблеме, позволяющей систематизировать представление детей. Проблемные ситуации, эвристические задачи, экспериментирование могут быть также частью, отдельным этапом любого другого занятие с детьми в образовательной области познание, коммуникации, социализации, здоровье сберегающие, художественный труд, и прочие, ориентированного на разные виды детской деятельности (музыкальной, изобразительной).
Объект исследования: Детская поисково - экспериментальная деятельность.
Предмет исследования: Процесс овладения детьми дошкольного возраста навыками экспериментальной деятельности.
Цель: Поиск эффективных условий развития детского экспериментирования как метода познания окружающего мира.
В соответствии с обозначенной целью исследования, нами выдвинута следующая гипотеза, основанная на предположении о том, что в дошкольном возрасте происходит развитие экспериментальной деятельности, если:
1. Происходят качественные изменения в экспериментальной деятельности: появляются новообразования, новые умения, новые структуры;
2. В процессе систематического экспериментирования происходит овладение детьми навыками экспериментирования.
Задачи исследования:
1.Изучить литературу, обобщить и систематизировать опыт педагогической работы по исследуемой проблеме;
2. Провести диагностику овладения детьми навыками экспериментальной деятельности;
3. Создание условий для выявления, развития детского экспериментирования;
4. Экспериментально проверить эффективность детского экспериментирования окружающего мира.
Теоретическая база опыта
В своей работе использую современные технологии личностно – ориентированного взаимодействия Н.Я. Михайленко, И.А. Коротковой, построение развивающей среды по В.А. Петровскому, игровые технологии, программы «Наш дом природа», «Юный эколог» С.Н Николаева, «Библиотека воспитателя» С.Н Николаева (рекомендации педагогам, родителям), приемы «Хорошо - плохо», «Системный оператор», «Исследовательский фартук», технологии ТРИЗ, пиктографию, Библиотека программы «Детство», О.В Дыбина «Неизвестное рядом», Н.А Рыжова «Что у нас под ногами». Руководствуясь основными положениями теорий Н. Поддъякова, А Шопиро, использую некоторые методики «Исследовательского обучения» В.Савенкова.
Новизна: Степень новизны характеризуется тем, что в процессе использования опытов и экспериментов, проводимых в детских лаборатории, было исследовано и установлена тесная связь между детским экспериментированием и повышением детской познавательной активностью, широким развитием интеллектуальных и творческих способностей детей. Развитие творческих способностей детей в познавательно - исследовательской деятельности через решение проблемных задач. Под творческими задачами, я понимаю задачи, в результате которых постановка проблемы, поиск методов её исследования и разработки решения осуществляются детьми самостоятельно. Решением таких задач способствует развитию креативного мышления, коммуникации, расширяет его кругозор, создает условия для активного изучения самой разной тематики.
Продуктивность опыта: Главным достоинством метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, и о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Обогащает память ребенка, активизируя его мыслительные процессы, так, как постоянно возникает необходимость совершить анализ, синтез, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции (распространения выводов, полученных из наблюдения под одной частью явления, на другую её часть).
Развивается коммуникативные способности ребенка, так, как необходимо давать отчет об увиденном, делать выводы, формулировать обнаруженные закономерности.
Происходит накопление фонда умственных приемов и операции, которые рассматриваются как умственные умения.
Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие либо предметы и явления для достижения определенного результата.
В процессе экспериментирования развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения двигательной активности.
Трудоёмкость опыта: Заключается в отсутствии помещения, где бы можно было организовать лабораторию, для этого в группах отведены отдельно зоны для экспериментирования мини- лаборатории. В условия жизни крайнего Севера, из - за погодных условиях, не позволяет полностью проследить за пробуждением сезонных изменений в природе. Практическая значимость: Опыт работы может быть использован воспитателями дошкольных учреждений, которых интересуют вопросы развития познавательной активности и творческого мышления дошкольников.
Условия взаимодействия между всеми участниками познавательного процесса предполагает выход на следующие результаты:
Для детей:
Психологическая, физиологическая и (социальная) личностная готовность к систематическому школьному обучению.
Развитие интеллектуальных способностей и когнитивных процессов.
Сформировать нравственно- волевых качеств.
Для родителей:
Развитие у детей логического мышления.
Формирование интеллектуальной развитой личности.
Для педагогов:
Организация педагогического поиска через реализацию инновационных программ, самореализация.
Личностный и профессиональный рост.
Система работы
Эффективным методом познания окружающего мира является метод экспериментирования. Этот метод широко используется в учебных заведениях, однако долгое время он не учитывался системой дошкольного образования, хотя в работах отечественных и зарубежных ученых именно дошкольное детство определяется как период, оптимальный для умственного развития и воспитания детей. В настоящее время, осознав всю значимость данной проблемы, методу экспериментирования стали уделять должное внимание. Исследовать, открыть, изучить - значить сделать шаг в неизведанное и непознанное. Все люди, живущие в 21 веке, имеют прямое отношение к творчеству. Самым популярным утверждением является о том, что «творец спит в каждом человеке, но ему не дают проявиться». Представить эту деятельность как что - то простое, упорядоченное, в линию «вопрос - ответ - новый вопрос - новый ответ…» - значить объединить богатую палитру познания как творца, постоянного поиска не только решений проблем, но и самих проблем. Для повышения уровня продуктивности мышления руководствовалась правилами «мозгового штурма»:
Ни какой отрицательной критики; исключение оценки до тех пор, пока не будет высказаны свои идеи.
Требование свободы, чем шире идеи, тем лучше.
Включаются как небольшие очевидные, так и широкие необычные альтернативы.
Создание новых альтернатив комбинированием и перемещением уже высказанных.
Организацию детского экспериментирования строила на следующих дидактических принципах:
Принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стресообразующих факторов.
Принцип деятельности - новые знание вводятся не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми.
Принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора.
Принцип творчества - процесс экспериментирование сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Принцип учета индивидуальных особенностей - детям обладающем «исследовательской жилкой», необходимо создавать условия для исследования.
Принцип единства взаимодействия специалистов и родителей в развитие детей.
Принцип взаимодействия с другими видами деятельности детей - с такими как наблюдения и труд.Таким образом, развитие деятельности такого, как экспериментирование, имеет свои особенности руководства со стороны взрослого. При формировании основ естественно - научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и очень прочными.
Свою работу по дополнительному образованию в данном направлении я строю по перспективному плану, который дает возможность вести работу системно и комплексно. В основу вошли такие направления работы с детьми и родителями:
Занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования, творческие задания.
Развивающие игры и упражнения, решение логических задач.
Познавательные опыты – занятия, брейн – ринг, КВН.
Коллекционирование (глина, камни, песок, крупы и т.д.)
Анкетирование, консультативный материал для родителей и педагогов.
Особенности руководства экспериментальной деятельности дошкольников.
Роль педагога в экспериментировании является ведущей в любом возрасте. Педагог непосредственно участвует в эксперименте таким образом, чтобы быть для детей равноправным партнером, руководить экспериментом так, чтобы у детей сохранилось чувства самостоятельности открытия.
В процессе экспериментирования строгой регламентации времени и возможности варьирование заранее намеченного плана, так как непредсказуемы предположения и предположения детей. Положительность эксперимента определяется и особенностями изучаемого явления, и наличием свободного времени, и состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности.
Предлагая детям поставить детям опыт, воспитатель сообщает им цель или задачу, которая должна быть решена, дает время на обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента. Нежелательно заранее предсказывать конечный результат: у детей теряется ценное ощущение первооткрывателя. Во время работы не следует требовать от детей идеальной тишины: работая с увлечением, они должны быть раскрепощены.
Воспитатель постоянно должен стимулировать детское любопытство, быть готовым к вопросам детей, не сообщать знания в готовом виде, а помочь в ответ на вопрос ребенка получить их самостоятельно, поставив не большой опыт. Желательно проверить все предположения детей, позволить им на практике убедиться, в верности или не верности своих предположений (безусловно, ели при этом никому не будет нанесен вред - не объекту наблюдения, ни ребенку).
Заключительным этапом экспериментирования является подведения итогов и формулирование выводов. При формулировании выводов необходимо стимулировать развитие речи детей путем постановки неповторяющихся по содержанию вопросов, требующих от детей развернутого ответа. Всегда необходимо помнить о соблюдение правил безопасности. Например, все незнакомые сложные процедуры осваиваются в определенной последовательности:
Действие показывает педагог;
Действие повторяет или показывает ребенок, причем тот, который заведомо совершит его не верно, что даст возможность сконцентрировать внимание на типичные ошибки;
Действия повторяет ребенок, который не допустит ошибки;
Действия осуществляют все вместе в замедленном темпе, чтобы педагог имел возможность проконтролировать каждого ребенка;
Нет необходимости доказывать, что в старшем дошкольном возрасте темп умственного развития детей является весьма интенсивным и динамичным. Ребенок хочет знать все. Его интеллектуальная сфера приобретает новые качественные характеристики. Дети этого возраста познают не только внешние качества предметов и явлений, но и их существенные внутренние свойства, в связи и отношений между ними. Такая целенаправленная дополнительная работа дает дошкольником возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет в дальнейшем успешно адаптировать к школьному обучению.
Вывод.
Итак, можно сказать, что на протяжении дошкольного детства, наряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность. Проведение экспериментов, занимательных опытов из доступного материала, коллекционирование развивает наблюдательность, расширяет кругозор детей, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, дает навыки исследовательской деятельности. Главное достоинство метода экспериментирования заключается и в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, происходит стимулирование речи ребенка. Следствием экспериментальной деятельности является не просто ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Если лишить ребенка возможности экспериментирования, постоянно ограничивать самостоятельную деятельность в дошкольном возрасте, то это приведет к серьезным психическим нарушениям, которые сохранятся на всю жизнь, негативно скажутся на развитии и саморазвитии ребенка, на способности обучатся в дальнейшем.
Поставленная в ходе исследования гипотеза подтвердилась, так как было установлено, что в процессе систематического экспериментирования происходят качественные изменения, повышается уровень овладения детьми экспериментальной деятельностью.
Литература
1. Поддьяков А.И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом - «черным ящиком» // Вопросы психологии, 1990. №
2. Рыжова П. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. - № 2.
3. Рыжова Н. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. - № 2.
4. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра - экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. - № 1.
5. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. - М.: ТЦ «Сфера», 2005.
6. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова - М.: ТЦ «Сфера», 2004.
9. Рыжова Н. А. Волшебница - вода /Текст/ Н. А. Рыжова. - М.: Линка-Пресс, 1997.
10. Интернет ресурсы