М.Ю.Лермонтов. Жизненные условия, породившие мятежность, чувство тоски и одиночества
Омарова Б.З.3 базовый уровень сш № 11 пос. Достык Алакольский район Алматинская область 9в 02.12.14
М.Ю.Лермонтов. Жизненные условия, породившие мятежность, чувство тоски и одиночества
Тип урока: ознакомительный урок.
Цель урока: к концу урока уч-ся познакомятся с фактами биографии М.Ю.Лермонтова, оказавшими влияние на становление личности поэта; определяют мотивы ранней лирики поэта
Задачи урока:
Образовательные:
развить умение формулировать определение понятий;
формировать умения выделять главное в сообщении учителя и учащихся, навыков выразительного чтения и пересказа, работы с учебником;
развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
обогащать словарный запас учащихся;
совершенствовать технику чтения.
Развивающие:
осуществление системно-деятельностного подхода;
развитие критического мышления;
развитие интереса к личности и творчеству М.Ю.Лермонтова;
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать умение применять новые знания;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
формирование логических умений;
развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;развитие умения формулировать проблему;
развитие умения работы в парах.
Воспитательные:
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу.
Оборудование:
ПК; мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку;
Структура урока:
Организационный этап.
Актуализация знаний.
Постановка учебной задачи.
Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
Физ. минутка.
Закрепление изученного материала.
Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
Ход урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Принципы системно-деятельностного подхода
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
Приветственное слово учителя:
- Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением
Улыбнись! Даже если на сердце темно
И мешают в дороге ошибки,
Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно,
Разве это не стоит улыбки?
Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. Приветствие учащихся. Принцип психологической комфортности.
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.
2. Обобщение ранее изученного3.Актуализация
знаний
3. Постановка учебной цели.
Проверка д/з.
Класс разделён на две группы. Учащиеся представляют по одному чтецу от каждой группы для выразительного чтения стихотворения Лермонтова
- Задайте вопросы по стихотворению своим товарищам.
(Например:- какова тема стихотворения?
- какова основная мысль стихотворения?
-назовите средства выразительности, используемые автором.
- Оцените ответы ваших одноклассников по пятибалльной системе. Будьте объективны.
Проведём небольшую поэтическую викторину. Я прочту вам строки из стихотворений, а вы постараетесь узнать произведений и автора.(слайд)
- скажи-ка, дядя, ведь не даром//Москва, спалённая пожаром// Французу отдана? («Бородино»)
- белеет парус одинокий в тумане моря голубом…(«Парус»)
- тучки небесные, вечные странники!... («Тучи»)
- Кто же автор этих стихотворений?
Да, это Михаил Юрьевич Лермонтов.
- Как вы думаете, случайно ли я вспомнила об этом удивительном поэте? О ком будет идти речь на уроке?
- Давайте сформулируем тему.
- Итак, тема урока: «М.Ю.Лермонтов. Жизненные условия, породившие мятежность, чувство тоски и одиночества»
- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?
- Правильно, в течение этого урока мы должны ответить на вопрос: какие жизненные условия породили мятежность, чувство тоски и одиночества?
Читают выразительно стихотворение.
Отвечают на вопросы
Комментируют выступление товарищей.
Угадывают произведения и автора
Формулируют тему
Формулируют цель урока (проблемная подача учебного материала).
ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.
Усвоение новых знаний.
1)Словарная работа.
Работа в группах. Давайте выясним значение слов
1 группа – мятежный2 группа – мотив, лейтмотив
Выступление групп:
Мотив – устойчивый, значимый образ, постоянно повторяющаяся деталь.
Лейтмотив – основной мотив, главный, ведущий в произведении.
Мятежный - неспокойный, бунтующий.
Основные мотивы в лирике М.Ю.Лермонтова
мотив действия и подвига;
мотив странничества;
мотив изгнанничества;
мотив сна;
мотив памяти и забвения;
мотив одиночества… Работают с ресурсами
ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.
Первичное закрепление знаний.
Закрепление изученного материала
Физ. минутка (пауза релаксации) 1)Работа в группах. Чтение статьи учебника
Заполните таблицу
Жизненный этап События
Детство На Кавказе Учёба 1828 год, 1830 год 1832 год - Опираясь на материалы таблицы, задайте друг другу вопросы о жизни М.Ю.Лермонтова. Ответьте на них.
Я бы мог бы быть таким…
2)Литературная лаборатория. Повторим средства выразительности. Соотнесите средство выразительности и его определение. Проверьте себя
Эпитет – образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета
Олицетворение – придание неживому предмету свойств живого существа.
Инверсия – необычный порядок слов в предложении
3)Чтение учеником стихотворения «Парус»
Работа по вопросам:
Каким настроением проникнуто стихотворение?
Какое слово определяет это настроение?
Какой мотив является главным в стихотворении?
4) Работа в группах. Найдите средства выразительности в стихотворении «Парус»
1 группа – олицетворения
2 группа – эпитеты
Выступление групп. Работают со статьёй учебника. Заполняют таблицу.
Отвечают на вопросы.
Выполняют физкультминутку
Работают с терминами
Слушают стихотворение, отвечают на вопросы.
Работают в группах, находят предложенные средства выразительности. Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.
познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).
Рефлексия деятельности.
Какие жизненные условия породили мятежность, чувство тоски и одиночества?
Рефлексия. Продолжите фразу:
На уроке я узнал……
Осталось непонятным…..
Было интересно…..
Хотел бы узнать….
Комментируют оценки.
- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.
Выставление оценок ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка
Домашнее задание.
Выучить стихотворение «Парус»
Проанализировать стихотворение по плану:
Какова композиция произведения (каково его построение)?
Какие тропы используются М.Ю.Лермонтовым в данном стихотворении?
Каков мотив?
Какие чувства вызывает стихотворение?
Запись учащимися задания в дневники. Рабочий лист 2-я группа
Тема урока:______________________________________________________________________
Цель урока:_______________________________________________________________________
Задания для групп.
Выразительное чтение стихотворения Лермонтова (на выбор)
Задайте вопросы выступающим:
- какова тема стихотворения?
- какова основная мысль стихотворения?
-назовите средства выразительности, используемые автором –эпитет, олицетворение, инверсия
Работа со словарём. Выясните по словарю значение слов:
1 группа – мятежный
2 группа – мотив
Лейтмотив
Мотив – устойчивый, значимый образ, постоянно повторяющаяся деталь.
Лейтмотив – основной мотив, главный, ведущий в произведении.
Мятежный - неспокойный, бунтующий.
Основные мотивы в лирике М.Ю.Лермонтова
мотив действия и подвига;
мотив странничества;
мотив изгнанничества;
мотив сна;
мотив памяти и забвения;
мотив одиночества…
4. Чтение статьи учебника Заполните таблицу
Жизненный этап События
Детство На Кавказе Учёба 1828 год, 1830 год 5.Литературная лаборатория. Соотнесите средство выразительности и его определение.
Эпитет придание неживому предмету свойств живого существа.
Олицетворение необычный порядок слов в предложении
Инверсия образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета
6. Работа по вопросам:
Каким настроением проникнуто стихотворение?
Какое слово определяет это настроение?
Какой мотив является главным в стихотворении?
7. Работа в группах. Найдите средства выразительности в стихотворении «Парус»
1 группа – олицетворения, 2 группа – эпитеты
Итог урока Какие жизненные условия породили мятежность, чувство тоски и одиночества?