Урок по литературе на тему М. Ю. Лермонтов. Жизненные условия, породившие мятежность, чувство тоски и одиночества (6 класс)

Автор Царитова Валентина Ивановна, учитель русского языка и литературы МОБУ «Кузнецовская общеобразовательн школа»
МО «Медведевский муниципальный район»
Республики Марий Эл

Конспект урока литературы в условиях реализации ФГОС
М.Ю.Лермонтов. Жизненные условия, породившие мятежность, чувство тоски и одиночества (6 класс)
Тип урока: ознакомительный урок.
Форма урока: традиционный.
Метод: комбинированный.
Цель урока: познакомить ребят с фактами биографии М.Ю.Лермонтова, оказавшими влияние на становление личности поэта; определить мотивы ранней лирики поэта
Задачи урока:
Образовательные:
развить умение формулировать определение понятий;
формировать умения выделять главное в сообщении учителя и учащихся, навыков выразительного чтения и пересказа, работы с учебником;
развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
обогащать словарный запас учащихся;
совершенствовать технику чтения.
Развивающие:
осуществление системно-деятельностного подхода;
развитие критического мышления;
развитие интереса к личности и творчеству М.Ю.Лермонтова;
формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать умение применять новые знания;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
формирование логических умений;
развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
развитие умения формулировать проблему;
развитие умения работы в парах.
Воспитательные:
воспитание интереса и уважения к литературе;
воспитание ценностного отношения к слову;
воспитание бережного отношения к культурному наследию народа;
развитие коммуникативных УУД:
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу.
Оборудование:
ПК; мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку;
Структура урока:
Организационный этап.
Актуализация знаний.
Постановка учебной задачи.
Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
Физ. минутка.
Закрепление изученного материала.
Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся
Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Приветственное слово учителя:
- Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением
Улыбнись! Даже если на сердце темно
И мешают в дороге ошибки,
Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно,
Разве это не стоит улыбки?
Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.

Приветствие учащихся.
Принцип психологической комфортности.
УУД: личностные, коммуникативные.
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2. Обобщение ранее изученного









3.Актуализация
знаний




3. Постановка учебной цели.


Проверка д/з.
Класс разделён на три группы. Определён консультант в каждой группе. Учащиеся представляют по одному чтецу от каждой группы для выразительного чтения наизусть стихотворения Языкова «Пловец».
- Задайте вопросы по стихотворению своим товарищам.
(Например:
- какова тема стихотворения?
- какова основная мысль стихотворения?
-назовите средства выразительности, используемые автором.
- Оцените ответы ваших одноклассников по пятибалльной системе. Будьте объективны.
Проведём небольшую поэтическую викторину. Я прочту вам строки из стихотворений, а вы постараетесь узнать произведений и автора.(слайд)
- скажи-ка, дядя, ведь не даром//Москва, спалённая пожаром// Французу отдана? («Бородино»)
- белеет парус одинокий в тумане моря голубом(«Парус»)
- тучки небесные, вечные странники!... («Тучи»)
- Кто же автор этих стихотворений?
Да, это Михаил Юрьевич Лермонтов.
- Как вы думаете, случайно ли я вспомнила об этом удивительном поэте? О ком будет идти речь на уроке?
- Давайте сформулируем тему.

- Итак, тема урока: «М.Ю.Лермонтов. Жизненные условия, породившие мятежность, чувство тоски и одиночества»

- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?

- Правильно, в течение этого урока мы должны ответить на вопрос: какие жизненные условия породили мятежность, чувство тоски и одиночества?

Читают выразительно стихотворение.





Отвечают на вопросы
Комментируют выступление товарищей.



Угадываю произведения и автора






Формулируют тему




Формулируют цель урока



Принцип деятельности.
УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).


Принцип целостности.
УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)
ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

Усвоение новых знаний.


















1)Словарная работа.
Работа в группах. Давайте выясним значение слов
1 группа – мятежный
2 группа – мотив
3 группа – лейтмотив
Выступление групп:
устойчивый, значимый образ, постоянно повторяющаяся деталь.
Лейтмотив – основной мотив, главный, ведущий в произведении.
Мятежный - неспокойный, бунтующий.

Основные мотивы в лирике М.Ю.Лермонтова
мотив действия и подвига;
мотив странничества;
мотив изгнанничества;
мотив сна;
мотив памяти и забвения;
мотив одиночества

Работают со словарями.


















Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).
ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.

Первичное закрепление знаний.




Закрепление изученного материала










Физ. минутка (пауза релаксации)
1)Работа в группах. Чтение статьи учебника (стр.168-170)
Заполните таблицу

Жизненный этап
События

Детство


На Кавказе


Учёба


1828 год, 1830 год


1832 год



- Опираясь на материалы таблицы, задайте друг другу вопросы о жизни М.Ю.Лермонтова. Ответьте на них.

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем – это птицы летят.
Как они сядут – тоже покажем. Руки сложили назад.

2)Литературная лаборатория. Повторим средства выразительности. Соотнесите средство выразительности и его определение. Проверьте себя

Эпитет – образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета
Олицетворение – придание неживому предмету свойств живого существа.
Инверсия – необычный порядок слов в предложении

3)Чтение учителем стихотворения «Парус»
Работа по вопросам:
Каким настроением проникнуто стихотворение?
Какое слово определяет это настроение?
Какой мотив является главным в стихотворении?

4) Работа в группах. Найдите средства выразительности в стихотворении «Парус»
1 группа – олицетворения
2 группа – эпитеты
3 группа – инверсию
Выступление групп.


Работают со статьёй учебника. Заполняют таблицу.









Отвечают на вопросы.



Выполняют физкультминутку


Работают с терминами






Слушают стихотворение, отвечают на вопросы.





Работают в группах, находят предложенные средства выразительности.
Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.
УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).

Рефлексия деятельности.



Какие жизненные условия породили мятежность, чувство тоски и одиночества?

Рефлексия. Продолжите фразу:
На уроке я узнал
Осталось непонятным..
Было интересно..
Хотел бы узнать.

Консультанты в каждой группе оценивают работу участников группы. Комментируют оценки.

- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.
Выставление оценок


УУД: познавательные, регулятивные
ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

Домашнее задание.

Выучить стихотворение «Парус»
Проанализировать стихотворение по плану:
Какова композиция произведения (каково его построение)?
Какие тропы используются М.Ю.Лермонтовым в данном стихотворении?
Каков мотив?
Какие чувства вызывает стихотворение?
Ответить на вопросы 1-4, стр. 172

Запись учащимися задания в дневники.




Список использованной литературы:
Н.В.Егорова, Б.А.Макарова. Поурочные разработки по литературе. 6 класс. Москва. «ВЫАКО», 2012
Б.И.Турьянская, Л.В.Гороховская. Литература в 6 классе. Урок за уроком. М. «Русское слово» 2002
Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. М.А. Снежневская, О.М. Хренова, Э.Э. Кац; под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2013г..
Рабочий лист 1-я группа

Тема урока:______________________________________________________________________
Цель урока:_______________________________________________________________________

Задания для групп.
Проверка домашнего задания. Выразительное чтение наизусть стихотворения Н.М.Языкова «Пловец».
Задайте вопросы выступающим:
- какова тема стихотворения?
- какова основная мысль стихотворения?
-назовите средства выразительности, используемые автором.

Работа со словарём. Выясните по словарю значение слов:
1 группа – мятежный
2 группа – мотив
3 группа - лейтмотив

Основные мотивы в лирике М.Ю.Лермонтова
мотив действия и подвига;
мотив странничества;
мотив изгнанничества;
мотив сна;
мотив памяти и забвения;
мотив одиночества

4. Чтение статьи учебника (стр.168-170) Заполните таблицу
Жизненный этап
События

Детство


На Кавказе


Учёба


1828 год, 1830 год






5.Литературная лаборатория. Соотнесите средство выразительности и его определение.
Эпитет
придание неживому предмету свойств живого существа.

Олицетворение
необычный порядок слов в предложении

Инверсия
образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета


6. Работа по вопросам:
Каким настроением проникнуто стихотворение?
Какое слово определяет это настроение?
Какой мотив является главным в стихотворении?

7. Работа в группах. Найдите средства выразительности в стихотворении «Парус»
1 группа – олицетворения, 2 группа – эпитеты, 3 группа - инверсию
Итог урока Какие жизненные условия породили мятежность, чувство тоски и одиночества?













dђ Заголовок 115