Конспект урока литературы «Образ Мцыри в поэме М.Ю. Лермонтова»
Урок литературы в 7 классе.
Тема: «Образ Мцыри в поэме М.Ю. Лермонтова».
Цели урока:
- выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы;
- выяснить роль и своеобразие картин кавказской природы;
- рассмотреть, как пейзаж помогает постичь психологию героя в различных жизненных ситуациях;
- развивать навыки анализа текста, характеристики героев;
- привлечь внимание учащихся к проблемам, поставленным в произведении;
- воспитывать любовь к месту, где ты родился и вырос;
- воспитывать интерес к творчеству М.Ю. Лермонтова
Оборудование: проектор, колонки.
…прекрасна ли земля:
…для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы?
М.Ю. Лермонтов
Ход урока.
1. Организационный момент.
Слайд 1.
Добрый день! Тема нашего сегодняшнего урока «Образ Мцыри в поэме М.Ю. Лермонтова». Сегодня на уроке мы с вами выявим способы раскрытия образа главного героя поэмы, продолжим работу по развитию навыков анализа текста, характеристики героев, и я надеюсь, что каждый из вас на сегодняшнем занятии откроет для себя что-то новое в творчестве М.Ю.Лермонтова.
Работа по произведению.
М.Ю. Лермонтов… Русский поэт, чья «мятежная душа» с детских лет «чудесного искала», может, поэтому его герои воплощают свободу и мятежность духа, они сильные и независимые, такие как Мцыри.
Опрос учащихся.
- Почему местом действия поэмы избран Кавказ?
- С детских лет Лермонтов горячо полюбил Кавказ. Тема Кавказа проходит через все его творчество.
Слайд 2.
- Дикая, величественная красота Кавказа невольно вызывает мысль о гордых, вольных людях, которые должны бы населять этот край.
Слайд 3.
- Могучая природа Кавказа сродни страстной натуре Мцыри.
Слайд 4.
Поэма «Мцыри» - прекрасное произведение Лермонтова. Она написана в 1839 году. По словам Белинского «поэт брал цвета у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии…»
Слайды 5-6.
Главный герой поэмы – Мцыри, он покорил сердца читателей своей «огненной душой, могучим духом, исполинской натурой».
Слайд 7.
Слайд 8.
2. Случайно ли действие поэмы происходит в монастыре?
- Перенося действие в монастырь, Лермонтов хотел подчеркнуть силу характера своего героя. Ведь нигде не было так прочно духовное рабство, как у монахов. Какой же волей, решимостью, непокорностью должен обладать герой, чтобы восстать «против бога» в монастыре, цитадели христианской религии.
- Когда-то Мцыри задал вопрос
…прекрасна ли земля:
…для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы?
Всем ходом поэмы Лермонтов отвечал: да, земля прекрасна: человек родится для воли, но трагедия в том, что он вынужден жить в тюрьме.
Мотив свободы, воли проходит через всю поэму. Проблема свободы неотделима от двух других, по существу философских вопросов: герой и люди, герой и природа.
Если образ монастыря враждебен воле, подавляет личность, то образ природы помогает понять поступки героя в различных ситуациях и те проблемы, которые поднимает автор в своем произведении.
Слайд 9.
Образ главного героя поэмы.
Мцыри - в переводе с грузинского: неслужащий монах, пришелец, чужеземец, чужак.
Мцыри - “естественный человек”, живущий не по надуманным законам государства, подавляющим свободу человека, а по естественным законам природы, позволяющим человеку раскрыться, реализовать свои стремления. Но герой вынужден жить в неволе, в стенах чуждого ему монастыря.
- Как жил Мцыри в монастыре?
Мцыри – юноша-горец, который воспитывался в монастыре, среди православных монахов.
Лермонтов не даёт подробного описания монастырской жизни Мцыри. Монастырская жизнь означала, прежде всего, уход от людей, от мира, полный отказ от собственной личности, «служение Богу», выражающееся в однообразно чередующихся постах и молитвах. Главное условие жизни в монастыре – послушание. Принявший монашеский обет оказывается навсегда отрезанным от человеческого общества; возвращение монаха к жизни запрещалось.
Для героя монастырь – символ неволи, тюрьма с сумрачными стенами, «кельями душными». Остаться жить в монастыре означало для него навсегда отказаться от родины и свободы, быть обречённым на вечное рабство и одиночество («быть рабом и сиротой»).
Автор не раскрывает характер мальчика, попавшего в монастырь: он только рисует его физическую слабость и пугливость, затем даёт несколько штрихов его поведения, и личность пленника-горца вырисовывается отчётливо. Он вынослив («Без жалоб он томился – даже слабый стон из детских губ не вылетал»), горд, недоверчив, потому что видит в окружающих монахах своих врагов, ему с самых ранних лет знакомы недетские чувства одиночества и тоски. Есть и прямая авторская оценка поведения мальчика, усиливающая впечатление, - Лермонтов говорит о его могучем духе, унаследованном от предков.
Слайд 10.
Характер и мечты юноши-послушника.- Что значит для Мцыри быть свободным? Найдите ответы в тексте.
- Какова цель побега?
Представление о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на родину.А) Давным-давно задумал я
Взглянуть на дальние поля, Узнать, прекрасна ли земля, Узнать, для воли иль тюрьмы На этот свет мы рождены.
Б) Мою пылающую грудь Прижать с тоской к груди другой, Хоть не знакомой, но родной.
В) Я мало жил, и жил в плену,Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.
Г) …Я цель одну
Пройти в родимую страну
Имел в душе.
Делаем вывод:
Представление о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на родину. Быть свободным – значит для него вырваться из монастырского плена и вернуться в родной аул, убежать из «семьи чужой». Живя в монастыре, юноша не переставал видеть «живые сны».
Слайд 11.
В душе его постоянно жил образ неизвестного, но желанного “чудного мира тревог и битв”.Про милых близких и родных,Про волю дикую степей,Про лёгких, бешеных коней,Про битвы чуждые меж скал…
Слайд 12.
Поэма М.Ю. Лермонтова – романтическая. Его герой не похож на окружающих его людей, он
отрицает их жизненные ценности, стремится к иному. Докажите эту мысль строчками из исповеди Мцыри.
Я знал одной лишь думы власть,Одну, но пламенную страсть:Она, как червь, во мне жила,Изгрызла душу и сожгла.Она мечты мои звалаОт келий душных и молитвВ тот чудный мир тревоги битв.
Главная страсть героя – стремление жить полно, в мире борьбы и свободы, вне стен монастыря, на далёкой любимой родине.
- Что увидел и что узнал Мцыри о жизни во время своих скитаний?Ответ в 6 главе, половина 9, 10, 11.Слайды 13-14.
Делаем вывод:
Личность Мцыри, характер его отражаются в том, какие картины привлекают его и как он говорит о них. Его поражает богатство и многообразие природы, контрастирующие с однотонной монастырской обстановкой. И в пристальном внимании, с каким герой смотрит на мир, ощущается его любовь к жизни, ко всему прекрасному в ней, сочувствие всему живому.
III Особенности Мцыри как романтической поэмы.
В романтических произведениях исключительный герой действует в исключительных обстоятельствах. Перечитайте отрывок из 6 главы. Докажите, что поэт нарисовал романтический пейзаж.
(Со слов «Я видел груды тёмных скал» до слов «В снегах, горящих, как алмаз, седой, незыблемый Кавказ».)
- Очень важны в поэме картины пейзажа, упоминание о ветре, буре, птицах, зверях. Какова роль картин природы в произведениях?
Этот пейзаж, конечно, можно назвать романтическим, потому что каждая его деталь необыкновенна, экзотична, - «горные хребты, причудливые, как мечты», курятся на заре; по берегам горного потока – «груды тёмных скал», снежные вершины гор скрываются в облаках.
Они родственны герою, и зов свободы оказывается непреодолимым, как зов природы – песню о любви ему поёт рыбка, «как брат» он готов обняться с бурей, «как зверь» он чужд людей. И, напротив, природа чужда и враждебна монахам монастыря: Мцыри убегает «…в час ночной, ужасный час, когда гроза пугала вас, когда, столпясь при алтаре, вы ниц лежали не земле».
В начале урока говорилось о Мцыри – пленнике, жившем в монастыре. Уже тогда это был сильный, гордый юноша, одержимый «пламенной страстью», - любовью к родине и свободе. Но важно заметить, что тогда, в монастыре, он и сам не знал многого о себе, т.к. только настоящая жизнь проверяет человека и показывает, что он собой представляет.
- Что же познал Мцыри, очутившись на свободе?
На свободе с новой силой раскрылась любовь Мцыри к родине, которая слилась для юноши со стремлением к вольности. Если в монастыре герой лишь томился желанием свободы, то на воле он познал «блаженство вольности» и укрепился в своей жажде земного счастья. Пробыв три дня на свободе, Мцыри узнал, что он смел и бесстрашен. - Картины природы поразили его великолепием красок, контрастом с тем, что окружало его в монастыре. Вместо мертвого однообразия монастырских сводов и мрачных келий, тусклого мерцания свечей, перед ним открылась живая, неумирающая и вечно обновляющаяся жизнь природы.
в монастыре на воле
сумрачные стены;
от келий душных и молитв;
серые плиты;
монастырь – плен, тюрьма пышные поля;
причудливые горные хребты;
чистый небесный свод;
волшебные голоса
Слайд 15.
Ощущение счастья вызвано у Мцыри не только тем, что он видел, но и тем, что он успел совершить. Бегство из монастыря во время грозы дало наслаждение ощутить дружбу “меж бурным сердцем и грозой”; общение с природой принесло радость (“ему было весело вздохнуть… ночную свежесть тех лесов”); встреча с грузинкой вызвала “сладкую тоску”. Все эти переживания Мцыри объединяет одним словом –жизнь!. Бесстрашие, презрение к смерти и страстная любовь к жизни, жажда борьбы и готовность к ней раскрываются в битве с барсом, в битве с барсом он познал счастье борьбы и восторг победы. «Пламенная страсть» Мцыри – любовь к родине – делает его целеустремлённым и твёрдым. Он отказывается от возможного счастья, любви, превозмогает страдания голода, в отчаянном порыве пытается через лес ради цели «пройти в родимую страну». Гибель этой мечты рождает у него отчаяние, но в отчаянном порыве Мцыри предстаёт не слабым и беззащитным, а гордым и отважным человеком, отвергшим жалость и сострадание. Мцыри вынослив. Истерзанный барсом, он забывает о ранах и, собрав остаток сил, вновь пытается выйти из леса.
Слайды 16-17.
Юноша столкнулся не только с красотой окружающего мира, но и с ужасным, безобразным в нем; природа была не всегда благосклонна, она была безжалостна к нему.
- Почему же дни, проведенные Мцыри на воле, наполненные опасностями и страданиями, характеризуются им как «три блаженных дня»?
- Именно таково было его главное впечатление от пережитого, что, несмотря на все испытанные горести, Мцыри утвердился в убеждении, что мир прекрасен.
- Мощь и красота кавказской природы отвечали духовной силе героя, его свободолюбию и пламенному чувству. Переживания трехдневных скитаний как бы сгладились, померкли в лучах свободы, которую хотя бы на короткий миг Мцыри ощутил.
Описание природы связано с идейным содержанием поэмы. Пейзаж помогает нам с вами понять главную мысль автора: все в этом естественном мире существует свободно, никто не подавляет друг друга и каждый живет сообразно своему существу: сады цветут, потоки шумят, птицы поют. Это утверждает героя в мысли, что человек рожден для воли, без которой не может быть ни счастья, ни самой жизни.
Но каким заманчивым бы ни было согласие между вольнолюбивым героем и природой, оно не может быть постоянным. Общение с природой – это не только слияние с ней, это и единоборство, борьба. Дни, проведенные на воле, наполнены опасностями, трудностями: переход по горам и ущельям, сквозь вечный лес и терновый кустарник, это преодоление голода, физической слабости, страха перед неизвестным, это бой с барсом.
Мы видим, что природа не всегда выступает союзником Мцыри. Как только появляется символический образ монастыря, природа, будь она светлой или мрачной, становится олицетворением свободы. Когда же герой вспоминает о родине, «где люди вольны, как орлы», - сразу же рушится связь между ним и природой.
- Почему Лермонтов избрал форму исповеди?
Она помогает поэту психологически правдоподобно раскрыть внутренний мир Мцыри в системе образов – переживаний. Чтобы понять характер Мцыри, необходимо всё пережить вместе с ним: монастырскую неволю, радость свободы, упоение от боя с барсом, отчаяние от того, что не попал в родную страну; безнадёжность, когда вновь возвращается к своей тюрьме. Исповедь Мцыри занимает почти всё текстовое пространство поэмы (она лишь прерывается краткой авторской справкой) и обращена к определённому персонажу – старому монаху, которого Мцыри называет сначала отчуждённо-враждебно «старик», затем по-христиански – «отец». Точка зрения автора на происходящее не представлена, она исчезает после краткой экспозиции. Старый монах не произносит ни слова в ответ на исповедь Мцыри. Таким образом, читатель видит всё происходящее с героем только его глазами, что способствует характерной для романтического повествования субъективности. Исповедь является важным сюжетообразующим элементом.
Слайды 18 – 20.
Выводы:
1.Лермонтовский романтизм не был уходом от окружающей его современности, а напротив, означал жажду её изменения и являлся выражением передовых идеалов времени.
2.Пафосом романтической поэмы « Мцыри » было утверждение необходимости свободы для человека и отрицание рабства и смирения.
3.В центре поэмы « Мцыри » не законченный индивидуалист, а сильный человек, жаждущий счастья и жизни.
4.Поэт воспевает не столько самого героя, сколько его идеалы.
5.И характер героя, и обстановка действия являлись исключительными и в то же время художественно правдивы.
Итак, сегодня на уроке мы с вами продолжили работу над развитием навыков анализа текста, научились характеризовать лирического героя произведения, выявили способы раскрытия образа Мцыри в поэме, сопоставив образ жизни героя в стенах монастыря и на воле, сделали выводы о значении свободы в жизни Мцыри.
Что значит для героя жить?
Находиться в постоянных поисках, тревоге, бороться и побеждать и главное - испытывать блаженство “вольности святой”- в этих переживаниях очень ярко раскрывается пламенный характер Мцыри. Только настоящая жизнь проверяет человека, раскрывая его сущности.
Мцыри увидел природу в ее многообразии, ощутил ее жизнь, испытал радость общения с ней. Да, мир прекрасен!- таков смысл рассказа Мцыри о виденном. Его монолог-гимн этому миру. И то, что мир прекрасен, полон красок и звуков, полон радости, дает Мцыри ответ на второй вопрос: зачем создан человек, зачем он живет. Человек рожден для воли, а не для тюрьмы.
Тест. 1. Эпиграф к поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» взят из:А) древнерусских летописей;Б) Библии;
В) былин;
Г) стихотворения Горация.2. В чём заключается смысл эпиграфа?А) восстание против судьбы, против Бога;Б) раскаяние, смирение;В) защита прав человека на свободу.3. Определите жанр произведения.А) баллада;
Б) элегия;
В) поэма-исповедь;
Г) притча.4. Выделите черты реализма в поэме.А) бурная, неистовая природа;Б) гибель героя;В) герой одинок и не понят миром;Г) введение сна героя в сюжет поэмы;Д) мотив борьбы, мятежа.
5. Какой эпизод в сюжете поэмы является центральным?А) побег из монастыря;
Б) встреча с грузинкой;
В) бой с барсом;Г) гибель Мцыри. 6. В исповеди Мцыри звучит:А) негодование;
Б) смирение, покаяние;
В) утверждение своей правоты;
Г) отказ от бесплодной борьбы.
7. В чём заключается основная идея произведения?А) отрицание религиозной морали аскетизма и смирения;Б) тоска по воле;В) утверждение идеи верности идеалам перед лицом смерти;Г) призыв к борьбе с любым проявлением деспотизма.
Слайды 21 – 27.
Домашнее задание:
Выучить отрывок наизусть.
Индивидуальные задания:
Какие художественные средства использует поэт, рисуя своего героя? Приведите
примеры.
Гиперболы:
О, я, как брат, Обняться с бурей был бы рад !Глазами тучи я следил,Рукою молнии ловил…Метафоры:
Я эту страсть во тьме ночнойВскормил слезами и тоской,Я грыз сырую грудь земли…Каменные объятия,
седой Кавказ,
следы небесных слез;
деревья, шумящие свежей толпой;
кудри виноградных лоз…
Сравнения:
Я сам, как зверь, был чужд людей,Полз и прятался, как змей.Развёрнутые сравнения Мцыри с конём и тепличным цветком,хребты курилися, как алтари;
снега, горящие, как алмаз;
небесный свод чист, как ангела полет.
Эпитеты:
Но юность вольная сильнаИ смерть казалась не страшна.Пышные поля,
причудливые хребты,
радужный наряд растений,
прозрачная зелень листов,
волшебные голоса.