План-конспект урока химии по теме Общая характеристика оксидов неметаллов и кислородсодержащих кислот (11 класс)
Тема: Общая характеристика оксидов неметаллов и кислородсодержащих кислот.
Демонстрации. Образцы оксидов неметаллов и кислородсодержащих кислот
Лабораторные опыты № 5,6,7. Распознавание хлоридов, сульфатов, карбонатов.
Цель: углубить, систематизировать, обобщить знания учащихся об оксидах неметаллов и соответствующих им кислородсодержащих кислотах.Развивать логическое мышление учащихся, умение анализировать, обобщать, делать выводы, правильно и последовательно излагать свои мысли.
Ход урока
I. Организационный момент.
Притча о сверчке
Как-то раз я шел со своим другом по людной улице Москвы, и он внезапно воскликнул:
– “Я слышу сверчка”.
– “Да ты с ума сошел”, – ответил я, окинув взором переполненную в час пик центральную улицу города. Повсюду сновали автомобили, работали строители, над головой летали самолеты.
– “Но, я правда слышу сверчка”, – настаивал он, двигаясь к цветочной клумбе, разбитой перед причудливым зданием какого-то учреждения. Потом нагнулся, раздвинул листья растений и показал мне сверчка, беспечно стрекочущего и радующегося жизни.
– “Удивительно”, – отозвался я. – “У тебя, должно быть, фантастический слух”.
– “Да, нет. Все зависит от того, на что ты настроен”, сказал он.
Я желаю вам настроиться на плодотворную, успешную работу сегодня на уроке.
II. Актуализация опорных знаний
Что такое оксиды? К какой группе относятся оксиды неметаллов?Дайте определения кислотным, основным и амфотерным оксидам, подтвердите схему примерами формул соответствующих оксидов.
III .Изучение новой темы.3.1. Общая характеристика оксидов неметаллов.
Демонстрации. Образцы оксидов неметаллов и кислородсодержащих кислот
Работа в группах:
Задание 1 группе:
Даны формулы кислотных оксидов:
А) N2O5 CO2 Cl2O7 SO3
Б)P2O5 As2O5 N2O5 Sb2O5
Расположите эти формулы в порядке усиления кислотных свойств оксидов. Объясните, какие закономерности наблюдаются в изменении кислотных свойств оксидов в периодах и группах?
Задание 2 группе:
Как доказать, что нерастворимый в воде оксид кремния (IV), принадлежит к числу кислотных оксидов? Составьте соответствующие уравнения реакций.
3.2.Окислительные свойства серной и азотной кислоты.
Работа с текстом учебника, схемами (Работа в парах):
Сравните химические свойства серной и азотной кислот. Допишите схемы реакций, объясните их в свете представлений об ОВР.
Ме + HNO3 конц. → соль + NO2↑ + H2O
Ме + HNO3 разб. → соль + NO↑ + H2O
А) Hq + H2SO4 конц.→ Б) Hq + HNO3 конц.→ В) Hq + HNO3 разб.→
IV. Первичный контроль
Выполните тестовые задания ( с взаимопроверкой по ключу)
Часть 1 ( с выбором одного ответа, по 1 б. за каждый правильный ответ)
1. Оксид серы (VI) взаимодействует с каждым из двух веществ:
1) вода и соляная кислота2) кислород и оксид магния3) вода и медь4) оксид кальция и гидроксид натрия
2. Способны взаимодействовать между собой
1) SiO2 и Н2О 2) СО2 и H2SO4 3) CO2 и Са(ОН)2 4) Na2O и Са(ОН)2
3. Ни с водой, ни с раствором гидроксида натрия не реагирует
1) SiО2 2) SO3 3) ВаО 4) NО
4. Реагирует с гидроксидом натрия и оксидом бария, а с водой нет
1) CO2 2) SO3 3) SiО2 4) SO2
5. Верны ли следующие суждения?
А). В А-группах сверху вниз кислотные свойства высших оксидов неметаллов усиливаются.
Б). В периодах слева направо свойства высших оксидов постепенно изменяются от основных к кислотным.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
6. Сумма коэффициентов в уравнении реакции между серебром и разбавленной азотной кислотой:
1) 6 2) 10 3) 13 4) 18
Часть 2 ( за правильный ответ -3 б., если есть одна ошибка – 1 б., 2 и более ошибки – 0 б.)
7. Установите соответствие между реагентами и продуктами реакций
1) Zn + HNO3 конц.→ А) Zn(NO3)2 + NO2↑ + H2O
2) Zn + HNO3 разб.→ Б) ) Zn(NO3)2 + H2↑
3) ZnO + HNO3 → В) Zn(NO3)2 + NO↑ + H2O
4) Zn(NO3)2 → Г) ZnO + NO2↑ + H2O
Д) Zn(NO3)2 + H2O
Ключ к взаимопроверке:
1 2 3 4 5 6 7
4 3 4 3 2 3 1 – А; 2 – В; 3 – Д; 4 - Г
Система перевода первичного балла в отметку:
«5» - 8 – 9 б. – Вы молодец!
«4» - 7 – 6 б. – Безусловно, вы хорошо потрудились! Но вам ещё есть к чему стремиться!
«3» - 5 - 4 б. – Вам ещё много предстоит потрудиться, чтобы приобрести прочные знания по данной теме и улучшить свой результат. Помните: дорогу осилит идущий!
V. Домашнее задание:
1) проработать §38, 39; используя электронное приложение к учебнику, выполните тесты к §38
2) Для тех, кто сдаёт ЕГЭ: выполните 1-2 задания на выбор: упр. 3 стр. 183; задачи № 5,6 стр. 179;
3) Творческие задания:
Подготовьте презентацию (по выбору) «Кислотные дожди», «Азотная кислота и её применение», «Серная кислота и её применение»
VI. Рефлексия
Продолжите предложения
Я могу… Я умею… Я пока затрудняюсь… Мне ещё необходимо…
Всем спасибо за урок!