Урок русского языка в 3 классе Одушевленные и неодушевленные имена существительные (2 час)

Урок русского языка в 3 классе
УМК «Школа России»
Одушевленные и неодушевленные имена существительные
2 урок по теме

Цель: создать условия для формирования умений распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные, развивать творческое мышление.

Ход урока:
Организационный момент (проверка готовности к уроку).
Словарная работа (дети по цепочке называют словарные слова и орфограммы в них, пишут, подчеркивают орфограммы)
Проверка домашнего задания. Актуализация знаний
Рабочая тетрадь упр.16
- Какие однородные одушевленные имена существительные вы образовали от данных слов? (читают)
Самоопределение к деятельности
- Найдите лишнее слово в каждой строке, обоснуйте свой ответ:
1) ручей, ребенок, гроза, книга – все неодушевленные
2) сова, ученица, пень, конь – все одушевленные
- Сформулируйте тему урока («Одушевленные и неодушевленные имена существительные»)
- Попробуйте поставить цель урока (вспомнить, что такое одушевленные и неодушевленные имена существительные, учиться их распознавать).
Работа по теме урока
- Вспомните, что обозначают одушевленные имена существительные?
- А что обозначают неодушевленные имена существительные?
- Откройте, пожалуйста, учебник на с.13 упражнение 19. Прочитайте стихотворение. Подготовьтесь писать его по памяти (проговариваем орфографически; дети пишут и выполняют самопроверку по учебнику).
- Назовите все имена существительные в начальной форме, которые есть в этом стихотворении (месяц, село, снег, огонек).
- Что у них общего? (они все неодушевленные, отвечают на вопрос ЧТО?)
- Выполним разбор №4, по членам предложения (фронтально, 1 ученик у доски).
Работа в рабочей тетради: у.18, у.20.
- Поработайте в парах.
Проверка:
- Что нужно было сделать?
У.18 – 1 одушевленное имя существительное с Ь (обезьянка)
У.20 – 1 неодушевленное имя существительное с Ъ (объяснение)
Чей домишко из иголок
На земле у старых ёлок? (муравьи)
- Что вы можете сказать о слове-отгадке? (оно одушевленное)

Закрепление изученного материала
- К данным словам подберите однокоренные существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом и запишите их. Суффиксы выделите.
Солнце, стол, сын, снег, береза, луч, мышь, сердце, часы, рука.
Самостоятельная работа
- Из любого словаря учебника выпишите 5 одушевленных и 5 неодушевленных имен существительных.
Одушевленные имена сущ-ные
Неодушевленные имена сущ-ные





Рефлексия. Подведение итогов урока
- Найдите в тексте (упражнение 21) 3 одушевленных и 3 неодушевленных имени существительных.
- Что обозначают одушевленные имена существительные?
- Что обозначают неодушевленные имена существительные?
- На какой вопрос они отвечают? (кто? что?)
- Оцените свою работу на уроке с помощью смайлика на полях.
Домашнее задание: упр. 21 (прочитать), р.т. упр.19.
- Вы хорошо поработали, молодцы! Урок окончен.