Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС 5 класс Имена существительные одушевленные и неодушевленные
Конспект урока русского языка
в условиях реализации ФГОС
«Имена существительные одушевленные и неодушевленные»
5 класс
Учитель русского языка и литературы
Юдина Светлана Сергеевна
МБОУ Муравлевской СОШ
Урицкого района Орловской области
Тема урока: «Имена существительные одушевленные и неодушевленные»
Класс: 5
Цель: познакомить учащихся с понятием одушевлённости и неодушевлённости имен существительных.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
В результате занятия учащиеся смогут:
Получить представление об одушевленности и неодушевленности;
Различать имена существительные одушевленные и неодушевленные;
Назвать признаки существительных одушевленных и неодушевленных;
Классифицировать одушевленные и неодушевленные имена существительные
Метапредметные:
В результате занятия учащиеся смогут:
Сформулировать цели своей учебной деятельности;
Совершенствовать навыки самоконтроля, коррекции, самооценки;
Продолжить формирование умения формулировать и аргументировать собственное мнение.
Личностные:
В результате занятия учащиеся смогут поддержать личный познавательный интерес к предмету.
Основные понятия урока: одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Ресурсы: учебник «Русский язык. 5 класс» - авторы Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., рисунок, таблицы.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Орг. момент - Здравствуйте, ребята.
- Долгожданный дан звонок,
Начинаем наш урок!
Желаю вам, ребята, на уроке:
Побольше увидеть!
Побольше услышать!
Побольше запомнить!
А потом все вспомнить!!!
-А сейчас проведем небольшую разминку.
Игра: Кто больше вспомнит и назовет за две минуты имён сказочных героев, чтобы в их именах были шипящие ж,ч,ш,щ с гласными и, у, а? (Чиполлино, Чудо-Юдо, Зайчик-попрыгайчик, Шапокляк, Принцесса на горошине, Щука…)– Кто больше вспомнит и назовет названий животных и птиц, в которых есть сочетание шипящих ж, ш, ч, щ с буквами и, а, у? (Жираф, жаба, чайка, чижик, ёжик, журавль, медвежата, чибис и т. д.
Эмоциональное включение в урок. Проверка готовности к уроку. Мобилизация внимания.
2.Актуализация знаний – Запишем для работы небольшой словарный диктант «До первой ошибки». (Слова подобраны так, чтобы выйти на новую тему). Открываем тетради, записываем число, классная работа. Выделили все известные орфограммы.
Закат, росток, поросль, шорох, щука, жираф, чудо, цифры, искусство, мастерицы, возраст, пчёлка, цитата, жёлудь, здание.Взаимопроверка.
(Поросль – молодой лес, а так же побеги растений от корней, пней, семян.)
«Вход в учебную ситуацию»
– Прочитаем слова, в которых есть недавно изученные орфограммы. (Учащиеся называют все слова, кроме слова «искусство».) Подчеркнем все известные орфограммы. Назовите орфограммы, встретившиеся в словарном диктанте:
1.И-Ы после Ц.2. О-Ё после шипящих.3. Правописание приставок.
Самоконтроль
и
коррекция
3.Мотивация -Рассмотрите рисунок.
- Перечислите живые существа (мальчик, девочка), названия игрушек (мишка, собака) и вещи, изображенные на рисунке (кресла, диван, стол, цветы, пылесос, телевизор, стенка, книги, люстра, подушки, тряпка, шторы, вазы и др.) -Какие из названных вами слов отвечают на вопрос кто?, а какие – на вопрос что?
-Что общего между этими словами? Какую часть речи они представляют? ( Все они –существительные) Как сможем доказать? (Отвечают на вопрос кто? что? обозначают предмет)
-Как называются существительные, которые отвечают на вопрос кто?(живые)
Вывод : Существительные, которые отвечают на вопрос Кто?, называются одушевленными.
-Как называются существительные, которые отвечают на вопрос что? (неживые)
Вывод : Существительные, которые отвечают на вопрос Что?, называются неодушевленными.
-Как бы вы определили тему урока?
Итак, тема урока «Имена существительные одушевленные и неодушевленные». Анализируют языковой материал, строят умозаключения на основе анализа языкового материала
4.Целеполагание и планирование -Как мы можем сформулировать цель нашего урока, исходя из темы?
Цель урока: познакомиться с понятием одушевлённости и неодушевлённости имен существительных.
- Определим задачи нашего урока. Предложите свои варианты и сверьте с образцом.
После урока вы сможете:
назвать признаки существительных одушевленных и неодушевленных;
различать одушевленные и неодушевленные имена существительные;
классифицировать одушевленные и неодушевленные имена существительные Формулируют тему, цель и задачи, сверяя с эталоном
5.Открытие нового знания -Что значит для вас одушевленные имена существительные? Как вы это понимаете?
Одушевлённые – значит живые… В мире нас окружают разные предметы. Среди них есть те, которые живут, дышат, двигаются. Значит они живые или одушевлённые.
– Вернёмся к нашему словарному диктанту и найдём все одушевлённые имена существительные. Подчеркнём их одной чертой. Как будем находить одушевленные имена существительные? (Задавать вопрос кто?) Рассуждайте вслух! Жираф, щука, мастерицы, пчёлка – это имена существительные одушевлённые, потому что отвечают на вопрос Кто?. Они двигаются, дышат, живут.Словарная работа.
– Кто такие мастерицы? Заглянем в толковый словарь. Мастерицы – это люди, достигшие высокого искусства в своём деле.– Составим предложение, чтобы в нём было сравнение или фразеологический оборот со словом ПЧЁЛКИ
Мастерицы трудятся, как пчёлки.
– Объясним значение этого фразеологизма. (Очень усердно).
«Лингвистический эксперимент»
– Подумаем и поразмышляем вслух! Посмотрим на наши слова и выясним: совпадает ли мнение лингвистов и биологов о живом? Докажем. (С точки зрения биологов, росток и поросль – живые организмы, потому что они живут, дышат, растут. Наши исторические предки тоже считали дерево, тюльпан, камень живыми).Лингвисты считают сейчас одушевлёнными только тех, кто умеет двигаться: людей, насекомых, зверей.
- Совпадает ли мнение лингвистов и биологов? Нет
– А что значит живой, одушевлённый? Выделим корень в слове одушевлённый – -душ- (Тот, кто живёт, дышит, имеет дух, дыхание, способность к движению).
– Назовём неодушевлённые существительные из словарного диктанта. Что они обозначают? (Они изображают «неживой мир»:растительный мир, предметный мир). А также к неодушевленным относятся слова: народ, толпа, взвод, стая, группа, молодежь, крестьянство, детвора и др. Потому что слова, обозначающие «совокупность лиц или предметов как единое целое» с точки зрения русского языка считаются неодушевленными.Анализируют языковой материал, устанавливают причинно-следственные связи.
Формулировка и аргументация собственного мнения
6.Включение нового знания в систему знаний а) – А сейчас предлагаю выполнить задание. Посмотрите по классу и найдите глазками слова. Разделите слова на две группы. (Кто? Что?)Выбираем слово, задаем вопрос, снимаем и прикрепляем к доске.
Юноша, грибок, чудище, дитя, лицо, фиалка, неряха, мох, ковыль, ласточка, пчела.Кто? Что?
Юноша ГрибокЧудище ЛицоДитя ФиалкаНеряха МохЛасточка Ковыль
– А как называются слова первого? (Одушевленные существительные)
- второго столбика? (неодушевленные существительные)
б)Работа с учебником. Откроем учебники на стр. 50 и прочитаем правило про себя.
Женя, какие имена существительные называются одушевленные? какие – неодушевленные?
Запомни: Все имена существительные делятся на одушевлённые и неодушевлённые. Одушевлённые существительные обозначают лиц и животных и отвечают на вопрос КТО?Неодушевлённые имена существительные обозначают предметы, растения, явления неживой природы. Они отвечают на вопрос ЧТО?
- А сейчас выполним упр. 485. Прочитали задание про себя. В какой последовательности будем выполнять это упражнение?
– Как вы думаете, легко ли разграничивать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
- Не всегда, можно ошибиться. Рассмотрим это на конкретных примерах. Как вы думаете, кукла это одушевленное существительное или нет? А существительное труп? Просклоняем сущ. кукла во мн. числе. Как будет кукла во множественном числе?
И.п. куклы
Р.п. кукол
В.п. кукол
-Запишите в тетрадь. Выделим окончание. В каких падежах совпадают окончания?
-Как будет во множественном числе сущ. труп?
И.п. трупы
Р.п. трупов
В.п. трупы
-Запишите в тетрадь. Выделим окончание. В каких падежах совпадают окончания?
- Сравните окончания слов в именительном, родительном и винительном падежах. Есть ли, на ваш взгляд, в изменении падежных окончаний какая-либо закономерность, в чем она заключается?
Вывод:
Совпадение окончаний во множественном числе в Род. и Вин. падеже – признак одушевлённости, а совпадение окончаний во множественном числе в Имен. и Вин. падежах – признак неодушевлённости.
- Одушевлённость – неодушевлённость – это не понятие “живое – неживое”, это грамматическая категория. Для грамматики совсем не важно, дышит кукла или нет. Правда, удивительно? Русский язык хранит ещё много тайн, нужно только не лениться открывать их.– Как будем узнавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные? (по окончанию).
- Для запоминания я раздам памятки, которые вы внимательно рассмотрите. Эти памятки вы берете себе.
Вопрос КТО? ЧТО?
Что обозначает ОБОЗНАЧАЮТ НАЗВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ
ЖИВОЙ ПРИРОДЫ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ
Формула В.п. = Р.п.
(во МН.ЧИСЛЕ) В.п. = И.п.
(во МН.ЧИСЛЕ)
Примеры И.п. ученики
Р.п. учеников
В.п. учеников И.п. столы
Р.п. столов
В.п. столы
-Теперь, на примерах в форме таблицы, посмотрим, что деление существительных на одушевлённые и неодушевлённые не всегда совпадает с научным представлением о живой природе.
в)Задание: Заполни таблицу.
Слова И.п., мн.ч. Р.п., мн.ч. В.п., мн.ч. Одуш или неодуш. сущ.
летчик летчики летчиков летчиков одуш.
Народ народы народов народы неодуш.
снеговик снеговики снеговиков снеговиков одуш.
Мертвец мертвецы мертвецов мертвецов одуш.
0-«5», 1-2 –«4», 3-4 – «3», 5 и более –«2»
– К разряду одушевленных существительных относятся:
1.Названия фигур в шашках, шахматах (дамка, пешка конь, ферзь)?2. …наименования объектов религиозного культа(Бог, ангел, святой, домовой, водяной, леший)?3. …наименования микроорганизмов в профессиональной речи (инфузория-туфелька, микроб)?4. …обозначения (характеристики) людей через названия предметов (тряпка, тюфяк, пенёк и др.)5. …обозначения мёртвых (покойник, мертвец).
6…… Названия игрушек, механизмов, изображений человека
– Во всех случаях речь идёт об одушевлённых существительных, кроме слова труп!
г) Решим грамматическую задачу. Из трех слов нужно найти слово, которое лишнее. Подумайте, по какому признаку записаны данные слова. Подчеркните слово, которое будет лишним
«Найти третий лишний».
1.Капуста, газета, шофёр.2. Растение, предложение, кукла.3. Туз, валет, детвора.4. Водяной, вода, водитель.
-Сверьте с эталоном.
-Скажите, как мы можем отличить одушевленные имена существительные от неодушевленных?
1. По вопросам (Кто?Что?)
2. По значению слова: одушевленные существительные чаще называют живой предмет, а неодушевленные – неживой;3. Грамматический признак: совпадение падежных окончаний. Развивают и совершенствуют мыслительные операции анализа и сравнения языкового материала
Устанавливают причинно-следственные связи, совершенствуют умения логически рассуждать и строить умозаключения на основе наблюдений
Работают с таблицей.
Сверяют с образцом, оценивают.
Концентрируют своё внимание на задании. Размышляют, анализируют.
7.Рефлексия и оценивание - Какую цель мы поставили в начале урока?
- Удалось ли нам достичь поставленных целей? Каким образом?
- Что было самым интересным на уроке? Самым трудным?
- Поставьте вопросительный знак возле того задания, которое вызвало у вас затруднение.
- Поставьте восклицательный знак возле того задания, которое вам понравилось.
-Оцените свою работу на уроке смайликом (1 из 3-х) на полях: все понятно, были затруднения, плохо разобрался в теме. Анализируют собственную учебную деятельность и самокоррекция8.Домашнее задание П. 90 упр. 486 – базовый уровень; (дополнительно упр. 487- повышенный уровень)
Слушают задание на дом. Выбирают вариант заданий по сложности.