Конспект Родительского собрания на тему Детско- родительские отношения, как фактор формирования адекватной самооценки младших школьников.


Уважаемые коллеги, вашему вниманию представляется работа на тему
« Детско – родительские отношения как фактор формирования адекватной самооценки младших школьников». Эта тема очень актуальна в наше время она обусловлена недостаточной изученностью стилей родительских отношений влияющих на становление адекватной самооценки у младших школьников. Семейное воспитание – сложная система. Оно должно основываться на определённых принципах и иметь определённое содержание, которое направлено на развитие всех сторон личности ребёнка. Реализация этих принципов будет зависеть от типа воспитания. Моя задача как классного руководителя, донести информацию о различных стилях воспитания до родителей, объяснить им последствия выбранного ими стиля.
Свою работу я начала с 1 сентября, работая с детьми и их родителями , я наблюдала делала выводы. Проводила определённые методики. По истечению трёх месяцев, я провела родительское собрание, на котором и представила родителям все свои исследования.














Конспект родительского собрания в 1 классе.
Тема: «Детско – родительские отношения как фактор формирования адекватной самооценки младших школьников».

Цель: Познакомить родителей со стилями воспитания
Задачи:
Дать родителям понимание, что детско-родительские отношения важны, для сохранения психического здоровья детей.
Познакомить с результатами диагностик по выявлению самооценки их детей
Просветить родителей о влиянии самооценки ребёнка на становление личности
Ход собрания.
Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня речь пойдёт о детско – родительские отношения и какое они оказывают влияние на самооценку младших школьников. Я изучила теоретическую базу по этому вопросу. Начнём с того а что такое самооценка? Эта одна из составляющих самосознания человека, она связана с отношением к себе или отдельным своим качествам. Самооценка рассматривается рядом параметров. По уровню, она может быть – высокая (завышенная), средняя (адекватная), низкая (заниженная). По соотношению с реальной успешностью, она может быть – адекватная и негативная (низкий уровень самоуважения, она формирует негативное отношение к своей личности). Адекватная оценка и самооценка обеспечивает благоприятное эмоциональное состояние, стимулирует деятельность, вселяет в человека уверенность в достижении намеченных целей. Дети, имеющие адекватную самооценку, активны, находчивы, бодры, с интересом и самостоятельно ищут свои ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям. Дети с высокой адекватной самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в учебной деятельности. Их характеризует максимальная самостоятельность. Они уверены в том, что собственными усилиями смогут добиться успеха в учебной деятельности. Это основывается на правильной самооценке своих возможностей и способностей. Неадекватная заниженная самооценка у младших школьников проявляется ярко в их поведении и чертах личности. Дети выбирают легкие задачи. Они как бы берегут свой успех, боятся его потерять и в силу этого в чем-то боятся самой учебной деятельности. Нормальному развитию детей с заниженной самооценкой мешает их повышенная самокритичность, неуверенность в себе. Они ждут только неудачи. Эти дети очень чувствительны к одобрению, ко всему тому, что повысило бы их самооценку. Неадекватная, низкая самооценка снижает уровень социальных притязаний человека, способствует развитию неуверенности в собственных возможностях, ограничивает жизненные перспективы человека. Такая самооценка может сопровождаться тяжелыми эмоциональными срывами, внутренним конфликтом и т.д. Заниженная самооценка наносит ущерб и обществу, так как человек не в полной мере реализует свои силы и возможности, трудится не с полной отдачей. Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, результаты учебной деятельности, личностные качества. Они выбирают задачи, которые им не по силам. После неуспеха продолжают настаивать на своем или тут же переключаются на самую легкую задачу, движимые мотивом престижности. Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения, в которое люди, как социальные существа, неизбежно включаются. Особенно важно учитывать самооценку ребенка. Как и все в нем, она еще только формируется и поэтому в большей мере, чем у взрослого, поддается воздействию, изменению. Теперь разберёмся какое отношение стили воспитания в семье имеют к становлению самооценки.
Первым научным направлением, поставившим детско-родительские отношения в центр развития личности ребенка, был классический психоанализ З. Фрейда, где влиянию родителей на психическое развитие ребенка отводится центральное место. Обычные повседневные действия родителей по уходу за ребенком имеют важное психологическое значение - способствуют появлению адекватных форм саморегуляции, позитивной самооценки, даже творческого мышления.
Американский психолог Э. Эриксон рассматривал становление личности человека на протяжении всей жизни. По его мнению, каждый индивид решает психосоциальные конфликты, преодолевая жизненные трудности. На первых стадиях жизненного пути ребенок находится преимущественно в зоне родительского воздействия. Основы формирования здоровой личности – базовое чувство доверия к миру, автономность, инициативность складываются в условиях грамотной родительской позиции.
Интересное исследование половых различий родительских стилей проведено A. Расселом (1998) показали, что матерям в большей степени свойственен авторитетный стиль, отцам - авторитарный или попустительский. Авторитарный стиль более свойственен родителям мальчика, авторитетный - родителям девочки.
По мнению исследователей, занимающихся проблемами семьи (И.М. Балинский, А.И. Захаров, И.А. Сихорский и другие), семья может выступать в качестве положительного или отрицательного фактора в воспитании ребёнка.
Проблема детско - родительских отношений не является новой, ей занимались такие учёные, как: Аристотель, Гегель, Кант, Платон, Столяренко Л.Д., С.И. Самыгина, И.М. Белинский и др. они рассматривали семью, как социально-педагогическую группу людей, предназначенную для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении каждого её члена. Существуют различные классификации стилей семейного воспитания.
Традиционно в психологической литературе выделяют и описывают влияние на психическое развитие следующих стилей семейного воспитания – авторитарного, демократического, либерального.
Таким образом, взаимоотношения в семье могут носить разноплановый характер. На детско-родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье. Под влиянием типа родительских отношений формируется его личность. Ребёнок видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными, формируется не адекватная самооценка.
Самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности, тесно связана с уровнем притязаний человека. Расхождение между притязаниями и возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным. На данный момент не существует единой теории стилей детско – родительских отношений влияющих на формирование самооценки младших школьников.
В течении трёх месяцев, работы с вашим коллективом, я провела ряд исследований, с которыми готова вас познакомить.
На 1 этапе работы были подобраны и проведены с учениками методики исследования. На 2 этапе был проведёна количественная и качественная обработка полученных результатов. На 3 этапе был выполнен анализ и интерпретация экспериментальных данных, сформулированы основные выводы.
В ходе эксперимента были проведены следующие методики:
1 Проба Де Греефе. Цель: определить характер самооценки ребенка.
2«Лесенка» автор В.Г. Щур Цель: определить особенности самооценки ребенка, как общего отношения к себе.
Показатели результатов по этим двум методикам подтвердили друг друга. Поэтому я обобщили полученные результаты и представили их в диаграмме. 13EMBED Excel.Chart.81415
У большей, половины класса 57%, адекватно развита самооценка. Данные показатели свидетельствуют о полноценно развитой личности, эти ребята уверенны в себе и своих возможностях. У 23% детей неадекватная заниженная самооценка она проявляется ярко в их поведении и чертах личности. Дети выбирают легкие задачи. Они ждут только неудачи. 20% с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, результаты учебной деятельности, личностные качества. Они выбирают задачи, которые им не по силам. После неуспеха продолжают настаивать на своем или тут же переключаются на самую легкую задачу, движимые мотивом престижности.
Следующая методика исследования
3. Проективный тест "Семейная социограмма " авторы Эйдемиллер Э.Г., Черемисин О. В. Цель: выявить положение субъекта в системе межличностных отношений. Критерии, по которым производится оценка результатов психодиагностики: число членов семьи, попавших в площадь круга; величина кружков; расположение кружков относительно друг друга; дистанция между ними. Проанализировав, все критерии методики, особое внимание я обратила на расстояния между кружками, можно отметить, что 21% находятся в конфликтных отношениях с родителями, 22,3% под гиперопекой со стороны родителей, которые лишают их самостоятельных действий. 56,7% семей, где наблюдается гармония и взаимопонимание в детско – родительских отношениях.
На этой неделе я провела с вами методику «Родительское отношение к детям»
4.«Родительское отношение к детям» авторы А.Я. Варга, В.В. Столин. Цель: изучить особенности родительской позиции. Интерпретация результатов проходит по 5 шкалам. Проанализировав, все шкалы методики я увидела следующее:
22,7% родителей воспринимают своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Родитель испытывает к ребенку злость, досаду, не уважает его, требует безоговорочного послушания. Низко оценивают интеллектуальные способности, старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Такие отношения в психологии относят к авторитарному стилю
17,3% родителям нравится ребенок таким, какой он есть. Они уважают индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Но, не смотря, на это не всегда интересуются планами ребёнка. Редко высоко оценивают его способности и самостоятельность, устанавливают значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботятся о нем, контроль над его действиями практически отсутствует. Данная характеристика отношений соответствует либеральному стилю детско – родительских отношений.
58% уважают индивидуальность ребенка, заинтересованы в его делах и планах. Родители высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Они поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Эти показатели соответствуют демократическому стилю детско – родительских отношений.
Опираясь на показатели, результатов этих двух методик и руководствуясь традиционными стилями родительских отношений, представлю общую диаграмму стилей детско – родительских отношений нашего класса.

13EMBED Excel.Chart.81415
Диаграмма 3. Стили детско – родительских отношений.
Подводя итог экспериментальному исследованию, сопоставила результаты методик направленных на выявление самооценки с результатами методик раскрывающих положение субъекта в системе межличностных отношений и характер коммуникаций в семье.
13EMBED Excel.Chart.81415
Таким образом, из гистограммы видно, что процентный показатель адекватной самооценки совпадает с демократическим стилем детско - родительских отношений, процентный показателей авторитарного стиля, соответствует процентному показателю заниженной самооценке, а либеральный стиль – завышенной. Из этого следует, что одним из факторов, влияющих на формирование адекватной самооценки в младшем школьном возрасте – является демократический стиль семейного воспитания.
Младший школьный возраст является важным периодом становления личности ребенка - здесь закладываются основные ценности, формируется мировоззрение человека. В этот период очень важную роль играет степень участия и степень вовлеченности семьи в жизнь ребенка. В младшем школьном возрасте начинает формироваться самооценка человека, его статус в обществе, в ближайшем окружении и в этот период ему очень важна поддержка семьи, родителей. Мною был подробно изучен один из факторов, влияющих на формирование самооценки – это детско – родительские отношения. Я пришла к выводу, что какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, решающую роль в его эффективности играет семья.
Анализируя литературу по изучаемой проблеме, я составила рекомендации для родителей по формированию самооценки младших школьников:
Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть он поможет с уборкой, сам польет цветок, получит удовольствие от сделанного и заслуженную похвалу. Не нужно ставить перед ним непосильные задачи, для выполнения которых он еще просто не дорос.
Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает.
Поощряйте у ребенка инициативу.
Не забывайте, что малыш внимательно наблюдает за Вами. Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам.
Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, какой он был вчера или будет завтра).
Не бойтесь искренне любить своего ребенка и показывать ему свою любовь!
Также можно порекомендовать игры, которые помогут родителям лучше узнать своего ребенка, сформировать и поддержать у него адекватную самооценку.
Игры, которые помогут родителям лучше узнать своего ребенка, сформировать и поддержать у него адекватную самооценку

"Имя"
Можно предложить ребенку придумать себе имя, которое он хотел бы иметь, или оставить свое. Спросите, почему ему не нравится или нравится его имя, почему бы он хотел, чтобы его называли по-другому. Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценку малыша. Ведь часто отказ от своего имени означает, что ребенок недоволен собой или хочет быть лучше, кем он есть сейчас.
"Проигрывание ситуаций"
Ребенку предлагаются ситуации, в которых он должен изображать самого себя. Ситуации могут быть разными, придуманными или взятыми из жизни ребенка. Прочие роли при разыгрывании выполняет один из родителей или другие дети. Иногда полезно меняться ролями. Примеры ситуаций:
-- Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был почти последним. Он очень расстроился, помоги ему успокоиться.
-- Мама принесла 3 апельсина, тебе и сестре (брату), как ты поделишь их? Почему?
-- Ребята из твоей группы в д/с играют в интересную игру, а ты опоздал, игра уже началась. Попроси, чтобы тебя приняли в игру. Что будешь делать, если дети не захотят принять тебя? (Эта игра поможет вашему ребенку освоить эффективные способы поведения и использовать их в реальной жизни.)
"Жмурки"
Не удивляйтесь, эта старая, всем известная игра очень полезна: она поможет Вашему ребенку почувствовать себя в роли лидера, что может, в случае успеха, значительно воздействовать на самооценку. Можно играть в классические "Жмурки" (с завязанными глазами "жмурка" ищет детей по голосу и отгадывает на ощупь, кто это); можно дать в руки детям колокольчик и т.д.
"Зеркало"
В эту игру можно играть вдвоем с ребенком или с несколькими детьми. Ребенок смотрится в "зеркало", которое повторяет все его движения, жесты, мимику. "Зеркалом" может быть родитель или другой ребенок. Можно изображать не себя, а кого-нибудь другого, "Зеркало" должно отгадать, потом поменяйтесь ролями. Игра помогает ребенку открыться, почувствовать себя более свободно, раскованно.
Можно поиграть и в " Прятки", и в "Магазин", и просто надувать шары, кто быстрее. Главное, чтобы ребенок успешно справлялся с заданиями и учился достойно проигрывать.





Объект 1Root Entry