Педагогический опыт Формирование адекватной самооценки младших школьников
МБОУ СОШ № 121, г. Снежинск Челябинской области
Педагогический опыт работы
«Формирование адекватной самооценки младших школьников»
учитель начальных классов
высшей категории
Попова Татьяна Владимировна
2014 – 2015 уч. год
Введение, постановка проблемы
Новый Федеральный Стандарт поставил много целей перед системой образования. Напомню, что процесс образования понимается не только как процесс усвоения учащимися системы компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей, развития личности учащихся и их адекватного представления о себе.
Считая себя достаточно знающим и опытным учителем, я спокойно и уверенно начала реализацию нового Стандарта. Но уже в первые (адаптационные) недели обучения первоклассников столкнулась с проблемой. Условно она выглядела так (показ двух иллюстраций первоклассника: радостный до школы и обиженный в школе).
Я предположила, что причиной данного противоречия является несовпадение у первоклассников ожидаемых и реальных результатов обучения. Источником противоречия может быть низкий уровень формирования адекватной самооценки.
Уточню, самооценка это представление человека о важности своей личной деятельности среди других людей и оценивание себя, собственных качеств и чувств, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], выражение их открыто или даже закрыто.
В результате проведения диагностической методики «Лесенка» (автор В.Г. Щур) мною был выявлен уровень самооценки первоклассников.
Неадекватно высокая самооценка – 13
Адекватная самооценка – 5
Неадекватно низкая самооценка – 9
Французский психиатр, автор диагностических методик Де-Грееф был убеждён: «Нужно твёрдо держаться середины между двумя безрассудными крайностями: убеждением, что можешь всё, и убеждением, что ничего не можешь».
Итак, проблема обозначена. Актуальна ли она? Без сомнений, т.к. благополучное развитие самооценки является одним из наиболее важных факторов для успешной учебной деятельности младшего школьника. Актуальность данной проблемы определила цель моей дальнейшей работы – разработать и апробировать систему форм и приёмов контрольно – оценочной деятельности, которая способствует формированию адекватной самооценки младших школьников.
Сначала я решила переработать различные информационные источники по данной проблеме. В целях экономии времени стала кратко заносить теоретическую информацию в таблицу «+ -», практические советы – в компьютерный файл («копилку»). В результате я получила следующие данные:
«-»
«+»
6-7 лет критический возраст в формировании самооценки.
(потребность есть, но регулятивные функции на низком уровне: «хочу» - «надо»)
Неадекватная самооценка – норма для данного возраста.
Недостаточность знаний о себе способствует неадекватной самооценке.
Благотворное влияние игры
(через подчинение ситуативных мотивов значимым, а также формирование мотивов, связанных с выполнением ребёнком взятых на себя обязательств)
Повышенная чувствительность порождает тревожность и агрессию.
Ярко выраженное творческое начало.
Неадекватная самооценка тормозит развитие заложенных способностей.
Потребность быть успешным.
Отсутствие навыка владения механизмами самоконтроля и самооценки.
Большое количество технологий, методик, форм, приёмов.
Влияние родителей, учителей, сверстников.
Теперь стало понятно – в системе работы над формированием адекватной оценки необходимо опираться на имеющиеся положительные моменты, тогда отрицательные постепенно самоустранятся.
Этапы внедрения технологии формирования адекватной самооценки
1 этап: «Технология формирования адекватной самооценки в безотметочный период обучения»
За основу я взяла технологию оценивания образовательных достижений учащихся на этапе безотметочного обучения, которая была разработана в рамках эксперимента Российской академией образования в 2004–2007 годах под руководством академика РАО, доктора психологических наук Д.И. Фельдштейна.
1-й шаг (1 неделя). Даю проявить свою (неадекватную) самооценку.
В момент, когда ученики раньше получали от меня тетради со значками (смайликами), выдала тетради без оценки. Веду диалог:
- Откройте свою работу! Я всё посмотрела – каждый из вас по-своему, но очень хорошо сделал это задание! Сейчас вы сами оцените свою работу! (удивление детей)
– Кто может сказать, что нужно было сделать? (введение 1 пункта алгоритма)
– Посмотрите каждый на свою работу – согласны, что получилось выполнить задание? (введение 2 пункта алгоритма)
– Теперь пусть каждый сравнит, как он это делал раньше. Посмотрите первые свои задания.
– И как сейчас! Видите, НАСКОЛЬКО ЛУЧШЕ у каждого стало получаться! (даётся установка на успех и на сравнение с собой, а не с другими – пусть даже не всегда это будет соответствовать действительности)
– Теперь пусть каждый, кто считает, что у него получилось выполнить задание, наградит себя – нарисует смайлик. (наградить себя ДОЛЖНЫ ВСЕ, это и есть промежуточная цель – дать каждому почувствовать себя успешным)
- Если кто-то считает, что у него ОСОБЕННО хорошо получилось, что он сделал что-то помимо того, что требовалось в задании, что он хочет показать это всем, то, когда будете сдавать тетради в следующий раз, поставьте свою тетрадь на особое место – «Полочку почёта» (даётся установка на САМООЦЕНКУ ОСОБЫХ ДОСТИЖЕНИЙ)
2-й шаг (месяц). Развиваю эмоциональную рефл ксию (основу для последующей адекватной оценки своих учебных успехов).
В конце каждого урока на полях тетради предлагаю выбрать и нарисовать смайлик (для этого повесила в классе рядом с доской крупные изображения). Сопровождаю устными установками:
– Наш урок заканчивается – пусть сейчас каждый вспомнит, что он делал, что у него особенно хорошо получалось. (УСТАНОВКА НА УСПЕХ!) И пусть каждый выберет себе значок, который нарисует в тетради (объяснить где).
– Если ты доволен собой, у тебя всё получалось, то рисуй улыбающийся смайлик.
– Если тебе на уроке было временами не просто, не всё получалось, то рисуй смайлик без улыбки.
– Если тебе на уроке было ПОКА сложно, многое не получалось, то рисуй грустный смайлик. Мы тебе обязательно поможем, в следующий раз будет лучше!
Таким образом, каждый день ребята задумывались, что у них получалось, а что нет. Так они психологически готовились к следующему шагу.
3-й шаг (1 неделя). Определяем алгоритм самооценки
К уже известным ученикам 1-му и 2-му пунктам алгоритма самооценки (Какое было задание? Смог выполнить?) добавляю:
3) Правильно или с ошибкой?
4) Сам или с помощью?
Такому же алгоритму обучила родителей на собрании.
Планируя урок с самооцениванием, выбирала, когда, на каком задании, какому ученику предложить показать всему классу – как он справился с ним. Первыми должны быть ученики успешные, уверенные в себе, психологически готовые к тому, что все будут разбирать их работу. Задание они должны получить простое, чтобы точно справились без ошибок! После того как первый ученик показал классу, как он выполнил задание, прошу его оценить свою работу по алгоритму самооценки. Объявляю классу, что так мы теперь будем оценивать свою работу.
4-й шаг (2 месяца). Учимся признавать свои ошибки.
Выбираю момент и предлагаю ученику (психологически готовому) при классе оценить выполнение задания, в котором (как я знаю) у него есть незначительные ошибки, недочёты.
Когда по алгоритму самооценки мы доходим до вопроса 3) («Сделал правильно или с ошибкой?») – добиваюсь, чтобы ученик сам увидел у себя ошибку (сравнивая, например, с правильным образцом выполнения задания) или согласился с доказательными рассуждениями учителя, что здесь ошибка есть.
Получив такое признание, нужно ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОХВАЛИТЬ ученика: «Молодец, нашел у себя ошибку, не постеснялся признать это! Ты честный человек! Значит, в следующий раз ошибки, скорее всего, не будет!»
После этого предлагаю ученику наградить себя: «Теперь честно награди себя!»
Аналогичная работа ведётся при ответе на вопрос 4.
Трёх смайликов для самооценки стало не хватать, п.э. через игровой приём «Волшебная палочка от деда Мороза» ввела шкалу Г.А. Цукерман. Начался следующий этап формирования адекватной самооценки.
5-й шаг. Применение механизмов самоконтроля и самооценки.
Двигая звёздочку вверх или вниз, дети достаточно адекватно оценивают свою работу, признают свои ошибки или трудности при выполнении задания, самостоятельность и аккуратность в работе.
Когда все (или почти все) ученики хотя бы раз оценили свой задание при всём классе, я перестала проговаривать все вопросы алгоритма самооценки, а предложила детям самим задавать себе эти вопросы и отвечать на них.
Когда ученики начинают производить оценивание, не глядя на опорный алгоритм, базовый механизм самооценки можно считать сформированным. Алгоритм самооценки сворачивается: после предложения учителя: «Оцени свой ответ» – следует краткая фраза ученика: «Цель достигнута, ошибок не было – или: «Решение я получил, но с помощью класса». Если мнение ученика и учителя совпадает, можно вести урок дальше. Если мнение учителя отличается от мнения ученика (завысил или занизил свою оценку), необходимо по алгоритму согласовать позиции.
Помимо диалога, самооценивание производится и при коллективной проверке письменных заданий. На доске / слайде появляется эталон правильного ответа, и каждый ученик в своей тетради оценивает свое решение самостоятельно.
Также на уроках я создаю ситуации, в которых дети могут учиться друг у друга. Работа в группах даёт детям эмоциональную разрядку, возможность выражать свои чувства, осознавать и ликвидировать конфликтные отношения, укрепляет веру в свои силы, формирует ответственность.
Приведу пример игрового приёма «Разговор дома» на этапе рефл ксии. В конце урока, общаясь в паре, дети разыгрывали по ролям детско-родительские отношения:
«Мама / Папа: - Ну что, , как прошёл урок?
«Сын / дочка: – Я узнал, что У меня получилось Я научился У меня пока не получилось Мне понравилось задание, потому что
В конце первого года обучения диагностика формирования адекватной самооценки показала, что:
Неадекватно высокая самооценка – 6 ч.
Адекватная самооценка – 17 ч.
Неадекватно низкая самооценка – 4 ч.
2 этап: «Технология формирования адекватной самооценки в отметочный период обучения»
Владея критериями эталонов, базовым механизмом самоконтроля и самооценки, ученики, достаточно безболезненно, перешли на отметочный период обучения.
Теперь ученики учатся оценивать уровень содержания материала (от необходимого до максимального), самостоятельно выбирают задания по уровню сложности.
Продолжается кропотливая работа по развитию таких умений как определение цели и планирование работы. В данном случае эффективно работают «Листы самооценки». Они могут содержать
тематические вопросы, на которые следует найти ответы;
незаконченные предложения по теме урока;
универсальные учебные действия, которыми следует овладеть.
В этих же листах ученики от урока к уроку отмечают для себя и для родителей степень владения материалом. Возможно использование знаковой символики: V – знал, ! – узнал новое, ? – есть вопросы.
И мне, и ребятам понравился приём «Рефлексивная лесенка». После каждого урока дети с помощью цветных стикеров отмечают уровень понимания изученного материала. Ученикам это помогает наглядно определить уровень успешности, что является для них или ситуацией успеха (помощник учителя, «палочка-выручалочка»), или мотивацией к дополнительной работе над собой. Мне это помогает построить индивидуальную работу с учащимися, испытывающими затруднения.
Именно на этом этапе я стала привлекать детей к взаимооценке и взаимопроверке различных работ. Это позволило повысить критическое отношение детей к собственным работам и снизить чрезмерную критику, при оценке работ своих товарищей, возросла требовательность учащихся к себе.
Только реальные и достаточно полные знания о себе дадут ребёнку настоящую опору в жизни, помогут ему повысить свой статус, реализовать свои возможности, состояться как личности. Важно помочь ребёнку проявить себя – осуществить, проявить свои способности в различных видах деятельности. На протяжении всех школьных лет я совместно с родителями, другими педагогами создавали детям такую возможность. Праздники, концерты, конкурсы, спортивные мероприятия, выставки рисунков и поделок содействуют тому, чтобы каждый ребёнок открылся себе и миру своими лучшими сторонами.
Рефл ксия
«Познай самого себя, и ты познаешь весь мир!» Это значит, что изучение данной проблемы не может считаться законченным. Сейчас я ставлю перед собой новые цели – научить детей понимать себя и управлять своим поведением.
Надеюсь, моя работа помогает ученикам, с одной стороны, в обретении здоровой спокойной уверенности в себе, с другой – в обретении столь же здоровой самокритичности, а значит адекватной самооценки.
Также, уважаемые коллеги, надеюсь, что опыт моей работы окажется вам полезным. Буду признательна за адекватную оценку моей деятельности. Прошу вас отразить это в «Листе оценки», который составлен в форме таблицы «+ -». Пока вы рефлексируете, я готова ответить на интересующие вас вопросы по данной теме.
Спасибо за внимание!
Ресурсы
Диагностика самооценки личности младшего школьника // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Захарова А.В. Генезис самооценки: Автореф. дисд-ра психол. наук. // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. Пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1988. – 136 с.
Позднякова О.Л. Особенности самооценки детей младшего школьного возраста // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Технология оценки учебных успехов (достижений) в ОС «Школа 2100» // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Приложение 1
Методика «Лесенка» (автор В.Г. Щур)
Цель: выявление уровня самооценки учащегося.
Инструкция (групповой вариант)
У каждого участника – бланк с нарисованной лесенкой, цветные карандаши; на классной доске нарисована лесенка. «Ребята, возьмите красный карандаш и послушайте задание. Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Нарисуй на ней кружок». Затем повторить инструкцию еще раз.
«Зелёным кружком отметь: каким хотел бы быть».
«Синим кружком покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама».
«Жёлтым кружком покажи, на какую ступеньку тебя поставили бы одноклассники»
Обработка результатов и интерпретация
Ступенька 1 – завышенная самооценка.
Она чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой. В беседе дети объясняют свой выбор так: «Я поставлю себя на первую ступеньку, потому что она высокая», «Я самый лучший», «Я себя очень люблю», «Тут стоят самые хорошие ребята, и я тоже хочу быть с ними». Нередко бывает так, что ребенок не может объяснить свой выбор, молчит, улыбается или напряженно думает. Это связано со слабо развитой рефлексией (способностью анализировать свою деятельность и соотносить мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих).
Ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка
У ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность: «Я хороший, потому что я помогаю маме», «Я хороший, потому что учусь на одни пятерки, книжки люблю читать», «Я друзьям помогаю, хорошо с ними играю», – и т.д. Это нормальный вариант развития самооценки.
Ступенька 4 – заниженная самооценка
Дети, ставящие себя на четвертую ступеньку, имеют несколько заниженную самооценку. Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. В беседе ребенок может о ней рассказать. Например: «Я и ни хороший и ни плохой, потому что я бываю добрым (когда помогаю папе), бываю злым (когда на братика своего кричу)». Здесь налицо проблемы во взаимоотношениях в семье. «Я ни хорошая и ни плохая, потому что пишу плохо буквы, а мама и учительница меня ругают за это». В данном случае разрушены ситуация успеха и положительное отношение школьницы, по меньшей мере к урокам письма; нарушены межличностные отношения со значимыми взрослыми».
Ступеньки 5, 6 – низкая самооценка
Младших школьников с низкой самооценкой в классе около 8–10%. Иногда у ребенка ситуативно занижается самооценка. На момент опроса что-то могло произойти: ссора с товарищем, плохая отметка, неудачно наклеенный домик на уроке труда и т.д. И в беседе ученик расскажет об этом. Например: «Я плохой, потому что подрался с Сережей на перемене», «Я плохая, потому что написала диктант на три», – и т.д. В таких случаях, как правило, через день-другой Вы получите от ребенка другой ответ (с положительной самооценкой).
Гораздо серьезнее являются стойкие мотивированные ответы ребят, где красной линией проходит мысль: «Я плохой!» Опасность этой ситуации в том, что низкая самооценка может остаться у ребенка на всю его жизнь, вследствие чего он не только не раскроет своих возможностей, способностей, задатков, но и превратит свою жизнь в череду проблем и неурядиц, следуя своей логике: «Я плохой, значит, я не достоин ничего хорошего».
Учителю очень важно знать причину низкой самооценки школьника – без этого нельзя помочь ребенку. Примеры ответов ребят, из которых сразу становится понятно, в каком направлении оказывать им помощь: «Я поставлю себя на нижнюю ступеньку (рисует кружок на пятой ступеньке), потому что мама говорит, что я невнимательный и делаю много ошибок в тетрадях». Здесь необходима работа с родителями школьника: беседы, в которых следует объяснить индивидуальные особенности ребенка. Например, если это первоклассник, то необходимо рассказать, напомнить лишний раз родителям о том, что ребенок в этом возрасте еще не обладает ни устойчивым вниманием, ни произвольностью поведения, что у каждого ученика свой темп усвоения знаний, формирования учебных навыков. Полезно регулярно напоминать родителям о недопустимости чрезмерных требований к неуспевающему школьнику. Крайне важна демонстрация родителями положительных качеств, каждого успеха их ребенка.
«Я сюда себя поставлю, на нижнюю, шестую ступеньку, потому что у меня двойки в дневнике, а учительница меня ставит в угол». Первое, что необходимо сделать, – это выявить причину неуспешности школьника (его учебы, плохого поведения) и вместе со школьным педагогом-психологом, родителями начать работу по созданию успешной учебной ситуации. Существенную роль может сыграть положительная словесная оценка процесса деятельности и отношения ученика к выполнению учебной работы.
Ступенька 7 – резко заниженная самооценка
Ребенок, который выбирает самую нижнюю ступеньку, находится в ситуации школьной дезадаптации, личностного и эмоционального неблагополучия. Чтобы отнести себя к «самым плохим ребятам», нужен комплекс негативных, постоянно влияющих на школьника факторов. К несчастью, школа нередко становится одним из таких факторов.
Отсутствие своевременной квалифицированной помощи в преодолении причин трудностей в обучении и общении ребенка, несформированность положительных межличностных отношений с учителями, одноклассниками – наиболее частые причины резко заниженной самооценки. Чтобы скорректировать ее, необходима совместная деятельность учителя, школьного педагога-психолога, социального педагога (в случае неблагоприятной обстановки в семье).
Суть педагогической поддержки педагога и его психологической помощи школьникам с низкими показателями уровня самооценки состоит во внимательном, эмоционально-положительном, одобряющем, оптимистически настроенном отношении к ним.
Доверительное общение, постоянный контакт с семьей, вера в ученика, знание причин и своевременное применение способов преодоления трудностей ребенка способны медленно, но поступательно формировать адекватную самооценку младшего школьника.
Приложение 2
Диаграмма исследования уровня формирования адекватной самооценки
(1 А МБОУ СОШ №121, сентябрь 2012 – май 2013)
сентябрь май сентябрь май сентябрь май
Неадекватно высокая самооценка
Адекватная самооценка
Неадекватно низкая оценка
Рисунок 1
·