Урок изучения нового материала. Урок — исследование. Технология развития критического мышления.(5 класс)
Паспорт урока математики в 5 классе
Учитель:
Погодина Ольга Вячеславовна
Тема урока:
Прямоугольник
Образовательная цель
Формирование математического сознания личности, развитие критического мышления пятиклассника через осмысление основных понятий, свойств, формул нахождения периметра, площади прямоугольника
Планируемые образовательные результаты
По окончании изучения темы ученик:
ЛР-1:активно и заинтересованно выполняет все учебные задания;
ЛР-2: объясняет значимость понимания сущности прямоугольной формы;
ПУД-1: оформляет текстовую информацию в кластере;
ПУД-2: соотносит понятия и их определения;
ПУД-3: выделяет и называет свойства прямоугольника;
КУД-1: выполняет учебные задачи в сотрудничестве с участниками образовательного процесса
РУД-1: выделяет основную мысль в тексте, делает отметки в тексте с помощью приема «ИНСЕРТ»;
РУД-2: формулирует вопросы, определяющие направление предстоящей деятельности;
ПР-1: объясняет формулы нахождения периметра и площади прямоугольника;
ПР-2: объясняет понятие прямоугольника;
ПР-3: решает несложные задачи на нахождение периметра и площади прямоугольника
Программные требования к образовательным результатам раздела «___»
Ученик научиться:
Ученик получит возможность научиться:
Программное содержание
Прямоугольник, его свойства, обозначение.
Длина, ширина и диагонали прямоугольника.
Нахождение периметра и площади прямоугольника по формулам. Применение формул нахождения периметра и площади прямоугольника для решения практических задач.
Мировоззренческая идея
Прямоугольники создают красоту, разнообразие, функциональность мира в котором мы живем
Ценностно-смысловые ориентиры
Гармония. Красота. Познание.
План изучения учебного материала
1. Определение прямоугольника.
2. Основные понятия прямоугольника.
3. Свойства прямоугольника
4. Обозначение прямоугольника
5. Периметр и площадь прямоугольника
Основные понятия
Прямоугольник, длина, ширина, диагональ, периметр и площадь прямоугольника
Тип урока
Урок изучения нового материала
Форма урока
Урок - исследование
Образовательная технология
Технология развития критического мышления
Оснащение урока
Мультимедийные средства, раздаточный дидактический материал
Мизансцена урока
Парты стоят буквой «П» (20 человек)
Домашнее задание
Привести примеры понятия прямоугольник в вашей повседневной жизни, вычислить их площадь и периметр
Технологическая карта хода урока
Деятельность учителя
Деятельность уч-ся
ПОР урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ УРОКА (3 мин.)
Приветствие. Проверка отсутствующих. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой на урок
Приветствие
II. СТАДИЯ «ВЫЗОВ» (10 мин.)
Вводная беседа:
- Что вы видите на экране?
- Назовите знакомые вам геометрические фигуры?
- Какие фигуры можно назвать родственными?
Задание:
Отгадайте загадку? При правильном ответе на экране останется одна фигура
Что сейчас увидим мы?Все углы мои прямы,Есть четыре стороны,Но не все они равны.Я четырехугольникКакой?....
- О каком четырехугольнике идет речь?
- Вам знакома эта фигура?
- О чем будем говорить на уроке?
Задание: Сформулируйте и запишите тему урока
- Что мы знаем о прямоугольнике?
Практическая работа: составление кластера «Прямоугольник»: определение, структурные компоненты, свойства, обозначение, формулы.
- Что мы не знаем о прямоугольнике?
Задание: Сформулируйте вопросы, на которые необходимо найти ответы?
Тонкие вопросы
Толстые вопросы
Что такое прямоугольник?
Что есть у прямоугольника (структурные компоненты)?
Какие стороны называются противоположными, а какие соседними?
Какая геометрическая фигура является родственной прямоугольнику?
Как соотносятся понятия «квадрат» и «прямоугольник»?
Свойства прямоугольника?
Что отличает прямоугольник от других фигур?
Какое основное свойство прямоугольника?
Как обозначается прямоугольник?
Сколько способов названия прямоугольника?
Что помогают найти длины сторон прямоугольника?
Как находится периметр и площадь прямоугольника?
Слайд 1 (Приложение1)
Фронтально
1 ученик с места вслух
Фронтально
Запись темы в тетрадь
Письменно на раздаточных листах (Приложение 2)
Работа в парах: письменно в тетрадях
Проверка
Фронтально
ЛР-1
РУД-2
ПУД-1
ЛР-1
КУД-1
III. СТАДИЯ «ОСМЫСЛЕНИЕ» (12 мин.)
- Где и как мы можем узнать ответы на наши вопросы?
Краткий библиографический обзор
Чтение текста «Прямоугольник» с маркировкой (приём «ИНСЕРТ»: «v» – уже знал; «-» - думал иначе; «+» - новое; «?» - не понял, есть вопросы)
Аналитическая беседа по тексту:
- Что мы уже знали о прямоугольнике?
- Сколько углов в прямоугольнике и какова их особенность?
- Чем прямоугольник отличается от других четырехугольников?
- Какие измерения можно произвести в прямоугольнике?
- Что такое периметр прямоугольника?
- Что такое площадь прямоугольника?
- Если прямоугольники имеют одинаковый периметр, то они равны?
- Если прямоугольники имеют одинаковую площадь, то они равны?
- Сколько диагоналей у прямоугольника?
- Как обозначаются стороны, вершины прямоугольника?
- В чём наши знания и информация в тексте совпали?
- Что узнали новое? На какие вопросы из таблицы можем теперь ответить?
- Какие наши знания оказались ошибочными?
- Что осталось непонятным, требует уточнения, объяснения, конкретизации?
самостоятельное чтение текста
Раздаточный материал (Приложение 3)
По ходу чтения карандашом
Фронтально
ЛР-1
РУД-1
ПУД-3
ПУД-2
IV. СТАДИЯ «РЕФЛЕКСИЯ» (12 мин.)
Что мы можем изменить в кластере «Прямоугольник»?
Практическая работа: заполнение кластера:
Обобщающая беседа:
Расскажите о прямоугольнике все, что вы знаете. В этом вам помогут вопросы и задания на странице 57.
- Почему прямоугольник получил такое название?
- Как зовут этот прямоугольник? Сколькими способами можно назвать этот прямоугольник?
- Что обозначено буквами а и в?
- Что такое диагональ прямоугольника?
- На какие фигуры разбивает диагональ прямоугольник?
- Какие измерения надо произвести, чтобы найти периметр и площадь прямоугольника?
Практическая работа:
Задание: Математический диктант
Задание: Графический диктант (верно - +, неверно- -, неточные - +)
Какие утверждения верные, какие неверные, а какие неточные?
1. Прямоугольник – это четырёхугольник, в котором есть прямой угол.
2. Смежные стороны прямоугольника – это длина и ширина.
3. Диагональ – это отрезок, соединяющий две вершины прямоугольника.
4. Периметр – это произведение сторон прямоугольника.
5. Площадь прямоугольника равна произведению всех его сторон.
Практическая работа: составление синквейна
Прямоугольник
Четырехугольный, прямоугольный,
Раскрывает, уточняет, сравнивает
Позволяет видеть мир гармонично
Фигура
Проверка
- О чём заставил задуматься урок?
- Что было особенно интересно на уроке?
самостоятельно
красным цветом - новая информация
фронтально
Письменно, самостоятельно с самопроверкой
Слайд 2-5 (Приложение 1)
Письменно
письменно в тетрадях
фронтально
ПУД-1
ПР-2
ПР-1
ПР-3
ПР-2
ПР-1
ПР-1
ЛР-1
ЛР-2
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (3 мин.)
Содержательная оценка и самооценка
Слайдовая презентация Приложение 1
Кластер « Прямоугольник» Приложение 2
Текст «Прямоугольник» Приложение 3
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Структурные компоненты
Понятие (определение)
Четырехугольник
Углы прямые
Противоположные стороны равны
Обозначение
Вершины – прописными буквами латинского алфавита
Стороны - строчными буквами латинского алфавита
Вершины
Стороны
Диагонали
Углы
Измерения
Периметр
Площадь
Прямоугольник
Геометрическая фигура
Четыре
Смежные, противоположные
Четыре
Четыре
Прямые
Две
Длина
Ширина
S=a * b
P= 2 * (a+b)
15