Разработка урока по изобразительному искусству на тему Разноцветные краски (1 класс)
Урок изобразительного искусства в 1 классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9»
под ред. Б. Неменского
Тема: Разноцветные краски.
Тип урока: урок получения новых знаний.
Форма урока: урок – сказка «Путешествие в королевство красок».
Используемые технологии: информационно – коммуникационные, игровые, здоровьесберегающие.
Цель: познакомить с азбукой цвета: основными и составными цветами.
Задачи:
- развитие зрительного восприятия различных цветовых оттенков, расширение знаний детей о таком явлении, как цветовая радуга; развитие образного мышления;
- обучение умению работать с акварельными красками, материалами и инструментами для уроков изобразительного искусства, последовательным расположением цветов в спектре;
- воспитание чувства сотрудничества, взаимопомощи, доброты, интереса к предмету.
Оборудование:
Для учителя: компьютер, интерактивная доска, мультимедиа – проектор, грамзапись песни «Разноцветный мир», стихи.
Для детей: акварельные краски, альбомы, кисточки, карандаши, палитра.
Ход урока
I. Самоопределение к деятельности.
1. Эмоциональный настрой.
Громче звени, наш весёлый звонок,
Вновь мы спешим на урок.
Несём мы кисти и альбомы,
Карандаши, гуашь, резинки
Больше красок и воды,
И очень много доброты!
2. Подготовка рабочих мест.
1) - К уроку нужно приготовить необходимые принадлежности. Отгадайте какие:
Я в руке своей держу радуги кусочек.
Он поможет серый мир превратить в цветочек. (Краски)
Как только в акварель уткнусь я хвостиком
Тот час буду рисовать то, что вы попросите. (Кисть)
Имею я большой запас бумаги для каждого из вас. (Альбом)
Чёрный Ивашка, деревянная рубашка.,
Где носом проведёт,
Там заметку кладёт. (Карандаш)
- Молодцы! Все загадки отгадали. Проверьте, всё ли у вас лежит на столе?
2) - Любой художник, даже самый великий начинает работу с организации рабочего места, чтобы ему было удобно заниматься творчеством.
- Давайте вспомним правила рабочего человека:
- для того чтобы не запачкать парту красками, нужно постелить на неё клеёнку;
- чтобы краски не пачкались при работе, нужно кисточку промывать в баночке с водой. Баночку ставим с той стороны, где рабочая рука.
- кисть не нужно опускать полностью в краску, достаточно обмакнуть полхвостика.
II. Постановка учебной задачи.
- Сегодня на уроке изобразительного искусства мы отправляемся в сказку. В некотором царстве, в некотором государстве жили – были счастливые люди. А были они счастливы потому, что умели замечать красоту в природе. Голубое небо и белые облака, первая зелень и даже серебристый дождик – всё радовало их. Правила в этом царстве королева Радуга. Она вселяла в души людей доброту и чувство прекрасного.
- Но однажды случилась беда. Злая – презлая королева Чернобелла, из страны Белочернии, пролетая над счастливым царством, решила отнять у людей радость. И задумала она самое страшное: закрыла своим волшебным плащом небо и держала плащ так долго, что краски стали блекнуть и сереть. Всё вокруг стало чёрным и белым. Сами люди тоже посерели: и лицо, и волосы, и одежда. К тому же они стали чаще раздражаться и ссориться. Чернобелла радостно потирала руки, думая, что в мире самые красивые цвета – белый и чёрный.
- Королева Радуга не могла одна справиться с этим злым волшебством. Ей надо было доказать королеве Чернобелле, что в природе существует много красок.
Ребята, мы можем помочь королеве Радуге? Как вы думаете, что для этого нужно сделать?
(Ставятся цель и задачи урока, уточняется тема).
III. Построение проекта выхода из затруднения.
Практическая деятельность по группам.
- Ребята, назовите основные цвета. В стране, где правит королева Радуга, все краски дружны. Если они в ссоре, можно их легко подружить.
- Ребята, а вы знаете, как их можно сдружить между собой? Правильно, смешивая краски, можно получить другие цвета.
- Сейчас мы будем работать в группах. Каждая группа получает лист бумаги.
- Первая группа смешивает красный с зелёным, вторая – синий с красным, третья – синий с зелёным, четвёртая – красный с жёлтым.
- Какой цвет получился у первой группы? (Жёлтый)
У второй? (Фиолетовый)
У третьей? (Бирюзовый)
У четвёртой? (Оранжевый)
Представитель, от каждой группы, выходит к доске и рассказывает как получили дополнительный цвет.
IV. Первичное закрепление.
Физминутка – игра «Хоровод красок»
(У детей карточки с изображением всех цветов, называя цвет, они поднимают нужную карточку)
- Если красная краска с жёлтой подружится,
Какая новая краска получится? (Оранжевая)
Если жёлтая с синий подружится,
Какая новая краска получится? (Зелёная)
Если красная с синей подружится,
Какая новая краска получится? (Фиолетовая)
Если синюю разбавим водой,
То получим цвет - (Голубой)
- А еще, какие цвета знаете?
- Какие цвета относятся к тёплым? Какие к холодным? Почему?
- Ребята, а если смешать все основные цвета, какой цвет получится?
- Я вам открою волшебный секрет. Более 300 лет назад учёный Исаак Ньютон пропустил солнечные лучи через призму. С её помощью он разложил белые солнечные лучи на различные цвета. Он открыл, что белый цвет – это «чудесная смесь цветов». Это явление можно наблюдать в природе после дождя. Как оно называется? Правильно – радуга. Назовите все цвета по порядку.
V. Практическая деятельность. Работа в парах.
- Работаем в парах. Попробуйте на листе бумаги все краски, но так, чтобы получился лоскуток ткани. А из этих лоскутков мы сошьём волшебный плащ.
Вот мы взяли кисти в руки
И не стало у нас скуки.
Ярких красок не жалей,
Чтобы было веселей!
- При работе с акварельными красками: не следует очень жидко разводить краску; кисточку надо хорошо промывать, чтобы использовать её для нового цвета; излишки влаги на кисточке лучше убирать тряпочкой, цвета можно пробовать и смешивать на палитре.
( Звучит музыка)
VI. Рефлексия деятельности.
Краски сегодня ужасно устали:
Плащ волшебный они рисовали.
Долго трудились над плащом краски.
Он получился красивый, как в сказке.
Весь разноцветный – вот красота!
Чернобелла полюбуйся, какие цвета!
- Ребята, соединим все ваши лоскутки. (Вывешиваются работы на доске). Какое настроение навевают на вас эти работы? Что вам понравилось в них? Дорогие друзья! Из лоскутков мы сшили плащ, давайте его подарим королеве Чернобелле. Пусть она возьмёт его в своё королевство и жители страны Белочернии узнают, что в природе существует много красок.
- А в царстве королевы Радуги прошёл дождь, выглянуло солнце, на небе засияла радуга. Исчезли черные, белые, серые цвета. Всё вокруг запестрело разноцветными красками. У жителей страны поднялось настроение и на душе стало светло.
Королева радуга благодарит вас за помощь. Молодцы!
И в шесть лет, и в девять, и в пять
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует:
Цветы, рисунки, лес и сказки,
Всё нарисуем, были б краски
Да лист бумаги на столе.
И мир в семье и на Земле!
(Звучит песня «Разноцветный мир»)
15