Урок по русской литературе Поэтика русских пословиц


Тема: «Поэтика русских пословиц» (по книге В.И.Даля «Пословицы русского народа»)
Цели урока:
Обучающие:
1. Обратившись к трудам В.И.Даля («Пословицы русского народа»), повторить основные понятия лексики.
2. Побудить учащихся обратиться к национальной сокровищнице русского народа – устному народному творчеству - «малым» жанрам фольклора.
3. Рассмотреть особенности построения, пути рождения пословиц и поговорок.
4.Раскрыть мудрость, поучающий смысл и совершенство формы пословиц и поговорок, сходство и различие двух жанровых форм фольклора.
5. Способствовать формированию ценностей через национальные традиции.
Развивающие:
1. Развивать умение критически анализировать информацию, умение рассуждать, высказывать свое личное мнение, защищать его в коллективе.
2. Развивать навык самостоятельной и групповой работы.
Воспитывающие:
1. Воспитывать чувство уважения к мнению других, объективизм мнений и взглядов, самокритичность, самодостаточность.
2. Воспитывать ответственность как за личный опыт, так и за результат коллективного труда.
3. Воспитывать интерес и любовь к русскому языку.

Ход урока
Непроста и неспуста слово
молвится и до веку не сломится.
Пословица

Русский народ создал огромную
Изустную литературу. Она была достоин-
ством и умом народа, его исторической па-
мятью, праздничными одеждами его души.
А.Толстой


Изучение старинных песен, сказок и т.п
необходимо для совершенного знания
свойств русского языка.
А.С.Пушкин
Вступительное слово учителя.
Меток и образен русский язык. Легче всего это увидеть, если вглядеться по внимательнее в самые краткие произведения народного творчества – пословицы (они являются одним из видов народной эпической словесности). Пословицы пришли в нашу речь очень давно. Русский народ любит свой язык и ценит его богатство. Поэтому многие люди на Руси и записывали старинные пословицы и поговорки. Одним из таких хранителей богатств русского языка был Владимир Иванович Даль. Он объездил всю страну. По селам, деревням и городам путешествовал и записывал народные изречения. Из таких выражений он составил книгу «Пословицы русского народа».
В этом году исполняется 210 лет со дня рождения В.И. Даля. Этой юбилейной дате мы посвящаем сегодняшний урок. (Презентация)

Сообщение на тему: «Страницы биографии и деятельности В.И. Даля» (ученик)
Владимир Иванович Даль (1801-1872) был человеком разносторонним и, по отзывам знавших его людей, чрезвычайно одаренным хирургом, выдающимся писателем, гуманным чиновником-администратором. Но в историю русской культуры он вошел, прежде всего, как языковед, составитель неповторимого в своем роде «Толкового словаря живого великорусского языка».
Родился В.И. Даль в г. Лугань, учился в Морском корпусе в Петербурге, вместе с П.С. Нахимовым. После непродолжительной службы на Черноморском флоте В.И. Даль едет изучать медицину в Дерптский университет. Здесь начинается его дружба с Н.И. Пироговым. Получив в 1829г. звание лекаря, он служит в действующей армии на юге, затем недолго в Военно-сухопутном госпитале в Петербурге. В 1832г. выходит первая книга сказок В.И. Даля, взявшего себе псевдоним Казак Луганский.
«Сказки» принесли В.И. Далю литературный успех, он знакомится с А.С. Пушкиным, входит в его кружок. Ему довелось закрыть глаза смертельно раненому поэту. С 1833 по 1841гг. В.И. Даль служит в Оренбурге, участвует в Хивинском походе, в 1841-1849гг. он -влиятельный чиновник в Петербурге, затем в Нижнем Новгороде. Все это время В.И. Даль публикует свои многочисленные литературные произведения, в 1853г. - знаменитый поныне сборник «Пословицы русского народа».
Выйдя в отставку в 1859г., В.И. Даль поселился в Москве и посвятил последние годы своей жизни завершению «Толкового словаря». Им осуществлено было первое издание и подготовлено к печати второе.
Словарь В.И. Даля пользуется неизменным успехом в самых широких слоях нашего общества.
53 года своей жизни Даль посвятил словарю. Он записывал речь солдат на привалах, говор крестьянской толпы на ярмарках; он изучал терминологию народных промыслов, вел обширную переписку со своими корреспондентами-любителями старины и народного быта, делал выписки из словарей и этнографических сочинений. Толковый словарь Даля это хранилище народной мудрости, это подлинная энциклопедия жизни русского народа. Академик Я.К. Грот вскоре после выхода словаря писал: «словарь Даля книга не только полезная и нужная, это книга занимательная; всякий любитель отечественного слова может читать ее или хоть перелистывать с удовольствием. Сколько он найдет в ней знакомого, родного, любезного и сколько нового, любопытного, назидательного! Сколько вынесет из каждого чтения сведений драгоценных и для житейского обихода, и для литературного дела!»
Четыре толстых тома называются «Толковый словарь живого великорусского языка». «Толковым» не от того назван словарь, -шутил Даль, - что мог получиться и бестолковым, а от того, что он слова растолковывает».

Учитель.
Итак, ребята, мы с вами сегодня говорим о пословицах.
Что это за произведения? Какова их композиция, поэтика, содержание?
Русский язык очень богат пословицами. «Их тысячи, десятки тысяч. Как на крыльях они перелетают из века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость Из бездны времен дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни, радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда.»
(М.Шолохов)
Что такое пословица? Слайд 1
Пословица – это коротенькая притча. (Притча – это житейский рассказ со скрытым в нем философским смыслом; по сути – суждение, поучение, приговор. Например, евангельская притча о сеятеле.)
Полная пословица состоит из двух частей:
картины, общего суждения;
разъяснения, толкования, поучения (вторая часть нередко опускается).
Задание учащимся: Как построены приведенные ниже пословицы? Слайд 2.
Лазит черт за облаками, да оборвется.
Нет друга, так ищи; а нашел, так береги.
«Пословица не сочиняется, а вынуждается, как крик или возглас невольно сорвавшийся с души. Сборник же пословиц – свод народной опытной премудрости и премудрия. Это стоны и вдохи, плач и рыдания, радость и веселие, горе и утешение в лицах, это цвет народного ума, самобытной стати. Это житейская правда, своего рода судебник, никем не судимый.» (В.И.Даль)
На пословицу, что на дурака, и суда нет.
Пень не околица, а глупая речь не пословица.
Иная пословица не для Ивана Петровича.
Задания учащимся: Найдите в сборнике пословиц В.И.Даля
пословицу – совет,
пословицу – шутку,
пословицу – вздох,
пословицу – огорчение, плач, рыдание.
Материал для иллюстраций: Слайд 3
Волка бояться – и от белки бежать.
Не ищи моря, и в луже утонешь.
Вот тебе кукиш, чего хочешь, того и купишь.
Слава богу, не без доли: хлеба нету, так дети есть.
Камня на зуб не положишь.
Хоть песенки пой, хоть волком вой.
Горе наше – ржаная каша, а поел бы и такой, да нет никакой.
Учитель:
В.И.Даль писал:
«В пословицах различать одежду внутреннюю и внешнюю; первая относится к риторике, вторая – к грамматике и просодии».
Мы не всегда понимаем пословицы именно поэтому, что не знаем тех простых, сильных и кратких оборотов речи, которые исподволь утрачиваются и вытесняются из письменного языка.
По словам В.И.Даля, для русской пословицы не характерен силлабический стих (простой счет слогов), поскольку исконно стих русский – тонический (с определенным числом ударений в стихе, с рифмой или так называемым «красным скадом»).На доске:
Сбил, сколотил – вот колесо,
сел да поехал – ах, хорошо!
Оглянулся назад –
одни спицы лежат!
Рифма или простое созвучие не всегда бывает в конце стиха или каждой из двух частей пословицы.
Например: Много лихости, мало милости.
Иногда рифма бывает и на других словах, среди стиха, но всегда на таких, которые требуют особого внимания, логические ударения.
От сумы да от тюрьмы никто не отрекайся.
Сам тощ, как хвощ, и живот тоненько, да помаленьку.
Бывает и по нескольку рифм подряд:
Я за кочан – меня по плечам.
Я за вилок – меня за висок.
А вот то что ни слово, то рифма:
Сало было, стало мыло.
Встречаются и созвучие целого слова, и полные рифмы в два и три слога:
Не под дождем, подождем.
Большая часть пословиц – без красного склада и без правильного однородного размера: лад или мера в них, однако, есть, как во всякой складной, короткой речи, а лад то этот дает ей певучесть и силу. Попадается игра слов:
И то будет, что нас не будет.
Обедал бы, да не объедал бы.
Слайд 4

«Внутренняя одежда» пословиц – «образцы всех прикрас риторики». (В.И.Даль)

Метафора: Он себе залил за шкуру сала.
Его голыми руками не возьмешь.
На него надо ежовые рукавицы.
У каменного попа ни железной просвиры.
У него каждая копейка алтынным гвоздем прибита.
Аллегория: Хорошо пахать на печи, да заворачивать круто.
Гипербола: Поднос пролизал насквозь.
Олицетворение: Авоська веревку вьет, небоська петлю закидывает.
Весна говорит: уколочу; осень говорит: а вот я еще погляжу.
Недоговорка: Матушка рожь кормит всех дураков сплошь, а пшеничка по выбору.

Задание для учащихся: Найдите примеры пословиц с метафорой, гиперболой, аллегорией, олицетворением, недоговоркой.
Материал для иллюстраций: Слайд 5.
Кабы не дырка во рту, так бы в золоте ходил.
Где слыхано – на вербе груши? А где видано – приказный, да добр человек?
Пьяному море по колено, а лужа по уши.
Языком тарелку проломил.
Доброе дело само себя хвалит.
Мужика не шуба греет, а цеп.
Овсяная каша хвалилась, будто с коровьим маслом родилась.
Учитель: поговорим о русских именах в пословицах.
В пословицах часто встречаются русские имена. Что за имена? Какова их роль?
Задание учащимся. Найдите пословицы с русскими именами. Определите их роль.
В пословицах звучат женские и мужские имена, порой с отчествами. Имена звучат ласково или грубо. Они взяты наудачу либо для рифмы, созвучия.
Материал для иллюстрации: Слайд 6.
Малаха Парахи не лучше.
Аринущка Маринушки не хуже.
Возьмем да покрасим, а выйдет Герасим.
Что у волка в зубах, то Евгений дал.
Наш Ерошка пьет понемножку.
В людях Илья, а дома свинья.
Люби Ивана, а береги кармана.
У Фомушки денежки – Фомушка Фома. У Фомушки нет денедки – Фомка Фома.
У Мирона детки Миронычи, у Ивана – Иванычи.
Учитель: Слова обьемелить («одурачить простачка»), обсережить («поддеть ловко»), подкузьмить («обмануть, обидеть») родом из пословиц, образованы от имен: Емеля, Сережа, Кузьма.
Задание для учащихся.( по группам) Найдите пословицы с именами Емеля, Сережа, Кузьма. Объясните их смысл.
Материал для иллюстраций:
Поживешь – и Кузьму отцом назовешь.
Этого Кузьму я и сам возьму.
Мелет Емеля в свою неделю.
Учитель:
Пословицы нередко включают в себя устаревшие слова. Для уяснения смысла пословицы необходимо понимание значения этих устаревших слов. Например: объясните смысл такой пословицы:
Кому клюкванка, а кому тукманка.
В словаре В.И.Даля читаем: тукать и тюкать, стучать колотить, постукивать; тукманка – тычок в голову костяшками пальцев либо удар кулаком, туз, но не столь увесистый, полегче: У этой матери се дети на тукманках выросли.
Что касается клюкванки, то этого слова у Даля нет, но очевидная связь с названием ягоды и антонимический контест, в котором нечто клюквенное противопоставляеся тумакам, позволяет дать пословице такое толкование: «Одному (любимчику матери, любимчику судьбы) достается вкусненькое, а другому (нелюбимому, неудачливому) – подзатыльники».
Учитель: ребята , кроме пословиц есть и другие малые жанры народного творчества.
Что такое поговорка?
Границы между пословицей и поговоркой очень расплывчаты, по сути, многие примеры, которые мы с вами обсуждали, скорее являются поговорками. Пословица – это афористически краткое поучение, поговорка же обычно не содержит явного поучения, а лишь намекает на него, описывая некую характерную ситуацию Иногда поговорка даже не намекает на те или иные выводы, а просто предлагает короткую, ясную, отточенную веками формулу – описание той или иной ситуации. Вот примеры поговорок: Слайд 7.
У него не все дома (глуп).
Под носом взошло, а в голове не посеяно (глуп).
В огороде бузина, а в Киеве дядька (нелогично).
Один как перст.
Приговорка, или пустоговорка, - это изречение или одно слово, часто повторякмое, приговариваемое:
вон оно как, елки-палки, лес густой.
В сказках: близко ли, далеко ли, низко ли, высока ли; в тридевятом царстве, в тридесятом государстве.
Если приговорки (пустоговорки) имеют вид полноценного предложения, часто рифмованного, ритмически организованного, их называют прибаутками (или пустобайками): Слайд 8.
Елки-палки, лес густой, ходит Мишка холостой;
Пропадай, моя телега, все четыре колеса;
Лошади чужие, кнут не свой, погоняй – не стой;
Поливай, кубышка, не жалей хозяйского добришка;
Слава богу, лапоть поспел.
Иногда прибаутки – это диалог в миниатюре:
1) – Тит, пойдем молотить!
- Брюхо болит.
- Тит, поди кисель есть!
- А где моя большая ложка?
2) – Кто украл пирожок?
- Не я.
- А кому дать еще?
- Мне.
3) – Что в горбу?
- Денежки.
- Кто поклал?
- Дедушка.
- Много ль их?
- Хватит нам на двоих?
Если одни прибаутки осмысленны и в этом отношении похожи на поговорки, то другие (про елки-палки, про денежку в горбе, про лапоть) совсем лишены смысла.

Задание для учащихся. Найдите примеры пословиц, прибауток, поговорок, в сказках, собранных А.Н.Афанасьевым, В.И.Далем.
Еще один малый жанр устного народного творчества – загадки.
Иногда они тоже – по характеру отгадки – настолько нравоучительны, что похожи на пословицы; другие загадки употребляются в речи так часто, что переходят в поговорки.
Итак, мы рассмотрели с вами произведения малого жанра устного народного творчества – пословицы, поговорки, прибаутки. Мы говорили об их строении, поэтике, определили достоинство и мудрость содержания. Через словесную ткань художественного произведения мы старались увидеть его создателя – русского человека далекого от нас времени с его умом, жизненной наблюдательностью, юмором, нравственными правилами.

Домашнее задание. Выберите понравившуюся вам русскую народную сказку. Найдите в ней пословицы, поговорки, прибаутки и определите их роль в тексте.
Или сочините маленькую сказку по пословице, только сначала подумайте, кого и чему будет учить ваша сказка, какой урок можно извлечь из нее.






15