Викторина Наш великий, могучий, прекрасный русский язык
Викторина
«Наш великий, могучий, прекрасный русский язык»
Цели:
- прививать любовь к родному языку;
- закреплять знания и умения, полученные на уроках;
- воспитание у уч-ся бережного отношения к родному слову;
- развитие интереса к глубокому изучению русского языка во внеурочное время;
- расширить словарный запас детей, используя высказывания писателей о русском языке.
Задачи:
- формирование интереса к нему как к учебному предмету,
- повышение общей языковой культуры
Оборудование:
- высказывания писателей о русском языке;
- плакат с ребусами;
- карточки с заданиями.
Ход викторины
1. Вводный этап
Учитель. Здравствуйте, уважаемые гости, участники нашей викторины. Сегодня у нас викторина по русскому языку. Главный гость сегодня - его величество русский язык. Могуч и прекрасен русский язык. Послушайте, что говорили о нём выдающие русские и зарубежные писатели.
Дети читают высказывания о русском языке.
Ученик 1. Александр Сергеевич Пушкин прекрасно относился к родному языку. По его мнению, «русский язык-это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах». Ему свойственны «величавая плавность, яркость, простота и точность».
Ученик 2. «Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно-страстный, где нужно – бойкий и живой». Так считал Лев Николаевич Толстой.
Ученик 3. Иван Сергеевич Тургенев в 1882 году посвятил русскому языку стихотворение в прозе.
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
Ученик 5. Иван Сергеевич Тургенев просил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»
Ученик 6. Мне очень нравятся высказывание Гоголя о русском языке: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи».
Учитель. Наша викторина посвящена русскому языку. Участвуют две команды. Я буду задавать вопросы. Подсчитывать баллы будет жюри.
Напоминаю правила игры.
1. На обсуждение вопроса даётся время.
2. До истечения этого времени команда должна найти ответ, а капитан - поднять руку.
3. Капитан решает вопрос о том, кто будет отвечать.
4.Если команда даёт неправильный ответ, у другой команды есть время на обсуждения.
2. Представление команд
- название
- девиз
- капитан
3. Разминка «Вопрос-ответ» (каждый правильный ответ – 1 балл)
Вопросы 1 команде-Сколько букв в русском алфавите? (33)
-Сколько согласных букв? (21)
-Слова какой части речи могут заменять существительные в предложениях? (местоимения)
-Как называется часть речи, обозначающая действие предмета? (глагол)
Вопросы 2 команде-Сколько гласных букв? (10)
-Первый звук в слове Яблоко? (й)
-Как называется главный член предложения, отвечающий на вопрос «кто?» или «что?» (подлежащее)
-Какая часть слова служит для связи слов в предложении? (окончание)
4. Конкурс «Весёлая грамматика»
1 команда
Из предложенных слогов составьте слова:
Лу мон ли но ня на ре мер ма ня мо ма
2 команда
Найдите и выпишите слова, которые перемешались.
ё сто ки зал ро ас ро ражи т го
ра д бо та(ёжики, стол, роза, город, астра, работа)
5. Конкурс знатоков русского языка
1 команда
1. В каждом из данных слов спрятался какой-нибудь зверь. Найдите его.
Палисадник, камыш, заслонка, посёлок, укротитель.
(лиса, мышь, слон, осёл, крот)
2. Исправь ошибки, вставь буквы.
Польто, питух, п_нал, выганять, диревня, арфограмма, к_рова, агурец.
3. Выдели прилагательные в пословицах.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Родная сторона - мать, чужая - мачеха.
У мудрого человека длинные уши и короткий язык.
4. Раскрыть скобки.
Язык (до) Киева (до) ведёт.
Хорошее слово (до) сердца (до) йдёт.
5. Составить сложные слова.
-звёзды, лётчик ____________
-колоть, лёд _______________
-пешком, ходить ____________
2 команда
1. Вычеркни лишнее слово а каждой строчке.
Петух, соловей, собака, ворона.
Красный, яблоко, зелёный, жёлтый.
Бегает, прыгает, сидит, кошка.
2. Исправь ошибки, вставь буквы.
Сталица, м_няться, итаж, пч_ла, навичок, г_ворить, рибята, к_рандаш.
3. Выдели прилагательные в пословицах.
Старый друг лучше новых двух.
Чёрная земля белых рук не любит.
Не нужна соловью золотая клетка, а нужна зелёная ветка.
4.Заменить одним словом.
-Рукой подать ______________
-Морочить голову ___________
-Прикусить язык ____________
-Во весь дух _______________
5.Составить сложные слова.
Падать листья ___________
Ловить рыба ____________
Тушить огонь ___________
6. Конкурс «Дополни пословицу»
1. Каким является окончание пословицы «Не плюй в колодец…»
А) сам туда попадёшь; Б) там раки зимуют;
В) пригодится воды напиться; Г) с высокой колокольни.
2. Как правильно завершить пословицу «В тихом омуте…»
А) конь не валялся; Б) черти водятся;
В) бьют – беги; Г) клин клином вышибают.
3. Назовите главного героя пословицы «Сколько ….не корми, а он всё в лес смотрит»:
А) волк ; Б) шакал; Г) кенгуру; Д) Винни-Пух.
4. Закончите пословицу «Сам кашу заварил, сам и …»
А)лаптем щи хлебай; Б) гуляй смело;
В) расхлёбывай; Г) семь раз отмерь.
5. Какая пословица является верной:
А) Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Б) Не имей сто рублей, а имей сто долларов.
В) Не имей сто рублей, а имей хату скраю.
Г) Не имей сто рублей, а всё равно отберут.
6. Как вы считаете, «Чем дальше в лес…»
А) тем дальше будешь; Б) тем больше дров;
В) тем кобыле легче; Г) тем карман шире.
7. Итог занятия
Жюри подводит итоги.
Победители награждаются дипломами «Знатоки русского языка»