Игра-викторина по краеведению Прекрасный край — Поморье


Сценарий игры-викторины по краеведению
«Прекрасный край - Поморье»
Аннотация к методической разработке.
Итоговое мероприятие по программе кружка «Мой северный край». Игра - викторина «Прекрасный край - Поморье».
Цель: обобщение и закрепление знаний учащихся о родном крае: его географии, природе, истории, культуре, о духовных традициях поморов.
Задачи:
Образовательные - закрепить знания обучающихся по истории Русского Севера, традициях и особенностях развития; стимулирование интереса к изучению истории своей малой родины.
Воспитательные – воспитывать чувство патриотизма и любви к малой родине, стремление сохранять культуру северного быта.
Развивающие – развивать информационные, коммуникативные компетентности обучающихся; развивать мышление.
Участники игры-викторины: учащиеся 1-х классов. В игре принимают участие 4 команды. Побеждает команда набравшая большее количество очков за игру.
В итоговом занятии, учащиеся обобщили полученные знания, с помощью игр, решения тестовых заданий, с использованием ИКТ.
Форма проведения: игра-викторина
Оформление:
Выставка фотографий родного края;
Выставка книг о Поморье;
Карта Архангельской области.
Учитель : Богата событиями история нашей малой родины. В 12-15 веках Поморье было колонией Великого Новгорода. В 15-17 веках в состав Поморья входили районы по берегам Белого моря, Онежского озера, реки Онега, Северная Двина, Мезень, Печора, Кама. В 16 веке Поморье присоединили к Москве, а с 19 века наш край стали называть Русским Севером. Особый характер поморов - сильный, независимый, волевой-отмечен многими исследователями. Родом из поморов – М.В. Ломоносов, гениальный русский ученый; Федот Шубин – скульптор, Степан Писахов и многие другие. И в наше время земляки приумножают славу Русского Севера – академики, писатели, спортсмены… надеюсь, что Ваши имена тоже войдут в золотой фонд Севера.
Слайд 1
Учитель: Сегодня мы с вами поговорим об истории и культуре нашего края – родине Великого Помора, вспомним традиции и обычаи северян, окунёмся в красоты нашей земли.
Названия наших команд связаны с природой Севера. Попробуйте объяснить, что означают эти названия: СПОЛОХИ (северное сияние), ЛАЗОРИ (утренние зори), ЯСЕНЬ (солнечная погода), СИВЕРКО (северный ветер).
Слайд 2
Учитель: А начнем мы с разминки. Каждая команда объясняет, что означают данные названия. (Каждой команде объяснить два слова. За правильный ответ 1 балл.).Слайд 3
Сохатый – это … (лось)
Лемминг – это… (тундровая мышь)
Белухи – это ….(белые киты)
Кулебяка – это …(открытый поморский пирожок)
Лысун – это …(взрослый тюлень)
Шаркунок – это … (погремушка для малышей)
Гандвиг – это…(древнее былинное название Белого моря)
Козуля – это (северный пряник)
( Игра идет по кругу, за правильный ответ команда получает 1 балл.)
Наш следующий конкурс называется «ЛЮБИ И ЗНАЙ СВОЙ СЕВЕРНЫЙ КРАЙ»
(Каждая команда получает тест. На вопросы теста команды отвечают одновременно. Жюри проверяет правильность ответов, оценивая в 1 балл каждый правильный ответ) Тест: «Люби и знай свой северный край»
1. Какая река протекает через всю Архангельскую область и впадает в Белое море?
А) Мезень
Б) Северная Двина
В) Онега
2. С каким обозом пришёл в Москву Михайло Ломоносов?
А) мясным
Б) пушным
В) рыбным
3.Зачеркни лишнее
А) Пинега
Б) Вага
В) КенозероГ) Мезень
4. Северная ягода-морошка растет …
А) на дереве
Б) на болоте
В) на опушке леса
5. Столица Поморья
А) Онега
Б) Архангельск
В) Новодвинск7. Как называют большие заливы Белого моря
А) «нос»
Б) «рукав»
В) «губа»
8. На что похожа Архангельская область на карте?
А) птицу
Б) серну
В) звезду
9. Из чего мастерили птицу «счастья» ?А) камня
Б) щепы
В) глины
10. Цвета мезенской росписи?
А) черный, красный
Б) зеленый, красный, черный
В) зеленый, желтый, красный, черный
Конкурс «Природа родного края»
Слайд 4
Вашему вниманию представлены картинки с изображением животных, птиц, растений. ( Нужно назвать только те животные и птицы, что водятся, растут в Архангельской области. За каждый правильный ответ 1 балл).Учитель : Необычайно красив и мелодичен поморский язык. Многие слова до сих пор сохранились в обиходе жителей разных районов области. «дроля», «ягодиночка»-это о любимом человеке, «зубатка»-женщина, которая часто ругается, «запатраха»-неряха, «харапужиться»- храбриться. Наш следующий конкурс «БАБУШКИН СУНДУК». Ваша задача: угадать, как называлась та или иная вещь, которую мы сохранили в бабушкином сундуке. За каждый правильный ответ – 1 балл.
ВАРИАНТЫ ЗАГАДОК:
Что из угла в угол в избе не переставишь, из избы не вытащишь? (печь)
Слезу пьет, а сама молчит (подушка)
Сидят голубки вокруг прорубки, не пьют, не едят, только воду мутят (ложки вокруг тарелки)
Из коры свито дырявое корыто, по дороге идет, клетки кладет (лапти)
Верчусь, верчусь – не потею, только более толстею (веретено)
На крючке болтается, всяк за него хватается (рушник-полотенце)
Учитель : А еще поморы славились, как очень гостеприимные люди.. ну, а коли гости в дом, то и стол накрывать надо….. Наш следующий конкурс «ПОМОРСКАЯ КУХНЯ»
( Командам предлагается карточки-пазлы, собрав их правильно участники озвучат названия блюд в традициях Русского севера. Например: треска, репа, каша, козуля. )Учитель: А после застолья северяне всегда любили песни петь. Обрядовые и праздничные, грустные и весёлые – на любое событие поморы откликались песней. Давайте и мы обратимся к песенной культуре . Конкурс «ЧАСТУШЕЧНЫЙ»
(Жюри оценивает исполнение поморских частушек, Каждая команда получает текст и, выйдя перед аудиторией, исполняет частушку. Можно для образности использовать элементы театрализации, например, если выходит мальчик - одеть кепку, а если девочка -повязать платок)
ВАРИАНТЫ ЧАСТУШЕК:
Пойду на берег на морской
Сяду под кусточек.
Пароход идет с треской,
Подает гудочек.
От крутого бережка
Лодочка отъехала.
Вы кажите дорогому,
Что на лов уехала
Скоро, скоро лето будет
Скоро сено закосят.
Из Архангельска приедут –
Перед нами зафорсят.
Я в Архангельске была –
Себе юбку нажила,
Где заплата, где дыра
Зато в Архангельске была!
Учитель: Следующий конкурс называется «СБЕЖАВШИЕ БУКВЫ». (Командам необходимо составить слова из букв и отгадать о ком идет речь, выбрать из предложенных фотографий правильную. За правильно составленные слова 1 балл и дополнительный балл за отгадку). Слова - НАУКА, СЕВЕР, МОСКВА, ЗИМА.
Слайд 5
Учитель : Вот и закончились наша игра-викторина. Мы и пели, и плясали, и отобедали…. Наше жюри проделало большую работу и теперь подведёт итоги нашего мероприятия.
И закончу наше занятие следующими строками
«Плох тот народ, который
не помнит, не ценит
и не любит своей истории» (М.В. Васнецов)
Литература:
Кодола О.Е. История Архангельской области: книга для детей и их родителей.:2006 г.
Кодола О.Е. Культура Архангельской области: книга для детей и их родителей.:2009 г.
Кодола О.Е. Природа Архангельской области: книга для детей и их родителей.:2009 г.
Поморская азбука/авт.-сост.: Т.Зайцева. – Архангельск: Анзер, 2010 г.
Ирина Голицына. Поморье. Сокровищница русского Севера.: Белый город – 2009 г.
Морянка. Рабочая тетрадь для младших школьников.