Урок Нахождение процентов от числа и числа по его процентам ,5 класс


Ф.И.О учителя Михальчук Н.Л.

Тема занятия:
Нахождение процентов от числа и числа по его процентам ,5 класс

Цель:

Освоение понятия «процент»
Задачи: Осуществить рефлексию понятия «процента» и способов решения трех основных типов задач на проценты;
способствовать пониманию учащимися значения понятия процента для описания реальных процессов, показать широту и актуальность применения процентов в жизни;
совершенствовать навыки учащихся по решению задач на дроби;
развивать осознанные мотивы учения, побуждающие учащихся к активной познавательной деятельности, проявлению интереса к способам учебной деятельности.
Результаты обучения: Учащиеся знают:
способы нахождения процентов от числа;
способы нахождения числа по его процентам;
нахождение процентного отношения величин.
Учащиеся умеют:
представлять проценты в виде дроби и дробь в виде процентов;
находить проценты от числа и число по его процентам;
находить процентное отношение величин;
решать 3 основных типа задач на проценты;
применять теоретические знания к решению прикладных задач;
владеют приемами формативного оценивания.
Учащиеся проявляют интерес к теме, в целом – интерес к изучаемому предмету.
Ключевые идеи: Освоение учащимися понятия «процент» как одной из математических моделей способствует формированию целостного представления окружающего мира и математической грамотности.
Применение технологии критического мышления позволяет учащимся научиться рассуждать и размышлять над практическим опытом.
Использование диалоговое взаимодействие со своими сверстниками и учителями способствует развитию умений учеников исследовать и размышлять критически.
№ п/п Этап урока Содержание Деятельность учителя
Деятельность учащихся Модули Стра-тегии
1 1.Организационный момент(2 мин) Деление на группы
Организует деление на группы , используя карточки различного цвета с цифрами 3,4,5.На начало урока рассаживаются в группы по цветам. Делятся на группы и рассаживаются за столы. Новые подходы в обучении.
2.Эмоционально-психологический настрой.
(1 мин)
3. Веселая разминка
( 2 мин) Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок я хочу начать  словами французского философа Ж.Ж. Руссо (1712–1778 гг.): «Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошего умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению...»
Я желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в этих словах.
- Вы готовы к работе?
Ситуация №1 :
Наутро после выборов директора компании путем закрытого голосования заходит в кабинет директора помощник и говорит:
- Есть две новости – хорошая и плохая. С какой начать?
– Давай с плохой.
– За вашего конкурента проголосовал 51% избирателей.
– Да что же после этого может быть хорошего?
– А за Вас – 52%!
В чем анекдотичность ситуации?
Ситуация №2:
Вчера один депутат с экрана телевизора поведал буквально следующее: «Мы добились повышения зарплаты бюджетникам в 1,2 раза. Это почти 20%» Найдите изъян в этом высказывании.
Ситуация №3:
Зарплата не изменилась, а все цены снизили на 100%. Что теперь стало с покупательной способностью?
Организует эмоционально-психологический настрой. Новые подходы в обучении.
Обучение критическому мышлению
Новые подходы в обучении
Прием «Оцени ситуа-цию»
2 Актуализация знаний (создание ситуации успеха)
(10мин) 1.Обращение к учебной задаче, самостоятельно поставленной детьми на предыдущем уроке.
2. Определите тип задачи:
250– 100% ? -100 % 55 – 100 %
? - 40% 21 – 10% 33 - ?%
Как найти неизвестную величину?
3.Задание № 2
Докажите или опровергните высказывания:
1. 0,6b составляют 30 % от 2b;
2. 0,4 с на 40% меньше, чем с;
3. 2d на 200% больше, чем d;
4. 30% равны одной трети;
5. 76% больше трёх четвертей;
6. Увеличить на 300% - это увеличить в 3 раза;
7. Уменьшить на 50% - это уменьшить в 2 раза;
8. 200 г 10% сахарного сиропа содержит 10г сахара.
Заполнение оценочных листов.
Рефлексия данного этапа по результатам заполнения оценочных листов.
Наблюдает, направляет индивидуальную работу учащихся, используя возможности слайдовой программы.
Выполняют задание .
Выполняют задание.
Проверяют выполнение задания и по итогам осуществляют самооценку,
заполняя оценочный лист
(приложение №1). Новые подходы в обучении.
Использование ИКТ.
Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников.
Метод «тонких» и «толстых» вопросов
Прием
«Верные и неверные утверждения»
Метод саморе-гуляции
3 Решение частных задач
( 8 мин)
( 2 мин)
(10 мин)
1.Задание № 3
Работая индивидуально, выполните следующее задание:
Определите к какому типу задач относятся предложенные вам задачи (Приложение 1).
Заполнение оценочных листов.
Рефлексия данного этапа по результатам заполнения оценочных листов.
2.Задание № 4
Работая в группе, выполните следующее задание.
Определите к какой жизненной сфере относится каждая из предложенных вам задач (Приложение 2).
3.Задание № 5
Работая в группе, решите одну задачу несколькими способами:
1 группа % на кухне
2 группа % в банке
3 группа % в классе
4 группа % на производстве
5 группа % в аптеке
Заполнение оценочных листов. Организует индивидуальную работу учащихся,
взаимооценивание работ.
Организует работу в новой группе по типу ролевого и индивидуально-группового взаимодействия. Группы формирует по уровню математической подготовки по результатам 3 четверти.
По итогам работы группы организует обсуждение. Выполняют задания и участвуют во взаимооцениваниии.
Образуют новые группы.
Каждый ребенок выполняет часть задания самостоятельно, предлагает его на обсуждение.
Выдвигают общий ответ.
Докладчик озвучивает результаты работы группы.
Новые подходы в обучении.
Управление и лидерство в обучении.
Обучение критическому мышлению.
Обучение талантливых и одаренных учеников.
Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников. Стра-тегия «Идеал»
Иссле-дова-тельская беседа
4 Когнитивная рефлексия
(5 мин) Рассуждаем…
1.Почему за процент принята 1/100?
2.Что может объединять статистические характеристики и проценты?
3.Почему важно знать как связаны такие проценты как 10%,25%,50%,100% и обыкновенные дроби?
4.Сколько существует основных типов задач на % и какие?
5. Как связаны % и профессии ваших родителей? Организует диалоговое взаимодействие учащихся и учителя. Рассуждают посредством диалогового взаимодействия. Обучение критическому мышлению
Новые подходы в обучении.
Метод саморегуля-ции
5 Постановка учебных задач на последующий урок
(2 мин) Учебная задача: «Учиться уверенно решать основные задачи на проценты. Рассмотреть решение задач на сложные проценты.» Направляет деятельность учащихся. Самостоятельно формулируют учебную задачу. Новые подходы в обучении.
Самостоя-тельное целеполагание
6 Рефлексия
(3 мин) Эмоциональная рефлексия
«Мое отношение к уроку через пословицы…»
Ах, как я устал(-ла) от этой суеты
Что твёрдо выучишь, долго помнится.
Мало уметь читать, надо уметь думать
Без труда не вытащить рыбку из пруда
Организует и направляет деятельность учащихся. С помощью цветных стикеров выражают свое отношение к данному уроку и прикрепляют к записи выбранной пословицы Новые подходы в обучении.
Оценивание для обучения и оценивание обучения
Метод саморегуля-ции
7 Запись домашнего задания
(2 мин) 1.Решить две задачи из предложенного «задачника».
2. Подготовить творческую работу по одной из предложенных тем:
Проценты в окружающем нас мире;
Веселые истории в стране процентов;
Сочините сказку, стихотворение, кроссворд, ребус и т.д.;
Презентацию о процентах и промилле.
Придумать и оформить задачи с решением на проценты;
Оформить подборку материалов из газет и журналов о процентах;
Проценты в профессиях родителей.
Оформить работу на альбомном листе в файле или папке, с указанием ФИ, класса, темы.
Работу выполнить в течение недели (Приложение №3).
Организует обеспечение учащимися текстом домашнего задания, напечатанного на цветных листочках, консультирует по его выполнению . Знакомятся с заданием, фиксируют домашнее задание. Обучение талантливых и одаренных учеников.
Обучение критическому мышлению.
Диффе-ренцирован-ный подход

Приложение №1
1.На клумбе посадили 36 луковиц тюльпанов, это 48% всех купленных луковиц. Сколько всего луковиц купили?
2.В классе 40 учащихся из них на «4» и «5» учатся 18 человек. Чему равен процент качества?
3.Швейная фабрика выпустила 1200 костюмов. Из них 40% составляют
костюмы нового фасона. Сколько костюмов нового фасона выпустила фабрика?
4.Студент поместил в банк всего 40000 тенге. Каков был банковский процент, если через год на его счете уже было 46000 тенге?
5.На заводе производится смена оборудования. После того как заменили 51 ед. оборудования, то осталось заменить 83 % оборудования. Сколько единиц оборудования надо еще поставить?
6.На весенней распродаже в одном магазине шарф стоимостью 200 тенге уценили на 40%, а через неделю еще на 5%. В другом магазине тот же шарф уценили сразу на 45%. В каком магазине выгоднее купить шарф?
7.Для изготовления джема берут 50 % слив, 20 % вишен от общей массы фруктов, а яблок на 5 т. больше, чем вишни. Сколько тонн фруктов надо закупить всего?
Приложение №2
1. Масса сушеных яблок составляет 16% массы свежих яблок. Сколько надо взять свежих, чтобы получить 48 кг сушеных?
2.В классе 25 учащихся из них 18 человек занимаются спортом. Сколько процентов учащихся занимаются спортом?
3.Вкладчик поместил в банк всего 50 000 тенге. Каков был банковский процент, если через год на его счете уже было 58 000 тенге?
4.На заводе производится смена оборудования. После того как заменили 58 единиц оборудования, то осталось заменить 71 % оборудования. Сколько единиц оборудования надо еще поставить?
5.На весенней распродаже в одном магазине шарф стоимостью 1400 тенге уценили на 20%, а через неделю еще на 5%. В другом магазине тот же шарф уценили сразу на 25%. В каком магазине выгоднее купить шарф?
6. На клумбе посадили 4 вида цветов. Из них розы составляют 20%, тюльпаны -40%, хризантемы -15%, остальные- ромашки. Сколько всего цветов на клумбе ,если ромашек -50 штук?
7.В состав одного из пиливитаминов входят минералы в следующих количествах: кальций –
4 %, магний – 2 %, железо- 1%, фосфор - 3 %.Сколько граммов каждого минерала содержится в одной таблетке поливитамина, масса которого 25 граммов?
Приложение №3
Дорогой мой пятиклассник!
Предлагаю тебе подготовить творческую работу по одной из предложенных тем:
Проценты в окружающем нас мире.
Веселые истории в стране процентов.
Сочините сказку, стихотворение, кроссворд, ребус и т.д..
Презентацию о процентах и промилле.
Придумать и оформить задачи с решением на проценты.
Оформить подборку материалов из газет и журналов о процентах.
Проценты в профессиях родителей.

Срок оформления работы: 28.04.2014.
Желаю вам творческих успехов и думаю, что вы меня порадуете вашими работами.
Ваш учитель математики Надежда Леонидовна