Звать через прошлое к настоящему. Кантата Александр Невский урок в 5 классе
Урок музыки (сдвоенный) в 5 классе
Учитель: Соловьева Н. Л.
Школа: АНО ЦО «Знак»
Тема: Звать через прошлое к настоящему. Кантата «Александр Невский» С. С. Прокофьев.
Тип образовательной ситуации: освоение культурных ценностных образцов
Ценность: патриотизм на примере жития и подвигов князя Александра Невского.
Ценностное знание: Жизненный путь исторической личности как ценностный опыт.
Вид ценностного опыта, приобретенного учащимися на уроке: эмоциональная идентификация с образцом
Уровень субъектности: субъект собственного действия.
Цель урока (для учащихся): Выяснить какими чертами характера обладает человек - патриот.
Цель для учителя: создать условия для принятия учащимися ценностного образца.
Задачи учителя:
-Познакомить учащихся с жизнью и подвигами князя Александра Невского и показать, как его образ отражён в музыке, изобразительном искусстве и кино;
- создать условия для развития познавательного интереса у учащихся;
- создать условия для развития эстетического вкуса, творческой активность и мышления обучающихся;
-продолжить воспитание должного уважения к защитникам Отечества и памяти об их подвигах.
Задачи для учащихся:
- познакомиться с жизнью Александра Невского
- понять, что такое «патриотизм»
- выяснить какими музыкальными средствами выражается «патриотизм» в музыке
- сравнить изображение Александра Невского в музыке, в киноискусстве и в изобразительном искусстве.
Тип урока: закрепления и развития знаний, умений и навыков.
Элементы содержания: С. С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский», кинофильм “Александр Невский” режиссёра С.Эйзенштейна, П. Д. Корин . Триптих «Александр Невский» .
Межпредметные связи: изобразительное искусство, литература, киноискусство, история, ОП.
Оборудование: мультимедийный проектор, акустическая система, подключенная к компьютеру, ноутбуки для работы в группах, наушники, учебник 5 класс «Музыка» Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской
Материалы: видеофрагменты из кинофильма “Александр Невский” режиссёра С.Эйзенштейна музыкальные фрагменты из кантаты С.С.Прокофьева «Александр Невский»: «Песнь об Александре Невском», «Вставайте, люди русские».
Предварительное индивидуальное домашнее задание для 2- х учеников: житие св. Александра Невского
Сценарий урока
Этап урока
Этапы образовательной ситуации Сценарий
I. Организационный момент
1.Слайд 1 (Тема урока) Звучит праздничный трезвон. Дети входят в класс. Музыкальное приветствие.
II Основная часть
1. Этап мотивации и актуализации знаний
Учитель (на фоне звучащей музыки):
Русь моя! Великая Держава!
Много претерпела Ты невзгод.
Но всегда служил Тебе исправно
Твой бесстрашный, преданный народ.
Нечисть не однажды покушалась
Навсегда расправиться с Тобой,
Но всегда сыны Твои являлись
И с врагом вступали в смертный бой!
Учитель: Тема нашего урока: «Звать через прошлое к настоящему». Надеюсь, что в конце урока мы с вами сможем сказать, почему же тему урока звучит именно так. Подумайте, это – отсроченное задание (до конца урока).
Учитель: Русским людям не раз приходилось защищать Родину с оружием в руках. Много героев прославилось в этих сражениях. Сегодня мы более подробно узнаем об одном из таких героев. Кто это?
- Человек этот известен нам как великий полководец, защитник Родины.
- Он был очень молод, когда возглавил русское войско, оборонявшее Русь сначала против шведских завоевателей, а потом против немецких воинов-крестоносцев.
- Церковью он был причислен к лику святых,
Кто догадался, о ком идет речь?
Ученики: Да, об Александре Невском.
Слайд 2, 3.
Взрослым сформулирована ценность.
Взрослый с подростком формулируют ценностные требования, критерии
Почему мы сегодня обращаемся к образу А. Невского?
(Предполагаемые ответы учеников: - он был патриотом, любил свою Родину.
- защитил русскую землю от нашествия врагов;
- это герой, который сам сражался и побеждал врагов;
- сохранил православную веру.)
Все это можно назвать одним словом – патриотизм.
Какие черты характера присущи А. Невскому? (ученики называют черты, учитель записывают на доску).
Скажите, как вы понимаете слово «патриотизм»? Слово патриотизм (от греческого patris – родина), любовь к Родине. В чём это выражается?
Ученики: - Это любовь к Родине, к городу, к своей улице, на которой вы родились.
А как люди могут выражать чувство патриотизма?
Давайте сравним ваше понимание патриотизма с убеждениями А. Невского.
Эти убеждения и помогли ему совершать подвиги.
2. Усвоение и углубление знаний:
Взрослым сформулирована цель и задачи .Сегодня мы узнаем, каким чертами характера обладает человек–патриот и попробуем понять, что такое «патриотизм»;
И для этого мы:
- познакомимся с жизнью Александра Невского;
- выясним, какими чертами характера обладал патриот земли Русской Александр Невский.
- выясним, какими музыкальными средствами выражается патриотизм в музыке;
-сравним изображение Александра Невского в музыке, в киноискусстве и в изобразительном искусстве. Выясним, как патриотизм изображают в различных культурных образцах.
Рефлексия на данном этапе урока
На этом этапе рефлексия не нужна И начнем наше знакомство с выступления учеников. (А остальные ребята во время сообщения продолжат в тетради фразу «я узнал, что Ученики, которым было дано опережающее задание, рассказывают об А. Невском. Учащиеся дополняют, дописывают фразу.
После выступления – опрос учащихся.
Подросток проживает ситуацию, совершает действия
О подвигах русского воинства народные сказители слагали песни и былины, передавая их из уст в уста.
Звучит «Песнь об Александре Невском», из кантаты «Александр Невский» С.С.Прокофьева.
Учитель: Вы слушали сейчас фрагмент из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский». Давайте вспомним, что такое кантата?
Ученики: Кантата – один их основных жанров вокальной музыки. Слово «кантата» происходит от итальянского слова «петь». Это музыкальное произведение состоит из нескольких частей и исполняется солистами, хором в сопровождении оркестра или ансамбля инструментов.
Слайд 5
Учитель: У этого произведения очень интересная история. Кантата «Александр Невский», монументальное произведение для хора, меццо-сопрано и оркестра, создана в 1938 - 1939 годах на основе музыки к одноименному фильму С. Эйзенштейна.
Возникшая из музыки к кинофильму, кантата напоминает ряд проносящихся контрастных кадров, она имеет 7 частей. Сейчас мы послушаем одну из самых ярких частей хор «Вставайте, люди русские».
Учитель: какие интонации подчёркивают патриотический характер музыки? (призывные маршевые, бодрые)
В каком ладу звучит мелодия? (мажор).
Кто ее исполняет? (смешанный хор).
Ребята разучивают 1 часть хора.
Динамическая пауза – исполнение фрагмента с движениями.
Исторические события, связанные с именем русского святого, князя Александра Невского, нашли отражение в произведениях разных искусств. В начале 1938 года крупнейший советский кинорежиссер Сергей Эйзенштейн задумал большой звуковой фильм об Александре Невском.
Демонстрируется отрывок из фильма.
Художник Павел Дмитриевич Корин создал триптих «Александр Невский».
Что такое триптих?
Триптих – (от греч. triptychos - сложенный втрое), 1) 3-хстворчатый складень. 2) Произведение искусства из трех картин, рисунков, рельефов, объединенных общей идеей или темой.
Обратите внимание на картину художника П. Корина «Александр Невский» (слайд 7) Что необычного в этой картине? Из скольких частей она состоит? (3 части)
Подросток проживает ситуацию, совершает действия
Итак, перед вами картина, вы прослушали музыкальное произведение, посмотрели отрывок из фильма.
Сейчас класс разделится на 3 группы: Музыканты, художники, кинокритики.
В зависимости от названия группы, вам необходимо найти и записать, какие черты характера героя изображены в различных произведениях искусства: фрагмент кантаты «Александр Невский», Трипих «Александр Невский», фрагмент из кинофильма.
Ученики работают в группах, отдельно на листах А4 выписывают черты характера героя, которые они увидели в заданных произведениях, помещают на доску, эксперты (два человека) сравнивают ответы 3-х групп и разным цветом выделяют общие черты и различные черты.
Сделайте вывод, какие черты характера преобладают в ваших ответах?
«Открытие» новых знаний, связь музыки и других видов искусства.
Подростики самостоятельно оцениванивают свои действия (???)Каждая группа оценивает работу своей группы по трехбалльной системе: удалось выполнить задание полно, выполнили задание, не справились.(???)
Подросток производит ценностную оценку Образ Александра Невского представлен различными художественными средствами, но и художник, и композитор, и кинорежиссер показали при этом одни и те же важные черты характера, присущи этому человеку. Удалось ли увидеть?
Давайте сравним эти понятия с вашими определениями «патриотизма», которые мы записали на доске в начале урока.
Итак, какими качествами нужно обладать, чтобы назвать себя патриотом?
А вы считаете себя патриотами? Почему?
(-мы тоже любим Родину, гордимся, что живем на русской земле, если возникнет необходимость, мы станем на защиту Родины)
III. Заключительная часть урока: Учитель: 7 веков прошло, а люди знают, почитают А. Невского, а произведения разных видов искусств помогают донести до потомков его образ, «звать через прошлое к настоящему». Благодаря этому мы знаем его знаменитые слова… Какие слова Александра Невского стали крылатым выражением? (Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет)
У: Мне хотелось бы, чтобы вы узнали, что взял Александр Невский эти слова из Библии: «ИБО все, взявшие меч, мечом погибнут»… так звучат строки в Евангелия от Матфея (Матф. 26,52)
Но не один лишь князь побеждал врага – за ним стояло войско русское и весь православный народ.
Перед битвой он молился Богу о защите родной земли и, ободряя свою дружину, он сказал: «Не в силе Бог, а в правде!», и войско пошло за ним!
Он - святой земли русской, небесный покровитель нашего воинства. По приказу царя Петра I в 1724 году мощи Александра Невского были перевезены из Владимира в Александро-Невский монастырь в Санкт-Петербурге. Екатериной I был утвержден орден Святого Благоверного Князя Алекса́ндра Не́вского.
События, о которых мы сегодня говорили, происходили в 13 веке, 7 столетий назад.
Подросток производит ценностную оценку Хочу вернуться с вами к теме нашего урока: «Звать через прошлое к настоящему». Я просила подумать вас, почему урок, который мы с вами прожили, называется именно так?
(т. к. и в наше время актуальны героизм, патриотизм, стремление стать на защиту своей Родины, православной веры)
Ещё интересная информация: в 2009 году А. Невский был избран символом России. Я думаю, что мы понимаем почему.
(Ученики: Потому, что он соединил в себе такие качества:
Он – защитник, он любит свою Родину,
Он – талантливый полководец, у него надежное войско,
Его любил народ, верил ему, шел за ним.
Он - Святой земли русской, а значит, образец для подражания.)Он – победитель и для нашего народа, я думаю, он является символом победы.
Нужно вернуться к цели и к задачам. Обсудить – достигли ли?
Подросток производит ценностную оценку Закончите предложения: (устно)
- Патриотические черты человека можно показать с помощью … через…
- Образ А. Невского я бы выразил лучше с помощью…
- Раньше я не знал, а теперь понял, что…
- Новые знания мне пригодятся…
IV. Рефлексия.
Домашнее задание: Узнать, где в Москве находятся храмы или пределы, освященные в честь Благоверного князя Александра Невского.
Список литературы:
Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - 6-е издание М.: Просвещение, 2010 , с.90-95
Список сайтов
www.peoples.ru/state/statesmen/aleksandr_nevsky/
www.naexamen.ru/doklady/aleksandr_nevskij.shtmlshkolazhizni.ru/archive/0/n-27506/
art-stamps.narod.ru/gtg/page_074.htm
www.belcanto.ru/or-prokofiev nevsky.htmlmusicadoma.ru/prokofev_nevskyi.pdf
musicmp3.spb.ru/album/aleksandr_nevskii_cantata_op_78_svetlanov_simfonicheskii_orkestr_sssr_avdeeva_yurlov_chorus_1962.html