Дополнительная общеобразовательная программа вокально-хорового кружка «МЕЛОДИЯ»


Казенное образовательное учреждение
«Шербакульская адаптивная школа - интернат»
Дополнительная общеобразовательная программа
вокально-хорового кружка
«МЕЛОДИЯ»
Автор-составитель программы:
Дрожжина Вера Алексеева ,
руководитель вокально -хорового кружка.
Вид программы: авторскаяСрок реализации программы: 4 года
Срок реализации курса:1 год
Возраст учащихся: 7 -15 лет
Количество недель курса: 34
Количество часов за курс:136 ч
Количество часов в неделю: 4 ч
Пояснительная записка
Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей первой возможностью выразить себя в мире становятся песни. Песня – не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Пение занимает важное место в жизни человека и принадлежит к основным видам исполнительства. Занятия пением приносят ребенку не только наслаждение красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику и способствует нравственно – эстетическому  развитию личности, но и дают специфические знания и умения в этой области искусства.
         Важной формой самовыражения детей является коллективное пение, т.е. личные качества формируются именно там.
Данная дополнительная образовательная программа имеет художественную направленность.
Нормативно - правовой базой для составления программы послужили следующие документы:
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266 -1 « Об образовании» (в редакции Федерального закона от 17.07 2009 № 148 – ФЗ)».
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
Образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373)
Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.
Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям образования.

Актуальность программы связана с необходимостью развития детского самодеятельного творчества, певческих навыков, расширения концертно-исполнительской деятельности воспитанников кружка.
Цель программы:        Создание условий для развития творческих способностей и нравственного становления детей школьного возраста посредством вовлечения их в певческую деятельность и формирование музыкально-эстетических навыков и основ сценического поведения детей с ОВЗ.  
    Программа предполагает решение воспитательных и развивающих  задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей:

Задачи:
дидактические:
- привить навыки общения с музыкой;
- формировать чувство прекрасного, на основе песенного музыкального материала;
- формировать музыкально-эстетический вкус;
- обучить основам музыкальной культуры;
- совершенствовать вокальное мастерство;
- формировать основы сценической культуры;
-развивать навыки сольного и ансамблевого исполнения; - развивать творческую активность детей
коррекционные:
-создавать условия для пополнения словарного запаса
-проводить коррекцию речи, звукопроизношения
-развивать память, внимания воспитанников
-формировать эмоционально-волевую сферу воспитанников
Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с детей младшего возраста. Ведущее место в этом принадлежит кружку вокального пения – на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников к музыкальному искусству.
В кружке вокального пения органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива. Каждый ребенок пробует свои силы, как в ансамблевом пении, так и в сольном.
В условиях коллективного исполнения у школьников развивается чувство коллективизма, доверия к партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом пении, как совместном действии, способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива.
При индивидуальном, сольном исполнении песни, усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, так же должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Дети должны научиться красиво петь: петь звонко, напевно, чисто интонировать мелодию, выразительно исполнять различные по характеру вокальные произведения, постепенно переходить к исполнению более сложных вокальных произведений, к песням с более широким диапазоном. Необходимо раскрывать наиболее полно творческие возможности каждого индивидуума, открывать и растить таланты, подбирать для изучения репертуар соответственно возрасту ребенка и его вокальному опыту, принимать участие в концертах и в районных конкурсах и фестивалях песни.
В процессе обучения в вокальном кружке репертуар должен соответствовать развитию необходимых певческих качеств: голоса, интонации, пластики, ритмичности.
Важно воспитывать у учащегося артистичность, умение перевоплощаться в художественный образ произведения. Это должно проявляться в мимике лица, движениях рук и корпуса.
Критерием оценки является умение практически использовать полученные умения и навыки – выступления с концертной программой в концертах различного уровня, конкурсах, фестивалях и т.п.
1 год обучения.
Занимаясь в вокально-хором кружке, обучающийся должен уметь:
определять основные жанры песенного искусства;
знать физиологические особенности голосового аппарата;
использовать правильную установку голосового аппарата при пении;
исполнять выразительно, интонационно чисто несложную в мелодическом отношении песню а капелла;
уметь брать дыхание в характере произведения.
2 год обучения
использовать правильную певческую установку;
работать над чистотой интонации и выразительностью звука;
чувствовать движение мелодии и кульминацию в исполняемом произведении;
развивать и укреплять певческое дыха3 год обучения
определять ритм и метр в мелодическом движении произведения;
соблюдать динамические оттенки;
владеть певческим дыханием, фразировкой;
в исполнении раскрывать содержание, выразительность, эмоциональность
Особую роль в формировании вокальной культуры детей играет опыт концертных выступлений. Он помогает преодолевать психологические комплексы – эмоциональную зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю и дает детям опыт самопрезентации.Материально – техническая база для реализации данной программы:
специально оборудованный кабинет;
фортепиано (синтезатор);
библиотечка вокалиста;
использование музыкальных инструментов;
наличие музыкально-воспроизводящей аппаратуры;
наличие микрофонов;
фонотека (аудио-кассеты, компакт-диски);
фонотека с качественными записями фонограмм;
по возможности – караоке.
Режим занятий.
Общее количество часов в год – 144 часа.
Количество часов в неделю – 4 часа.
Периодичность в неделю – 2 раза.
Продолжительность занятия – 2 ч
Формы организации вокальной деятельности:
- музыкальные занятия;
- занятия – концерт;
- репетиции;
- творческие отчеты.
Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку.
Используемые приемы обучения:
- наглядно – слуховой (аудиозаписи)
- наглядно – зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
- практический (показ приемов исполнения, импровизация)
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
- методические игры
В ходе реализации программы применяются педагогические технологии известных педагогов – музыкантов: В.В.Емельянова, К. Орфа.
Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой образовательный маршрут. При наборе детей специального отбора не предполагается.
Параллельно с учебной деятельностью проходит воспитательный процесс, задачами которого являются:
- создание дружного коллектива;
- взаимодействие между детьми, педагогом и родителями;
Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления.
Учебно-тематический план
1 год обучения

п/пРазделы Общее
количество часов Практических Теоретических
1 Вводное занятие 2 - 2
2 Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения 10 5 5
3 Звукообразование. Музыкальные
штрихи 10 8 2
4 Знакомство с различной манерой пения
Дыхание
6 2 4
5 Дикция и артикуляция 20 20 -
6 Ансамбль.
Исполнение в унисон 20 15 5
7 Музыкально-исполнительская работа 25 25 -
8 Ритм 16 16 -
9 Сценодвижение10 10 -
10 Работа над репертуаром (выбор песенного репертуара) 6 4 2
11 Концертная деятельность 8 8 -
12 Итоговые занятия, творческие отчеты 3 3 -
Итого: 136 116 20
Содержание программы
1.Вводное занятие.
Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Подбор репертуара.
2.Знакомство.
Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями.
3.Пение специальных упражнений для развития слуха и голоса.
Введение понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона. Формирование вокального звука.
4.Формирование правильных навыков дыхания.
Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Твердая и мягкая атака.
5.Дикция и артикуляция.
Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и муз. Скороговорок, упражнения по системе В.В.Емельянова.
6.Ансамбдь. Унисон.
Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни. Использование а капелла.
7.Музыкально – исполнительская работа.
Развитие навыков уверенного пения. Обработка динамических оттенков и штрихов. Работа над снятием форсированного звука в режиме «громко».
8.Ритм.
Знакомство с простыми ритмами и размерами. Игра «Эхо», «Угадай мелодию», осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии – игра «Матрешки».
9.Сцендвижение.
Воспитание самовыражения через движение и слово. Умение изобразить настроение в различных движениях и сценках для создания художественного образа. Игры на раскрепощение.
10.Репертуар.
Соединение музыкального материала с танцевальными движениями. Выбор и разучивание репертуара. Разбор технически добрых мест, выучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. Работа над образом исполняемого произведения.
11.Концертная деятельность.
Работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено. Разбор ошибок и поощрение удачных моментов.
12.Отбор лучших номеров, репетиции. Анализ выступления.
По итогам первого года обучения воспитанники должны
знать и уметь:
-соблюдение певческой установки;
-понимание дирижёрского жеста;
-знание поведения певца до выхода на сцену и во время выступления;
-умение правильно дышать (спокойно, бесшумно, не поднимая плеч);
-умение петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
-умение точно повторить заданный звук;
-умение в подвижных песнях делать быстрый вдох;
-умение петь чисто в унисон;
-умение дать критическую оценку своему исполнению;
-умение работать в сценическом образе;
-умение исполнять вокальные произведения выразительно, осмысленно;
-принимать участие в творческой жизни кружка;
-участвовать во всех конкурсах, фестивалях и концертах;
-уметь петь под фонограмму с различным аккомпанементом.
Учебно-тематический план
2 год обучения

п/пРазделы Общее
количество часов В том числе
Практических Теоретических
1 Вводное занятие 2 - 2
2 Основы музыкальной грамоты. 2 - 2
3 Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция 10 8 2
4 Разновидности ансамблевого звучания.
Ритм.Темп. 12 10 2
5 Разновидности ансамблевого звучания.
Унисон. Динамика. 16 14 2
6 Певческая установка. Дыхание 6 5 1
7 Фонопедический метод развития голоса по системе В. Емельянова 20 20 -
8 Дикция 16 14 2
9 Ансамбль голосов, как элемент вокальной звучности. 20 18 2
10 Творчество и импровизации 20 16 4
11 Концертная деятельность 8 8 -
12 Итоговое занятия, творческие отчеты 4 4 -
Итого: 136 117 19
Содержание программы
1. Вводное занятиеСодержание: Организованное занятие. Объяснение целей и задач вокального кружка. Распорядок работы, правила поведения. Знакомство с программой обучения. Форма: беседа, прослушивание музыкальных произведений.2. Основы музыкальной грамоты.Содержание: Определение в песнях фразы, в них запев и припев. Различать динамику и темп как основные средства выразительности. Научить различать высокие и низкие звуки, длительность, динамику звучания. Обучение детей чистоте интонации.Форма: Беседа, фронтальная, индивидуальная.3. Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция
Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти.Содержание: Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий. Работа с детскими музыкальными инструментами (бубен, ложки). Применять сравнительные упражнения на высоту звуков с использованием игрового приема.Форма: Практическая, дидактические игры.
4. Разновидности ансамблевого звучания. Ритм. Темп.Содержание: Знакомство с понятием «метр», «темп». Игра на ударных музыкальных инструментах (барабан, бубен, ложки). Обучение движениям в темпе исполняемого музыкального произведения.Форма: Практическая работа, дидактические игры. 5. Разновидности ансамблевого звучания. Унисон. Динамика
Содержание. Прослушивание голосов детей с музыкальным сопровождением и без него.Выявление и коррекция голосового диапазона воспитанника.Форма. Индивидуальная работа.6. Певческая установка. Дыхание.Содержание. Работа над выработкой умений, правильного поведения воспитанника во время занятия. Знакомство с основным положением корпуса и головы. Знакомство с основами плавного экономичного дыхания во время пения. Развитие и коррекция правильного певческого дыхания.Форма. Фронтальная, индивидуальная, практическая, игровая.7. Фонопедический метод развития голоса по системе В. ЕмельяноваСодержание. Разогревание и настройка голосового аппарата обучающихся. Упражнение на дыхание: считалки, припевки, дразнилки. Развитие вокально-хоровых навыков с целью достижения красоты и выразительного звучания хорового произведения.Форма. Фронтальная, практическая, игровая.8.Дикция.Содержание. Отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок.Форма. Индивидуальные занятия с логопедом, игровая деятельность.9. Ансамбль голосов, как элемент вокальной звучности.Содержание. Художественное единство текста и музыки, согласованность, взаимодействие всех средств музыкальной выразительности при исполнительской деятельности. Работа под минусовую фонограмму. Уделить внимание драматизации песни и музыкально- пластическому движению солиста.Форма. Индивидуальная. Групповая. 10. Творчество и импровизацииСодержание. Работа со всем составом кружка над единой музыкальной композицией.
Практика: скороговорки и упражнения, направленные на развитие сценической культуры.Форма. Коллективно - фронтальная.
Концертно-исполнительская деятельность: это результат, по которому оценивают работу вокального кружка. Он требует большой подготовки участников коллектива. Большое значение для творческого коллектива имеют концертные выступления, участие в фестивалях, смотрах художественной самодеятельности, конкурсах и школьных речевых конференциях. Это результат, по которому оценивают работу хора. Участие в официальных мероприятиях активизируют работу, позволяют все более полно проявить полученные знания, умения, навыки, способствуют творческому росту.
План концертной деятельности составляется на год с учетом традиционных праздников, важнейших событий текущего года в соответствии со специфическими особенностями лицея. Качества, необходимые для исполнения в процессе концертной деятельности - заинтересовать, увлеченность детей со слуховой депривацией коллективным творчеством.Итоговое занятие. Отчетный концерт, поощрение активных кружковцев.
По итогам второго года обучения воспитанники должны
Знать:
— музыку разного эмоционального содержания;  — музыкальные жанры (песня, танец, марш);  — одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму;  — средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, мелодию, ритм;  — музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян;   — знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор;  — знать и применять правила сценической культуры. Уметь:  — верно петь выученные песни, знать их названия и авторов;  — быть внимательными при пении к указаниям учителя;   понимать дирижерские жесты;  — петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;  — соблюдать при пении певческую установку:    — использовать в пении приобретенные певческие навыки;  — слитно произносить песенный текст;  — исполнять песни и вокально-хоровые упражнения в диапазоне ре (до) первой октавы – до второй октавы
Учебно-тематический план
3 год обучения

п/пРазделы Общее
количество часов В том числе
Практических Теоретических
1 Введение, владение своим голосовым аппаратом. Использование певческих навыков. Собственная манера исполнения вокального произведения. Выявление индивидуального интонирования. 8 4 4
2 Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения. Великие вокалисты. Вокальные навыки. Знакомство с многоголосным пением. 6 3 3
3 Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений, театральные постановки. 20 18 2
4 Вокально-хоровая работа Многоголосное пение. Творчество и импровизация. Расширение диапазона голоса. Задания для развития песенного творчества. 20 20 -
5 Музыкально сценические движения. Сценическая культура 15 15 -
6 Основы музыкальной грамоты. Агогика. Тональность. 10 5 5
7 Работа над собственной манерой вокального исполнения. Творчество и импровизация. Сценическое искусство. 8 8 -
8 Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. 8 8 -
9 Обработка полученных вокальных навыков. Дикция и артикуляция 20 20 -
10 Расширение диапазона голоса. Выявление индивидуальных красок голоса. Развитие певческих навыков. 10 10 11 Концертная деятельность 8 8 -
12 Итоговые занятия, творческие отчеты 3 3 -
Итого 136 122 14
Содержание программы
1. Введение, владение своим голосовым аппаратом.
Содержание. Прослушивание голосов детей с музыкальным сопровождением и без него.Выявление и коррекция голосового диапазона воспитанника.Форма. Индивидуальная работа.
2. Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения.
Содержание. Просмотр видео записей. Работа по группам над голосами произведения.
3. Использование элементов ритмики, сценической культуры.
Содержание. Работа над выработкой умений, правильного поведения воспитанника во время занятия. Знакомство с основным положением корпуса и головы. Знакомство с основами плавного экономичного дыхания во время пения. Развитие и коррекция правильного певческого дыхания.
4. Многоголосное пение. Творчество и импровизация.
Содержание. Формирование чувства ансамбля. Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада) устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе.
5. Сценическая культура
Содержание. Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Обучение ребёнка пользованию фонограммой осуществляется с помощью аккомпанирующего инструмента в классе , в соответствующем темпе. Пение под фонограмму - заключительный этап работы. Формировать у детей культуру поведения на сцене.
6 Основы музыкальной грамоты.
Содержание. Определение в песнях фразы, в них запев и припев. Различать динамику и темп как основные средства выразительности. Научить различать высокие и низкие звуки, длительность, динамику звучания. Обучение детей чистоте интонации. Научить различать ударные и безударные доли такта.Форма. Беседа, фронтальная, индивидуальная.
7. Творчество и импровизация. Сценическое искусство.
Содержание. Индивидуальная работа по развитию певческих навыков. Работа над дыханием, поведением, дикцией, артикуляцией. Разучивание индивидуальных музыкальных произведений. Работа под минусовую фонограмму. Уделить внимание драматизации песни и музыкально- пластическому движению солиста.Форма. Индивидуальная.
8. Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция.
Содержание. Отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок.Форма. Индивидуальные занятия с логопедом, игровая деятельность.
9. Дикция и артикуляция
Содержание. Знакомство с понятием «метр», «темп». Игра на ударных музыкальных инструментах ( барабан, бубен, ложки). Обучение движениям в темпе исполняемого музыкального произведения.Форма. Практическая работа, дидактические игры.
10. Расширение диапазона голоса. Развитие певческих навыков.
Содержание. Разогревание и настройка голосового аппарата обучающихся. Упражнение на дыхание: считалки, припевки, дразнилки. Развитие вокально- хоровых навыков с целью достижения красоты и выразительного звучания хорового произведения. Применять упражнения по формированию ощущений резонаторов.Форма. Фронтальная, практическая, игровая.
11. Концертно - исполнительная деятельность
Это результат, по которому оценивают работу вокального кружка. Он требует большой подготовки участников коллектива. Большое значение для творческого коллектива имеют концертные выступления, участие в фестивалях, смотрах художественной самодеятельности, конкурсах и школьных речевых конференциях. Это результат, по которому оценивают работу хора. Участие в праздниках и концертах активизируют работу, позволяют все более полно проявить полученные знания, умения, навыки, способствуют творческому росту и социализации воспитанников. Воспитать необходимые для исполнения качества в процессе концертной деятельности, заинтересовать, увлечь детей со слуховой депривацией коллективным творчеством – основная задача педагога. План концертной деятельности составляется на год с учетом традиционных праздников, важнейших событий текущего года в соответствии со специфическими особенностями школы. По итогам третьего года обучения воспитанники должны знать и уметь:- наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в концертах);
- владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата; - проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
- умение двигаться под музыку, знакомство с культурой поведения на сцене;
- стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;
- умение исполнять длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия – подголоски;
- участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения на большой сцене;- умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием.
Учебно-тематический план
4 год обучения

п/пРазделы Общее
количество часов В том числе
Практических Теоретических
1 Введение. Владение голосовым аппаратом. Использование певческих навыков 6 - 6
2 Теоретические основы.
Гигиена певческого голоса. Дыхание 8 8 -
3 Фонопедический метод развития голоса по системе В. Емельянова 20 18 2
4 Дикция. Звукообразование. Музыкальные штрихи.Теоретические основы. Нотная грамота. 15 10 5
5 Работа над сценическим образом. 8 8 -
6 Теоретические основы. Нотная грамота. 10 5 5
7 Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения. 20 20 -
8 Музыкально-исполнительская работа. Распевание. Работа над подвижностью голосов. 20 20 -
9 Овладение собственной манерой вокального исполнения 6 6 -
10 Выработка чистого унисона 2 2 -
11 Пение народных песен. Анализ произведения, его характера и особенностей исполнения. 10 10 -
12 Итоговые занятия, творческие отчеты 3 3 -
13 Концертная деятельность 8 8 -
Итого: 136 118 18
Содержание программы
1.Введение. Прослушивание учащихся. Знакомство с певческим аппаратом. Певческая установка. Владение голосовым аппаратом. Использование певческих навыков.
2. Теоретические основы. Гигиена певческого голоса. Дыхание
Типы певческого дыхания. Работа над певческим дыханием. Цепное дыхание. Певческое дыхание – один из трудных и спорных вопросов в вокальной педагогике. От правильного певческого дыхания зависит качество звука.Типы певческого дыхания: ключичный (верхнегрудной), грудной, брюшной (диафрагматический), смешанный (грудобрюшное).Дыхательные упражнения учат нарабатывать мышечные ощущения. Цепное дыхание берётся не вместе, а по очереди; главное – чувство ансамбля. Правила цепного дыхания.
3.Фонопедический метод развития голоса по системе В. Емельянова
(1 комплекс 3 уровень)
Практика: специальные упражнения на развитие голоса, Артикуляционная гимнастика. Интонационно-фонетические упражнения.
4. Дикция. Работа над согласными. Работа над гласными. Работа над выразительностью слов в пении. Пение — это вид музыкального искусства, в котором музыка органически связана со словом. Пение ещё иначе называется музыкальной речью. Часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, называется артикуляционным аппаратом, а органы, входящие в его состав, — артикуляционными. К ним относятся: ротовая полсть с языком, мягким и твёрдым нёбом, нижняя челюсть, глотка, гортань. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных и согласных), называется артикуляцией.
5. Работа над сценическим образом.
Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений. Движение на сцене - одно из важнейших составляющих имиджа артиста, исполнителю необходимо знать правила поведения на сцене и работы со зрителем, а так же, как выходить из неприятных курьёзных ситуаций, которые зачастую случаются в момент выступлений.
6. Теоретические основы. Нотная грамота. Гигиена певческого голоса. Психологическая готовность к выступлению.
Гигиена голоса - группа мероприятий, направленных на предотвращение заболеваний голосового аппарата. Звук – результат колебаний упругого тела. Всё многообразие звуков можно сгруппировать в три категории – звуки музыкальные, не музыкальные (шумы) и звоны. Музыкальные звуки, в отличие от всех остальных, являются результатом регулярных колебаний, поэтому их высота может быть точно определена.
7 Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения.
Практика: работа над исполняемыми произведениями с учетом разбора по фразам, оборотам, мелодической линии, разрешение ступеней, ступеневых цепочек, трезвучий мажора и минора, кульминации произведения, динамических оттенков.
8. Музыкально-исполнительская работа
Практика: работа с произведениями с разными тесситурными условиями. Специальные упражнения в разных темпах. Исполнение произведений в разных темпах , с разной тесситурой.
9. Овладение собственной манерой вокального исполнения
Практика: работа над звуковедением начинается с распевания, при которых проводится техническая обработка голоса, навыков дыхания, артикуляции, округление отдельных гласных, организация интонирования первого звука.
10. Выработка чистого унисона
Практика: упражнения на развитие голоса, внутреннего слуха, звукоизвлечения, приемы голосоведения.
11. Пение народных песен. Анализ произведения, его характера и особенностей исполнения.
Практика: работа над художественным образом, упражнения на разные виды дыхания, открытость звука, присущего народному исполнению произведений.

 По итогам четвертого года обучения воспитанники должны знать:
-соблюдение певческой установки;
-понимание дирижёрского жеста;
-знание основ музыкальной грамоты;
-знание поведения певца до выхода на сцену и во время выступления;
-умение правильно дышать (спокойно, бесшумно, не поднимая плеч);
-умение петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
-умение точно повторить заданный звук;
-умение в подвижных песнях делать быстрый вдох;
-умение петь чисто в унисон;
-умение дать критическую оценку своему исполнению;
-умение работать в сценическом образе;
-умение исполнять вокальные произведения выразительно, осмысленно;
-принимать участие в творческой жизни кружка;
-участвовать во всех конкурсах, фестивалях и концертах;
-уметь петь под фонограмму с различным аккомпанементом.
Формы и методы контроля
1 год обучения

п/пТЕМА КОНТРОЛЬ
текущий итоговый
1 Вводное занятие анкетирование тестирование
2 Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения Наблюдение, слушание Игра «Волшебные ноты»
3 Звукообразование. Музыкальные
штрихи наблюдение Игра «Кто как поет?»
4 Знакомство с различной манерой пения
Дыхание
Анализ исполнения Игра «Весёлый паравоз»
5 Дикция и артикуляция Анализ исполнения Пение попевок с сопровождением и а капелла
6 Ансамбль.
Исполнение в унисон Наблюдение и анализ «Маленький концерт»
7 Музыкально-исполнительская работа Наблюдение Конкурс «Перепевалки»
8 Ритм Наблюдение Тест «Логоритмика»
9 СценодвижениеНаблюдение, анализ исполняемых произведений Концертные программы
10 Работа над репертуаром (выбор песенного репертуара) Беседа, обсуждение 11 Концертная деятельность Участие в концертных программах
12 Итоговые занятия, творческие отчеты Тестирование Отчетный концерт
2 год обучения

п/пТЕМЫ КОНТРОЛЬ
текущий итоговый
1 Вводное занятие анкетирование Опрос по технике безопасности
2 Основы музыкальной грамоты. тестирование Игра «Музыкальный эрудит»
3 Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция Наблюдение, анализ Конкурс на лучшее исполнение эстрадной песни
4 Разновидности ансамблевого звучания.
Ритм. Темп. Анализ вокального исполнения Конкурс «В гостях у песенки» (детские песни)
5 Разновидности ансамблевого звучания.
Унисон. Динамика. Анализ прослушиваемых и исполняемых произведений Игра «Музыкальные перевертыши»
6 Певческая установка. Дыхание Наблюдение Пение упражнений
7 Фонопедический метод развития голоса по системе В. Емельянова наблюдение
Игра «Музыкальное письмо»
8 Дикция Анализ исполнения Конкурс скороговорок
9 Ансамбль голосов, как элемент вокальной звучности. Анализ вокального исполнения Игра-путешествие «Мир звуков»
10 Творчество и импровизации Конкурс скороговорок «Музыкальная ярмарка»
11 Концертная деятельность Участие в концертных программах
12 Итоговое занятия, творческие отчеты Тестирование Отчетный концерт
3 год обучения

п/пТЕМА КОНТРОЛЬ
текущий итоговый
1 Введение, владение своим голосовым аппаратом. Использование певческих навыков. Собственная манера исполнения вокального произведения. Выявление индивидуального интонирования. Анкетирование, наблюдение Правила певческой установки
2 Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения. Великие вокалисты. Вокальные навыки. Знакомство с многоголосным пением. Викторина «Музыкальная мозаика» Конкурс «Моя мелодия»
3 Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений, театральные постановки. Проверочные задания Игра «Я -Артист!»
4 Вокально-хоровая работа Многоголосное пение. Творчество и импровизация. Расширение диапазона голоса. Задания для развития песенного творчества. Наблюдение, анализ Музыкальный ринг
5 Музыкально сценические движения. Сценическая культура Анализ вокального исполнения Конкурс солистов
6 Основы музыкальной грамоты. Агогика. Тональность. Проверочные задания Игра «Юный композитор»
7 Работа над собственной манерой вокального исполнения. Творчество и импровизация. Сценическое искусство. Анализ вокального исполнения Концертная программа
8 Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. наблюдение Исполнение знакомых упражнений
9 Обработка полученных вокальных навыков. Дикция и артикуляция Игра «Эхо» Весёлый концерт
10 Расширение диапазона голоса. Выявление индивидуальных красок голоса. Развитие певческих навыков. Наблюдение, анализ исполнения «Распевалки»
Игровые упражнения
11 Концертная деятельность Участие в концертных программах
12 Итоговые занятия, творческие отчеты Тестирование Отчетный концерт
4 год обучения

п/пТЕМЫ КОНТРОЛЬ
текущий итоговый
1 Введение. Владение голосовым аппаратом. Использование певческих навыков анкетирование Опрос по технике безопасности
2 Теоретические основы.
Гигиена певческого голоса. Дыхание тестирование Игра «Музыкальный знайка»
3 Фонопедический метод развития голоса по системе В. Емельянова наблюдение Игра «Музыкальное эхо»
4 Дикция. Звукообразование. Музыкальные штрихи.Теоретические основы. Нотная грамота. Анализ исполнения Конкурс на лучшее эстрадное пение
5 Работа над сценическим образом. Наблюдение, анализ исполнения «Музыкальная сказка»
6 Теоретические основы. Нотная грамота. тестирование Ига «Юный музыкант»
7 Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения. наблюдение Музыкальная головоломка
8 Музыкально-исполнительская работа. Распевание. Работа над подвижностью голосов. Наблюдение, анализ исполнения Концертные программы
9 Овладение собственной манерой вокального исполнения Наблюдение, анализ вокального исполнения Конкурс на лучшее исполнение песен
10 Выработка чистого унисона Анализ исполнения Исполнение знакомых песен в дуэте, трио.
11 Пение народных песен. Анализ произведения, его характера и особенностей исполнения. Диспут «Нужна ли нам народная песня?» Конкурс народной песни
12 Концертная деятельность Участие в концертных программах
13 Итоговые занятия, творческие отчеты Тестирование Отчетный концерт
Методические рекомендации
Музыкальное воспитание и обучение является неотъемлемой частью воспитательного процесса в специальном адаптивном общеобразовательном учреждении, направленно на формирование музыкального вкуса, воспитывает представление о прекрасном, способствует эмоциональному познанию окружающей действительности, нормализует многие психические процессы, является эффективным средством преодоления невротических расстройств, свойственных учащимся специальных учреждений. Реализация программы направлена на повышение и коррекцию самооценки и уровня притязаний воспитанников посредством их реализации и адаптации в коллективе сверстников и социуме через систему индивидуальных и групповых занятий.
Сердце каждого ребенка открыто для музыки, надо только помочь ему увидеть богатство и разнообразие мира, познать себя и тогда, став частью души, она поселится в нём навечно.
Важным направлением в коррекционной работе является пение, которое давно используется как одно из средств реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе обучения пению, с одной стороны, формируется вокальная, исполнительская культура, которая является составной частью музыкальной и художественной культуры, с другой — осуществляется коррекция имеющихся вторичных отклонений в развитии ребенка с проблемами. Пение помогает в решении познавательных, воспитательных и коррекционных задач в работе с обучающимися, имеющими лёгкую степень умственной отсталости: формирование основ певческой вокально-хоровой культуры, развитие художественно-эстетического вкуса, приобщение к исполнительской деятельности; развитие вокального слуха, умения различать правильное и неправильное пение, высоту звуков, их длительность, умения слушать себя во время пения. Усвоение через пение нравственно-эстетических ценностей и формирование способности к сопереживанию, умению различать добро и зло, уважать труд, бережно относиться к природе, животным, с нежностью общаться с мамой, быть уважительным с другими взрослыми и сверстниками. Пение способствует развитию психических процессов и свойств личности (внимание, память, мышление, воображение и т.д.). Расширение кругозора, нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразного). Развитию речи за счет расширения словаря и улучшения произносительной стороны (звукопроизношение и ритмико-мелодическая сторона: темп, ритм, тембр, динамика). Помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, особенно твердых. А пение на слои «ля-ля», «ти-ли- ли», «ту-ру-ру» способствует автоматизацию правильного произношения. Особенно эффективно в этом отношении хоровое пение. Хоровое пение объединяет дошкольников, сохраняет условия для эмоционального музыкального общения. Оно особенно полезно депрессивным и заторможенным детям. В условиях совместного пения хорошо себя чувствуют и неуверенные в себе дети. Они воодушевлены общим примером. Подвижных детей пение делает более уравновешенными. Занятия хоровой деятельностью воспитывает культуру общения, поведения, коллективизма, т.е. создает условия и для формирования нравственных качеств личности ребенка. Пение развивает коммуникативные способности ребенка, оказывает положительное воздействие на его психофизическое состояние, освобождая его от внутреннего напряжения. Через пение у детей закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности. Развивать певческий голос у ребенка можно лишь в том случае, если он правильно развивается эмоционально.
Термин «фонопедический» имеет цель подчеркнуть общеоздоровительную и профилактическую функцию метода. Система В.Емельянова выстроена от простого вк сложному. При практическом применении каждый преподаватель может построить занятия по своему усмотрению. Упражнения в первом комплексе расположены в последовательности постепенного усложнения как самих двигательных, слуховых и звуковых заданий, так и нормы их изложения и выполнения. Развитие певческого голосообразования при помощи первого комплекса упражнений предполагает следующие результаты: звук приобретает ярко выраженную певческую окраску, большую динамику, большой диапазон.
Работа над дикцией дает правильное произношение слови развитие речевого аппарата. Текст песни или упражнения должны быть понятны, поэтому слова нужно произносить активно и четко.
На индивидуальных занятиях большое внимание уделять правильной работе голосового аппарата, соблюдению певческой установки, прямому положению корпуса.
Большое оживление и удовольствие у ребят вызывает введение в занятие музыкальной игры и движений под музыку. Они помогают наладить двигательную координацию, позволяют обратить внимание на форму произведения, строение его частей, на использование композитором различных средств музыкальной выразительности.
Особое значение при пении имеет развитие разных сторон музыкального слуха. Выразительное исполнение песен предполагает развитие и динамического слуха, т.к. крикливое пение не только делает произведение не интересным, но и наносит вред голосам детей: возникает стойкое не смыкание связок, сип. Воспитание ритмического слуха начинают с простого прохлопывания ритма или проигрывания. Постепенно переходят к сложным ритмическим фигурам. Может быть предложена не сложная ритмическая импровизация: педагог прохлопывает, пропевает, проигрывает на инструменте ритмическую фигуру и просит учащихся в ответ воспроизвести ее измененный вариант. Такие упражнения проводятся при пении на одной ноте на слоги, прохлопываются, проигрываются на детских музыкальных инструментах.
Список литературы для педагога
Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1983.
Алиев Ю.Б. Подросток – музыка – школа // Вопросы методики музыкального воспитания детей. Сборник статей. – М.: Музыка, 1975.
Алиев Ю.Б. Технические средства, используемые в музыкальном обучении: Методические рекомендации к урокам музыки в общеобразовательной школе. – М.: Музыка, 1971. – С.274-287.
Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. – С.-Пб., Музыка, 2000.
Детский голос. Экспериментальные исследования. / Под ред. В.Н.Шацкой. – М., Педагогика, 1970. – 232с.
Орлова Н.Д. О детском голосе. – М: Просвещение, 1966.
Полякова О.И. Детский эстрадный коллектив: Методические рекомендации. – М.: Московский Городской Дворец детского (юношеского) творчества, Дом научно-технического творчества молодежи, 2004.
Полякова О.И. К вопросу обучения детей эстрадному пению // Материалы 1-й Международной межвузовской научно-практической конференции 29-31марта 2001 года. – Екатеринбург, 2001.
Полякова О.И. Принципы подбора репертуара для детской эстрадной студии // Народно-певческая культура: региональные традиции, проблемы изучения, пути развития. – Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002.
Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детскими вокально-хоровыми коллективами. – М., 1999.
Самарин В.А. Хороведение и хоровая аранжировка. – М., 2002.
Современный урок музыки, творческие приемы и задания. Смолина Е.А. – Ярославль, 2006;
Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М., Прометей, МПГУ им. В.И.Ленина, 1992.
Стулова Г.П. Современные методы исследования речи и пения. Вопросы физиологии пения и вокальной методики // Труды ГМПИ им. Гнесиных. Выпуск XXV.– М. 1975.
Список полезных интернет – ресурсов для педагога
1. http://www.mp3sort.com/
2. http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm
3. http://forums.minus-fanera.com/index.php
4. http://alekseev.numi.ru/
5. http://talismanst.narod.ru/
6. http://www.rodniki-studio.ru/
7. http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm
8. http://www.lastbell.ru/pesni.html
9. http://www.fonogramm.net/songs/14818
10. http://www.vstudio.ru/muzik.htm
11. http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/
12. http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed
13. http://www.notomania.ru/view.php?id=207
14. http://notes.tarakanov.net/
15. http://irina-music.ucoz.ru/loadСписок литературы для учащихся
Великие музыканты XX века. Сидорович Д.Е. – М.: 2003;
Детская музыкальная энциклопедия. Тэтчэлл Д. – АСТ 2002;
Журавленко Н.И. Уроки пения. – Минск: «Полиграфмаркет», 1998
Журнал Звуковая дорожка, все выпуски.
Музыка волн, музыка ветра. В. Цой. – ЭКСМО 2006;
Нейл Моррис. Музыка и танец. Серия «Всё обо всём». – М.: 2002;
Острандер Ш., Шредер Л., Острандер Н. Суперобучение 2000.
Словарь юного музыканта. Михеева Л.В. – АСТ 2009;
Физика и музыка. Анфилов Г. – М.: 1962;
Эффект Моцарта. Кэмпбелл Дон. – ООО «Попурри» 1999;
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка/Авт.-сост. А.С. Кленов; под общ. ред. О.Г. Хинн. – М., 1998