Дополнительная общеобразовательная программа вокально-хорового кружка.
Пояснительная записка
Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей первой возможностью выразить себя в мире становятся песни. Песня – не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Пение занимает важное место в жизни человека и принадлежит к основным видам исполнительства. Занятия пением приносят ребенку не только наслаждение красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику и способствует нравственно – эстетическому развитию личности, но и дают специфические знания и умения в этой области искусства.
Важной формой самовыражения детей является коллективное пение, т.е. личные качества формируются именно там.
Данная дополнительная образовательная программа имеет художественную направленность.
Программа «Звонкие голоса» относится к общекультурному направлению и рассматривается как одна из ступеней формирования музыкально - эстетического воспитания младших школьников. Данная программа направлена на формирование нравственных, эстетических качеств личности младших школьников.
Нормативно - правовой базой для составления программы послужили следующие документы:
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266 -1 « Об образовании» (в редакции Федерального закона от 17.07 2009 № 148 – ФЗ)».
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
Образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373)
Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.
Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям образования.
Актуальность программы связана с необходимостью развития детского самодеятельного творчества, певческих навыков, расширения концертно-исполнительской деятельности воспитанников кружка.
Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с детей младшего возраста. Ведущее место в этом принадлежит кружку вокального пения – на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников к музыкальному искусству.
В кружке вокального пения органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива. Каждый ребенок пробует свои силы, как в ансамблевом пении, так и в сольном. Программа предполагает решение воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей:
В условиях коллективного исполнения у школьников развивается чувство коллективизма, доверия к партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом пении, как совместном действии, способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива.
При индивидуальном, сольном исполнении песни, усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, так же должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку.
Цель программы:
Овладение основами вокального и музыкального образования. Создание условий для развития творческих способностей и нравственного становления детей школьного возраста посредством вовлечения их в певческую деятельность и формирование музыкально-эстетических навыков и основ сценического поведения детей с ОВЗ.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Научить ребенка выразительному, искреннему исполнению понятных, интересных ему несложных песен.
Развить навыки вокала, а именно:
учить детей петь естественно, легко, без напряжения, мягким звуком;
петь согласованно, не отставать и не опережать, одновременно начинать пение и заканчивать, слушать других;
исполнять песню различными способами (в сопровождении музыки и без, с помощью взрослого и самостоятельно, коллективно и индивидуально);
Сформировать у детей четкую дикцию, научить внятно произносить слова, активно артикулировать;
Развивать музыкальные способности (слух, память, ритм, мышление);
Выработать умения правильно передавать направление мелодии (вверх, вниз), различать звуки по высоте, длительности, различать динамические оттенки, темпы; сохранять ритмический рисунок, отмечать правильное и неправильное пение, расширять певческий диапазон, брать правильное дыхание (перед началом пения, между фразами, удерживать до конца фразы);
Развивать сенсорные способности (чувствовать, ощущать, сопереживать);
Научить импровизировать.
Цели и задачи программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Звонкие голоса» соответствуют целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в МБОУ «Средняя общеобразовательная татарско-русская школа №48 с углубленным изучением отдельных предметов»
Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
В соответствии с ФГОС на ступени начального общего образования решаются следующие задачи:
становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
укрепление физического и духовного здоровья учащихся.
Ожидаемые результаты работы по программе
Данная программа призвана сформировать у воспитанников устойчивый интерес к предлагаемой деятельности, творческим использованием умений и навыков, которые были приобретены на занятиях, в повседневной жизни. В процессе освоения учебным материалом у воспитанников формируется навык вокального исполнительства, умение владеть своим дыханием, четко произносить звуки и фразы, выразительно и художественно исполнять произведение. Проверить, насколько воспитанник смог усвоить необходимые знания и навыки можно на выступлениях как внутри коллектива (отчетные занятия, выступления на концертах внутри студии), так и выездных мероприятиях (отчетные концерты, конкурсы). Проверкой знаний, умений и навыков являются публичные выступления в виде творческих отчетов и концертов.
Дети должны должны знать:
соблюдение певческой установки;
понимание дирижёрского жеста;
знание основ музыкальной грамоты;
знание поведения певца до выхода на сцену и во время выступления;
умение правильно дышать (спокойно, бесшумно, не поднимая плеч);
умение петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
умение точно повторить заданный звук;
умение в подвижных песнях делать быстрый вдох;
умение петь чисто в унисон;
умение дать критическую оценку своему исполнению;
умение работать в сценическом образе;
умение исполнять вокальные произведения выразительно, осмысленно;
принимать участие в творческой жизни кружка;
участвовать во всех конкурсах, фестивалях и концертах;
уметь петь под фонограмму с различным аккомпанементом.
Необходимо раскрывать наиболее полно творческие возможности каждого индивидуума, открывать и растить таланты, подбирать для изучения репертуар соответственно возрасту ребенка и его вокальному опыту, принимать участие в концертах и в районных конкурсах и фестивалях песни.
В процессе обучения данной программы репертуар должен соответствовать развитию необходимых певческих качеств: голоса, интонации, пластики, ритмичности.
Важно воспитывать у учащегося артистичность, умение перевоплощаться в художественный образ произведения. Это должно проявляться в мимике лица, движениях рук и корпуса.
Критерием оценки является умение практически использовать полученные умения и навыки – выступления с концертной программой в концертах различного уровня, конкурсах, фестивалях и т.п.
Особую роль в формировании вокальной культуры детей играет опыт концертных выступлений. Он помогает преодолевать психологические комплексы – эмоциональную зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю и дает детям опыт самопрезентации.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Возраст детей от 7 до 10 лет. Занятия проводятся 2 раз в неделю, 153 часа в год.
Формы организации вокальной деятельности:
- музыкальные занятия;
- занятия – концерт;
- репетиции;
- творческие отчеты.
Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку.
Используемые приемы обучения:
- наглядно – слуховой (аудиозаписи)
- наглядно – зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
- практический (показ приемов исполнения, импровизация)
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
- методические игры
Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой образовательный маршрут. При наборе детей специального отбора не предполагается.
Параллельно с учебной деятельностью проходит воспитательный процесс, задачами которого являются:
- создание дружного коллектива;
- взаимодействие между детьми, педагогом и родителями;
Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления.
Содержание программы
1.Вводное занятие.
Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Подбор репертуара.
2.Знакомство.
Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями.
3.Пение специальных упражнений для развития слуха и голоса.
Введение понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона. Формирование вокального звука.
4.Формирование правильных навыков дыхания.
Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Твердая и мягкая атака.5.Дикция и артикуляция.
Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и муз. Скороговорок, упражнения по системе В.В.Емельянова.
6.Основы музыкальной грамоты. Агогика. Тональность.
Определение в песнях фразы, в них запев и припев. Различать динамику и темп как основные средства выразительности. Научить различать высокие и низкие звуки, длительность, динамику звучания. Обучение детей чистоте интонации. Научить различать ударные и безударные доли такта. Определение в песнях фразы, в них запев и припев. Различать динамику и темп как основные средства выразительности. Научить различать высокие и низкие звуки, длительность, динамику звучания. Обучение детей чистоте интонации.
7.Ансамбдь. Унисон.
Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни. Использование акапелла.
8.Формирование сценической культуры.
Работа с фонограммой. Обучение ребёнка пользованию фонограммой осуществляется с помощью аккомпанирующего инструмента в классе , в соответствующем темпе. Пение под фонограмму - заключительный этап работы. Формировать у детей культуру поведения на сцене.
9.Музыкально – исполнительская работа.
Развитие навыков уверенного пения. Обработка динамических оттенков и штрихов. Работа над снятием форсированного звука в режиме «громко».
10.Ритм.
Знакомство с простыми ритмами и размерами. Игра «Эхо», «Угадай мелодию», осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии – игра «Матрешки».
11.Сцендвижение.
Воспитание самовыражения через движение и слово. Умение изобразить настроение в различных движениях и сценках для создания художественного образа. Игры на раскрепощение.
12.Репертуар.
Соединение музыкального материала с танцевальными движениями. Выбор и разучивание репертуара. Разбор технически добрых мест, выучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. Работа над образом исполняемого произведения.
13.Концертная деятельность.
Работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено. Разбор ошибок и поощрение удачных моментов.
14.Отбор лучших номеров, репетиции. Анализ выступления.
Учебно-тематический план обучения
№
п/пРазделы Общее
количество часов В том числе
Практических Теоретических
1 Вводное занятие 1 - 1
2 Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения 16 14 2
3 Звукообразование. Музыкальные
штрихи 10 8 2
4 Дыхание 6 4 2
5 Дикция и артикуляция 10 8 2
6. Основы музыкальной грамоты. Агогика. Тональность. 15 10 5
7 Ансамбль. Элементы двухголосья. 12 10 2
8 Формирование сценической культуры. 15 13 2
9 Музыкально-исполнительская работа 25 22 3
10 Ритм 15 13 2
11 Сценодвижение12 12 -
12 Работа над репертуаром 10 10 -
13 Концертная деятельность 4 4 -
14 Итоговые занятия, творческие отчеты 2 2 -
ИТОГО 153 130 23
Календарно - тематическое планирование работы
№ Тема занятия Часы Дата проведения
1 Певческая установка. Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. 2 2 Певческое дыхание. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различные характеры дыхания перед началом пения в зависимости перед характером исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения. 8 3 Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Естественный свободный звук без крика и напряжения. Мягкая атака звука. Округление гласных. Способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). 21 4 Работа над дикцией и артикуляцией. Развитие согласованности артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). 10 5 Формирование чувства ансамбля. Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада) устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. 15 6 Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Обучение ребёнка пользованию фонограммой осуществляется с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму - заключительный этап работы. Формировать у детей культуру поведения на сцене. 15 7 Певческое дыхание. Смена дыхания в процессе пения, различные приёмы дыхания (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное но так же активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном» дыхании). 10 8 Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Пение нон легато и легато. Работа над ровным звучанием во всём диапазоне детского голоса, умением использовать головной и грудной регистры.
15 9 Работа над дикцией и артикуляцией. Работа над особенностями произношения при пении (напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных) быстрое и чёткое выговаривание согласных 10 10 Формирование чувства ансамбля. Выработка ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения. 20 11 Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Пение под фонограмму. Развитие артистических способностей детей, их умения согласовывать пение с ритмическими движениями. Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа. 20 12 Концертная деятельность. Творческие отчеты 6 Материально-техническое обеспечение
фортепиано;
фонотека (необходимые для занятий музыкальные произведения и фонограммы в записи);
компьютер;
музыкальные колонки;
Репертуар
«Песня о Москве» Ж.Колмогоровой.
Песня «Осень золотая» Т.Барбакуц.
Песня «Я люблю свою землю» Е.Птичкина.
Русская народная песня «Из-за леса ясный сокол вылетает»
«Песня о маме» А.ФиллипенкоПесня «Детство» П.Аедоницкого.
Песня «Жар-птица» Л.Москалевой
Песня «Хрустальный башмачок» Ю.Верижникова.
Русская народная песня «Рождество Христово».
Песня «Зимняя сказка» С.Крылова.
Песня «Солдат, он парень бравый» В.Шаинского.
Песня «Солдаты России» В.Петрова.
Песня «Принцесса» Ю.Гуцалюк.
Песня «Пусть вечным будет мир» Ю.Антонова.
Песня «Мир вам, люди» Б.Савельева
Песня «Победа остается молодой». Ю .Помельников.
Песня «Самая счастливая» Ю.ЧичковаПесня «Горошина» В.Карасевой.
Песня «Русская сторонка» Е.Филипповой.
Песня «Осень золотая» Т.Барбакуц.
Песня «Грустный дождик» Л.Куклиной.
Русская народная песня «Из-за леса ясный сокол вылетает»
«Песня о маме» А.ФиллипенкоПесня «Детство» П.Аедоницкого.
Песня «Наташка-первоклашка» Ю.Чичкова.
Песня «Хрустальный башмачок» Ю.Верижникова.
Песня «Новогодняя песенка» Г.Гладкова.
Песня «Игра в снежки» Н.Вересокиной.
Русская народная песня «Рождество Христово».
Песня «Солдат, он парень бравый» В.Шаинского.
Песня «Солдаты России» В.Петрова.
Песня «Озорная». Ю.Верижникова.
Песня «Млечный путь» Ю.Верижникова.
Песня «Лесной марш» Ю.Чичкова.
Песня «Чему учат в школе» В.Шаинского.
Песня «Дважды два – четыре» В.Шаинский, М. ПляцковскийПесня «Здравствуй, детство» из к/ф «Чучело-мяучело»
Песня «Зелёные ботинки» С.Гаврилов, Р.Алдонин
Песня «Зимушка-зама» сл. и муз. Алексей Воинов
Песня «Мурлыка» сл. и муз.Илья и Елена ЧеликовыПесня «Песенка мамонтенка» В.Шаинский, Д.Непомнящая
Песня «Песенка-чудесенка»
Песня «Пусть всегда будет солнце» Л.Ошанин, А.Островский
Песня «Снеженика» Я.Дубравин, М.Пляцковский Песня «Хомячок» сл. и муз. Абелян Г..
Песни в стиле музыки разных народов: «Волшебная песенка». «Колыбельная». «Медведи». «Танго».
Песня « Часы» И.Левиной.
Песня « Разноцветная осень» Т. Морозовой
Песня «Если с другом вышел в путь» В.Шаинского Песня «Русская сторонка» Е.Филипповой
Песня «Настоящий друг» Б.Савельева
Песня «Битва под Москвой» Ю. ВерижниковаПесня «Буратино» Е. ЗарицкойПесня «Новогодняя сказка» С. СуэтоваПесня «Три желания» Е. Зарицкой« Рождественская песня» П. Синявского
Песня « Новый год» Ю. ВерижниковаПесня « Новогодняя кадриль» А. Филиппенко
Песня « Белый снег» Г. Пономаренко
Песня « Будущий солдат» Д. Трубачев
«Песня о солдате» В. МигулиПесня «Ты не бойся, мама, я солдат» М. Протасова
Песня « Наши мамы» Т. Морозовой
Песня « Партизанский сынок» Ю. ВерижниковаПесня «Ветераны» Д. Трубачев
Песня « Салют» М. Протасова
Песня « Росиночка – Россия» А. Филиппенко
Песня « Золотая Россия» Е. ЦыброваСписок литературы для педагога
Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1983.
Алиев Ю.Б. Подросток – музыка – школа // Вопросы методики музыкального воспитания детей. Сборник статей. – М.: Музыка, 1975.
Алиев Ю.Б. Технические средства, используемые в музыкальном обучении: Методические рекомендации к урокам музыки в общеобразовательной школе. – М.: Музыка, 1971. – С.274-287.
Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. – С.-Пб., Музыка, 2000.
Детский голос. Экспериментальные исследования. / Под ред. В.Н.Шацкой. – М., Педагогика, 1970. – 232с.
Орлова Н.Д. О детском голосе. – М: Просвещение, 1966.
Полякова О.И. Детский эстрадный коллектив: Методические рекомендации. – М.: Московский Городской Дворец детского (юношеского) творчества, Дом научно-технического творчества молодежи, 2004.
Полякова О.И. К вопросу обучения детей эстрадному пению // Материалы 1-й Международной межвузовской научно-практической конференции 29-31марта 2001 года. – Екатеринбург, 2001.
Полякова О.И. Принципы подбора репертуара для детской эстрадной студии // Народно-певческая культура: региональные традиции, проблемы изучения, пути развития. – Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002.
Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детскими вокально-хоровыми коллективами. – М., 1999.
Самарин В.А. Хороведение и хоровая аранжировка. – М., 2002.
Современный урок музыки, творческие приемы и задания. Смолина Е.А. – Ярославль, 2006;
Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М., Прометей, МПГУ им. В.И.Ленина, 1992.
Стулова Г.П. Современные методы исследования речи и пения. Вопросы физиологии пения и вокальной методики // Труды ГМПИ им. Гнесиных. Выпуск XXV.– М. 1975.
Список полезных интернет – ресурсов для педагога
1. http://www.mp3sort.com/
2. http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm
3. http://forums.minus-fanera.com/index.php
4. http://alekseev.numi.ru/
5. http://talismanst.narod.ru/
6. http://www.rodniki-studio.ru/
7. http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm
8. http://www.lastbell.ru/pesni.html
9. http://www.fonogramm.net/songs/14818
10. http://www.vstudio.ru/muzik.htm
11. http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/
12. http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed
13. http://www.notomania.ru/view.php?id=207
14. http://notes.tarakanov.net/