Урок литературы в 5 классе на тему Историческая правда в стихотворении М.Ю.Лермонтова Бородино
Технологическая карта урока литературы в 5 классе
Учитель: Тужилкина Нелли Викторовна
Предмет: литература
Класс: 5
Учебник: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Авторы-составители М.А. Снежневская, О.М. Хренова. М., Мнемозина,2010
Название раздела, темы: «Человек перед лицом жизненных испытаний». Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»
Тема урока: Историческая правда в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино».
Цель: формирование представления о том, как исторические события отражаются в искусстве.
Задачи
1)обучающие: определять идейное содержание текста
2)развивающие: развивать у школьников умение сравнивать, обобщать, делать выводы;
3)воспитывающие: воспитывать чувство гордости за свой народ, уважения к великому прошлому России.
Планируемые результаты:
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;
личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и учителями, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, толковый словарь С.И.Ожегова, иллюстрации к произведению, раздаточный материал для работы в группах.
Этапы урока Формируемые УУД Деятельность учителя Деятельность обучающихсяОргмоментличностныеУУД: внимание, уважение друг к другу;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;регулятивные УУД: мобилизация сил и энергии. Приветствие. Создание комфортного микроклимата Проявляют готовность к взаимодействию
Мотивация к учебной деятельности
Цель этапа: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне личностные УУД: самоопределение, установление связи между целью учения и его мотивом;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли. 1.Предлагает к просмотру слайды
2.Организует беседу
- Что общего между этими изображениями?(слайд1)
- Можете ли вы предположить, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
3. Подводит к выводу темы урока (слайд 2)
1.Просматривают слайды
2.Слушают вопросы учителя
3.Выявляют взаимосвязь между изображениями
4. Отвечают на вопросы учителя
Актуализация знаний
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, анализкоммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками. Выявляет уровень знаний
Предлагает работу в парах
-Что вы знаете об этом событии?
- Что вам хотелось бы узнать? Выполняют задания
Заполняют две первые колонки в таблице
Что я знаю Что хотел бы узнать Что узнал
Определяют личный уровень готовности к восприятию нового знания
Постановка цели
(целеполагание) личностные УУД: моральный выбор,
регулятивные УУД: целеполагание, саморегуляцияпознавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели1.Активизирует знания учащихся;
2.Создает проблемную ситуацию;
3.Задает вопросы
- Что нам необходимо сделать, чтобы раскрыть тему урока, понять как в художественном произведении отражается историческое событие?(слайд2) Ставят цели, уточняют тему урока
Построение проекта
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания, выявит пробелы первичного осмысления изученного материала, провести коррекцию познавательные УУД: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач;
коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске, сборе и предоставлении информации в группах
регулятивные УУД: самостоятельное построение этапов работы над проектом 1.Организует работу обучающихся в группах по исследованию проблемной ситуации;2. Организует деятельность по применению новых знаний.
Работают в группах:
1 группа. Исследуют художественный текст, сопоставляют с исторической справкой, находят соответствия,
заполняют таблицу;
2 группа. Исследуют художественный текст на наличие непонятных слов, объясняют толкование с помощью создания макета из пластилина, опираясь на объяснение слова в толковом словаре;
3 группа. Работают с текстом, составляют синонимический ряд к слову «бой»
4 группа. Готовят выразительное чтение отрывка «Описание картины боя
Реализация проекта познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме,регулятивные УУД: саморегуляциякоммуникативные УУД: соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения Делает вывод по уроку
В стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино» отразилась историческая правда об этом героическом событии, в котором наши доблестные солдаты проявили великое мужество, храбрость, бесстрашие, показав себя истинными патриотами нашей могучей державы. И 1812 год - одна из памятных дат героической славы в истории нашей страны. Озвучивают результаты деятельности группы,
Отвечают на вопросы
Рефлексия деятельности
(итог урока)
Цель этапа: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса личностные УУД:оценивание результатов учебной деятельности:
регулятивные УУД: соотнесение полученного результата с поставленной целью Организует рефлексию
-Заполните 3 колонку таблицы ( оранжевый листок)
- Поставьте оценку каждому участнику группы и оцените себя сами (желтые листочки) Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты деятельности, степень их соответствия.
Домашнее задание Выучить стихотворение или отрывок из него наизусть;
Мини-сочинение «О чем бы вы спросили ветерана Отечественной войны 1812 года?»