Урок по стихотворению В.Маяковского Хорошее отношение к лошадям. Столкновение двух взглядов на мир.


7 класс
Тема урока:  В.ВМаяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта.
Форма урока: усвоение новых знаний
Методы: наблюдение, частично-поисковый, самостоятельная работа , работа с текстом, групповая работа
Реализуемая программа:
Цели:
-образовательные: создать условия для формирования читательской и литературоведческой компетенций, через усвоение содержания стихотворения «Хорошее отношение к лошадям», раскрыть гуманистический пафос произведения
-развивающие: развивать умения производить анализ прочитанного стихотворения, что будет способствовать воспитанию сознательного отношения к литературе как духовной ценности; навыки высказывать свою точку зрения в устной и письменной форме.
- воспитательные: воспитывать нравственные ориентации на распознавание истинных и ложных ценностей
Задачи:
формирование умений анализа поэтического текста;
формирование и развитие общеучебных действий;
развитие устной речи, освоение литературоведческих терминов;
воспитание внимания к поэтическому слову, его образности, развитие эстетического чувства в понимании и восприятии словесного искусства;
создание благоприятной эмоциональной атмосферы урока.
Оборудование: учебник, рабочий лист, мультимедийная презентация, иллюстрации
Педтехнологии:
1. Групповая.
2. Информационно-коммуникационная
3. Здоровьесберегающая
4.Личностно-ориентированная.
5.Проектная
План урока.
1.Организационный момент.
2.Эмоциональный и психологический настрой
3.Мотивация
4.Актуализация знаний
5.Объяснение нового материала
6.Физминутка
7.Практическая работа
8.Обобщение и закрепление знаний
9.Рефлексия
10.Домашнее задание
11.Подведение итогов урока
Ход урока.
Орг.момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Давайте постараемся поработать на уроке плодотворно и энергично. В этом нам поможет Ваше хорошее настроение и приятные улыбки на лицах.
Эмоциональный и психологический настрой.
Учитель: Прежде чем продолжить урок, я хочу прочитать слова В.М.Шукшина:
Нам бы про душу свою не забыть,
Нам бы немножко добрее быть…
-Скажите, о чём нам говорят слова писателя? О чём заставляют задуматься?
Ученик: эти слова заставляют задуматься над своей жизнью, о себе.
Учитель: Я хочу, чтобы вы сегодня, работая на уроке, подумали о своей жизни и не только о своей, чтобы вы стали тоже немножко добрее, как просит нас об этом Василий Михайлович. И раз мы начали с его слов , нельзя не сказать теперь об этом человеке. Кто же он? Что вы о нём знаете?
Сообщение учащегося: Шукшин-один из талантливейших людей 20 века, он писатель, драматург, кинорежиссёр и актёр. Все мы знаем, начался Год кино, потому не вспомнить Шукшина невозможно.С нами уже нет этого писателя, но остались его книги, фильмы, которые заставляют задуматься, какие мы, что с нами происходит. Они воспитывают в нас человека, предлагают задуматься о себе, о жизни.
Мотивация.
Слойд№1
Учитель: Вы уже начали изучать творчество В.В.Маяковского. Я хочу вам прочитать отрывок из поэмы Н.Асеева «Маяковский начинается», а вы в это время внимательно послушайте и обратите внимание на иллюстрацию к поэме Н. Асеева «Маяковский начинается». Рисунок художника М. Синяковой.

И вот он выходит: большой, длиннолапый, обрызганный ледниковым дождем, под широкополой, обвиснувшей шляпой, под вылощенным нищетой плащом. Вокруг никого. Лишь тюрьма за плечами.Фонарь к фонарю.За душой – ни гроша…Лишь пахнет Москвагорячо калачами, да падает лошадь, боками дыша.
УЧИТЕЛЬ:
-Как вы думаете, о каком периоде творчества идет речь в поэме, судя по ее названию?
– Обратите внимание на последние 4 строки. О чем и о ком там говорится?
– Наверное, вы уже поняли, какое стихотворение мы будем анализировать на уроке?
Учащиеся сами формулируют тему урока и записывают ее в тетрадь.
Запишите тему урока в рабочие листы
УЧИТЕЛЬ:И, конечно, уже догадались, для чего мы это будем делать?
УЧЕНИК: Через содержание стихотворения понять, о чем попытался нам сказать В.В. Маяковский еще в ранний период своего творчества, для чего он это делал, для чего ему это было нужно.
УЧИТЕЛЬ: В течение урока, ребята, вы будете выполнять мини-проект. У вас в рабочих листах есть табличка-словарик , в которую вы будете в процессе нашей беседы заполнять литературоведческими понятиями, тропами. В конце урока мы подведём итоги, что у вас получилось.
Актуализация знаний.
СЛАЙД№2
УЧИТЕЛЬ: Ребята, какие ассоциации возникают у вас при слове «Лошадь»? Я прошу вас обменяться мыслями и записать словосочетания, которые возникли у вас при слове «лошадь».
УЧЕНИК: Доброе тепло, нежное животное, быстрое передвижение, хороший собеседник, надежный друг, восхитительная красота, развивающаяся грива, душистое сено, грустные глаза, теплое дыхание, гордое животное, свободное животное, красивые умные глаза.(несколько ребят зачитывают свои записи)
УЧИТЕЛЬ: А что вы знаете о лошадях?
УЧЕНИК: Лошадь – друг  человека. Она труженица. На ее долю выпала тяжелая работа и на борозде  и на лесозаготовках.  И в Великую Отечественную войну она внесла свой вклад в победу.
Сегодня конным спортом и туризмом в седле увлекаются тысячи людей.
Из молока лошади  изготавливают целительный напиток кумыс. Кровь  лошадей – доноров используется для некоторых медицинских препаратов
Объяснение нового материала.
УЧИТЕЛЬ: Откройте учебники на стр. . Давайте обратимся к стихотворению Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». Но прежде чем его прочитать, мы должны узнать историю его возникновения.
УЧЕНИК: Сообщение: Однажды В.В. Маяковский стал свидетелем уличного происшествия, нередкого в голодающей Москве 1918 года: обессиленная лошадь упала на обледеневшую мостовую. 9 июня 1918 года в московском издании газеты «Новая жизнь» №8 было напечатано стихотворение В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»
УЧИТЕЛЬ: Прослушайте теперь стихотворение
.(аудио-запись)
«Хорошее отношение к лошадям» Владимир Маяковский
Били копыта,Пели будто:— Гриб.Грабь.Гроб.Груб.-Ветром опита,льдом обутаулица скользила.Лошадь на крупгрохнулась,и сразуза зевакой зевака,штаны пришедшие Кузнецким клёшить,сгрудились,смех зазвенел и зазвякал:— Лошадь упала!— Упала лошадь! —Смеялся Кузнецкий.Лишь один яголос свой не вмешивал в вой ему.Подошели вижуглаза лошадиные…
Улица опрокинулась,течет по-своему…
Подошел и вижу —За каплищей каплищапо морде катится,прячется в шерсти…
И какая-то общаязвериная тоскаплеща вылилась из меняи расплылась в шелесте.«Лошадь, не надо.Лошадь, слушайте —чего вы думаете, что вы сих плоше?Деточка,все мы немножко лошади,каждый из нас по-своему лошадь».Может быть,— старая —и не нуждалась в няньке,может быть, и мысль ей моя казалась пошла,тольколошадьрванулась,встала на ноги,ржанулаи пошла.Хвостом помахивала.Рыжий ребенок.Пришла веселая,стала в стойло.И всё ей казалось —она жеребенок,и стоило жить,и работать стоило.
УЧИТЕЛЬ: давайте поработаем над лексикой и объясним значение непонятных нам слов.
СЛАЙД №3
Словарь:
Гриб – мерзлые кочки на дороге, мерзлая грязь.
Круп – часть туловища лошади от спины до хвоста.
Кузнецкий мост – одна из центральных улиц в Москве.
Плеща – форма деепричастия, образованная от глагола «плескаться».
Клешить – от слова «клеш»: широкие книзу брюки, употреблено в значении «гулять».
Плоше – форма сравнительной степени, образованная поэтом от прилагательного «плохой».
УЧИТЕЛЬ: С чего начинается стихотворение?
УЧЕНИК: Начинается с топота копыт лошади.
УЧИТЕЛЬ: Какова песня копыт, о чём она? На что вам намекают эти слова?
УЧЕНИК: Песня копыт довольно грустна: она о грабежах, гробах и грубости
УЧИТЕЛЬ: Что необычного в этом стихотворении? (Форма.) Для чего лесенка? (Выделить каждое слово.) Для чего выделить? Какие ассоциации вызывают у вас звучание этих строк? (Слышится звуковая имитация гула конной рыси.) Какие звуки создают это? (Прием звукоподражания или звукопись.) Еще для чего? (Лексика.) Лексическое значение слов создает образ. Какой? (Образ улицы.) А есть ли сюжет у стихотворения?
УЧИТЕЛЬ: Маяковский всего лишь в нескольких словах описал обычные явления жизни. Вот, например, улица. Поэт использует всего 6 слов, а какую выразительную картину рисуют они!
Ветром опита,
льдом обута,
улица скользила.
— Что мы видим?
УЧЕНИК: зимнюю, продуваемую ветрами улицу, ледяную дорогу, по которой скачет лошадь, уверенно цокая копытами. Всё движется, всё живёт, ничто не находится в покое.
 УЧИТЕЛЬ: А с помощью каких приёмов и художественных средств изображается гололёд? (олицетворение).- Но есть и другая улица, другие люди, те, кто пришёл…?
УЧЕНИК: Кто пришёл «штаны … Кузнецким клёшить», зеваки.
СЛАЙД№4УЧИТЕЛЬ: И вдруг упала лошадь. Как должны отреагировать на это все, кто рядом с ней ?
УЧЕНИК: Замереть на миг, броситься на помощь. Но нет, равнодушная улица продолжает движение, и лишь зеваки сгрудились . УЧИТЕЛЬ: Как поэт изображает зевак? Можно ли понять отношение поэта к зевакам? Какое это отношение?
УЧЕНИК: Это безликая масса, бездельники, равнодушные к чужой боли. Смеются над упавшей лошадью. Смех их ненатуральный, неживой («смех зазвенел»)
УЧИТЕЛЬ: - С чем сравнивает поэт смех? (с воем).- Кто противопоставлен равнодушной смеющейся толпе? Докажите текстом
УЧЕНИК: Маяковский противопоставляет себя этой равнодушной толпе, он не желает быть ее частью.
Смеялся Кузнецкий.
Лишь один я
голос свой не вмешивал в вой ему.
УЧИТЕЛЬ: Заметим общность судьбы лошади и лирического героя. Об этом мы могли прочитать и у Н. Асеева в его поэме(начало урока), посмотрим еще раз на последние 8 строк. Та же самая частица выделения – лишь.
УЧИТЕЛЬ: Найдите слова , подтверждающие большие размеры лошади.
УЧЕНИК: («лошадь грохнулась», «течет за каплищей каплища»).
УЧИТЕЛЬ: И снова подчеркивается сходство лирического героя и лошади через отрывок из поэмы Н. Асеева
УЧЕНИК: он большой, длиннолапыйУЧИТЕЛЬ: А каким видит лирический герой глаза лошади?
СЛАЙД №5
УЧЕНИК: Они наполнены слезами. Это вполне осмысленные, полные боли, унижения и испуга глаза. В них было столько боли, что человек обращается к ней как к человеку, пытается успокоить, приободрить.
УЧИТЕЛЬ: Многие смеются над упавшим, поскользнувшимся, оступившемся. Причем, чем сильнее ушибся упавший, тем смешнее. Это низкий (пошлый) смех. Попробуйте представить себя на месте упавшего – вам буде не до смеха. Но в том-то и дело, что упал не ты, ты избежал этой неприятности и смеёшься над неудачником. Это больно.- Как понимаете слова «улица опрокинулась, течет по-своему» ?
УЧЕНИК: улица, отразившаяся в глазах упавшей лошади, кажется перевернутой УЧИТЕЛЬ: Какие слова выражают сочувствие лирического героя к лошади?
(И какая-то общаязвериная тоска, плеща,вылилась из меняи расплылась в шелесте).
- Найдите эпитеты, которые автор использует при описании лошади, когда та услышала слова сочувствия и поддержки?
УЧЕНИК: («рыжий ребенок», «пришла веселая» ).
УЧИТЕЛЬ: Слова поэта, обращенные к лошади, взяты в кавычки. Как вы считаете, произнесены они вслух или являются внутренним монологом? ( Это внутренний монолог.)
УЧИТЕЛЬ: что имел в виду Маяковский, когда сказал:
Деточка,все мы немножко лошади,каждый из нас по-своему лошадь
УЧЕНИК: каждый из нас может оказаться в ситуации лошади, каждый из нас может нуждаться в поддержке и нежности.
УЧИТЕЛЬ: Первоначально это стихотворение называлось «Отношение к лошадям». Впоследствии поэт изменил название: «Хорошее отношение к лошадям». Как вы думаете, почему?
- Как вы считаете, только ли о лошади это стихотворение?
УЧЕНИК: Стихотворение Маяковского - не о лошади, точнее, не только о лошади. Оно - о людях, об их отношении друг к другу. Холод, лёд - это не только состояние окружающей среды, это отношения между людьми.
УЧЕНИК: Стихотворение – попытка философского осмысления человеческой жизни. Это маленькая победа добра над злом, жизни над смертью вселяет оптимизм в душу поэта:
…и стоило жить,И работать стоило.
УЧИТЕЛЬ: Может быть, этот вывод неожидан для читателя, но для Маяковского он характерен, потому что дает представление о смысле его жизни и о цели его творчества. Если человек занят трудом и труд его нужен людям, он не должен обращать ни на кого внимания, все, кто самозабвенно трудятся, немножко лошади.
УЧИТЕЛЬ: Каким настроением проникнут конец произведения?
УЧЕНИК: конец стихотворения оптимистичен, звучит жизнеутверждающее начало.
и стоило жить,и работать стоило.
УЧИТЕЛЬ: Заключительные строчки стихотворения можно отнести к самому поэту: «и стоило жить, и работать стоило…». Маяковский никакой идеи, никакому делу не отдавал себя наполовину, он отдавал всего себя или не отдавал ничего. Его поэзия всегда отличалась оптимизмом, верой в будущее. И даже в трудное время первых лет революции поэт верил в торжество новой жизни, в будущее человека.
В первые революционные годы Маяковский сознавал себя именно так - работающим как лошадь (работа Маяковского в «Окнах РОСТА»).
УЧИТЕЛЬ: мне кажется, поэт словно бы говорит: «Не пасуйте перед трудностями, учитесь их преодолевать, верьте в свои силы и все будет хорошо», а лошадь слышит его и вспоминает детство – самую беззаботную пору жизни, когда каждый мечтает о счастливом будущем, надеется на лучшую жизнь
 -Слово сочувствия сделало чудо: оно придало сил лошади, которая что-то сказала по-своему, рванулась и смогла встать на ноги.
ФИЗМИНУТКА.
-Давайте и вы встанете на ноги и сделаете несколько уверенных шагов на месте, несколько хлопков над головой, за спиной, ещё несколько шагов и можете присесть. Вы молодцы, вы уверенно шагаете, а, значит, у вас всё в жизни получится.
- А что почувствовала лошадь, почему она встала на ноги?
УЧЕНИК: Она ощутила себя жеребенком, ребенком, услышавшим доброе слово, ощутившим радость жизни, желание действовать, делать добро. Позабылись досадное происшествие, давно надоевший быт.
УЧИТЕЛЬ: Маяковский размышляет о пороках современного общества, недостатках людей. Он обличает равнодушие. Сталкиваются два взгляда на жизнь, мир: безразличие, бессердечие и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя.
Практическая работа.
1. Учитель: наша тема как раз об этом. Давайте с вами подумаем над словами гуманизм, доброта, сострадание. Как вы их понимаете?
- Теперь обратимся к словарной статье Ожегова. Прочитайте в своих рабочих листах лексическое значение этих слов.
ГУМАНИЗМ - гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям.
 ДОБРОТА - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим
СОСТРАДА́НИЕ - жалость, сочувствие, вызываемые чьим-н. несчастьем, горем. 
СЛАЙД№6
УЧИТЕЛЬ: у вас на столах есть иллюстрации с изображением лошадей. Подумайте, какие чувства вызывает у вас каждая из этих фотографий. Запишите ряд слов, которые возникли в вашем представлении.
УЧЕНИК: на одних картинках лошадью можно восхищаться, она красива , величественна, видно, что за нею ухаживают, её любят. А вот при виде других двух мы испытываем сочувствие, сопереживание, боль за этих животных, стыдно, что эту боль причиняют люди, которые по своей сути должны быть разумны и добры.
УЧИТЕЛЬ: В. Маяковский неслучайно пишет о лошади. Он, вообще, был человеком милым и легко ранимым. Душа его откликалась на любую боль, причинённую всему живому
СЛАЙД № 7
Я люблю зверье.
               Увидишь собачонку -
тут у булочной одна -
                    сплошная плешь,-
из себя
       и то готов достать печенку.
Мне не жалко, дорогая,
                    Ешь!
2. Подготовка к ОГЭ по литературе. Сопоставительный анализ.
УЧИТЕЛЬ:А сейчас обратимся к замечательному стихотворению Б. Слуцкого "Лошади в океане", которое вы услышите в музыкальном сопровождении. Тексты у вас на рабочих листах.
МП3 звук.
Лошади умеют плавать, Но - не хорошо. Недалеко.
"Глория" по-русски значит "Слава", -Это вам запомнится легко.
Шёл корабль, своим названьем гордый,Океан старался превозмочь.
В трюме, добрыми мотая мордами,Тыща лошадей топтались день и ночь.
Тыща лошадей! Подков четыре тыщи!Счастья всё ж они не принесли.
Мина кораблю пробила днищеДалеко-далёко от земли.
Люди сели в лодки, в шлюпки влезли.Лошади поплыли просто так.
Что ж им было делать, бедным, еслиНету мест на лодках и плотах?
Плыл по океану рыжий остров.В море синем остров плыл гнедой.
И сперва казалось - плавать просто,Океан казался им рекой.
Но не видно у реки той края.На исходе лошадиных сил
Вдруг заржали кони, возражаяТем, кто в океане их топил.
Кони шли на дно и ржали, ржали,Все на дно покуда не пошли.
Вот и всё. А всё-таки мне жаль их - Рыжих, не увидевших земли.
УЧИТЕЛЬ: Жаль лошадей, тонущих в океане, но жаль и тех, кто плачет. О чем плачут лошади? Как вы думаете?
УЧЕНИК: Лошади могут плакать оттого, что люди думают прежде всего о себе, невнимательны к животным, а иногда вообще плохо обращаются с ними.
УЧЕНИК: Сейчас я вас прошу сравнить оба стихотворения, и подумайте, в чём состоит сходство двух душевных состояний лирического героя. Такое задание С вы встретите в вариантах ОГЭ по литературе под №1.2.3.Вам необходимо дать ответ в 3-5 предложениях. Постарайтесь выполнить это задание, и некоторые работы мы зачитаем.
(зачитываются работы) – выставление оценок за лучшие работы
Обобщение и закрепление.
УЧИТЕЛЬ: Давайте вернёмся к нашему эпиграфу и подумаем, прав ли Шукшин в том, что нам не хватает доброты?
УЧЕНИК: Доброты много не бывает, а люди эгоистичны, думают больше о себе, но нас окружают и другие живые существа, которые в нас нуждаются. Мы должны стремиться к тому, чтобы сделать этот мир добрее.
 Синквейн.
— Что было предметом нашего разговора сегодня?
2286000643624терпение
00терпение
3721395643624сочувствие
0сочувствие
Лошадь в центре событий. Чем мы овеем её вокруг? Какими словами мы окружим это животное? У вас на столах лежат полоски бумаги, на которых вы запишите по одному слову и прикрепите к нашей лошади, то же самое сделайте в рабочих листах.
4231758289914сила
00сила

4072270534197добро
00добро
1828800885072гуманизм
00гуманизм
29553201044560милосердие
00милосердие
1743740395974любовь
00любовь

УЧИТЕЛЬ: теперь обратитесь к своим словарикам и подсчитайте кол-во литературных терминов, которые вы записали. Как вы думаете, с какой целью автор использует столько художественных средств?
УЧЕНИК: художественные средства (или тропы, как их ещё именуют) – это не только незаменимые элементы общей картины. Это ещё и авторская оценка, общий тон и фон произведения
Рефлексия.
УЧИТЕЛЬ: Ребята, над чем заставил вас задуматься сегодняшний урок?
У вас у каждого в пункте урока № есть фразы, которые вам нужно дописать, что позволит вам самим понять, насколько вы усвоили сегодняшний урок.
Я на сегодняшнем уроке задумался(-ась) о том……
Мне было интересно, когда...
Мне понравилось...
Мне было трудно, когда...
СЛАЙД №8
Домашнее задание.
- Выразительное чтение стихотворение.
- Сочинение – миниатюра: «О чём заставляет задуматься лирика В.Маяковского? Это ещё одно задание части С2.
Подведение итогов. Как вы считаете, актуально ли это стихотворение в наши дни? Да, каждый из нас «везёт свой воз», то есть делает своё жизненное дело и несёт свои жизненные тяготы. И если случается, что кто-то падает под непосильной ношей, то смотреть на это с равнодушием или, хуже того, с самодовольной насмешкой - бесчеловечно. Поэт уверен в победе человечности, он верит в то, что слово, идущее от сердца, способно вдохнуть силы в упавшего, вернуть ему радость жизни.-Понравилось вам стихотворение? Как вы ответите на вопрос: «Маяковский- ваш поэт?»
13. Выставление оценок за сообщения учащихся и ответы на уроке.