Методичсекая разработка урока литературы для 7 класса по творчесвту В.В. Маяковского Хорошее отношение к лошадям


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа№70»

Владимир Маяковский «Хорошее отношение к лошадям».
Размышление: слово-образ-смысл стихотворения.
Методическая разработка урока
литературы в 7 классе, выполненная
учителем русского языка и литературы
Зуйковой Еленой Николаевной.
Дзержинск
2016
Тема урока: «Владимир Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Размышление: слово-образ-смысл стихотворения».
Цель урока: формирование интереса к поэзии В.В.Маяковского через кропотливую работу со словом, выявление ярких индивидуальных особенностей стихосложения поэта.
Вид урока: комбинированный
Тип урока: урок-исследование.
Оборудование: презентация, выставка книг, портрет Маяковского.
Задачи урока:
.Обучающая
продолжить работу по формированию умения определять тему и основную мысль лирического произведения;
совершенствовать умение анализа поэтического текста; . Развивающая:
1. продолжить работу по развитию устной речи;
2.развивать образное мышление;
Воспитывающая:
1.воспитывать внимание к поэтическому слову, его образности;
2.формировать нравственные ориентиры на распознание истинных и ложных ценностей.
Форма работы: групповая
Методы работы:
Словесный (слово учителя)
Исследовательский (творческая работа)
Практический (чтение)
Частично-поисковый (нахождение изобразительно-выразительных средств)
Технологии: технология сотрудничества:
Ход урока
1. Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку. Слово учителя: «Мы сегодня проверим справедливость слов Владимира Маяковского «Слово должно держаться в стихе, как хорошо вбитый гвоздь. Попробуй вытащи!»;
2. Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности;
Развитие навыка работы с лирическим произведением является целью нашего урока. Сегодня мы погрузимся в поэтический мир поэта и, работая со словом, увидим, каковы нравственные ориентиры поэта. Постараемся проверить справедливость слов Маяковского.
3.Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний. Актуализация знаний.
Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
Оценивает выразительное чтение Выразительное чтение стихотворения по ролям «Необычайное приключение, бывшее с В.Маяковским летом на даче» Научатся: выразительно читать по ролям
Получат возможность научиться: сотрудничать с другими учениками
4.Первичное усвоение новых знаний.
Сегодня, ребята, мы проведём с вами не совсем обычный урок: вы побываете в роли исследователей, а я в роли вашего помощника, научного руководителя. И исследовать мы будем стихотворение замечательного поэта Владимира Владимировича Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».
Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
1.История создания стихотворения Презентация Слайд№ 3
2. Прослушивание аудиозаписи стихотворения В.В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» (Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 7 класс»: исп. А.Колган).
3.Беседа:
а) Понравилось вам стихотворение? Почему трудно на слух воспринимать его?
б)Что вы почувствовали при чтении? в) какую картину вы представили себе?
г)в какое время года произошло событие, описанное в стихотворении?
Где произошло событие?
4.Повторное (с комментарием) чтение стихотворения. Словарная работа. Слайд№4
1.Внимательно слушают;
2.Отвечают:
а) жалость к лошади;
б) о лошади;
о хорошем отношении к лошадям;
в) образ лошади. Научатся: чувствовать эмоциональный строй стихотворения, соотносить содержание с реалиями жизни.
Получат возможность научиться: работать совместно с другими учащимися в группе.
Вывод: Чтобы глубже понять смысл стихотворения, надо провести серьезную работу со словом.
5.Первичная проверка понимания.
Текст написан необычным размером, поэтому его трудно воспринимать на слух. В стихотворении вы встретили много непонятных слов. Лексика стихотворения необычайно разнообразна. Здесь есть неологизмы, метафоры, фразеологизм, экспрессивно-окрашенные и просто незнакомые слова. Вот теперь мы приступаем к исследованию.

Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
1.Беседа:а ) Какова тема стихотворения? (первоначальное восприятие);б) Чьи образы создает автор в стихотворении?
(учитель помогает: образы улицы и лирического героя).
2.Учитель дает задание по рядам;
3. Для выполнения работы предлагает вспомнить определение метафоры, неологизма, фразеологизма, экспрессивно-окрашенного слова, определить принадлежность слов к каждой группе (коллективная работа).
4. Сгруппировать цитаты об образе, выстроив материал по схеме: цитата-подбор слов по образу(какой?)- характеристика образа. Слайды№6,7,8. Отвечают на вопросы
Собрать материал:
1 ряд - об улице (ветром опита, льдом обута, штаны клешить, сгрудились, смех звенел и звякал, зеваки);
2 ряд - о лошади (за каплищей каплища, плоше, пошла, ржанула);
3 ряд – о лирическом герое (не вмешивал голос свой, подошел и вижу, тоска вылилась из меня. Обращается к лошади на вы, называет лошадь-деточка).Научатся: строить устный развернутый ответ; понимать, что такое метафора, неологизм, фразеологизм; отбирать материал в соответствии с заданием
Получат возможность научиться: анализировать лирическое произведение
6.Первичное закрепление.
Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
1. Рассказать, что вы узнали об улице, лошади, лирическом герое (дать характеристику)
2.Почему лошадь нашла в себе силы подняться?
3. Какой прием лежит в основе изображения?
4.Что противопоставляется? 1 ряд - улица скользкая, многолюдная, люди праздные, равнодушные
2 ряд - лошадь старая, одинокая, беспомощная, униженная
3 ряд - лирический герой неравнодушный, сочувствующий, внимательный.
Проявленное сочувствие и внимание придает силы, помогает понять, что ты не одинок;
Прием антитезы;
Безразличие, бессердечие и доброта, сострадание. Научатся: понимать, что такое литературный образ; составлять характеристику образа; понимать, что такое антитеза, какова ее роль в создании образов произведения.
Получат возможность научиться: самостоятельно давать характеристику образа
Вывод: став свидетелем непристойного поведения людей в конкретной ситуации, поэт сам размышляет о нравственности и заставляет нас задуматься о ней.

7.Контроль, обсуждение допущенных ошибок.
Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
1.Сформулировать тему (повторно, более глубоко) и основную мысль стихотворения. (записать)
2. Как понять смысл фразеологизма «Каждый из нас по-своему лошадь»
(учитель помогает ответить: внимание и любовь –это то, ради чего стоит жить и работать) Слайд№9
3 Вот теперь скажите , прав ли Маяковский, :когда говорит:«Слово должно держаться в стихе, как хорошо вбитый гвоздь. Попробуй вытащи!»;
4. Выразительное чтение стихотворения
5. Выставление отметок за урок, комментирование их. 1.Тема: гуманное отношение ко всему живому.
Основная мысль: каждое живое существо нуждается в сочувствии и понимании.
2.Разные ответы: человек также может упасть; над человеком могут смеяться, а это неприятно. Научатся: формулировать тему и основную мысль текста; анализировать образы героев с опорой на текст; сравнивать положительных и отрицательных героев; работать совместно с другими учащимися.
Получат возможность научиться: самостоятельно анализировать текст
Вывод: Заключительные строчки стихотворения можно отнести к самому поэту: «и стоило жить, и работать стоило…». Маяковский никакой идеи, никакому делу не отдавал себя наполовину, он отдавал всего себя или не отдавал ничего. Его поэзия всегда отличалась оптимизмом, верой в будущее. И даже в трудное время первых лет революции поэт верил в торжество новой жизни, в будущее человека.
В первые революционные годы Маяковский сознавал себя именно так - работающим как лошадь (работа Маяковского в «Окнах РОСТА»).
- Первоначально это стихотворение называлось «Отношение к лошадям». Впоследствии поэт изменил название: «Хорошее отношение к лошадям». Как вы думаете, почему?
- Как вы считаете, только ли о лошади это стихотворение? (Стихотворение Маяковского - не о лошади, точнее, не только о лошади. Оно - о людях, об их отношении друг к другу. Холод, лёд - это не только состояние окружающей среды, это отношения между людьми.)
8.Домашнее задание, инструктаж по выполнению.
Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
Стр.132, вопр.2 письменно Записывают задание Научится: осмысливать вопрос и давать правильный ответ.
Получат возможность научиться: оформлять свои мысли в письменном виде
9.Рефлексия.
Анкета
1.На уроке я работал активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен / недоволен
3.Урок показался мне коротким / длинным
4.За урок я не устал / устал
5.Мое настроение улучшилось / ухудшилось
6.Материал урока был мне понятным / непонятным;
полезным / ненужным;
интересным / скучным;
7.Домашнее задание кажется мне легким / тяжёлым
интересным / неинтересным
Использованная литература:
1.Н.Я.Крутова, С.Б.Шадрина. 7 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии В.Я.Коровиной, Волгоград, Учитель, 2009;
2.И.Е.Каплан. Анализ языка художественных произведений, Санкт-Петербург, отделение издательства «Просвещение», 1992;
3.В.В.Маяковский. Полное собрание сочинений в 13 т., Москва, 1958;
4. В. Я. Коровина. Учебник-хрестоматия «Литература. 7 класс», Москва, «Просвещение», 2008 г.;
5. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 7 класс».
Методическая разработка
урока внеклассного чтения для 7 класса
«В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям».
Автор: Чечелева Елена Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ п. Учебный Ершовского района Саратовской области».
Тема урока: «В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям».
Цель: формирование умений анализа поэтического текста;
формирование и развитие общеучебных действий;
развитие устной речи, освоение литературоведческих терминов;
воспитание внимания к поэтическому слову, его образности, развитие эстетического чувства в понимании и восприятии словесного искусства;
создание благоприятной эмоциональной атмосферы урока.
1. Слово учителя. Слайд №1.
- Когда речь заходит о Пушкине, всегда говорят о том, что его произведения нам знакомы с детства. То же самое можно сказать и о стихотворениях поэта, о котором речь пойдет сегодня на уроке. Слайд №2.
У меня растут года,будет и семнадцать.Где работать мне тогда,чем заниматься?..
или
Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха: - Что такое хорошо и что такое плохо?..
-Да, это строки из стихотворений Владимира Маяковского.
Маяковский – фигура в истории русской литературы неоднозначная. Слайд № 3. В середине 20 века С.Я.Маршак в статье «Маяковский детям» написал: «Вряд ли можно найти человека, который бы относился к этому поэту безразлично. Его любят или не любят, живут его стихами или спорят с ним и о нем, но нельзя не слышать в гуле нашего времени его уверенную поступь, силу его звучного, навсегда молодого голоса».
Сегодня мы прикоснемся к творчеству «большого» и неоднозначного поэта, поразмышляем над его стихотворением «Хорошее отношение к лошадям», попытаемся понять, что хотел сказать автор своим произведением.
Дома вы самостоятельно прочитали стихотворение В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».
- Понравилось ли вам стихотворение?
- Все ли было понятно при чтении стихотворения?
- Какие вопросы возникли при чтении?
2. Из истории стихотворения.
Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» было написано поэтом в 1918 году. Слайд№4.Это было трудное время для нашей страны. Шла гражданская война. Народное хозяйство было разрушено. Не было хлеба, топлива. Слайд №5. Вот как о том времени рассказывает свидетель тех событий: «Было очень холодно. На улицах палые лошади. Убирать их было некому. Их растаскивали по кускам, разрезая перочинными ножами. Только потом приходили собаки…»
Такие сцены были нередкими в голодающей Москве 1918года, да и не только в Москве. Однажды Маяковский сам стал свидетелем того, как обессиленная лошадь упала на обледеневшую мостовую.
Слайд №6. В конце марта 1918 года поэт сообщал Л.Ю.Брик: «Стихов не пишу, хотя и хочется очень написать что-нибудь прочувствованное про лошадь». В июне стихотворение было уже напечатано.
3. Прослушивание аудиозаписи стихотворения В.В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» (Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 7 класс»: исп. А.Колган).
4.Беседа с учащимися.
- Какую картину вы представили себе?
- В какое время года произошло событие, описанное в стихотворении?
- Где произошло событие?
(Кузнецкий мост - одна из центральных улиц Москвы. На Кузнецком мосту помещалось кафе «Питтореск», где часто выступал Маяковский).
- С каких строк начинается развитие сюжета? ( Развитие сюжета начинается с первых строк:Били копыта.
Пели будто:
-Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб).
- Как вы понимаете строки «Гриб. Грабь. Гроб. Груб»? Как эти строки характеризуют то время?
-Какие звуки настойчиво повторяются? (гр-б, гр-б, гр-б – лошадь скачет, стук копыт о мостовую).
-Какой прием использует автор? (Звукопись – прием звукоподражания). Гайдите в стихотворении еще примеры звукописи (зв-зв-зв-зв – звенящий смех, безжалостный, жестокий, как звон металла; ш-ш-ш-ш – шёпот;
рж-рж-рж-рж – лошадиное ржание).
- Какая зарисовка предстаёт перед нами в начале следующей строфы?
Начало следующей строфы—пейзажная зарисовка неухоженной зимней московской улицы:
Ветром опита,
льдом обута,
улица скользила.
Лошадь на круп
грохнулась…
- Как вы понимаете эти строки?
Словарь.
« Ветром опита»—улица как бы напоена сырым, холодным воздухом;
«Льдом обута»--панцирь льда как бы обул улицу, поэтому она скользила;
Здесь метонимия: не улица скользила, а люди, с трудом шагающие по неубранным тротуарам.
- Какие строки, слова адресует автор зевакам, для которых муки живого существа—зрелище?
У ч а щ и е с я:
…и сразу
за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким клёшить,
сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал:
-Лошадь упала!-
-Упала лошадь!-
Словарь.
Клёшить—неологизм от слова «клёш». «Клёшит» сытый человек, ищущий развлечений.
Сгрудились—собрались в кучу, как стадо.
Страдание животного вызывает у толпы смех, который напоминает звон мелкой монеты: «зазвенел и зазвякал».
Выкрики зевак подобны вою.
- Какие чувства наполняют поэта? Подтвердите примерами из стихотворения.
(Поэт удручён. Он противопоставляет себя толпе.
Лишь один яголос свой не вмешивал в вой ему.)
- Как Маяковский описывает страдания лошади?
Подошёл
и вижу
глаза лошадиные …
Улица опрокинулась,
течёт по – своему …
Подошёл и вижу -
за каплищей каплищапо морде катится,
прячется в шерсти …
-Поэт потрясён. Его пронзает боль, сострадание к мучению животного:
И какая-то общая
звериная тоска
плеща вылилась из меня
и расплылась в шелесте.
- Как обращается поэт к лошади? (Поэт обращается к лошади на «вы» - уважительно, подбадривает лошадь:
«Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте—
Чего вы думаете, что вы их плоше?
Деточка,
Все мы немножко лошади,
Каждый из нас по-своему лошадь».
- Как вы понимаете слова «Все мы немножко лошади…»? (Поэт искренне сочувствует боли живого существа, подчёркивает родственность душ. Он уподобляет случившееся судьбе человека, на долю которого порой выпадает тяжёлая жизнь, оскорбления недругов).
- Как изменяется настроение лошади? Чтение заключительных строк стихотворения. Может быть,- старая -и не нуждалась в няньке,может быть, и мысль ей моя казалась пошла,тольколошадьрванулась,встала на ноги,ржанулаи пошла.Хвостом помахивала.Рыжий ребенок.Пришла веселая,стала в стойло.И всё ей казалось -она жеребенок,и стоило жить,и работать стоило.
- Заключительные строчки стихотворения можно отнести к самому поэту: «и стоило жить, и работать стоило…». Маяковский никакой идеи, никакому делу не отдавал себя наполовину, он отдавал всего себя или не отдавал ничего. Его поэзия всегда отличалась оптимизмом, верой в будущее. И даже в трудное время первых лет революции поэт верил в торжество новой жизни, в будущее человека.
В первые революционные годы Маяковский сознавал себя именно так - работающим как лошадь (работа Маяковского в «Окнах РОСТА»).
- Первоначально это стихотворение называлось «Отношение к лошадям». Впоследствии поэт изменил название: «Хорошее отношение к лошадям». Как вы думаете, почему?
- Как вы считаете, только ли о лошади это стихотворение? (Стихотворение Маяковского - не о лошади, точнее, не только о лошади. Оно - о людях, об их отношении друг к другу. Холод, лёд - это не только состояние окружающей среды, это отношения между людьми.)
И в стихотворении «Дешёвая распродажа» поэт выражает эту же мысль:
Слушайте ж:
всё, чем владеет моя душа,
- а её богатства пойдите смерьте ей! –
великолепие,
что в вечность украсит мой шаг,
и самое моё бессмертие,
которое, громыхая по всем векам,
коленопреклонённых соберёт мировое вече, -
всё это - хотите?
Сейчас отдам
за одно только слово
ласковое,
человечье…
За человечье слово –
не правда ли, дёшево?
Пойди,
Попробуй, -
Как же,
найдёшь его!
5. Итоги урока.
- Как вы считаете, актуально ли это стихотворение в наши дни? (Да, каждый из нас «везёт свой воз», то есть делает своё жизненное дело и несёт свои жизненные тяготы. И если случается, что кто-то падает под непосильной ношей, то смотреть на это с равнодушием или, хуже того, с самодовольной насмешкой - бесчеловечно. Поэт уверен в победе человечности, он верит в то, что слово, идущее от сердца, способно вдохнуть силы в упавшего, вернуть ему радость жизни.)
-Понравилось вам стихотворение? Как вы ответите на вопрос: «Маяковский- ваш поэт?»
- В заключении урока я хочу предложить вам послушать песню на стихотворение В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям», музыку написал Вл.Дашкевич, а исполняет оригинальная певица Елена Камбурова.
6. Д/З: стр. 106-109 (подготовить выразительное чтение).
5. Анализ стихотворения.
– Что происходит в стихотворении?
– Как композиционно построено стихотворение?
– Прочитайте строки, в которых заключается главный смысл стихотворения
Лошадь, не надо.Лошадь, слушайте –чего вы думаете, что вы их плоше?Деточка, все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь.
– Почему? (Слова поддержки и сочувствия могут помочь подняться и выдержать трудности.)
Обратимся к началу стихотворения:
Били копыта. Пели будто:– Гриб.ГрабьГроб.Груб.
– Что необычного? (Форма.) Для чего лесенка? (Выделить каждое слово.) Для чего выделить? Какие ассоциации вызывают у вас звучание этих строк? (Слышится звуковая имитация гула конной рыси.) Какие звуки создают это? (Прием звукоподражания или звукопись.) Еще для чего? (Лексика.) Лексическое значение слов создает образ. Какой? (Образ улицы.) Что же еще создает образ улицы? Разделимся по парам и изобразим в тетради алгоритм этого образа. (На это задание дается 3 минуты.)
С каждого ряда идут по одному спикеру, изображают образ улицы на маркерной доске. Учитель на магнитной доске представляет свой алгоритм этого образа. (Вырезанные из бумаги фигурки Кузнецкого моста, штанов, пришедших Кузнецкий клешить, лошади.) Сравниваем.
  / Кузнецкий мост Какая это улица? (Центральная.)
образ улицы — зеваки Что они делают на Кузнецком? (Бездельничают.)
  \ лошадь А где же образ лирического героя? (Его здесь нет.)
Как автор дает понять отношение к тем, кто смеялся над лошадью? Какое это отношение? (Учащиеся приводят примеры из стихотворения.)
6. Словесное рисование.
(Представим ситуацию. Опишите ее.) Что мы заметили? (Два несоответствия: улицы и лошади.)
Лошадь одна (без человека, без коляски) – парадокс, необычно. Зато соответствие пойдет:
Лошадь одна = лишь один я
Заметим общность судьбы лошади и лирического героя. Об этом мы могли прочитать и у Н. Асеева в его поэме, посмотрим еще раз на последние 8 строк. Та же самая частица выделения – лишь.
Как вы понимаете слова: улица опрокинулась…? (В глазах лошади изображение вверх ногами.)
Какие слова подчеркивают размеры лошади? (Грохнулась, каплища…) И снова подчеркивается сходство лирического героя и лошади через отрывок из поэмы Н. Асеева (он большой, длиннолапый).
Какие слова выражают сочувствие лирического героя к лошади? Как вы их понимаете? (Боль и страдания за животное вылились из души автора и выразились в его словах.)
Слова поэта, обращенные к лошади, взяты в кавычки. Как вы считаете, произнесены они вслух или являются внутренним монологом? ( Это внутренний монолог.)
Какие эпитеты автор использует при описании лошади, когда та услышала слова поддержки и сочувствия? (Рыжий ребенок, пришла веселая.) Почему? (Она обрела силы, желание жить и работать.)
Найдите в толковом словаре лексическое значение слова «стойло».
Стойло – отгороженное в конюшне место для одной лошади и иной скотины. (В конюшне много стойл.) Значит, лошадь стала как все другие, она уже не одна, она с другими лошадьми, она похожа на других, т.е. образ стойла – это включение себя в коллективную общую систему. Вот в чем автор видит, оказывается, внутреннюю гармонию, в стремлении быть со всеми. Возможность жизни автор показывает в осознании необходимости гармонического слияния с обществом.
Поэт понимает, что все живые существа: и люди и животные – звенья одной цепи, что всем бывает больно и страшно:
Деточка! Все мы немножко лошади.Каждый из нас по-своему лошадь.
Разве о лошади это стихотворение?
Стихотворение – попытка философского осмысления человеческой жизни. Это маленькая победа добра над злом, жизни над смертью вселяет оптимизм в душу поэта:
…и стоило жить,И работать стоило.
Может быть, этот вывод неожидан для читателя, но для Маяковского он характерен, потому что дает представление о смысле его жизни и о цели его творчества. Если человек занят трудом, и труд его нужен людям, он не должен обращать ни на кого внимания, все, кто самозабвенно трудятся, немножко лошади.
Вы поняли, о чем разговаривает через свои стихи поэт с людьми? Какой диалог с ними ведет? (Возвращаемся к эпиграфам, читаем их еще раз.)
Поэзия Маяковского всегда отличалась оптимизмом. И даже в трудное время первых лет революции поэт верил в торжество новой жизни, в будущее человека, а необычная форма призвана была помочь автору в выражении гуманистического отношения к миру. Маяковский понимал, что главное - не только изменить общество, необходимо изменить каждого человека. Так насладитесь же звучанием поэтических строк В. Маяковского, почувствуйте это отношение.
Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение «Хорошее отношение к лошадям».

My-shop.ru: 177 руб.  купитьOZON.ru: 208 руб.  купитьЛабиринт: 223 руб.  купить
My-shop.ru: 184 руб.  купитьOZON.ru: 217 руб.  купитьЛабиринт: 232 руб.  купитьЭтап урока Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
Организационный момент Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности Проверка д/з, воспроизведение и коррекция опорных знаний. Актуализация Выразительное чтение по ролям стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с В.Маяковским летом на даче» Первичное усвоение новых знаний Первичная проверка понимания Первичное закрепление Контроль, обсуждение допущенных ошибок Д/з, инструктаж по выполнению Рефлексия