Средства выражения поэтической идеи в стихотворении В.В. Маяковского Хорошее отношение к лошадям (к уроку литературы в 6 классе)
СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ ПОЭТИЧЕСКОЙ ИДЕИ
В СТИХОТВОРЕНИИ В.В. МАЯКОВСКОГО
«ХОРОШЕЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛОШАДЯМ»
«Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей». Эти слова М. Горького справедливы для любого времени, но особенно заметны перемены в языке в переломные периоды жизни нашего общества. И это не случайно: язык отражает изменяющееся сознание общества. Доказательством тому может служить творчество поэтов конца XIX – начала XX века, в частности Маяковского - яркого представителя футуризма.
В письме о футуризме от 1 сентября 1922 г., говоря литературной группировке «Комфут» («Коммунистический футуризм»), он определяет одну из важнейших её задач: «Утвердить словесное искусство, как мастерство слова …, как умение в слове решить любую задачу», а также отмечает необходимость работы над словарём (словоновшество, звуковая инструментовка и т. д.). Эти установки поэт реализует в собственных произведениях, в частности - в стихотворении «Хорошее отношение к лошадям» (1018г.).
Слово для В. Маяковского – орудие изменения общества, человека. Один из главных врагов в борьбе за нового человека, по его мнению, - мещанство, корень которого, как полагал поэт, кроется в сытой тупости, ограниченной бытовыми рамками, в нечувствительности к чужой боли. Все эти переживания и отразились в «Хорошем отношении к лошадям». Сюжет произведения — лишний повод задуматься о соотношении алчного и грубого со светлым и гуманным в душе каждого из нас и в обществе в целом.
Как же «работает» слово в этом стихотворении?
Звукоподражание в начале стихотворения не только имитирует цокот копыт, но и выдвигает лексически значимые слова, несущие в себе тему грабежа и насилия:
Били копыта. Пели будто: — Гриб. Грабь. Гроб. Груб.
Аллитерация [г р],[б],[б'] в сочетании с особой рифмовкой способствует нагнетанию тягостной атмосферы, тревоги, готовит читателя к чему-то страшному. На этом фоне резко контрастирует «мягкое» слово «пели», ещё больше подчёркивая мотив тревожности. Кроме того, монотонный цокот копыт передаёт и однообразие существования Кузнецкого моста. Падение несчастной лошади на скользкую, обледеневшую мостовую вносит разнообразие в жизнь обывателя:
…и сразу за зевакой зевака, штаны пришедшие Кузнецким клёшить, сгрудились…
Здесь с помощью метонимии автор обезличивает толпу в её сытом самодовольстве. В зеркальном повторе (« - Лошадь упала! / - Упала лошадь!») слышится торжество бездушия, бессердечия. Звенящий и звякающий смех зевак воспринимается поэтом как вой (злобный, хищный). Он противопоставляет себя толпе («Лишь один я / голос свой не вмешивал в вой ему»). Он с сочувствием заглядывает в глаза лошади и видит там отражение мостовой:
Улица опрокинулась, течет по-своему...
Так поэт передаёт состояние лошади, существа одинокого и беззащитного.
Нельзя не обратить внимание на «словоновшество» Маяковского: «за каплищей каплища», - так пишет он о слезах бедного животного, чтобы передать, насколько велика обида и душевная боль живого существа (сравните использование суффикса –ищ- в слове силища).
Интересно соотнести следующие строки:
Подошел и вижу — за каплищей каплища по морде катится, прячется в ше́рсти...
И какая-то общая звериная тоска плеща вылилась из меня и расплылась в шелесте.
От боли катятся слёзы по морде лошади – от сострадания выливается тоска из души поэта. Лошадь, оказывается, способна чувствовать, как человек – человеком овладевает тоска «звериная».
Конечно же, нельзя не заметить обращение к лошади на «вы»: «Лошадь, слушайте — / чего вы думаете, что вы их плоше?» Это почтительное обращение – предпосылка к последющему «все мы немножко лошади». Противопоставляя себя толпе, поэт не гнушается отождествить себя с этим существом, так сейчас нуждающемся в понимании и поддержке.Финал стихотворения контрастно оптимистичен:
Хвостом помахивала.
Рыжий ребенок.
Пришла веселая,
стала в стойло.
И все ей казалось —
она жеребенок,
и стоило жить,
и работать стоило.
Символично созвучие: рыжий ребенок — жеребенок. В.В. Маяковский последовательно и настойчиво сравнивает лошадь и человека. Как и лошадь, каждый из нас способен оступиться, пасть духом на жизненном пути. Поэт показывает, как трудно, но необходимо найти в себе силы и встать, не обращая внимания на пустые крики зевак, на насмешки тех, кому безразлична твоя судьба. И как важно, когда рядом будет тот, кто сумеет понять тебя и найти слова поддержки.
Стихотворение «Доброе отношение к лошадям» значимо по своему богатству содержания и формы, по гуманистической направленности: в годы ожесточённости поэт призывал к доброте и милосердию.
__________________________________________________________
Использованные интернетресурсы:
http://feb-web.ru/feb/mayakovsky/criticshttp://stavcur.ruhttp://www.scienceforum.ruhttp://school-essay.ruhttp://5litra.ruhttp://www.litra.ruhttp://litevv.narod.ru/razbor_stixov/24.html