«Философия поэтической души В. Маяковского (на примере стихотворения «Хорошее отношение к лошадям»)
Тема: «Философия поэтической души В. Маяковского (на примере стихотворения «Хорошее отношение к лошадям»).
Цели урока: 1) Образовательные: научить правильному прочтению лирического текста; отрабатывать приёмы анализа стихотворной формы: определение размера, рифмы, строфики; 2) Развивающие: продолжать работу над средствами выразительности поэтической речи; развивать образность мышление и способность к интерпретации текста.
3) Дидактические: воспитывать у учащихся поэтическое восприятие лирического стихотворения и интерес к поэзии; научить погружаться в мир автора.
Оборудование: опорный план урока по теме: «Философия поэтической души В. Маяковского (на примере стихотворения «Хорошее отношение к лошадям)», портрет В.В Маяковского, сборник стихов В. Маяковского, биографическая книга П. Фокина «Маяковский без глянца».
2 минуты.
Приветствие, эмоционально-образное слово учителя (эпиграф урока+биографический комментарий), огласовка темы и цели урока.
2 минуты.
Выразительно чтение учителем.
2 минуты.
Составление учениками ассоциативного ряда.
3 минуты.
Комментарий учителя.
15 минут.
Эвристическая беседа.
Работа над деталями.
«Поищем словечко!» - подбор эпитета, характеризующего смех.
4 минуты.
Лингвистические упражнения.
3 минуты.
Выявление личностного смысла беседой.
5 – 7 минут.
Пояснить задание.
Творческая работа.
1 минута.
1 минута.
1. Оргмомент.
Приветствие класса и учителя.
Установка на прочтение.
Жизнь и стихи Маяковского так тесно слиты, что без преувеличения можно сказать, они дополняют и комментируют друг друга. В этой синтетичности человеческого и поэтического образа Маяковского заключается его сила, в этом секрет его власти над читателем.Писатель Лев Кассиль не ошибся, охарактеризовав Маяковского именно так.
Сегодня, мы будем пытаться понять, как возникает эта синтетичность, что значит «философия души» Маяковского и каким образом это проявилось в стихотворении «Хорошее отношение к лошадям».
2. Первичное чтение лирического текста.
Чтение наизусть стихотворения Маяковского «Хорошее отношения к лошадям».
- Подумайте и скажите: о чём это стихотворение? (Оно не только о жалости к лошади, оно ещё об отношении к жизни, о способности человека жить в гармонии с животным миром, заботиться о братьях наших младших).
- Опишите какие чувства, впечатления, настроения возникли у вас при прослушивании этого стихотворения? (грусть, печаль, радость).
Вы все были правы. Это стихотворение наполнено разными оттенками чувств и эмоций. И, конечно, это произведение является своего рода отображением взгляда поэта на жизнь. Интересным является и то, что главным героем этого стихотворения становится лошадь. Это не случайно: Маяковский обожал животных, в особенности лошадей. Позвольте зачитать вам несколько воспоминаний об этой причуде поэта.
(зачитываются отрывки из книги «Маяковской без глянца»).
3. Анализ лирического текста.
- Учитывая любовь Маяковского к животным в реальности, как вы думаете, образ лошади в стихотворении конкретный, собирательный, символический?
- Что именно символизирует образ лошади в этом стихотворении? (Человека, старость, поэта)
- Какие ещё образы мы можем найти в этом стихотворении (образ безликой толпы-улицы, образ лирического героя)
- Как охарактеризуем эти образы? Какие средства помогают нам в этом?
(Лошадь – глаза лошадиные. Глаза отражают на лице то, что у живого существа на душе)- А что вы видите в этих глазах? (боль, страдание, проникновенную глубину, человечность).
- Что происходит с душой лирического героя?
(Его охватила звериная тоска. Он предстаёт человеком, способным посочувствовать, пожалеть. Герой относится к лошади, как к человеку).- Какими характеристиками наделён образ улицы?
(Толпа/улица характеризуется метафорами «льдом обута», «ветром опита». Зеваки смеющиеся).- Какой смех звучит в стихотворении? Охарактеризуйте его (Злой, несправедливый, противный и т.д.).
- При помощи каких поэтических приёмов автор создаёт атмосферу трагического одиночества? (приём звукописи: «били копыта, пели будто: гриб, граб, гроб, груб»).
- Как вы понимаете фразу: «Все мы немножко лошади. Каждый из нас по-своему лошадь»? (В жизни каждого человека наступает такой период, когда он нуждается в сочувствии, сострадании, поддержке).
- Как вы понимаете финал стихотворения?
(Финал стихотворения символичен: лошадь вспоминает детство – самую беззаботную пору жизни, когда каждый мечтает о счастливом будущем, надеется на лучшую жизнь)
- Каким пафосом наполнено это стихотворение (гуманистическим)
- Какие поэтические средства, помогают читателю увидеть и услышать особую звукопись стихотворения?
1. Аллитерация – повторение согласных звуков в слове, фразе.
БиЛи КоПыТа,ПеЛи БуДТо:- ГРиБ.ГРаБь.ГРоБ.ГРуБ. –
Употребление выделенных согласных направлено на то, чтобы создать у читателей звуковую картину ходьбы лошади по мостовой. Мы действительно слышим, как идет лошадь, как цокают ее копыта.
ЛоШаДь на КРуПГРоХНуЛаСь…… СГРуДиЛиСь…
А зевакам что? Лишь что-нибудь привлекло их внимание и почему-то развеселило.
и СРаЗуЗа ЗеваКой ЗеваКа,ШТаны ПРиШеДШие КуЗнеЦким КЛёШить…
Звонкие «з», «р», «л» в сочетании с глухими (и многочисленными) «ш», «ц», «к» передают звуковую картину шарканья ног по тротуару; ткань брюк издает звуки при движении. А длинная строка – метафора бесконечного шествия зевак по Кузнецкому мосту.
2. Ассонанс - созвучие, повторение гласных звуков в слове, фразе.
Особенно часто она повторяется в двустишии: - ЛошАдь упАлА!-УпАлА лошАдь!
Лошадь наверняка могла заржать. Звук «а» - выражение крика и самой лошади и многочисленных прохожих.
3. Звукоподражание – подражание с помощью языка звукам живой и неживой природы. - Гриб. - Грабь. - Гроб. - Груб.
В данном случае слова полностью теряют свое лексическое значение, но выступают в другой функции – звукоизобретательной.
4. Звукопись – прием усиления изобразительности текста путем такого построения фраз, строк, которое соответствовало бы воспроизводимой картине.
Первые 6 строк – лошадь скачет, звук каждого копыта отчетливо слышен.
У-ли-ца сколь-зи-ла.Ло-шадь на крупгрох-ну-лась.
Автор подбирает слова с двумя-тремя слогами; причем эти слова можно разделить еще: с-ко-ль-зи-ла, г-рох-ну-ла-сь. Поэтическая задача: воспроизвести звуки бега, скольжения и падения.4. Обобщение воссоздание целостности:
Таким образом, мы с вами понимаем, что Маяковским были затронуты очень важные, злободневные, вечные темы.
-Назовите какие именно? (Объединение человека с природой, природная доброта человека).
-Какие подлинные духовные ценности интересуют поэта-героя? (нравственность, мораль, милосердие и сострадание).
5. Контроль (рефлексия).
Мне бы хотелось, чтобы каждый из вас написал сейчас мини- сочинение на тему: «О поэтической душе Маяковского», в котором изложил свои мысли по поводу сегодняшнего занятия.
6. Домашнее задание.
Выучить одно из стихотворений В. Маяковского наизусть, подготовить выразительное чтение.
7. Конец урока.
Выставление оценок с комментированием.