Идейно-художественное своеобразие повести Александра Торика Димон. Сказка для детей от 14 до 114 лет


Идейно-художественное своеобразие повести Александра Торика «Димон. Сказка для детей от 14 до 114 лет»
(Урок социокультурной компетенции на основе изучения повести Александра Торика «Димон»)
Концепция развивающего обучения, лежащая в основе развивающего обучения, направлена на развитие у школьников системного мышления, формирование целостной картины мира, развитие способностей к постановке и решению проблем, способностей к пониманию других людей и самого себя.
Социокультурная компетенция предполагает владение школьником знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей, определение своего места и своей роли в окружающем мире, иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах; иметь осознанный опыт жизни в многонациональном, многокультурном обществе.
Одной из наиболее эффективных и в настоящее время широко распространенных форм урока является выполнение школьниками самостоятельного исследования. Чтобы ученик овладел социокультурной компетенцией ему необходимо научиться наблюдать, экспериментировать, обобщать, сравнивать, классифицировать и так далее.
На примере урока по повести Александра Торика «Димон» рассмотрим формирование социокультурной компетенции на основе системно-деятельностного подхода.
Так, для внеклассного чтения учащимся 10-х классов была предложена повесть Александра Торика «Димон».
Анализ текста начинаем с осмысления заголовка, ведь это своеобразная «входная дверь» в текст (до знакомства с текстом).
«Какие ассоциации возникают у вас в связи с названием повести?»
Осмысление заголовка – это первый шаг к пониманию замысла автора, идеи произведения. От работы над заголовком переходим ко второму этапу - прогнозированию событий: «О чем может идти речь в произведении с таким названием?» Учащиеся выдвигают гипотезы, предположения, доказывают свою точку зрения, высказывают догадки о затронутых автором проблемах.
Имя автора также незнакомо учащимся. Прежде чем перейти к диалогу с писателем, с текстом, предлагаю домашнее задание по группам:
1 группа. Вы журналисты. Вам необходимо взять интервью у Александра Торика.
2 группа. Вы биографы. Представьте жизненный и творческий путь писателя.
3 группа. Вы художники. Составьте творческий портрет Александра Торика. Используйте тексты-интервью с писателем в СМИ.
4 группа. Вы организаторы книжной выставки, посвященной Александра Торика. Представьте «экспонаты» - слайды.
5 группа. Вы критики. Подготовьте подборку статей по творчеству Александра Торика.
Цель урока: определение своеобразия системы образов на основе разнообразных материалов; определение нравственной позиции автора, идейного смысла произведения.
Эпиграф: Ничто в мире зря не делается. Все имеет смысл. Страдания, несчастия, смерти только кажутся необъяснимыми. День и ночь, радость и горе, достижения и падения – всегда научают. Бессмысленного нет. (Б. Зайцев)
Ход урока
- Обратимся к эпиграфу, как вы понимаете его содержание?
Проверка домашнего задания: выступление тематических групп.
Сообщаем ребятам тему урока.
1. - О чем мы будем вести речь? Дайте ответ с опорой на тему.
(Ученики отвечают, в чем заключается идея, как идея воплощается через образы, в чем заключается нравственная позиция автора)
- А как можно узнать позицию автора? Что это такое?
(Какую оценку дает поступкам, героям, как видит людей, действительность, что считает важным, что нет; через образы и т.п.)
- Посмотрите, сколько литературных терминов мы сегодня назвали. Все это поможет в сегодняшней работе.
2. Ассоциативная разминка настроит нас на анализ повести «Димон»: ДУХ, ДУША, МУЖЧИНА, ВЕРА, ЛЮБОВЬ.
- Напишите по пять ассоциаций к каждому слову.
Зачитываем ответы.
3. Если же человек, особенно мужчина, не способен на подвиг - отдать себя за того, кого ты любишь, - то это не мужчина и, в общем-то, не человек. Молодые люди должны знать: мужчину от "немужчины" отличает способность пожертвовать собой ради того, кого ты любишь.
– Есть ли в наше время Мужчины? Или только инфантильные «приставки к компьютерам»? Есть ли в наше время Любовь? Или только физиология? Есть ли в наше время Подвиг? Или победил девиз «Жить по кайфу и на халяву»?
- Предлагаю вам провести исследование с целью выяснения того, как можно ответить на эти вопросы, и как сам автор на них ответил в повести «Димон».
4. Обыкновенный 17-ти летний человек Дмитрий Рыжок (сокращённо Димон) живёт своей жизнью современного подростка: Интернет, много книг, сложные отношения с окружающим миром, мечты, первая любовь к «самой красивой на свете» однокласснице
- Работа с текстом. Представление героя.
(Тоще-бледно-синюшно-сутулое существо с блёклыми зеленовато-серыми глазами косоватого разреза и густющей шапкой торчащих неукротимых рыжих волос; тощие длинные, без намёка на бицепсы руки; пальцы, способные удержать лишь компьютерную мышку; впалая грудь; безвольный подбородок)
- Почему, по понятиям сверстников, Димон жил «в шоколаде»?
(Его никто не «пас», не лез в учебные и прочие дела, была отдельная большая комната, навороченный «комп», небольшие, но стабильные наличные и полная независимость от «предков»)
- Почему же Димон так одинок?
(Воспитанием Димона никто не может или не хочет заниматься; папу своего он не помнит; мама с отчимом уехали в Канаду на заработки; оставшаяся с героем мать отчима, баба Эмма, интересуется мыльными сериалами больше, чем Димоном; почти всё свободное время он тратит на компьютерные игры и книги, а значит, друзей к него тоже немного)
- Как можно охарактеризовать Маринку?
(Первая красавица класса, ослепительная, с фигурой; неглупая, добрая; упивается всеобщим юношеско-мужским восхищением и пользуется плодами поклонения своих «фанатов»; перспективы устройства в жизни сверкали бриллиантовым блеском; небезосновательно рассчитывала на Принца)
- Что делать с сердцем Димону?
(Шансов встретить в Маринкиных глазах свет ответного чувства никаких; с замиранием сердца ловит случайные взгляды Принцессы и ищет повод перекинуться с ней парой слов; счастлив от возможности послужить Принцессе и сподобиться её благосклонного взгляда)
5. Всё буднично и размеренно, пока «благодаря» неприятному уличному инциденту Димон случайно не знакомится с одним удивительным старцем, который вводит его в неведомый и страшный мир терминала. Случайного ничего нет, у Блеза Паскаля есть гениальная фраза: «Случай – это псевдоним, который избрал себе Господь Бог».
- Почему щуплый и физически слабый Димон при встрече со шпаной проявил храбрость и отвагу?
(Изначально Димон добровольно отдал главарю хулиганов свой MP3-плеер, но когда речь зашла о мобильном телефоне, Димон понял, что там у него находятся единственные фотографии Маринки, и если она умрёт, – после аварии Маринка в коме – то он больше никогда её не увидит. Поэтому Димка и проявил невиданное мужество с неожиданным для себя результатом – «бригада» отступила)
- Почему Димон в разговоре со старцем Афанасием изливает душу? О чём он поведал?
(Во-первых, Димон почувствовал, что он кому-то нужен, интересен, о нём заботятся, его слушают, ему сочувствуют; во-вторых, его подкупила ласковая манера обращения старца: брат, браток, внучок. Димон признаётся в своём одиночестве, в том, что его любил только попугай, но и тот улетел, и в своей любви к Маринке)
- Что предлагает Димону старец Афанасий?
(Отправиться в мир Вечности и попробовать оказать Марине необходимую помощь. «Но ты сам должен принять решение – идти на помощь своей Пренцессе или нет.» Дело это опасное с непредсказуемым результатом. Попросту говоря, Димону предлагается отправиться в ад, где пройти множество испытаний...)
6. Всё то, что мы привыкли видеть в одном свете – в Терминале горит зловеще ярко устрашает своей очевидностью. Все наши страсти видны как под увеличительным стеклом – зависть и раздражение, похоть и чревоугодие, ненависть и властолюбие – мытарства Терминала оголяют всё, показывая истинное положение вещей.
(«Перед глазами Димона, в бескрайнем пространстве темноты сверкало разноцветными огнями, гигантское вдаль и в ширину, хотя, в высоту и не выше обычной пятиэтажки, сооружение. Вдоль всего видимого фасада виднелись подсвеченные прожекторами разноцветные рекламные щиты с какими-то картинками и надписями на разных языках. Единственный помпезный вход переливался разноцветьем неоновых огней, напоминающим новоарбатские казино. Стали различимы слова на рекламных полотнищах, покрывающих фасад Терминала: «Добро пожаловать в Мечту!»
«Ты ждал этого всю свою жизнь!»
«Только здесь исполняются любые желания!»
«Выбирай своё наслаждение!»
«Счастье навсегда!»)
- Охарактеризуйте образ Торика.
(Напоминающий повадкой официанта брюнет в ослепительно белой сорочке с галстуком-бабочкой, до бритвенной остроты наглаженных чёрных брючках, блестяще начищенных «офисных» ботинках, стильных узких тёмных очках и с заострёнными, как у эльфов из «Властелина Колец», кончиками ушей, услужливый, льстивый. Когда Димка выбрался из пещеры, Тофик выглядел, словно бомж – мятым, мрачным и пришибленным, бес-менеджер злобно шипел; злорадно потирая когтистые лапки, проскрипел Тофик ехидным голосом; топнул копытообразной ступнёй)

- Какие истины открываются Димону, когда он проходит залы Термнала?
(Проходя последовательно искус мытарств Димон с изумлением обнаруживает, что то, что на земле прикидывается и маскируется под вполне безобидные, с точки зрения современного человека, «слабости», на самом деле - беспощадные страсти, буквально гложущие человека. В Терминале происходит последний и завершающий обман - «Добро пожаловать в Мечту!» - зазывающее горят яркие надписи перед входом, и вездесущие служители Терминала, Торики, угодливо показывают все «прелести» бездумного времяпровождения в страстях и пороках. «Ты ждал этого всю свою жизнь!» Всеми лукавыми оттенками призывно горит надпись - «Только здесь исполняются любые желания!». Ошеломляюще новый и страшный мир последовательно разворачивается перед потрясённым Димоном – Добро и Зло оказываются не отвлечёнными истинами, а сутью всех наших душевных движений. Здесь нет спокойной середины – каждая наша мысль, каждое движение души человека влечет нас либо вверх, либо вниз – и третьего не дано В Терминале всё имеет свою истинную цену: чревоугодники окружены самыми лучшими яствами на свете, но нет материального тела, которое бы могло насладится ими. Бездумные словоохотливые люди сотнями лет проводят в бессмысленной болтовне друг с другом. Страшное одиночество, раздражение, эгоизм, гордость, алчность и жадность – всё в Терминале обретает свою истинную форму. Ужас, удивление и трепет – вот те чувства, которые испытывает Димон)
- В чём Димон видит своё спасение?
(Единственная надежда Димона – сопровождающий его Ангел- Хранитель, помогающий в трудную минуту совершить правильный выбор в мрачных безднах Терминала, и вера вера в Любовь, которая «не ищет своего». То искреннее и безответное чувство, которое Димон испытывал к Марине, помогает ему подняться над всеми страстями и спасти свою девушку, принеся себя в жертву и вырвав ее из лап смерти и отвратительного ужаса, обретя её просветвлённой и прозревшей)
- Почему автор сразу не раскрывает тех пяти слов «призыва», которые Афанасий сообщил главному герою?
(Дело в том, что Дима, несмотря на свои светлые и добрые качества, ещё не познал Веры; он просто повторял этот призыв, он не мог пропустить эти слова сквозь свою душу. В пещере над котлованом в присутствии души своего умершего отца Димон узнаёт от Вестника религиозный смысл происходящего, герой обретает Веру, тогда истинное значение «призыва» открывается ему)
- Чем закончилось противостояние Тофика и Димона с Ангелом?
(- Ты наш! – схватил его за руку бес.
- Нет, он наш! – возразил спокойно Ангел. – Он наш! И ты это знаешь, демон! Он исполнил заповедь и душу отдал за спасение другой души! Он пожертвовал своей вечной жизнью ради любви, и Христос дарует ему и его любимой ещё один шанс! Отойди от него, бес!
- Будьте вы прокляты со своей любовью! – исступлённо завыл от бессильной ненависти Тофик.)
- Поменялось ли отношение Маринки к Димону после всех испытаний?
(- Димка, Димочка! – Маринка бросилась к Димону и крепко обняла его. – Какой ты красивый! (вспомните описание Димона в начале обсуждения)
- Да ладно! – смутился Димон, прижимая к себе Маринку, - Это ты красивая, а я так, рыжий
- Ты золотой! – прошептала Маринка)
7. Роль пейзажа в повести.
- На листке бумаги, разделённом на две части, сопоставьте в цвете настроение Димона, Торика (не забываем про цитаты.)
- Как меняется пейзаж и почему? Зачем автор вводит пейзаж? Что он подчёркивает в настроениях и поступках Димона и Торика?
- Какую языковую особенность повести вы можете выявить?
(Написана простым языком, иногда возникает ощущение, что даже слишком «простым»; автор попытался «говорить» на языке подростков, используя «уличные» обороты речи, новые заимствованные иностранные слова, сленг Интернет форумов, чатов, блогов вроде ЖЖ)
8. Как бы вы ответили теперь на поставленные в начале исследования вопросы?
- Бывает ли в реальной жизни такая «настоящая» любовь как в книгах?
(Однозначно бывает! Любовь была, есть и будет всегда. Пока существует человек – будет существовать и Любовь. Когда способность любить в людях иссякнет, человечество закончит своё существование, так как Любовь и есть та животворная сила, которая даёт людям Жизнь и смысл их земной жизни)
- Книга протоирея Александра Торика «Димон» помогает нам узнать в себе весь спектр тёмных желаний и страстей человеческого сердца. С хирургической точностью автор показывает нам весь ужас и черноту ослепления жадного до порочных удовольствий человека. И вместе с тем показана Надежда, которая не умирает, Вера, которая не постыжает, и Любовь, которая будет вечной вечной для нас всех, если мы только с верою и надеждой смиренно попросим: «Господи, помилуй»
- Что хотел cказать автор?
(Поверьте, равнодушными вы в любом случае не останетесь. А это очень важное качество – не быть равнодушным к себе и к людям)
9. Рефлексия:
Я понял, что
Урок дал мне для жизни
Меня удивило
Я почувствовал, что
Домашнее задание: Написать работу свободной композиции (например, эссе).
Вот выдержки из отзывов ребят:
- Эта книга учит истинной любви, делать все искренне и отвечать за свои поступки.
- Димка и его поступки радуют на протяжении всей истории. Не все в его возрасте и ради другого человека поступили бы так же.
- Главное в жизни - любить, прощать и надеяться... и не забывать, что кто-то всегда готов помочь тебе.
- Книга вызвала много эмоций. Читая ее, оказываешься как будто в ней. Словно сама участвуешь во всех событиях.
- После прочтения этой книги начинаешь задумываться о цели в жизни, своих поступках, жизни после смерти. Становится страшно за людей, которые преследуют только материальные ценности, употребляют наркотики или алкоголь. Посоветую всем своим друзьям прочитать «Димона».
- Думаю, наверное, важно уметь держать себя в руках и уметь вовремя остановиться, не искушая себя и не превращая в нечто... Ведь на кого похожи люди в этом греховном терминале «Вечность»? Сплетники, обжоры, богачи? Они уже не кажутся нормальными людьми! Только ненормальный человек может выбрать «вечно чесать языком». Было бы в жизни меньше людей, которые описываются в этих кругах ада, и жизнь стала бы счастливее.
- Книга рассказывает о среднестатистическом подростке, с такими же проблемами, как и у большинства подростков. И у него есть одна из самых мучительных проблем современных подростков - это безответная любовь. Этим книга особенно интересна.
- Проблема нашего мира в том, что люди перестали любить друг друга, стали эгоистами. Многие люди думают, как бы нажиться на другом человеке. Автор книги призывает нас к заботе и любви к ближнему. Также автор говорит о том, что нужно верить в Бога, ведь Бог защищает и оберегает нас. Я понял - нельзя менять счастье на деньги, любовь лучшее, что есть на земле.
- Говорят, что мир спасет красота, а я думаю, что мир спасут добро и любовь. Когда тебе 17 лет и ты живешь в мегаполисе, где много соблазнов и искушений, очень трудно выбрать правильный путь, который приведет тебя к свету, чтобы найти этот самый путь, человеку нужны разум и мудрость. Но в 17 лет ни того, ни другого у нас не хватает. В этом могут нам помочь взрослые и любящие нас люди. В Библии написано: «Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум».
В продолжение темы любви можно порекомендовать ребятам прочитать книгу «Русак» Александра Торика.
Отца Александра спросили, как отличить настоящую любовь от «ненастоящей»? – Настоящая любовь направлена на того, кто является объектом этой любви – жену, мужа, детей, родителей, Родину и т.п. Настоящая любовь заставляет любящего думать, прежде всего о счастье любимого и даёт силы любящему жертвовать ради этого счастья своим временем, силами, удовольствиями, самой своей жизнью, если понадобится. Лучше всего о Любви сказано в одной Великой Книге: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает».





Список литературы
Кто это
протоиерей ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
К примеру, совсем недавно обнаружил неотразимую силу воздействия книг протоиерея Александра Торика.
01.12.10 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
писатель ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
В Курске состоялась встреча с писателем Александром Ториком
24.03.11 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Работа
автор серии миссионерских повестей ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Например - выступление известного писателя протоиерея Александра Торика, автора серии миссионерских повестей "Флавиан".
16.09.11 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://drevo-info.ru/articles/22578.html








13PAGE 15


13PAGE 14915




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 515