«Идейно-художественное своеобразие сатирической повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»
Конспект урока
по литературе в 11 классе
на тему: «Идейно-художественное своеобразие сатирической повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»
(учебник: В.П. Журавлева. Русская литература ХХ век. 11 класс. В 2-х частях.)Выполнила:
учитель русского языка и литературы Ретина Я.В.
Тема урока: «Идейно-художественное своеобразие сатирической повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»
Цели урока:
проанализировать содержание, стиль повести;
выявить её основное идейно-художественное своеобразие и сатирическую направленность;
показать актуальность произведения М.А. Булгакова;
привлечь внимание учащихся к проблемам ответственности человека за свои идеи и поступки; вести разговор о страшной сущности шариковщины и опасности её;
развивать умение давать характеристику литературному герою, совершенствовать навыки конкретно-исторического анализа произведения;
воспитывать неприятие лицемерия, жестокости, наглости и бескультурья;
развивать умения и навыки работы с текстом.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: рабочие тетради, ручки, карандаши, учебники, мультимедийный комплекс, презентация к уроку, карточки с заданиями, видеофильм «Собачье сердце» (реж. Владимир Бортко, СССР, 1988г.)Структура урока:
1. Проверка домашнего задания.
2. Слово учителя (новая тема)
3. Аналитическая беседа.
4. Рефлексия.
5. Домашнее задание.
Ход урока:
1. Проверка домашнего задания.
На прошлом уроке мы начали знакомство с творчеством великого писателя – М.А. Булгакова, который создал особый, неповторимый художественный мир. Дома вы должны были прочитать по учебнику разделы «Биография писателя» и «Художественный мир писателя». Я хочу, чтобы вы ответили на несколько вопросов.
Назовите известные вам произведения Булгакова.
Какие основные проблемы ставит автор в своих произведениях? (Извечная борьба добра и зла, нравственности и аморальности, свободы и несвободы, проблема ответственности человека за свои поступки – это всё вечные, основные проблемы человеческой жизни.)
3) Как называются такие произведения, в которых затронуты общечеловеческие проблемы? (Такие произведения называются философскими)
4) В чем особенность, необходимость творческой манеры писателя Булгакова? (В его произведениях – сочетание реального и фантастического, чудовищного гротеска и реальной нормы; стремительность сюжета; гибкость живой разговорной речи.)
5) В литературе Булгаков выступил сначала как газетчик, писал фельетоны. До середины 20-х годов он писатель-сатирик, автор повестей «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце», которая завершает цикл сатирических произведений автора.
Почему именно в это время Булгаков пишет сатирические произведения? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомните, как Булгаков воспринял Октябрьскую революцию. (Всё, что происходило вокруг, что именовалось строительством социализма, воспринималось писателем как опасный и огромный по масштабам эксперимент. Булгаков считал, что ситуация, сложившаяся в первые десятилетия после Октябрьской революции, трагична. Люди превращены в серую, однородную, безликую массу. Извращены понятия о вечных ценностях. Преобладают тупость, убогость, бездуховность, примитивность. Всё это вызывает у писателя чувство неприязни, возмущения. Видимо, это способствовало тому, что в первые десятилетия после Октябрьской революции появились сатирические произведения.)2. Слово учителя (новая тема)
Сегодня в центре нашего внимания повесть М.А. Булгакова «Собачье сердце». Первоначально повесть носила название «Чудовищная история». Она написана в 1925 году, а опубликована в нашей стране только в 1987. Представить, что было бы, если бы повесть попала на страницы печати сразу после ее создания, пожалуй, невозможно. В новой России свобода слова и печати была под запретом. Строжайший идеологический отбор литературных произведений велся на самом высоком уровне. Показателен отзыв о булгаковской повести Л.Б. Каменева: «Это острый памфлет на современность, печатать ни в коем случае нельзя». Значит, было чего бояться властям.
Сегодня на уроке мы будем работать с текстом повести «Собачье сердце», анализировать его, будем постепенно входить в своеобразный, необычный мир Булгакова, обратим внимание на особенности его стиля. Эпиграфом к сегодняшнему уроку мы возьмем слова Л.Н. Толстого: «Все великие положения в жизни одного человека, а также и всего человечества начинаются и совершаются в мысли. Для того чтобы могла произойти перемена чувств и поступков, должна произойти прежде всего перемена мысли».
На протяжении всего урока вы должны будете подумать, почему мы взяли этот эпиграф, как он связан с содержанием повести. Основная проблема нашего урока – выяснение вопроса: против чего направлена сатира Булгакова и в чём своеобразие сатирического стиля писателя, каковы способы выражения авторской позиции.
3. Аналитическая беседа.
Прежде чем начать анализировать произведение, давайте разгадаем кроссворд по содержанию повести (РАБОТА В ГРУППАХ).
1. Первое слово Шарикова
2. Прозвище доктора Борменталя
3. Единственный способ, который, по мысли профессора, возможен в обращении с живым существом.
4. Донор Шарикова.
5. Город, где, по мнению Шарикова, находятся все господа.
6. Сорт колбасы, которой профессор Преображенский кормил Шарика.
7.Самая гнусная, по мнению Шарика, мразь из всех пролетариев.
8. Председатель домкома.
1 а б ы р 2 т я п н у т ы й 3 л а с к а 4ч у г у н к и н
5 п а р и ж 6 к р а к о в с к а я 7 д в о р н и к 8 ш в о н д е р а) Характеристика образа Шарика.
В первых четырёх главах повести главный герой – это бездомный пёс Шарик. Казалось бы, что может быть примечательного в этом псе. Оказывается, в первых главах окружающий мир мы видим глазами Шарика. Точно так же, как и самому Булгакову, ему противна опасная, жуткая жизнь. Её пагубность, жестокость осознаёт и чувствует на себе даже жалкая дворняга. Булгаков использует в описание Шарика приём сатиры: сочетание реального и фантастичного.
В чём фантастичность этого образа? (Шарик – разумное существо, он способен рассуждать, делать выводы, он даже умеет читать.)
Ему присущи чисто человеческие черты. Какие? (Сострадание. Увидев на улице замёрзшую женщину, он рассуждает: «Жаль мне её, жаль». Он способен глубоко чувствовать: «На душе у него было до того горько и больно, одиноко и страшно, что мелкие собачьи слёзы … вылезли из глаз». Он испытывает чувство благодарности за то, что профессор спас ему жизнь. И, наконец, он обладает каким-то секретом покорять сердца людей: «Через два дня он уже лежал рядом с корзиной углей и смотрел, как работает Дарья Петровна».)Теперь в доказательство наших слов посмотрим фрагмент экранизации этого произведения. (фрагмент из видеофильма).
Именно глазами этого умного пса видим мы, читатели, уродливые картины пролетарской жизни страны.
Каким же предстаёт перед читателями мир, увиденный глазами шарика? Зачитайте из учебника. («Негодяй в грязном колпаке, повар в столовой нормального питания обварил левый бок … а ещё пролетарий!». «До чего бессмысленны, тупы и жестоки повара». «А что они там вытворяют в нормальном питании, уму собачьему непостижимо! Ведь они же, мерзавцы, из вонючей солонины щи варят, а те бедняги ничего не знают! Бегут, жрут, лакают!». «Блюда в столовой пятиалтынного не стоят, потому что 25 копеек из них заведующий хозяйством уворовал». А сколько раз Шарик получал а бок сапогом, «кирпичом по рёбрам получал», «щёткой сколька раз морду уродовали».)
Всех этих грязных, жестоких, бездушных пролетариев Шарик хочет «тяпнуть за мозолистую пролетарскую ногу. За все издевательства вашего брата».
Своеобразный приём использует Булгаков, показывая то, что он не приемлет, высмеивает. Использует все приёмы сатирического изображения: гротеск, гиперболу. Использует он и приём противопоставления. Основной темой повести является изображение трагической стороны тупого, серого, убогого общества и яркой человеческой личности.
Кто противопоставляется жестоким, тупым, серым пролетариям, «товарищам»? («Из дверей магазина вышел гражданин, а не товарищ, и даже вернее всего – господин. Вы думаете, я сужу по пальто? – рассуждает Шарик. – Вздор».)б) Характеристика образа профессора Преображенского.
Обратите внимание на фамилию персонажа. Преображенский (от слов «преображать», «улучшать») – человек, который должен, по мысли автора, преображать, улучшать мир, и он, действительно, занимается проблемами омоложения людей.Как определил Шарик, что перед ним не товарищ, а гражданин, господин? («А вот пот глазам – тут уж ни вблизи, ни издали не спутаешь! О, глаза – значительная вещь! Вроде барометра».)В чем же его непохожесть на остальных людей, встречавшихся на пути Шарика? (Он проявил исключительную заботу и доброту по отношению к бродячей собаке: «Он наклонился к Шарику, пытливо глянул ему в глаза и … провёл рукой … ласково по Шарикову животу». Внешность профессора говорила о его достоинстве, значимости: «Хозяин вваливался в чёрно-бурой лисе, сверкая миллионами снежных блёсток, пахнущий мандаринами, сигарами, духами, лимонами, и голос его, как командная труба, разносился по всему жилищу». Люди, которые окружали Преображенского, тоже красивы: «Дверь совершенно бесшумно раскрылась, и молодая красивая женщина в белом фартучке и кружевной наколочке предстала перед псом». «Вошёл тот, тяпнутый, оказавшийся теперь в ярком свете, очень красивым, молодым». Поражает Шарика удивительно роскошная квартира (глава 2), кабинет, ужин профессора (глава 3).
Теперь в доказательство наших слов посмотрим фрагмент экранизации этого произведения. (фрагмент из видеофильма).
Вывод: Преображенский – это профессор медицины. Он врач, делающий уникальные операции по омоложению людей. Его жизнь посвящена науке, он честно служит своему делу, и люди благодарны ему за это. Можно сказать, что перед нами яркая, неординарная, талантливая личность.
в) Характеристика образа Швондера.
Что же оказывается? Эта талантливая личность не может работать в полную силу. Ей мешают. Мешают люди, которые ничего из себя не представляют: серые, безмозглые, тупые. Занимая невысокую должность, они возомнили себя чем-то важным, значительным, потому что они «защитники революционного интереса».
В эпизоде встречи Преображенского со Швондером и его товарищами сатира Булгакова на социалистическое общество достигает своего апогея.
Прокомментируйте этот эпизод. Оцените поведение Швондера. Зачитайте его. (Швондер со свитой – это манекены, у которых за душой нет ничего: они жалкие, хотя у них амбиции; значительные, злобные, они считают себя устроителями новой жизни. Их принцип – отобрать и поделить Они хотят получать от жизни всё, ничего не делая, мешая работать таким, как Борменталь и Преображенский. Булгаков в этой сцене сатирически рисует всю пролетарскую власть, которая считает в праве нагло распоряжаться собственностью людей, диктовать, где им работать, спать, принимать пищу.)Теперь в доказательство наших слов посмотрим фрагмент экранизации этого произведения. (фрагмент из видеофильма).
Большой смелостью нужно обладать писателю чтобы, а 1925 г. так язвительно высменять то, что считали правильным – уравниловку в подходе к жилищному вопросу. И вовсе не справедливость движет Швондером и его товарищами, а зависть бездарей к человеку, добившемуся благосостояния благодаря своему уму и таланту.
Довольно смелыми являются и слова Преображенского, брошенные в адрес членов домкома: «Да, я не люблю пролетариат».
Скептически относится Преображенский и к советской власти (глава 3, советские газеты).
Именно советская власть довела страну до разрухи (нравственной и духовной). Процветает воровство, нечистоплотность, напрочь исчезла красота и внешняя, и душевная (глава 3).
Вывод: в повести Булгаков наглядно показал современное ему общество, все безобразные явления жизни; людские пороки доведены автором сознательно до гротеска. Они просматриваются «через увеличительное стекло». Одна яркая деталь в портрете, в образе, поведении героя даёт возможность составить представление о нём.
В этом заключается неповторимое мастерство Булгакова.
Упрятанный от читателя Булгаков, войдя в свет с огромной задержкой, ничуть не опоздал, и через 60 лет после своей смерти актуален.
4. Рефлексия.
1. Справедливы ли были слова обвинения критика Л.Аберваха по отношению к сатирическим произведениям Булгакова: «злая сатира на советскую страну, откровенное издевательство над ней, прямая враждебность?»
2. Как вы считаете, противопоставил ли Булгаков в образах Преображенского и Шарикова интеллигенцию и народ?
5. Домашнее задание.
Глава 4-9 (перечитать эпизод операции и превращения собаки в человекообразное существо), ответить на вопрос: «Почему Преображенский снова превратил Шарикова в собаку?»
Составить сравнительную характеристику Преображенского и Шарикова по таблице в цитатах, сделать вывод.
Герой Взгляды на жизнь Интересы и развлечения Отношение к животным Отношение к людям
Преображенский Шариков Использованная литература:
Булгаков М.А. Собрание сочинений в четырех томах.-М.,Мир книги, 2006.
Егорова Н.В. Тематическое и поурочное планирование по литературе.-М.: ВАКО, 2009.