Урок развития речи Выразительное чтение отрывка из поэмы «Мцыри» М.Ю. Лермонтова
В соответствии и современными требованиями коммуникативной и практической направленности в обучении русскому языку и литературе важное значение имеют уроки развития речи, которые направлены на развитие познавательных, творческих способностей учащихся. На уроках литературы учим выразительному чтению стихотворного текста, обобщая работу над ним; рассказываем о принципах подбора отрывков для заучивания наизусть.
Урок развития речи
Выразительное чтение отрывка из поэмы «Мцыри» М.Ю. Лермонтова
Цель урока: Продолжить обучение выразительному чтению стихотворного текста, обобщая работу над ним. Рассказать о принципах подбора отрывков для заучивания наизусть.
Подготовка урока. Урок проводится после изучения содержания поэмы «Мцыри», когда учащиеся уже сделали вывод: образ монастыря – тюрьмы был для Лермонтова воплощением всего того, что сковывает свободу, подрезает крылья человеку, мешает его права на полноценную жизнь, на борьбу.Ученики дома подбирают отрывки для выразительного чтения, озаглавливают их (устно), обозначают паузы, ударения, тренируются в чтении.
Совместная работа учащихся и учителя на уроке.
На доске написаны заглавия отрывков из поэмы:
- Жизнь Мцыри в монастыре
- …О прощенье не молю…
- Умру рабом и сиротой
- Ты жил – я также мог бы жить!
- Было сердцу моему легко.
- И вспомнил я наш мирный дом.
- Я как брат обняться с бурей был бы рад.
- Страх не сжал души моей.
- Навстречу дню я поднял голову мою.
- Те думы – им уж нет следа.
- Думы пылкие мои смутились…
- С этой мыслью я засну…
Вопросы классу:
Чем отличается первое заглавие от всех остальных?
Есть ли в поэме слова, которыми можно озаглавить всю исповедь юноши?
Что значит «душу рассказать»?
Зачем Мцыри рассказывает монаху? Может быть, он ждет сочувствия? Жалости?
Ученики читают отрывок из 20 главы (от слов «И кинул взоры я кругом…» до слов «И вашей жалости позор»).
Раскрывается смысл словосочетания «жалости позор». Вся исповедь Мцыри не просто рассказ, а яростный спор с теми, кто учил его смирению перед людьми и богом, пренебрежению радостями, отречению от родных и близких ради бога.
- Как отвечает Мцыри тем, кто учит его посвятить всего себя молитвам о спасении души?
(Ученики должны прочитать подготовленные дома отрывки «Я о прощение не молю» (3 гл.), «Я как брат обняться с бурей был бы рад « (8 гл.), «Я б рай и вечность променял…» (25 гл.).Вывод: не в единении с богом, а с людьми и природой, в испытаниях опасностями и борьбой видит Мцыри счастье.
Учащиеся обращают внимание на выписки, сделанные на доске:
Хоть незнакомой, но родной; я видел у других Отчизну, дом, друзей, родных; я цель одну – пройти в родимую страну – имел в душе; мне на родину следа не проложить; виденья снов живых про милых ближних и родных; тоску по родине святой; родной опять раздастся звук; не будет тлеть в земле родной.
Прочитав эти выписки, ребята делают вывод: юноша тоскует по родным, от которых его насильно оторвали в шестилетнем возрасте. И это чувство Мцыри при чтении должно быть передано и ударением, и интонацией.
Необходимо особое внимание обратить на то, как в поэме звучат слова родной, родина. В них – любовь и тоска умирающего. И он не боится проклятия бога за «греховное» отступничество, потому что сознает свое право познать блаженство вольности святой (зачитывается глава 26).
Переход от воображаемого родного мира к миру реальному, к тюрьме (так Мцыри называет монастырь), обозначается паузой – и логической, и психологической. От интонации восхищения (видения родины и родных), - резкий переход.
Домашнее задание: выучить один из отрывков поэмы наизусть (по выбору учащихся).