Технологическая карта урока по учебному предмету «Химия» в 8 классе на тему «Оксиды. Номенклатура. Классификация».
Ахмедова Оксана Акыевна,
учитель химии МБОУ «СОШ №12»
Тверская область г. Бологое
Технологическая карта урока по учебному предмету «Химия» в 8 классе на тему «Оксиды. Номенклатура. Классификация».
Тип урока:
изучение нового материала
Автор УМК:
Габриелян О.С.
Цели урока:
обучающие: формирование у обучающихся представления о классе оксидов, имение их называть и
классифицировать;
развивающие: развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание;
воспитывающие: развитие мотивации к предмету химия, воспитание ответственного и бережного
отношения к окружающей среде.
Планируемые образовательные результаты
( личностные, метапредметные, предметные):
Предметные: давать определение «оксиды», распознавать оксиды среди других веществ, составлять формулы оксидов и называть их, классифицировать, описывать физические свойства оксидов.
Метапредметные:
регулятивные: умение планировать и регулировать свою деятельность, самостоятельно планировать пути достижения цели, владение основами самоконтроля и самооценки;
коммуникативные: готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства, продуктивно взаимодействовать со своими партнерами, владение письменной речью;
познавательные: умение определять понятия, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения и делать выводы, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
коммуникативные: принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения, социальных и межличностных отношений.
Оборудование:
компьютеры, интернет, проектор, информационные таблицы, презентация, учебник, раздаточный материал,
маркеры, реактивы (образцы оксидов).
Образовательные ресурсы:
Габриелян О.С. Химия 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2010. – 210; рабочая тетрадь, таблицы, компьютер, мультимедиапроектор «Мультимедийное приложение к УМК «Химия. 8 класс».
Основные этапы организации учебной деятельности
Цель этапа
Содержание педагогического взаимодействия
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная
1.Этап
мотивация
к учебной деятельности.
Создать благоприятный психологический настрой на работу.
На доске написан эпиграф: «Каждый успех наших знаний ставит больше проблем, чем решает».
В начале урока хочу обратить ваше внимание на эпиграф. Прочтите противоречивое высказывание? Как вы его понимаете? Не правда ли, противоречивое высказывание?
Учитель организует работу в группах.
Уметь осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки
Обсуждение отстаивание
своего ответа.
Распределение по группам
(право сформировать группу получают ученики, которые смогли объяснить наибольшее количество терминов или наиболее сложные из них).
Планирование работы в паре.
Формулирование темы урока
Целеполагание - соотнесение того, что известно и того, что еще неизвестно. Отмечают, чего не хватает для полной характеристики класса оксидов(хотят узнать).
Происходит корректировка личностных представлений по теме
2.Этап
актуализации и пробного учебного действия.
Актуализация опорных знаний и способов действий
Фронтальная беседа по теме «Степень окисления»
Определите степени окисления элементов в указанных соединениях:K2O, SO2, P2O5, SO3, Cu2O, Mn2O7
Уметь анализировать результаты, ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
Обсуждение полученных
результатов,отстаивание своего ответа.
Ведение дискуссии, умение правильно поставить вопрос и доступно объяснить позицию при совместной работе, уважительно отнестись к мнениям товарищей, умение прийти к единому выводу.
Принятие самостоятельного решения и ответственность за свой выбор.
Контроль и оценка экспертами деятельности друг друга, планирование выступления лидера.
Коррекция учащимися ответов
3.Этап
выявления места и причины затруднения.
Обеспечение мотивации
учения детьми, принятия ими целей урока
Проблемная ситуация
Что заметили интересного?
Как Вы думаете, с какими
соединениями мы будем сегодня работать? Подумайте, как можно назвать вещества, которые состоят из двух элементов и в которых есть кислород?
Хотите познакомиться с названием этих соединений?
А как их можно назвать, классифицировать?
Какая цель нашего урока?
Предлагают варианты целеполаганий. Интересуются, как могут называться такие вещества. Хотят познакомиться с названием и классификацией соединений. Выделяют проблему, предлагают тему урока, планируют свою работу.
Выражают собственное мнение, сомнения, интерес, делают критические комментарии.
Осознание качества уровня приобретенных умений и усвоении Уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель, составлять план решения проблемы.
я знаний.
4.Этап построения проекта выхода из затруднения.
Включение учащихся в целенаправлен-
ную деятельность
Организует работу в парах, наблюдает за деятельностью обучающихся.
Умение работать с текстом
(параграф 18)
Умение работать в группе.
Уметь проговаривать
последовательность действий на уроке.
5. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы.
Организует работу учащихся в парах, в группах для проговаривания материала.
Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (обучение в сотрудничестве).
Уметь проговаривать материал, анализировать записи (номенклатуры) оксидов, их классификации.
6. Этап самостоятель-
ной работы с самопроверкой по эталону.
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков
Самостоятельная работа
1(Базовый уровень)
Составить формулы следующих оксидов:
Оксида кремния, оксид алюминия, оксид калия, оксид магния, оксид натрия, оксид азота(V), оксид серы (VI), оксид хлора (VII).
2. (Повышенный уровень)
Составить формулы следующих оксидов:
оксида кремния, оксид алюминия, оксид калия, оксид магния, оксид натрия, оксид азота(V), оксид серы
(VI), оксид хлора (VII). Данные оксиды разделить на две группы: кислотные и основные.
Уметь ориентироваться в своей новое от уже известного с помощью учителя, преобразовывать информацию из одного вида в другой системе знаний: отличать
Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.
Уметь проговаривать
последовательность действий на уроке.
7. Этап включения в систему знаний и повторения.
Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся
1.Базовый уровень
Из формул CuO, Fe2O3, NaCl, SiO2,H2O, CuSO4 выпишите отдельно оксиды металлов и оксиды неметаллов. Назовите их по международной номенклатуре.
2. Повышенный уровень
Составьте формулы названных в тексте оксидов:
«В земной коре – литосфере – находятся оксид алюминия (входит в состав глины), оксид кремния (IV) (песок), оксид железа (III)(содержится в красном железняке). Водная оболочка Земли – гидросфера – это оксид водорода. В воздухе есть оксид углерода (IV) (углекислый газ). В результате хозяйственной деятельности человека образуются вещества, загрязняющую атмосферу: оксид углерода (II) (угарный газ), оксид серы (IV) (сернистый газ), оксид азота (II) и оксид азота (IV)» Распределите вещества по группам.
Ребята, давайте поменяемся работами, проверим ее и выставим оценки за работу.
Уметь анализировать,
сравнивать, классифицировать, преобразовывать информацию из одного вида в другой.
Обсуждение полученных, результатов отстаивание своего ответа.
Ведение дискуссии, умение правильно поставить вопрос и доступно объяснить позицию при совместной работе, уважительно отнестись к мнениям товарищей, умение прийти к единому выводу
Уметь работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
8. Этап информации
о домашнем задании
Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания
§18, упр. № 1 , № 2 , №3, № 6
Поясняет выполнение заданий.
9. Этап
рефлексии учебной деятельности на уроке.
Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодейст
вия с учителем и другими детьми в классе
Подведем итоги нашей работы.
Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока?
Как вы считаете, достигли ли мы целей?
А теперь оцените свою деятельность на уроке. Ответьте на предложенные вопросы.
Что изучали сегодня на уроке?
Кто желает сформулировать определение оксидов.
На какие группы делятся оксиды?
Коррекция самооценок, самоанализа, выставление оценок.
Способность к самооценке на основе критерия успешности
учебной деятельности.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Заголовок 115