Методическая разработка урока Тема: «Оксиды. Номенклатура. Классификация»
Методическая разработка урока
Тема: «Оксиды. Номенклатура. Классификация»
для 8 класса
Работу выполнила учитель химии ГБОУ «Президентский лицей» Индербиева Н. Х.
Грозный, 2014 год.
Технологическая карта урока
Тема урока: Оксиды. Номенклатура. Классификация.
Класс: 8
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цели по содержанию:
обучающие: формирование у обучающихся представления о классе оксидов, умение их называть и классифицировать;
развивающие: развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание;
воспитывающие: развитие мотивации к предмету химия, воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные: давать определение «оксиды», распознавать оксиды среди других веществ, составлять формулы оксидов и называть их, классифицировать, описывать физические свойства оксидов.
Метапредметные :
регулятивные: умение планировать и регулировать свою деятельность, самостоятельно планировать пути достижения цели, владение основами самоконтроля и самооценки;
коммуникативные: готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства, продуктивно взаимодействовать со своими партнерами, владение
письменной речью;
познавательные: умение определять понятия, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения и делать выводы, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Личностные: принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения, социальных и межличностных отношений.
Используемая технология: ИКТ, технология обучения в сотрудничестве.
Информационно-технологические ресурсы: раздаточный материал (приложения и инструктивные карты), таблицы, компьютер, мультимедиапроектор, презентация.
Этапы урока
Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
Создать благоприятный психологичес
кий настрой на работу
На доске написан эпиграф:
«Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Как вы думаете, что общего между рубином, водой, углекислым газом и глиной? Подождать, пока все выскажутся и предложить изучить данный вопрос на уроке.
В начале урока хочу обратить ваше внимание на эпиграф. Прочтите его. Как вы его понимаете?
Учитель организует работу в группах.
1. Обсуждают эпиграф (проблемную ситуацию).
2.Предлагают работать в группах.
Личностные УУД.
Уметь осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме.
этап актуализации и пробного учебного действия;
Актуализация опорных знаний и способов действий
Фронтальная беседа по теме «Простые и сложные вещества».
Слайд 1.
Назовите элементы. Na, H, Fe, O, Ca, C, S
Слайд 2.
Задание 1. Используя пояснение (приложение 1) выпишите вещества в таблицу. H2, Fe, СO2, CuO, SiO2,H2O,CuSO4 Fe2O3, Cu(OH)2, AI (OH)3
Давайте сверим с правильным ответом. Слайд 3.
Вспоминают элементы.
Коммуникативные УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме Познавательные УУД. Уметь анализировать результаты, ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
этап выявления места и причины затруднения;
Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока
Проблемная ситуация
Обратите внимание на графу 2 (бинарные соединения). Ответьте на вопросы:
В чем сходство данных веществ? А в чем различие?
Запишем основные аспекты:
1. Сложные вещества.
2. Бинарные соединения.
3. Во всех присутствует кислород.
А кто знает, как называются такие соединения?
ЭТО ОКСИДЫ. Итак, сегодня мы будем изучать оксиды.
Слайд 4. ОКСИДЫ.
А теперь я предлагаю каждой группе попробовать сформулировать определение оксидов. (каждая группа обсуждает вопрос и записывает свой вариант ответа на листке) затем выслушать ответы не исправляя их если не совсем точно. Предложить сравнить определение с настоящим
Слайд 5.
Слайд 6.
Все ли перечисленные вещества являются оксидами? Почему?
Na2O, Н2O, P2O5, CaO, Cu(OH)2
Предлагают варианты целеполаганий. Интересуются, как могут называться такие вещества. Хотят познакомиться с названием и классификацией соединений. Выделяют проблему, предлагают тему урока. Пробуют сформулировать определение.
Регулятивные УУД. Уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель, составлять план решения проблемы.
этап построения проекта выхода из затруднения;
Включение учащихся в целенаправленную деятельность
Организует работу в парах, наблюдает за деятельностью обучающихся.
Слайд 7 Номенклатура оксидов. Названия оксидов составляют по схеме:
Оксид русское название
ХЭ в родит. падеже
NO2
Cr2O3
Na2O
Двум группам раздаются инструктивные карты с приложениями и они выполняют задание 1 самостоятельно.
Работают с учебным материалом.
(Приложение 2) для 1- й группы. Физические свойства оксидов.
(Приложение 3) для 2-й группы. Выпишите из перечня соответствующие оксиды и дайте им названия.
Познавательные УУД.
Умение работать с текстом.
Коммуникативные УУД.
Умение работать в группе.
этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы:
Организует работу учащихся в парах, в группах для проговаривания материала. После выполнения задания представитель каждой группы объясняет свои записи, но не учителю, а учащимся, обращая внимание на них. После задать вопрос-Что было не понятно? Ответить. А теперь предложить каждой группе проверить друг друга, т. е. сформулировать вопросы друг другу.
Проговаривают материал, анализируют записи .
Познавательные УУД. Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (обучение в сотрудничестве).
этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков
Закрепление. Слайды 8, 9
Записывают ответы на своих карточках. Сверяются с ответами, выставляют себе оценки, а потом осуществляют взаимооценивание
·
Работают с заданиями на слайдах 8, 9.
Регулятивные УУД.
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке
Познавательные УУД. Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, преобразовывать информацию из одного вида в другой.
Коммуникативные УУД.
Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.
этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе
СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА на стадии рефлексии.
Предложить каждой группе составить кластер
(Задание 5) Объяснить, что такое кластер. Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Учащийся записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Луч означает существующую между терминами логическую связь. Подведем итоги нашей работы.
Представители групп предлагают свой вариант кластера по итогам пройденного материала и отвечают на вопросы кластера.
Рефлексия Слайд 10.
Сегодня я узнал.
Меня удивило..
Было трудно.
Я смог.
Я научился.
Урок мне дал для жизни
Слайд 11.
И, главное, что же общего между рубином, водой, углекислым газом и глиной?
Коррекция самооценок, самоанализа, выставление оценок.
Проводят рефлексию по алгоритму. Отвечают на вопросы и проводят самооценку по критериям. Сдают учителю.
Регулятивные УУД.
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Личностные УУД.
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Группа 1.
Оксиды___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 1.
Простые вещества-состоят только из одного вида химических элементов (Примеры: О2, Р, S, N2)
Бина
·рные соедине
·ния [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], образованные, как правило, двумя [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Задание 1. Используя пояснение (приложение 1) выпишите вещества в таблицу.
H2, Fe, СO2, CuO, SiO2,H2O,CuSO4 Fe2O3, Cu(OH)2, AI (OH)3
Простые вещества
Бинарные соединения
Остальное
Задание 2. Используя сведения из приложения 2 заполните таблицу, характеризующую физические свойства оксидов.
Приложение 2.
Вода
· (оксид водорода) прозрачная жидкость, не имеющая цвета (в малом объёме), запаха и вкуса. Химическая формула: Н2O. В твёрдом состоянии называется льдом или снегом, а в газообразном водяным паром. Около 71 % поверхности Земли покрыто водой (океаны, моря, озёра, реки, лёд на полюсах).
Натуральный рубин - самый дорогой драгоценный камень в мире. Всё потому, в природе очень редко встречаются совершенные рубины ещё и больших размеров. Рубин - разновидность корунда. Химическая формула Al2O3
Углекислый газ (Оксид углерода(IV) ) CO2, газ без цвета, обладает кислым запахом и вкусом (что используется в производстве газированной воды), растворим в воде, при сильном охлаждении кристаллизуется в виде белой снегообразной массы «сухого льда».
Глина - широко распространенная горная порода. Состав глины. Во всех сортах природной глины всегда содержатся: а) глинозем, т. е. окcид алюминия Al2O3; б) кремнезем или оксид кремния(IV) SiO2; в) гидратная вода, Н2O, как вещество удаляемое после выслушивания при прокаливании. Из глиняного теста делают различные изделия - кувшины, кринки, горшки, миски и т. п., которые после обжига становятся совершенно твердыми и не пропускают воду.
Агрегатное состояние (жидкие, твердые или газообразные)
Цвет, запах
Примеры
Задание 3. При нормальных условиях оксиды – это вещества:_____________________________________
Задание 5. Составить кластер и к нему краткий ответ
Группа 2
Оксиды___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 1.
Простые вещества-состоят только из одного вида химических элементов (Примеры: О2, Р, S, N2)
Бина
·рные соедине
·ния [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], образованные, как правило, двумя [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Задание 1. Используя пояснение (приложение 1) выпишите вещества в таблицу.
H2, Fe, СO2, CuO, SiO2,H2O,CuSO4 Fe2O3, Cu(OH)2, AI (OH)3
Простые вещества
Бинарные соединения
Остальное
Задание 2. Используя данные (приложение 3) заполните таблицу выписав соответствующие оксиды.
K2O, CaO, Al2O3, Li2O, SO2, SO3, ZnO, CuO, FeO, CO2
Оксиды металлов (основные оксиды)
Оксиды неметаллов (кислотные оксиды)
Приложение 3
Основные оксиды-оксиды металлов.
Кислотные оксиды-оксиды неметаллов.
Неметаллы:
бор(В)водород(Н) углерод(С)кремний(Si)азот(N)фосфор(P)кислород(О)сера(S)фтор(F)хлор(Cl)бром(Br)йод(I)Задание 3. При нормальных условиях оксиды – это вещества:___________________________________________
Задание 5. Составить кластер и к нему краткий ответ
оксиды
оксиды
Рисунок 1Заголовок 1|ђЗаголовок 215