Урок по литературе Природа в лирике поэтов 20 века
Литературно-музыкальная композиция для учащихся 6 класса
«Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века»
Цели:
- продолжить знакомство с замечательными образцами пейзажной лирики А.Блока, А.Ахматовой, С.Есенина, Н.Рубцова;
-развитие выразительного чтения;
-воспитание любви к поэзии, эстетическое воспитание
- через поэтический мир автора воспитывать у учащихся душевную чуткость, доброту, умение видеть красоту вокруг себя и учиться беречь ее;
- развивать творческие возможности учащихся;
- помочь детям проникнуть в поэтический мир художественного слова.
- развивать начальные навыки анализа лирического произведения.
Оборудование: выставка книг, портреты поэтов, телевизор, видеоматериалы, папки-памятки «Анализ стихотворения».
Предварительная работа:
Ученики работая в парах, группах, не просто готовили выразительное чтение стихотворений наизусть, но и самостоятельно подбирали картинки для видеоряда, иллюстрирующие, по их мнению выбранное ими стихотворение.
Ход урока
Организационный момент.
Основная часть.
Вступительное слово учителя. ( В сопровождении видеоряда. Приложение № 1)
Природа. Как часто мы произносим это слово. Но всегда ли мы задумываемся, что означает оно, что стоит за ним. Всегда ли мы умеем видеть, услышать и понять её, ту, которая необычайно хороша и своими дождями, и нежными серебристыми снегами, и яркими резными листьями, и маленькими ручейками тающей воды. Зачастую мы на это просто не обращаем внимания. А ведь это просто необходимо. В.Распутин в одной из повестей устами своего героя говорит: " Почему мы так редко поднимаем глаза вокруг себя, и останавливаемся в удивлении и тревоге: отчего я раньше не понимал, что именно в такие моменты рождается и полнится красотой и добротой человеческая душа?"Именно в общении с природой человек в полной мере обретает такие качества ,как доброта, чуткость, отзывчивость.
Но мы еще должны помнить о том, что природа "не бездушный лик", что "в ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык". Произнося эти слова, Ф.Тютчев говорит об окружающем мире, как о живом человеке. Вот и сегодня постараемся увидеть лицо природы, её поведение, внутреннее состояние. А может быть это и есть чудо!
На доске записан эпиграф к уроку:
«Моя лирика жива одной большой любовью –
любовью к родине. Чувство родины – основное
в моем творчестве.» С.Есенин
Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова С.А.Есенина: Но эти слова можно отнести в равной мере и к А.Блоку, и к А.Ахматовой, и к Н.Рубцову.
Вслушайтесь в слова «природа», «родина»… Не случайно в нашем языке Природа и Родина – слова одного корня.
Сегодня мы прикоснемся к поэзии А.Блока, С.Есенина, А.Ахматовой, Н.Рубцова. Вспомним стихотворения к которым уже обращались, и послушаем новые, а также услышим песни и романсы на стихи наших замечательных русских поэтов. Продолжим формировать умение анализировать лирические произведения. И акцентируем внимание на изобразительно-выразительных средствах поэтической речи. А что это? Мы с вами повторим ….
( На листочках ребята получают формулировки определений : эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, анафора, символ, а сами определения договаривают ребята.)
Вологодская "малая родина" дала ему главную тему будущего творчества - "старинную русскую самобытность", стала центром его жизни, "землёй: священной", где он чувствовал себя живым. Природа в его стихах всегда очеловечена, помогает раскрыть сложный духовный мир современника, его чувства и переживания. О ком эти строки? Николай Михайлович Рубцов.
«Когда заря…» (Читает ученик, в сопровождении видеоряда. Приложение №2)
Когда заря, светясь по сосняку,Горит, горит, и лес уже не дремлет,И тени сосен падают в реку,И свет бежит на улицы деревни,Когда, смеясь, на дворике глухомВстречают солнце взрослые и дети,—Воспрянув духом, выбегу на холмИ все увижу в самом лучшем свете.Деревья, избы, лошадь на мосту,Цветущий луг — везде о них тоскую.И, разлюбив вот эту красоту,Я не создам, наверное, другую...
-Как вы понимаете последние строчки этого стихотворения? ( Природа уникальна, самобытна, человек не может создать ничего совершеннее природы.)
- То щемящая, грустная, то веселая и радостная, всегда пронзительно глубокая, любовь к родной природе является у Рубцова отражением любви к родной русской земле – к Родине. Поэзия Рубцова насыщена традиционной народной символикой, в его лирику вошли стихии ветра, снега, тумана, дождя. А многие образы он и несколько переиначивает.Так, береза у него - символ Руси, конь - символ свободы, счастья и удачи.
А вот подумайте, ребята, с чем ассоциируется в вашем сознании звёзды?
(Мечты….)
Предлагается посмотреть на рисунки учеников к стихотворению «Звезда полей».
«Звезда полей» ( Читает ученик, в сопровождении видеоряда см. Приложение №3)
Звезда полей.Звезда полей, во мгле заледенелойОстановившись, смотрит в полынью.Уж на часах двенадцать прозвенело,И сон окутал родину мою...Звезда полей! В минуты потрясенийЯ вспоминал, как тихо за холмомОна горит над золотом осенним,Она горит над зимним серебром...
Звезда полей горит, не угасая,Для всех тревожных жителей земли,Своим лучом приветливым касаясьВсех городов, поднявшихся вдали.Но только здесь, во мгле заледенелой,Она восходит ярче и полней,И счастлив я, пока на свете беломГорит, горит звезда моих полей...
Символом чего выступает звезда полей у Рубцова? («Звезда полей» - это малая родина… Ничем не прославившаяся в веках сельская глубинка, каких немало в России. Но все равно - «звезда», потому что – родина. У каждого человека на большой планете под названием Земля должна быть такая путеводная звездочка. В одной метафоре – «звезда полей» - соединились воедино какое-то неземное, возвышенной начало («звезда») и что-то вполне земное, осязательное, очень конкретное (поле).)Учитель: Вот так негромко, без особых восклицаний и клятв заводит с нами разговор о Родине, о сыновней любви к ней великий русский поэт Николай Рубцов.
Поэзию его критики называли «тихой». Не все безоговорочно соглашаются с подобным утверждением. Но в чем-то это действительно так.
Сейчас я предлагаю послушать авторское прочтение ст. «Тихая моя Родина».( Приложение №4)
В. Белову
Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи...
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои.
- Где тут погост? Вы не видели?
Сам я найти не могу.-
Тихо ответили жители:
- Это на том берегу.
Тихо ответили жители,
Тихо проехал обоз.
Купол церковной обители
Яркой травою зарос.
Там, где я плавал за рыбами,
Сено гребут в сеновал:
Между речными изгибами
Вырыли люди канал.
Тина теперь и болотина
Там, где купаться любил...
Тихая моя родина,
Я ничего не забыл.
Новый забор перед школою,
Тот же зеленый простор.
Словно ворона веселая,
Сяду опять на забор!
Школа моя деревянная!..
Время придет уезжать -
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать.
С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.
О чем это произведение? Что является Родиной для поэта?
( Родина –это все то простое, что окружает нас….)
Главный герой стихотворения Н. Рубцова – его «малая» родина.Тихая моя родина!Ивы, река, соловьи…Первая строчка – обращение к ней, и такая громкая форма, как обращение, заставляющая нас повышать голос, как бы нарушает вековую тишину этих мест. «Ивы, река, соловьи…» Это то, что было всегда, что осталось неизменным. Герой приехал за памятью, за своим детством. Он не смог без посторонней помощи найти кладбище, где была похоронена мать. Местные жители «тихо» ответили на вопрос, обоз «тихо» проехал, даже церковь «тихо» заросла травою. Символичен тихий ответ: «Это на том берегу». Герой переходит через реку памяти и продолжает узнавать и не узнавать:Тина теперь и болотинаТам, где купаться любил…Тихая моя родина,Я ничего не забыл.Многое изменилось, но два времени как бы сосуществуют в душе героя: он видит то, чего уже нет. Остановившись у школы, в которой учился, поэт присел на забор, как когда-то сидел мальчишкой. Первая часть стихотворения кончается так же, как и начинается, – обращением. Только «школа моя деревянная» – это не только обычная сельская школа, но и малая родина поэта, школа жизни, где он когда-то окончил школу, впервые любил и впервые дружил, похоронил мать.Время придет уезжать —Речка за мною туманнаяБудет бежать и бежать.Герой уедет, но река времени не изменит свой бег. Никто не знает, что будет в будущем, но каждый помнит, что было в прошлом. Память устроена так, что сохраняет в неприкосновенности воспоминания детства, юности, как самое дорогое, что у нас есть.Чувствую самую жгучую,Самую смертную связь.Можно перефразировать поэта: связь бессмертна, так как это память сердца, память души.
Поэзия для Рубцова – это сила, которая гонит из дома, заставляя слушать вьюгу, путешествовать, ловить ритмы жизни, но это и своеобразная стихия, какая часто не подвластна сознанию: «…поэзия, она звенит – ее не остановишь! А замолчит – напрасно стонешь! Она незрима и вольна».
Возвращаясь к символике в поэзии Рубцова важно сказать о доме. Дом в лирике Рубцова - то, к чему сам поэт всю свою недолгую жизнь стремился, но так и не обрел.
«В горнице» (муз. А.Морозова) ( Исполняют ученицы, в сопровождении видеоряда см. Приложение №5)
В горнице моей светло.Это от ночной звезды.Матушка возьмет ведро,Молча принесет воды...Красные цветы моиВ садике завяли все.Лодка на речной мелиСкоро догниет совсем.Дремлет на стене моейИвы кружевная тень.Завтра у меня под нейБудет хлопотливый день!Буду поливать цветы,Думать о своей судьбе,Буду до ночной звездыЛодку мастерить себе...
Поэзию следующего автора отличает предельная искренность, необычайная чуткость. Его лирика – размышления о судьбах России. Все это об Александре Блоке.
«Ветер принес издалека…» (читает ученик, в сопровождении видеоряда. Приложение № 6)
Ветер принес издалекаПесни весенней намек,Где-то светло и глубокоНеба открылся клочок.
В этой бездонной лазури,В сумерках близкой весныПлакали зимние бури,Реяли звездные сны.
Робко, темно и глубокоПлакали струны мои.Ветер принес издалекаЗвучные песни твои.
-Какая картина предстает пред нами? О каком времени года идет речь?
( Начало весны)
-С помощью каких изобразительно-выразительных средств природа оживает?
«Плакали зимние бури…»-олицетворение
«Реяли звездные сны.»«Робко, темно и глубокоПлакали струны мои.»- метафоры.
Александр Блок безумно любил Родину – Россию. В своем творчестве он обращается к истории Руси, мечтает о ее будущем, верит в то, что Русь никогда не пропадет.
Еще одно стихотворение А.Блока .«Летний вечер»
Последние лучи закатаЛежат на поле сжатой ржи.Дремотой розовой объятаТрава некошеной межи.
Ни ветерка, ни крика птицы,Над рощей — красный диск луны,И замирает песня жницыСреди вечерней тишины.
Забудь заботы и печали,Умчись без цели на конеВ туман и в луговые дали,Навстречу ночи и луне!
-Это было стихотворение о лете. А какое любимое время года для вас?
«Элемент физкультминутки»
-Встаньте те, кто больше других времен года любит лето, а теперь те, кто – зиму, а теперь те, кто больше всего любит осень. О каком времени года я не спросила? О весне.
Какими бы эпитетами вы описали весну?
-Сейчас мы послушаем стихотворение о весне, а вы мне скажете, кто его автор.
« Перед весной бывают дни такие…»
Перед весной бывают дни такие:Под плотным снегом отдыхает луг,Шумят деревья весело-сухие,И теплый ветер нежен и упруг.И лёгкости своей дивится тело,И дома своего не узнаешь,И песню ту, что прежде надоела,Как новую, с волнением поешь.
-Автор этого стихотворения Анна Андреевна Ахматова.
Близкий друг А.А.Ахматовой поэт О.Мандельштам так говорил о творчестве Ахматовой: «Ее поэзия близится к тому, чтобы стать одним из символов величия России».
Чувство единения с Родиной у Ахматовой идет в русле традиций Пушкина, Лермонтова, Блока.
Внешне сдержанно, но глубоко неразрывна ее связь с родной землей.
«Жарко веет ветер душный…» ( Читает ученик, в сопровождении видеоряда. Приложение № 7)
Жарко веет ветер душный,Солнце руки обожгло,Надо мною свод воздушный,Словно синее стекло;Сухо пахнут иммортелиВ разметавшейся косе.На стволе корявой елиМуравьиное шоссе.
Пруд лениво серебрится,Жизнь по-новому легка…Кто сегодня мне приснитсяВ пестрой сетке гамака?
Еще одно замечательное стихотворение Анны Андреевны Ахматовой.
Родная земля. (Читает ученик, в сопровождении видеоряда. Приложение № 8)
И в мире нет людей бесслёзней, Надменнее и проще нас.В заветных ладанках не носим на груди,О ней стихи навзрыд не сочиняем,Наш горький сон она не бередит,Не кажется обетованным раем.Не делаем ее в душе своейПредметом купли и продажи,Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,О ней не вспоминаем даже.Да, для нас это грязь на калошах,Да, для нас это хруст на зубах.И мы мелем, и месим, и крошимТот ни в чем не замешанный прах.Но ложимся в нее и становимся ею,Оттого и зовем так свободно — своею.
С каким стихотворением, которое мы уже слышали созвучно стихотворение А.Ахматовой «Родная земля». ( Со стихотворениями Н.Рубцова «Тихая моя Родина», «Звезда полей»)
Роль природы в стихотворениях русских поэтов всегда заключалась в том, чтобы очищать души. Перед лицом природы пропадает все нечистое, скверное. Все богатство словесной живописи у Сергея Александровича Есенина подчинено единственной цели - дать читателю почувствовать красоту и силу природы. И действительно, читая каждое стихотворение или даже отдельную строчку, мы с вами сразу окунаемся в мир неповторимой красоты. Перед вами еще одно стихотворение о природе. Вслушайтесь в эти строки и допишите последнее слово, доказывая признаки именно этого времени года.
Сыплет черемуха снегом,Зелень в цвету и росе.В поле, склоняясь к побегам,Ходят грачи в полосе.
Никнут шелковые травы.Пахнет смолистой сосной.Ой, вы, луга и дубравы,-Я одурманен …весной!
В стихах Есенина природа находится постоянно в движении, в бесконечном развитии.
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
- Изучая языковые особенности стихотворений Есенина, литературоведы обратили внимание на удивительную особенность - практически все стихотворения несут в себе живые краски - цвета. Я предлагаю вам заняться исследовательской работой. Работать будете в группах.
Перед вами отрывки стихотворений С.Есенина. - Какие цвета использует поэт?
1. «Прячет месяц за овинами
Жёлтый лик от солнца ярого. Высоко над луговинами
По востоку пышет зарево».
2. «За тёмной прядью перелесиц, В неколебимой синеве, Ягнёночек кудрявый - месяц Гуляет в голубой траве.
А степь под пологом зелёным Кадит черёмуховый дым
И за долинами по склонам Свивает полымя над ним».
3. «Синее небо, цветная дуга,
Тихо степные бегут берега, Тянется дым, у малиновых сёл Свадьба ворон облегла частокол. Снова я вижу знакомый обрыв
С красною глиной и сучьями ив, Грезит над озером рыжий овёс, Пахнет ромашкой и мёдом от ос».
4. «Покраснела рябина, Посинела вода.
Месяц, всадник унылый, Уронил провода».
5. «Прощай, родная пуща, Прости, златой родник. Плывут и рвутся тучи о солнечный кокошник».
(Ответы ребят.)
- Перед нами яркая палитра, состоящая из оттенков жёлтого, красного и синего цветов. Мир природы становится более насыщенным. Такой приём в литературе называется – цветопись.
А какой цвет будет преобладать в следующем стихотворении?
«Пороша» (Читает ученик, в сопровождении видеоряда. Приложение № 9)
Еду. Тихо. Слышны звоныПод копытом на снегу.Только серые вороныРасшумелись на лугу.Заколдован невидимкой,Дремлет лес под сказку сна.Словно белою косынкойПовязалася сосна.Понагнулась, как старушка,Оперлася на клюку,А под самою макушкойДолбит дятел на суку.
Скачет конь, простору много.Валит снег и стелет шаль.Бесконечная дорогаУбегает лентой вдаль.
Какой цвет вы бы взяли с палитры художника, чтобы передать настроение этого стихотворения?( Белый, серебристый.)
Какая картина предстаёт в нашем воображении? ( Солнечная зима. Морозно!)- Какие художественные и языковые средства помогают нам это увидеть?
Олицетворения:
«Заколдован невидимкой,Дремлет лес под сказку сна»
«Словно белою косынкойПовязалася сосна.» «Бесконечная дорогаУбегает лентой вдаль.» Сравнение:
Понагнулась, как старушка,Оперлася на клюку,..Родина и природа неразрывна в поэзии Есенина. Человек един с природным миром. Природа у него живет, движется, слушает, мечтает.
А вот опять преобладание белого цвета, но речь совсем о другом времени года.
«Черемуха.» (Читает ученик, в сопровождении видеоряда. Приложение № 10).Черемуха душистаяС весною расцвелаИ ветки золотистые,Что кудри, завила.Кругом роса медвянаяСползает по коре,Под нею зелень прянаяСияет в серебре.А рядом, у проталинки,В траве, между корней,Бежит, струится маленькийСеребряный ручей.Черемуха душистаяРазвесившись, стоит,А зелень золотистаяНа солнышке горит.Ручей волной гремучеюВсе ветки обдаетИ вкрадчиво под кручеюЕй песенки поет.
Так ярко, красочно, с чистой душой, открытым сердцем, любовью к родной природе обращались поэты .А в завершении нашей сегодняшней встречи я предлагаю послушать песню на стихи Николая Рубцова « Букет» в исполнении нашего ученика.
( Ученик исполняет песню, а учитель в это время раздает каждому цветочки трех цветов: красного, желтого и синего.)
Итог урока: Вот и подходит к концу наша короткая встреча с удивительной поэзией С.Есенина и А Ахматовой, А.Блока и Н.Рубцова. Они создавали свои произведения благодаря любви к Родине и поэтому не случайно мы увидели много общего. Но главное то, что они показали по-своему красоту окружающего нас мира природы.
Рефлексия:
В конце мы с вами говорили о цветописи , и слушали песню « Букет». И вот почему- сейчас мы с вами составим букет вашего настроения. Цвет в жизни человека значит многое. Выбор цвета показывает его душевное состояние, мир его эмоций, его настроение. Какой бы вы выберете цвет, чтобы показать свое отношение к сегодняшней встрече?
Красный – «Я еще не раз обращусь к творчеству этих поэтов».
Жёлтый – «Оказывается, поэзия это увлекательно».
Синий - «Буду знать».