Н.А.Некрасов Мороз, красный нос


Тема урока. «Н.А.Некрасов. Мороз, красный нос».
Цель урока. Познакомить учащихся с отрывком из поэмы Н.А.Некрасова «Мороз, Красный нос».
Задачи:
образовательные:
Создать условия для совершенствования навыка выразительного чтения, для развития умения устно и письменно выражать свои мысли.
Формировать умение анализировать текст художественного произведения.
Развивать умение выражать свои мысли, делать выводы.
Формировать представление о лирическом герое на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации и рисунки).
Обогащать словарный запас.
коррекционно – развивающие:
Развивать устную речь учащихся.
Развивать навыки анализа образа литературного героя.
Развивать умения обобщать изученное.
воспитательные:
Воспитывать чуткое отношение к художественному слову.
Воспитывать гуманное отношение к человеку, любовь к близким.
Оборудование.
презентация
видеоролик
учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Чтение 8 класс»
каравай хлеба
Ход урока.
Организация начала урока.
Психологический настрой учащихся.
Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый наш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю, каждый в классе гений
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений,
И вместе мы начнём урок.
- Какой сейчас урок?
-Какой урок по счёту?
Сообщение темы и цели урока.
Слайд 2
- Сегодня на уроке мы познакомимся с отрывком из поэмы «Мороз, Красный нос». Будем анализировать это стихотворение, и читать выразительно.
3. Работа с фразеологизмами.
Слайд 3
«Без лишних слов»
Значение: переходя сразу к каким-то действиям.
Слайд 4
Работа по теме урока.
- Начать наш урок мне хочется строчками из стихотворения:
И вот они опять, знакомые места,
Где жизнь отцов моих, бесплодна и пуста…
Где было суждено мне божий свет увидеть,
Где научился я терпеть и ненавидеть,
Но , ненависть в душе постыдно притая,
Где иногда бывал помещиком и я;
Воспоминания дней юности – известных
Под громким именем роскошных и чудесных,-
Наполнив грудь мою и злобой и хандрой,
Во всей своей красе проходят предо мной…
Вот тёмный, тёмный сад… Чей лик в аллее дальней
Мелькает меж ветвей, болезненно - печальный?
Я знаю, отчего ты плачешь, мать моя!
Кто жизнь твою сгубил…о! знаю, знаю я!..
Навеки отдана угрюмому невежде,
Не предавалась ты несбыточной надежде-
Тебя пугала мысль восстать против судьбы,
Ты жребий свой несла в молчании рабы…
Но знаю: не была душа твоя бесстрастна;
Она была горда, упорна и прекрасна,
И всё, что вынести в тебе достало сил,
Предсмертный шепот твой губителю простил!..
- Ребята, это отрывок из стихотворения «Родина», написанного в 1846 году. Думаю, вы узнали поэта, так написавшего о своей судьбе.
Слайд 5
/Николай Алексеевич Некрасов/
Слайд 6
О каких знакомых местах говорит Н.А. Некрасов?
(Родовое имение Грешнёво, среди живописной природы, близ реки Волги).
С каким чувством относился поэт к Волге?
(Посвятил стихотворение «На Волге», в котором написал о своих воспоминаниях)
Слайд 7
- Сейчас несколько строчек из этого стихотворения прочитает нам Дмитрий Аляпин.
О Волга!.. колыбель моя!Любил ли кто тебя, как я?Один, по утренним зорям,Когда еще все в мире спитИ алый блеск едва скользитПо темно-голубым волнам,Я убегал к родной реке.Иду на помощь к рыбакам,Катаюсь с ними в челноке,Брожу с ружьем по островам.То, как играющий зверок.С высокой кручи на песокСкачусь, то берегом рекиБегу, бросая камешки,И песню громкую поюПро удаль раннюю мою…
- В этом стихотворении Некрасов говорит о безысходности труда бурлаков, о русских крестьянах, покорно терпящих крепостное право ради своего куска хлеба.
Слайд 8
Подготовка к восприятию.
- Перед вами на столе лежит каравай.
- Скажите, какие ассоциации у вас возникают при виде каравая, вдыхая аромат свежего хлеба?
/Золотистое поле, засеянное пшеницей, крестьянский труд, тёплые руки женщины, выпекшие хлеб и т.д./
Слайд 9
- И разговор наш сейчас пойдёт именно о них, о русских крестьянках.
Тип идеальной женщины пытались создать в своих произведениях многие писатели. Однако большинство героинь были порождены дворянской средой. Н. А. Некрасов первым ввел в свои поэмы новый тип героини — простую крестьянку. В поэме «Мороз, Красный нос» автор рассказывает о нелегкой жизни молодой вдовы Дарьи. Горестное повествование о ее судьбе прерывается монологом поэта о русских женщинах-крестьянках. В нем он рисует обобщенный образ женщины, которая «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». Так говорят о сильных духом, мужественных женщинах, не поддающихся унынию, стойко борющихся со всеми невзгодами. Несмотря на все трудности, русские женщины сумели сохранить свою красоту и очарование. Вот как автор преподносит нам свое представление о женской красоте: 
- Подумайте, какая роль отводилась женщине в семье.
Женщина – крестьянка
- труженица
- «утеха»
- хозяйка дома
- мать
- Вы сейчас послушаете отрывок из этой поэмы, чуть больший, чем в учебнике, и ответите на вопрос: «Каких женщин воспевает поэт?»
Слайд 9
Просмотр видеоролика «Есть женщины в русских селеньях..»- Каких же женщин воспевает Некрасов?
Какое впечатление оставляет у вас этот отрывок?
Какие чувства передаёт нам автор?
С кем или чем сравнивает поэт русскую женщину?
(царица, солнце, золото, жемчуг и т.д.)
Физкультминутка./Видеоролик/
Анализ стихотворения.
Домашнее задание.
Итоги урока. Оценки.
Время урока истекло.
Я вам, ребята, благодарна.
За то, что встретили тепло
И поработали ударно.