Урок по биологии Строение семени


Урок по биологии по учебнику: Биология 7 класс, В.В.Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С.Калинова.
«Строение семени».
Цель урока: Формирование знаний учащихся о семени, как органе покрытосеменных растений, навыков исследовательской деятельности в процессе ознакомления со строением семян.
Задачи урока:
Познакомить учащихся с особенностями строения семян однодольных и двудольных растений.
Сформировать умение выявлять общие и отличительные признаки в строении семян.
Выяснить биологическую роль семян.
Тип урока: комбинированный с элементами исследования.
Приемы:
-целеполагание;
-сравнение;
-обобщение;
-установление причинно-следственных связей.
Средства:
-информационные (учебник, электронное приложение);
-визуально-наглядные(таблицы, семена растений, комнатные растения).
Формы:
-фронтальная;
-работа в парах.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся знакомятся с особенностями строения семян растений и их значением.
Метапредметные: учащиеся учатся выполнять лабораторную работу по инструктивной карточке и оформлять ее результаты.
Личностные: формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов живой природы.Основные понятия урока: однодольные, двудольные, семядоля, эндосперм, зародыш, семенная кожура.
Деятельность учащихся: выполнение лабораторной работы по инструктивной карточке и оформление ее результатов, работа с текстом и иллюстрациями учебника, медиаресурсами электронного приложения к учебнику, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении.
Ход урока:
I.Актуализация знаний о многообразии покрытосеменных растений, значение семян в жизни растений, преимущества семян перед спорами (фронтальная беседа с дополнениями и уточнениями учителя).II.Изучение нового материала:
1.Органы покрытосеменного растения. Общая характеристика строения семян .Растения однодольные и двудольные (объяснение учителя с использованием интерактивной доски).
2.Создание ситуации затруднения: Какие функции выполняют такие части семени как - рубчик и семявход(в учебнике нет объяснений).
Составление таблицы самостоятельно « Строение и функции частей семени» ( оформление работы в тетради-задание 1).
Часть семени Функция
3. Лабораторные работы « Строение семян двудольных растений», « Строение семян однодольных растений»( выполнение работ в парах по инструктивной карточке на с.67 учебника, оформление работ в тетради-задания 2и 3, обсуждение результатов работ).
4.Особенности строения семян других двудольных ( миндаля, яблони, тыквы, подсолнечника) и однодольных растений ( лука, ландыша). Высказывания учащихся и объяснение учителя с элементами беседы и демонстрацией таблиц на интерактивной доске.
5. Биологическая роль семени в жизни цветкового растения( высказывания учащихся и при затруднении объяснение учителя с элементами беседы).
III. Закрепление материала:
Отработка понятий: кожура, зародыш, эндосперм, зародышевый корешок, зародышевый стебелек, зародышевая почечка, семядоля, однодольные, двудольные ( работа с текстом и иллюстрациями учебника, выполнение задания 2 к урокам 18-19 электронного приложения к учебнику, обсуждение ее результатов в парах и заполнение листка учета уровня обученности).
Листок учета уровня обученности по теме «Строение семян»
Ф.И. учащегося ______________________________________
№ п/пСодержание задания (работы) Оценка
«5» - нет ошибок «4» - 1-2 ошибки «3» - 3-4 ошибки
1 Фронтальная беседа (знания предыдущих тем). 2 Лабораторная работа. 3 Работа на уроке:
- устный ответ;
- взаимопомощь. 4 Закрепление (работа с определениями в парах). 5 Итоговая оценка (средний балл). IV. Домашнее задание:
Изучить п.19, ответь на вопросы в конце параграфа и выучить новые определения.
Урок разработала: Швыдкая Марина Алексеевна, учитель биологии МОУ «СОШ №5», г.Ржева, Тверской области