Приемы формирования УУД на уроках литературного чтения
Приемы формирования УУД на уроках литературного чтения
Значение универсальных учебных действий в начальной школе для успешности обучения в основной школе
УУД Результаты развития УУД Значение для обучения
Личностные действия
- смыслообразование- самоопределение
Регулятивные действия Адекватная школьная мотивация.
Мотивация достижения.
Развитие основ гражданской идентичности.
Рефлексивная адекватная самооценка Обучение в зоне ближайшего развития ребенка. Адекватная оценка учащимся границ «знания и незнания». Достаточно высокая самоэффективность в форме принятия учебной цели и работы над ее достижением.
Регулятивные, личностные, познавательные, коммуникативные действия Функционально-структурная сформированность учебной деятельности. Произвольность восприятия, внимания, памяти, воображения. Высокая успешность в усвоении учебного содержания. Создание предпосылок для дальнейшего перехода к самообразованию.
Коммуникативные (речевые), регулятивные действия Внутренний план действия Способность действовать «в уме». Отрыв слова от предмета, достижение нового уровня обобщения.
Коммуникативные, регулятивные действия Рефлексия – осознание учащимся содержания, последовательности и оснований действий Осознанность и критичность учебных действий.
Методические приемы для формирования личностных действий на уроках литературного чтения
Используемые(приемы) Описание
Дай себе помочь. учитель максимально использует ситуации, в которых ученики могут ему помочь. Он предлагает ученикам (в добровольном порядке!) разработать материал, который применим для дальнейшего использования на уроках (кроссворд на повторение).
Выход за пределы. в ходе конструирования урока учитель выходит за пределы учебника, предмета, гармонично вплетая в ткань урока последние события, примеры из окружающей действительности, сюжеты из популярных мультфильмов.
Отсроченная реакция. учитель приучает школьников к небольшой паузе между вопросом и ответом, не разрешает выкрикивать с места. Именно поэтому здесь работает правило: вопрос — пауза — ответ.
Лови ошибку. объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. В качестве награды за внимание переходящую почетную шляпу Фомы Неверующего.
Театрализация. разыгрывание сценок на учебную тему.
Вопрос к тексту.
Диалог с автором.
Комментированное чтение. школьники учатся выявлять подтекстовую информацию и контролировать себя по ходу чтения, задавая вопросы автору.
Идеальное задание. учитель предлагает выполнить дома работу по выбору учащихся.
Методические приемы для формирования коммуникативных действий на уроках литературного чтения
Используемые(приемы) Описание
«На что похож?» Альтернативный приём, раскрывающий тематическое, смысловое и структурное единство текста.
«Вырасти дерево»,
«Построй улицу»,
«Наполни домик»,
«Закрытая дверь»,
«Замочная скважина», «Камушек, брошенный в реку»,
«Фотография» Приёмы, активизирующие речемыслительную деятельность, направленную на определение темы, главной мысли, выявление микротем, составление плана, определение типа текста.
«Секреты слова» Вид работы, предполагающий наблюдение над использованием ярких, точных слов, форм слов, синтаксических конструкций; предупреждение различных речевых недочетов,выделение орфограмм по изучаемой теме.
«Раскадровка» Раскадровка – это фиксация последовательности событий в схематичных рисунках или словесное описание.
«Перефразирование» Приём, предполагающий пересказ текста «своими словами»
«Активное слушание» Запись основных опорных слов во время прослушивания текста изложения, приём способствует успешности написания изложения.
Методические приемы для формирования регулятивных действий на уроках литературного чтения
Используемые(приемы) Описание
Приём «З-Х-У (знаем, хотим узнать, узнали и осталось узнать) Стратегия З-Х-У была разработана профессором из Чикаго Донной Огл в 1986 г. Она используется как в работе с печатным текстом, так и для лекционного материала. Ее графическая форма отображает те три фазы, по которым строится процесс в технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия.
Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока.
Приём «Инсерт» Инсерт – самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления.
Приём «Инсерт» используется на стадии «осмысления». Авторами являются Воган и Эстес.
При работе с текстом в данном приёме используется два шага: чтение с пометками и заполнение таблицы «Инсерт».
Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; « – » – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы.
Приём «Создай паспорт» Прием для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (русский язык, математика, окружающий мир, литература). Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану
Пример.
Может быть использован для создания характеристик:
на литературном чтении – героев литературных произведений;
Приём «Зигзаг» Данную стратегию уместно использовать для развития у школьников следующих умений:
• анализировать текст совместно с другими людьми;
• вести исследовательскую работу в группе;
• доступно передавать информацию другому человеку;
• самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учетом интересов группы.
Пример.
Прием используется для изучения и систематизации большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) – 5 человек.
Приём «Рюкзак» Прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть – зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать “пропускаю ход”.
Пример.
я научился составлять план текста
я разобрался в такой-то теме
Приём «Вопрос к тексту» Универсальный приём, работающий на повышение интереса к учебному материалу.
Формирует:
умение содержательно формулировать вопросы;
умение оценивать границы своих знаний.
Перед изучением учебного текста ставится задача: составить к тексту список вопросов. Список можно ограничить. Например, 3 репродуктивных вопроса и 3 расширяющих или развивающих.
«Волшебные линеечки» Волшебные линеечки», описанные Г.А. Цукерман являются безобидной и содержательной формой отметки. Эта линеечка напоминает ребенку измерительный прибор. С помощью линеечек можно измерить все что угодно. Такая оценка: – позволяет любому ребенку увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребенка можно оценить как «успешного»); – удерживает учебную функцию отметки: крестик на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом предметном содержании; – помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них оценочная линеечка только в собственной тетрадке).
«Прогностическая оценка» оценка своих возможностей для решения той или иной задачи
«Задания-ловушки» Ловушкой называют задачу, заранее рассчитанную на неправильный ответ решателя.
«Обоснованный отказ от выполнения заданий» умение обнаруживать границу своих знаний, обнаруживать задания с недостающими условиями, например, методика «диктант для робота
«Многоступенчатый выбор» умение работать со столом «заданий
Прием «создание «помощника» для проверки работы» умение найти или изготовить себе «помощника», с помощью которого можно точно проверить выполненное задание, другими словами, куда можно посмотреть, чтобы точно сказать, что я выполнил это задание правильно)
Методические приемы для формирования познавательных действий на уроках литературного чтения
Используемые(приемы) Описание
Прием моделирования Позволяет включить каждого ребенка в активную читательскую деятельность и каждому ученику работать в соответствии со своими возможностями. Прием реализуется через упражнения.
расположи модели по порядку,
определи, какую структурную часть сказки прочитал товарищ,
прочти сказку и нарисуй к каждой части соответствующую модель,
прочитай сказку, определи, какая часть отсутствует, сочини её сам,
какие части сказки совпадают,
нарисуй иллюстрацию к данной части сказки,
составь несколько вопросов для самых внимательных читателей в предложенной части сказки,
соотнеси иллюстрации с моделями,
перескажи предложенную часть,
соотнеси план пересказа с моделями,
найди модель части сказки, в которой есть описание зимнего леса,
определи, из какой части сказки взяты строки,
соответствует ли отрывок сказки данной модели.
разложи модели по тексту произведения;
найди ошибку в наложении моделей на текст;
Свои примеры. ученики готовят свои примеры
Удивляй. учитель находит такой угол зрения на изучаемый материал, при котором даже обыденное становится удивительным. Речь идет о постановке проблемы на уроке, а точнее, о создании ситуации противоречия и ее осознании учениками.
Фантастическая добавка. Пересечение тем. учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой (например, переносом реального или литературного героя во времени; исключением его из произведения; добавлением нового героя и анализом того, как в этом случае будут развиваться события; рассмотрением ситуации с необычной точки зрения, например, глазами инопланетянина или древнего грека).
Дай себе помочь учитель максимально использует ситуации, в которых ученики могут ему помочь.
Повторяем с контролем. ученики составляют списки контрольных вопросов ко всей изученной теме. Затем одни ученики задают свои вопросы, другие (по вызову учителя или спрашивающего одноклассника) отвечают на них, ученики могут попарно отвечать на вопросы друг друга. Также можно провести конкурс списков вопросов.
Опрос «по цепочке». учитель жестом прерывает рассказ одного ученика и предлагает продолжить его другому.
Опрос-итог. в конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии.
Игры-тренинги
«Мои друзья»,
«Теремок»,
«Я возьму тебя с собой…», «Витрина». Позволяют тренировать аналитическое мышление, формировать умение выделять общие признаки путем сравнения
РаскадровкаПри чтении сказки дети карандашом или фломастером рисуют «мультик» – схематичное изображение событий, происходящих в сказке. Таким образом, на основе обобщённого восприятия, дети могут увидеть и понять логику сюжета.
Да и нет Для этого участники игры должны задавать ведущему вопросы. Единственное ограничение: вопрос должен быть таким, чтобы ведущий мог ответить «Да» или «Нет». Благодаря этому т вырабатывается умение осмысленно задавать вопросы по сюжету сказки, а впоследствии и любого другого произведения, сужая поле поиска
Хорошо – плохо Определяем для кого «хорошо», а для кого «плохо».
Чем «хорошо» и чем «плохо
Точка зрения учит детей смотреть на мир глазами других людей
Загадалкизакодированный или таинственный текст про героев этого произведения. За основу берётся модель: «кто-то сделал что-то, и получилось это», «кто-то был каким-то, и случилось что-то».
Паспорт Итогом изучения темы будет паспорт жанра.
Многоэкранная схема Формирования системного взгляда на мир. Это позволяет детям рассматривать все объекты как системы, нацеленные на выполнение определённой функции.